Вопросы малого и среднего бизнеса в здравоохранении. Предпринимательство в сфере здравоохранения

Кошелева ТатьянаНиколаевнаК.э.н., доцент кафедры ЭТиЭП СПбУУиЭ, СанктПетербург[email protected]

Малое предпринимательство как элемент накопления предпосылок становления национальной инновационной системыв условиях предстоящих преобразований здравоохранения

Аннотация–В статье рассмотренапроблема поиска модели национальной системы здравоохранения, адекватной современным реалиям общества, включающей становление малого предпринимательства в данной отрасли без ущерба для самого смысла оказания медицинских услуг, анализируются проблемы обязательного медицинского страхования, предлагаются направления повышения конкурентоспособности учреждений здравоохранения –становление малого предпринимательства, реализующего свой инновационный потенциал. Рассматриваются показатели оценки эффективности развития предпринимательских структур в сфере здравоохранения.Ключевые слова–малое предпринимательство, инновационное развитие, конкурентоспособностьмедицинских учреждений, рыночная инфраструктура, показатели оценки эффективности.

Существует много подходов к определению сущности «малого бизнеса». В широком смысле «малый бизнес» представляет собой совокупность юридических и физических лиц (в лице частных предпринимателей), самую активную их часть, не входящих в монополистические структуры. В узком смысле «малый бизнес» представляет собой коммерческое частное предприятие, основанное на предпринимательской идее, обладающее достаточно высоким риском, критерии отнесения к которым определяется соответствующими законодательными актами. Малое предпринимательство –это элемент конкурентного механизма, включающий в себя малые предприятия и индивидуальных предпринимателей, взаимосвязи между субъектами малого предпринимательства, взаимоотношения субъектов малого предпринимательства с государственными органами, а также инфраструктуру малого предпринимательства, все остальные механизмы, в том числе,производственный, ресурсный, инновационный, финансовый и т. д. присущи и функционируют только на уровне составных элементов малого предпринимательства, т. е. на уровне малых предприятий и индивидуальных предпринимателей.В странах с развитой рыночной экономикой от 50 до 90% граждан на сегодняшний день заняты в сфере малого предпринимательства . Половина ВВП США сегодня производится предприятиями малого бизнеса, но при этом малый бизнес в США также нуждается в постоянной поддержке. Это объединяет их малый бизнес с нашим российским. Малые и средние предприятия США действуют во всех сферах экономики страны: в торговле, в производственной сфере, в финансовом секторе, в консалтинге, в сфере инноваций, в области социальных услуг, в том числе и в здравоохранении. Китай входит в число крупных внешнеэкономических партнеров России, однако львиную долю деловых контактов составляют крупные компании. В этой связи необходимо понять механизмы, с помощью которых можно успешно стимулировать развитие малых и средних предприятий, обеспечивая субъектам предпринимательства благоприятные условия для ведения бизнеса, в том числе и с Китаем. По статистике, малый и средний бизнес в Китайской народной республике составляет 60% ВВП и дает 50% налогов, обеспечивает свыше 75% рабочих мест и такую же долю инноваций на производстве . Проводимые с 1978 года реформы, узаконившие в КНР «не общественную собственность», постепенно позволили сформироваться слою предпринимателей в 42 млн. человек, из которых 99,8% составляют именно представители малые и средние предприятия . С 2004 года неприкосновенность частной (необщественной) собственности закреплена в Конституции КНР, благоприятный правовой климат обеспечен рядом нормативноправовых актов, стимулирующих развитие малых и средних предприятий. Вместе с тем в КНР существует немало проблем в развитии малых и средних предприятий. Это и выживание в борьбе за рынки сбыта за счет демпинга, и нещадная эксплуатация человека и природы, и несоблюдение прав интеллектуальной собственности, и нечестность в сделках, а также недостатки кредитной системы КНР. Китайское правительство планирует в ближайшем будущем акцентировать внимание на качестве малого и среднего бизнеса, его инновационности и конкурентоспособности. В этой связи должны быть расширены специальные фонды по финансовой поддержке определенных категорий китайских коммерсантов, усовершенствовано информационноправовое сопровождение бизнеса, в том числе за границами КНР. Основными способами решения проблем развития малого и среднего бизнеса в КНР являются: непрерывность государственного участия в развитии человеческого капитала, содействие росту деловой культуры и правосознания китайских бизнесменов, а также введение жестких санкций на законодательном и административном уровнях, нацеленных на борьбу с проявлениями бюрократизма. Уровень развития малого бизнеса и активности инновационного предпринимательства определяет уровень демократизации государства и уровень развитости его экономики. Конкуренция является основным условием эффективной деятельности малых инновационных предприятий в рыночной экономике, побуждает предпринимателей постоянно повышать качество продукции и внедрять новые технологии. Малый бизнес, в том числе и инновационный, частично решает в государстве и социальные проблемы, в том числе проблемы безработицы путем самозанятости населения и его творческой самореализации. Важнейшим социальным результатом деятельности малого предпринимательства является формирование среднего класса -гаранта социальной и политической стабильности общества, а также создание новых рабочих мест, снижение уровня безработицы, социальной напряженности и экономического неравенства. Но у малого инновационного предпринимательства есть и другие преимущества, такие как:малое инновационное предпринимательствоиграет заметную роль в повышении общественной производительности труда; малое инновационное предпринимательстводинамично и подвижно в плане внедрения инноваций, чем предприятия крупного бизнеса;малоеинновационноепредпринимательствоиспользует преимущественно местные источники сырья; малые инновационные предприятиядостаточно оперативно и гибко реагируют на запросы рынка и реагируют на запросы потребителей; малое предпринимательствоиспользует только необходимые для своего функционирования и развития основные и оборотные средства (т.е. работает в режиме строжайшей экономии); малые инновационные предприятия обладают высокой приспособляемостью к изменениям рынка;относительно невысокие расходы малых предприятий на организацию и ведение предпринимательской деятельности, в первую очередь на их управление; малое инновационное предпринимательствопрактически не подвержено бюрократизации. Из 61 крупного открытия в XX в. 48 были сделаны намалых и средних предприятиях, 8085% разработок малых предприятий внедряются в течение одногодвух лет . Эффективные системы анализа состояния и развития малого предпринимательства, в том числе и оценки экологической обстановки, в процессе формирования стратегии его инновационного развития, должны отвечать трем основным принципам: превентивности, комплексности и демократичности. Принцип превентивности означает, что анализ состояния и развития малого предпринимательства проводится до принятия основных решений по реализации намечаемой деятельности, а также, что его результаты используются при выработке и принятии решений. Оценка экологической обстановки должна проводиться, в том и до принятия важнейших решений по формированию механизма экономического управления развитием малого предпринимательства, в том числе и в процессе формирования стратегии инновационного развития государства в целом и региональной экономической политики РФ в частности. Принцип комплексности подразумевает совместное рассмотрение и учет факторов воздействия намечаемой деятельности и связанных с ними изменений во всех сферах деятельности малого предпринимательства, в социальной сфере, а также в природной среде. На процедурном уровне отражением принципа комплексности является рассмотрение различных воздействий намечаемой деятельности в рамках единой процедуры, а также представление информации о них в едином документе. Принцип демократичности отражает тот факт, что анализ состояния и развития малого предпринимательства является инструментом принятия взаимоприемлемых решений и, в конечном счете, инструментом механизма экономического управления им. Предполагаемое воздействие намечаемой деятельности на внешнюю рыночную среду деятельности малого предпринимательства, затрагивает интересы потенциально неограниченного круга лиц и организаций. Инструментом защиты интересов этих сторон могут служить разного рода системы разрешений и лицензирования. Еще одно важное следствие принципа демократичности состоит в том, что для обеспечения возможности участия заинтересованных сторон, анализ состояния и развития малого предпринимательства должен проводиться в соответствии с определенными правилами, т. е. при наличии регламентированной процедуры анализа. “Демократические” процедуры анализ состоянияи развития малого предпринимательства обычно противопоставляются “технократическим”, в которых решения принимаются закрытым образом. В таких системах предполагается, что проблема воздействия намечаемой деятельности на внешнюю рыночную среду малого предпринимательства носит преимущественно научнотехнический характер, и при ее рассмотрении значимы только мнения экспертовпрофессионалов, а также компетентных лиц, принимающих решения. Отсутствие демократичности, закрытость и непрозрачность процесса принятия решения часто приводит к тому, что на практике решения в таких системах принимаются на основе неформальных переговоров и соглашений с участием отдельных, наиболее влиятельных заинтересованных сторон. В результате нередко страдает объективность анализ состояния и развития малого предпринимательства, что негативно влияет на весь процесс формирования стратегии его инновационного развития.В совсем недалеком будущем (68 лет), как обещает нам руководитель государства, Россия станет страной, которая поднимется на 20 место (со 112) в рейтинге «Doing business» Всемирного банка . Это будет подтверждаться и тем, что в малом бизнесе будет 50% занятых. В условиях предстоящих преобразований системы здравоохранения Российской Федерации крайне актуальной остается проблема поиска модели национальной системы здравоохранения, адекватной современным реалиям общества, включающей становление малого предпринимательства в данной отрасли без ущерба для самого смысла оказания медицинских услуг. Существует множество классификаций систем здравоохранения, однако, как правило, эксперты сводят их к трем классическим моделям Бисмарка (немецкая), Бевереджа (английская) и Семашко (советская) . В настоящее время системы здравоохранения развитых стран не укладываются ни в одну из этих моделей. Реформы эволюционируют, заимствуя друг у друга идеи и отдельные элементы. Современные системы здравоохранения стали, по сути, настолько сложными, что, порой, трудно сказать, какая модель взята за основу.Конкурентоспособность медицинских учреждений рассматривается с позиций взаимодействия внутри отрасли с медицинскими организациями, выступающими в роли реальных конкурентов, а также в рамках самостоятельной деятельности учреждения, в сфере его внутренней среды. В проблеме формирования предпринимательских структур в сфере оказания медицинских услуг и управления ими в условиях становления конкурентной среды необходимо учитывать негативную роль существующих стимулов в современной российской системе здравоохранения, способствующих развитию непродуктивной конкуренции. Среди важнейших факторов, порождающих обозначенную проблему и не позволяющих сформировать конкурентную среду в медицине, можно назвать :многоуровневую систему посредников оказания медицинских услуг (государство, федеральный и территориальные фонды обязательного медицинского страхования, страховые медицинские организации, администрации лечебнопрофилактических учреждений, врачи);противоречивые и не всегда совпадающие интересы субъектов сферы производства и потребления медицинских услуг;посредники не несут юридической ответственности за результаты лечения пациентов;отсутствие сформированных объективных показателей качества медицинской помощи, как для пациентов, так и для производителей этих услуг, а также сложность, а порой и невозможность установления однозначной взаимосвязи и взаимозависимости между ценой и качеством оказываемой медицинской услуги;недостаточная информированность пациентов об услугах и о ценах на медицинские услуги.Все вышеперечисленное подводит к мнению, что в формирующейся сфере производства и потребления медицинских услуг отсутствует основополагающая системная структура и соответствующие рыночные отношения субъектов такой системы, позволяющие практически реализовать такой механизм повышения качества медицинских услуг как конкуренция. Предпринимательская деятельность в сфере здравоохранения должна опираться на собственную материальную базу, которой естественно не достаточно для стратегического развития таких специфических и достаточно дорогих услуг. Значительную поддержку становлению и развитию предпринимательской деятельности в сфере здравоохранения, особенно в таких не привлекательных для государства и крупного бизнеса сферах отрасли здравоохранения, как дома сестринского ухода, хосписы, подвижные медицинские лаборатории, психлечебницы, центры реабилитации и дома для пожилых и престарелых.В настоящее время наиболее распространенная практика деятельностиучреждений здравоохранения, получивших ограниченную предпринимательскую самостоятельность, создание подразделений для оказания платной медицинской помощи. Граница между платной и бесплатной помощью устанавливается произвольно. Свертывание общественных обязательств приобретает нерегулируемый характер. Нарушается равно выгодность разных видов услуг.Некоторые авторы считают, что наиболее перспективной формой организации учреждения здравоохранения выступает некоммерческое учреждение, работающее по договорамс органами местной власти и самостоятельно определяющее основные параметры своей деятельности. Но, по мнению автора, такая форма организации учрежденийздравоохранения не сможет эффективно развиваться. Так как в перспективе, с увеличением продолжительности жизни и повышению требований населения к качеству удлиняющейся жизни, возрастет нагрузка на лечебные учреждения и соответственно вырастут объемы оказываемых услуг по договорам, что увеличит финансовую нагрузку на местные бюджеты и без того не всегда самодостаточные и сводящие концы с концами. Поэтому, необходимо рассматривать несколько иные стратегические формы развития сферы здравоохранения, в том числе и с применением частногосударственного партнерства, о котором сегодня начали активно говорить. Но, частногосударственное партнерство также не сможет решить всех проблем, так как его основой выступают государственные программы, при решении которых государство прекращает выделение финансовых средств. И такие программы, как предупреждение и профилактика заболеваний на основе проведение постоянных обследований населения разных возрастных групп, в качестве наиболее массовых медицинских мероприятий, необходимо финансировать и организовывать на основе несколько иных взаимоотношений государства, общества и предпринимательского сектора, включая элементы рыночных взаимоотношений. В данном направлении автор предлагает рассмотреть возможность использования элементовсамоорганизующейся хозяйственной системы, использующей механизмы активизации предпринимательской активности крупных и средних предпринимателей в направлении предупреждения заболеваний своих сотрудников, а также стимулирования самих сотрудников к поддержанию своего здоровья и ведению здорового образа жизни, с целью повышения качества жизни на максимально возможный продолжительный период активной жизни.Среди мер по разгосударствлению в здравоохранении можно рассмотреть также модель индивидуальной и групповой практики. Статус предпринимательской организации могут приобретать выделившиеся из состава поликлиник независимые групповые практики или индивидуальные врачебные практики. Сохраняя обязательства по бесплатному обследованию и лечению пациентов, такие организации могут вести предпринимательскую деятельность в направлении лечебно –оздоровительных и гимнастических процедур, в направлении лечебного питания и разработки индивидуальных программ повышения качества жизни населения. Врач или бригада могут выделяться из состава поликлиники на правах арендаторов с правом выкупа арендованного имущества. Врачи могут сами набирать сестринский и вспомогательный персонал. Такая модель экономически раскрепощает врача и формирует конкурентную среду. Создание групповых и индивидуальных врачебных практик меняет роль медицинских учреждений с лечебных на оздоровительные, которые превращаются в диагностические, консультационные и обслуживающие центры.Для поддержки предпринимательской деятельности нужна особая рыночная инфраструктура отрасли: система контроля качества медицинской помощи, информационная база, система аккредитации лечебнопрофилактических учреждений, лицензирование и сертификация врачей, биржи медицинской техники, ассоциации пациентов и врачей, больниц.В условиях предстоящих преобразований в системе здравоохранения возникает необходимость в усилении роли малого предпринимательства, в первую очередь его инновационной составляющей, в деятельности страховых компанийна рынке медицинских услуг. Также возникает необходимость организации эффективного взаимодействия лечебнопрофилактических учреждений не только со страховыми компаниями, но и с самими потребителями медицинских услугпутём разработки механизмов для потребителя по контролю качества предоставляемых ему услуг.Такими механизмами могут выступать выбор потребителем того или иного лечебного учреждения, того или иного медицинского персонала в данном лечебном учреждении, а также уровень повторных обращений к одному и тому же врачу или иному медицинскому персоналу одним и тем же потребителем по одному и тому же вопросу за определенный период времени в сравнении с такими же обращениями в иные лечебные учреждения или к иному медицинскому персоналу. Развитие таких механизмов в рамках обязательного медицинского страхования(ОМС)уже началось, но происходит настолько медленно и сложно, что можно отметить о его практически нулевом развитии. В настоящее время основной проблемой системы обязательного медицинского страхования в РФ является недостаток финансирования, что связано в первую очередь с несбалансированностью программ обязательного медицинского страхования по видам и объемам медицинской помощи с размерами финансирования, не выполнение субъектами РФ своих обязательств за счет отсутствия оплаты страховых взносов не работающего населения, отсутствие механизмов реализации этих обязательств, не гибкий и сложный механизм управления системой обязательного медицинского страхования. Согласно Программе госгарантий на систему ОМС возлагается 85% всего объема медицинской помощи, а за счет средств региональных бюджетов –всего 15% . Фактически, в финансовом выражении это соотношение представляется как 38% и 68% соответственно. В нашей стране самый низкий тариф на медицинские услуги, в связи с чем, низкая оплата труда медицинских работников является одной из основных задач наравне с реализацией прав застрахованных; в связи с недостаточностью финансирования жители многих регионов не полностью обеспечиваются бесплатными медицинскими услугами в рамках федерального законодательства о здравоохранении. Быстрыми темпами увеличивается приток средств за счет ДМС и оказания платных услуг. Доходы лечебнопрофилактических учреждений (ЛПУ) за счет этого уже сравнялись с объемом средств ОМС, получаемых за счет взносов работодателей. В 2006 году этосоотношение составляло 1012% . На современном этапе стратегической задачей Федерального фонда ОМС является обеспечение повышения наполняемости Фонда ОМС (ФОМС), за счет чего жители регионов смогут полностью получать бесплатные медицинские услуги в рамках федерального законодательствао здравоохранении и, это будет выступать своеобразной гарантией сохранения и укрепления финансовой устойчивости территориальных программ системы ОМС в регионах, имеющих разный уровень социальноэкономического развития. За все время существования системы ОМС остается неразрешенной проблема перечисления взносов на ОМС не работающего населения. В 5 субъектах РФ задолженность прошлых лет перед Территориальным Фонд ОМС (ТФОМС) превышает 4,4 млрд. рублей, что в сумме составляет 55% к уровню задолженности в целом по РФ . В качестве основной причины данного факта можно назвать отсутствие в существующем законодательстве действенных механизмов стимулирования субъектов РФ на снижение накопленной задолженности. В настоящий момент единственной возможностью ТФОМС воздействовать на органы исполнительной власти является обращение в суд. Однако, в таком случае складывается парадоксальная ситуация, когда исполнительный директор ТФОМС, назначенный органами исполнительной власти субъекта РФ, должен выступать в суде с иском к назначившему его органу исполнительной власти субъекта РФ. На практике осуществления ОМС в субъектах РФ явно прослеживается тенденция ограничения доступа страховых медицинских организаций на данный рынок. Помимо прочего действующее законодательство ограничивает возможности расчетов страховых медицинских организаций и ЛПУ за медицинскую помощь, оказываемую за пределами места проживания больного, а также, не содержит четких критериев для разграничения обязательного и добровольного медицинского страхования,и, не устанавливает четкой границы между бесплатными и платными медицинскими услугами. Отсутствие четких дефиниций для разграничения обязательного и добровольного медицинского страхования влечет, в том числе и неблагоприятные налоговые последствия для страховых медицинских организаций, осуществляющих добровольное медицинское страхование в случае, если медицинским учреждением по договору ДМС оказана услуга, предусмотренная Программой ОМС субъекта РФ, налоговые органы могут не признать оплату данной услугив качестве страховой выплаты, а значит, и в качестве расхода страховой медицинской организации. Все перечисленные проблемы системы ОМС происходят в связи с тем, что до сих пор механизм функционирования ОМС подчинен и полностью зависит от механизма и достаточности финансирования, а более приемлемым механизмом, на наш взгляд, должна выступать организация системы ОМС на основе принципа рискового страхования. Необходимо развивать добровольное медицинское страхование на основе становления малого предпринимательства в данной сфере услуг, а конкурентоспособность можно усилить только за счет реализации инновационного потенциала малого предпринимательства в данной сфере. Инновации могут быть как организационные, инфраструктурные, так и технологические (новое современное оборудование) и лекарственные (наиболее оперативное внедрение новых лекарственных препаратов). Кроме формирования рыночной инфраструктуры отраслинеобходимо также сформировать и показатели оценки эффективности деятельности малого предпринимательства с целью анализа готовности к дальнейшему качественному росту. А также оценки уровня достаточности накопления предпосылок для становления национальной инновационной системы. По мнению многих ученых, в данном блоке помимо двух основных показателей, синтезирующих различные На сегодняшний день оценка качественной эффективности системы здравоохранения в России учитывает только некоторые аспекты качества жизни, − реальную и ожидаемую продолжительность жизни и коэффициент младенческой смертности. Но для оценки эффективности деятельности малого предпринимательства, и в первую очередь уровня реализации его инновационного потенциала, следует оценивать и показатели, отражающие соотношение заболевших и поправившихся, разработанных вакцин и количество известных вирусов, уровень обеспеченности прививками и уровень выявленных заболеваний после прививок, уровень обеспеченности медицинской помощью и уровень заболеваний и смертности, уровень выявленных заболеваний на наиболее ранних стадиях, частота повторных обращений за медицинской помощью и т. д. Приведенные показатели характеризуют наличие инновационных подходов в фармацевтике и оперативную связь достижений фармацевтической науки и здравоохранения, которая может быть реализована только при помощи развития малого предпринимательства в здравоохранении. Ссылки на источники.1.Кошелева Т. Н.Стратегии развития малого инновационного предпринимательства (монография). –СПб: ГУАП, 2009. 204 с.2.Тогунов И. А.Конкуренция в здравоохранении и медицине.[Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.cfin.ru/management/strategy/health_system.shtml. [Дата обращения –05.05.12.]3.ХандриковИ.Всероссийское движение "За честный рынок". [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://bishelp.ru/vlast/vlast1/itogi150113.php. [Дата обращения –05.01.13.]4.Гордиенко С. М.Модели здравоохранения.Мед. газета "Здоровье Украины", № 76, 2003 г. Реформы здравоохранения: обязательное медицинское страхование. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://bonoesse.ru/blizzard/RPP/M/m_02.html. [Дата обращения –05.02.11]5.Постановление Правительства РФ от 28 июля 2005 г. № 461 «О Программе государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи на 2006 год»//Российская газета от 9августа 2005 г. № 1736.Донин В. М., Маркова О. П. «Обязательное медицинское страхование в Российской Федерации с различных точек зрения»// Менеджер здравоохранения, № 5, май 2006 г.7.Федеральный фонд обязательного медицинского страхования«Информационно аналитическая справка о формировании доходов по обязательному медицинскому страхованию в территориальных фондах обязательного медицинского страхования в 1 полугодии 2008 года»//Официальный сайт ФФОМС. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.ffoms.ru.

[Дата обращения –05.05.12.]

Kosheleva Tatyana Nikolaevna

Small business as an element of the accumulation of the prerequisites for formation of the national innovation system in the upcoming transformation of the health

The article considers the problem of finding the model of the national health system, adequate to modern realities of the society, including the formation of small businesses in the industry without prejudice to the very meaning of the delivery of health services, analyses the issues of compulsory medical insurance, proposed directions of increasing competitiveness of the public health institutions the formation of small businesses, realizing its innovation potential. Are considered indicators of evaluation of efficiency of business structures in the field of health.Keywords small business, innovative development, the competitiveness of medical institutions, the market infrastructure and indicators of efficiency assessment.

ШЕСТОЙ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ УКЛАД: МЕХАНИЗМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ

УЧАСТИЕ МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В РАЗВИТИИ СФЕРЫ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ

Н. О. Лаврентьева

В течение последних двадцати лет в России активно развивается малое и среднее предпринимательство в сфере здравоохранения: частные стоматологические кабинеты, диагностические и клинические центры, фирмы.

На сегодня определенный объем медицинской помощи в государственных и муниципальный учреждениях здравоохранения оказывается пациенту с гарантированным финансированием государства. Статья 41 Конституции Российской Федерации устанавливает, что медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений.

При этом помощь, выводящую за пределы объема так называемой «бесплатной» медицины, учреждение вправе оказывать пациентам на платной основе, если на это имеется разрешение Минздрава России, в связи с чем, медицинскую помощь в этих учреждениях можно назвать бесплатной лишь условно, в действительности же она страховая. Именно поэтому медицинские услуги (за исключением экстренный случаев) оказываются только при наличии у пациента полиса обязательного медицинского страхования (ОМС).

Огромную роль малое и среднее предпринимательство в сфере здравоохранения играет в процессе формирования среднего класса расширения круга работодателей, собственников, роста количества рабочих мест, создания условий, при который достойная жизнь и свободное развитие медицинских работников в большей степени обуславливается их личным вкладом в профессиональную деятельность.

Весьма ощутим вклад малого и среднего предпринимательства в экономическую сферу частной системы здравоохранения, который проявляется в создание предпосылок для развития цивилизованной конкурентной среды в медицине, препятствии монополизации медицинской деятельности, а также в стимулирование поиска новых ресурсосберегающих медицинских технологий, обеспечивающих оптимальное для потребителя сочетание цены и качества медицинской услуги.

От финансовой деятельности малого и среднего бизнеса увеличивается количество налоговых поступлений в бюджет разный уровней страны.

Малые предприятия и средние предприятия в здравоохранение, посредством создания конкурентной среды, удовлетворяют потребности в местного рынка, оказывают благоприятное влияние на ситуацию на рынке труда, повышая занятость населения.

В качестве важной характеристики развития малого и среднего предпринимательства в области здравоохранения можно выделить отраслевую специфику распределения предприятий в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре. По состоянию на 2014 год больше всего предприятий приходится на сферу стоматологических услуг населению, причем это характерно как для малый предприятий, так и для индивидуальны« предпринимателей - 41 %. Далее можно выделить сферу офтальмологии (11,5%), медицинского массажа (12,5%), гинекологии (10 %). Кроме того, более 36% малый предприятий являются многопрофильными .

На мой взгляд, предприятия малого и среднего бизнеса должны шире предоставлять свои услуги в области здравоохранения, в следующих сферах: фармацевтическое производство, производство медицинской техники и инструментов, ремонт и эксплуатация медицинской техники инструментов, специализированная оптово - сбытовая торговля (аптеки, аптечные магазины, киоски и базы), специализированные комплексы по оказанию вспомогательных услуг в стационарах (стирка белья, приготовление пищи, уборка помещений).

Новые коммерческие учреждения должны опираться на собственную материальную базу. Помимо освоенных направлений малый и средний бизнес, несомненно, может расширить

Н. О. Лаврентьева

сферу своей деятельности, создавая на коммерческой основе такие формы оказания услуг: дома сестринского ухода, хоспис, диагностический центр, подвижные медицинские лаборатории, хирургические амбулатории, небольшие коммерческие больницы, частные санатории и профилактории, центры реабилитации.

Необходимо выделить ряд проблем в сфере организации деятельности среднего и малого бизнеса в области здравоохранения.

Также оной из проблем является достаточно высокая затратность медицинского бизнеса в сочетании с его высокой подконтрольностью. Большое количество административных барьеров возникает на этапе получения лицензий.

Неравная конкуренция с государственными медучреждениями также представляет собой определенную проблему для дальнейшего развития участия малого и среднего бизнеса в области здравоохранения . Одна из реальных причин установления рыночных цен ниже стоимости в госучреждениях, оказывающих платные услуги - это зачастую наличие двойного финансирования, когда медицинское учреждение в погоне за числом клиентов в стиле классической ценовой конкуренции снижает цены, возмещая эти потери за счет бюджета или средств обязательного медицинского страхования.

Учреждения подобного рода обладает определенной возможностью устанавливать тарифы на более низком уровне по сравнению со средним рыночным уровнем, выигрывая тем самым у конкурентов, либо незаслуженно получают сверхприбыль, реальным источником которой служат не возмещенные в бюджет средства.

Следующей важной проблемой для сектора частной медицины является отсутствие льготного налогового режима. Многие медицинские центры покупают дорогостоящее оборудование, на что требуется много финансовых затрат. К примеру, если медицинский центр был создан «с нуля», то полноценно функционировать он начинает лишь к концу первого года. При этом налог на имущество и налог на прибыль платится в том же объеме. Поэтому, на мой взгляд, для полноценного развития малого и среднего предпринимательства в области здравоохранения, как для одного из социально значимых видов услуг, необходимы налоговые послабления, например, формат приоритетного инвестиционного проекта, при котором предполагаются существенные налоговые льготы.

ЛИТЕРАТУРА

1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 г.) (с учетом поправок, внесенных законами РФ о поправках к Конституции РФ 30.12.2008 г. № 6-ФЗ, 30.12.2008 г. № 7-ФЗ).

2. Амлаев К. Р. Справочник руководителя медицинского учреждения. - Ростов на/Д: Феникс, 2010. - 812 с.

3. Гнатюк А. П. Платные медицинские услуги: правовое регулирование и сложившийся менталитет. // Менеджер здравоохранения. - 2012. - № 7. С. 60-62.

4. Жижин К. С. Проблемы платности в отечественном здравоохранении // Успехи современного естествознания. - 2013. - № 3. С. 16-19.

5. Лисицын Ю. П. Общественное здоровье и здравоохранение. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2011. - 542 с.

6. Официальный сайт Департамента здравоохранения Ханты-Мансийского автономного округа - Югры [электронный ресурс]. - Режим доступа:

http://smb.gov.ru/mediacenter/bisnessnews/11514.html (дата обращения: 28.10.2015).

7. Стасенкова Я. С. Пути повышения результативности предпринимательской деятельности организации здравоохранения // Молодой ученый. - 2014. - № 8. С. 602-605.

8. Щепин О. П. Организация и экономика предпринимательской деятельности в здравоохранении. - М.: МЦФЭР, 2014. - 422 с.

Под малыми предприятиями в современном российском законодательстве понимаются коммерческие организации, в уставном капитале которых доля участия Российской Федерации, субъектов РФ, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов не превышает 25%; доля, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого предпринимательства, не превышает 25%, и в которых средняя численность работников за отчетный период не превышает следующих предельных уровней: в промышленности, строительстве и на транспорте - 100 чел.; в научно-технической сфере и в сельском хозяйстве - 60 чел.; в розничной торговле и бытовом обслуживании населения - 30 чел.; в остальных отраслях и при осуществлении других видов деятельности - 50 чел.

Коммерческие медицинские и медико-производственные организации, осуществляющие несколько видов деятельности, относятся к малым предприятиям по критериям того вида деятельности, доля которого является наибольшей в годовом объеме оборота или годовом объеме прибыли.

Под субъектами малого предпринимательства понимаются также индивидуальные предприниматели - физические лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица.

Развитие малого предпринимательства в здравоохранении объективно вписывается в общую логику процессов либерализации экономики, децентрализации и демонополизации в управлении экономикой страны. Государственная поддержка малого предпринимательства на рынке медицинских услуг и товаров медицинского назначения осуществляется по следующим направлениям:

Формирование инфраструктуры поддержки и развития малого предпринимательства;

Создание льготных условий использования субъектами малого предпринимательства государственных финансовых, материально-технических и информационных ресурсов, а также научно-технических разработок и технологий;

Установление упрощенного порядка регистрации субъектов малого предпринимательства, лицензирование их деятельности, сертификации их продукции, предоставления государственной статистической и бухгалтерской отчетности;

Поддержка внешнеэкономической деятельности субъектов малого предпринимательства, включая содействие развитию их торговых, научно-технических, производственных, информационных связей с зарубежными государствами;

Организация подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров для малых предприятий.

ФЗ «Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства» определяются правовые основы введения и применения упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства, предусматривающей замену уплаты совокупности установленных законодательством РФ федеральных, региональных и местных налогов и сборов уплатой единого налога, исчисляемого по результатам их хозяйственной деятельности за

отчетный период. Новая система применяется наряду с принятой ранее системой налогообложения, учета и отчетности, предусмотренной законодательством Российской Федерации. Право выбора системы налогообложения, учета и отчетности, включая переход к упрощенной системе или возврат к принятой ранее системе, принадлежит субъектам малого предпринимательства.

Организациям, применяющим упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности, предоставляется право оформления первичных документов бухгалтерской отчетности и ведения книги учета доходов и расходов по упрощенной форме, в том числе без применения способа двойной записи, плана счетов и соблюдения иных требований, предусмотренных действующим положением о ведении бухгалтерского учета и отчетности.

Действие упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности распространяется на индивидуальных предпринимателей и организации с предельной численностью работающих до 15 человек (включая работающих по договорам подряда и иным договорам гражданско-правового характера).

Субъекты малого предпринимательства имеют право перейти на упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности, если в течение года, предшествующего кварталу, в котором произошла подача заявления на право применения упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности, совокупный размер валовой выручки данного налогоплательщика не превысил суммы, установленной законодательством РФ.

Медицинская (лечебно-профилактическая), фармакологическая, медикопроизводственная деятельность при всей своей специфичности и тяготении к государственным и полугосударственным формам управления - это обширное поле деятельности для малого бизнеса. В медицине широко распространены многие виды локальных, контактных услуг, оказание которых не требует создания мощных организаций, характерных для массового производства. Такие задачи медицинского обслуживания населения могут успешно решаться малыми предпринимательскими структурами, обладающими высокой оперативностью, гибкостью, чувствительностью к запросам каждого конкретного пациента.

Малое медицинское предпринимательство уже получило значительное распространение в стоматологии, продаже медицинских препаратов и средств лечения, в оказании специфических видов медицинских услуг.

Дальнейшее развитие малого предпринимательства на рынке медицинских услуг и товаров медицинского назначения связано с созданием многоуровневой системы (на федеральном, региональном и местном уровнях) поддержки малого медико-производственного предпринимательства на основе рационального сочетания расширения полномочий региональных и местных органов власти в данной сфере с определением четкого круга общефедеральных гарантий и способов их обеспечения.

Политику поддержки и развития малого медико-производственного предпринимательства необходимо осуществлять на основе реализации программ, предусматривающих:

Развитие законодательной и информационной базы, формирование инфраструктуры по поддержке и развитию малого предпринимательства;

Совершенствование научно-методического и кадрового обеспечения развития малого предпринимательства в здравоохранении;

Привлечение на конкурсной основе негосударственных медицинских организаций и частнопрактикующих врачей к работе в системе ОМС и к выполнению муниципальных заказов (при условии обеспечения действенного контроля за их финансово-хозяйственной деятельностью и объемом и качеством оказываемых ими медико-санитарных услуг);

Создание и активное использование конкурсно-договорных механизмов льготного кредитования субъектов малого предпринимательства;

Развитие арендных отношений, связанных с предоставлением субъектам малого медицинского предпринимательства в аренду и в лизинг основных средств, находящихся в государственной и муниципальной собственности.

Главная цель разработки программ развития и поддержки малого медикопроизводственного предпринимательства - своевременное выявление и устранение проблем функционирования субъектов малого предпринимательства на рынке медицинских услуг и товаров медицинского назначения. В соответствии с этим достижения множества подцелей (частных целей) главной цели программы способствуют количественным и качественным изменениям в эффективности, структуре и потенциале малого медикопроизводственного предпринимательства, направленным на устранение несоответствия между желаемым и фактическим значением характеризующих их параметров.

Вопросы для повторения

1. Какие коммерческие предприятия (организации) принято называть малыми?

2. Каковы направления государственной поддержки субъектов малого предпринимательства в медицине?

3. В каких областях, сферах медицинской, медико-производственной деятельности находит свое приложение малое предпринимательство?

ПЛАНИРОВАНИЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. БИЗНЕС-ПЛАНЫ

В процессе предпринимательской деятельности предпринимателям приходится разрабатывать и осуществлятьпредпринимательские проекты, представляющие собой программу действий, мер по реализации предпринимательского замысла. В медицинской и медико-производственной деятельности это могут быть проекты организации предоставления медицинских услуг, оказания отдельных видов медицинской помощи, создания лечебных центров, производства и продажи лекарственных средств, медицинской техники, проведения медицинских консультаций, развития негосударственных форм образования.

Схема осуществления предпринимательского проекта изображена на рис. 54.

Основу каждого предпринимательского проекта всегда составляет коммерческая идея, которая в дальнейшем трансформируется в конкретный

Рис. 54. Этапы осуществления предпринимательского проекта

замысел. Обдумывая замысел проекта, предприниматель уточняет характеристики продукта проекта (медицинской услуги или товара медицинского назначения), оценивает, какое количество этого продукта он сможет произвести и продать, определяет связанные с этим затраты, сопоставляет их с ожидаемой прибылью и в итоге делает вывод о целесообразности или нецелесообразности его осуществления.

На следующем этапе замысел предпринимательского проекта продолжает конкретизироваться, превращаясь в подробныйплан действий - бизнес-план. Формирование замысла и бизнес-планирование являются последовательно-параллельными процедурами. Начинать планирование можно и до окончания формирования замысла, но при этом нужно учитывать, что любое изменение замысла может так или иначе отразиться на бизнес-плане, а отдельные результаты, полученные на этом этапе планирования, могут, в свою очередь, оказать существенное влияние на замысел проекта и даже заставить отказаться от его реализации.

Серьезная проверка замысла проекта и основных положений бизнесплана начинается уже на этапе заключения контрактов. Независимо от вида деятельности в процессе осуществления каждого проекта предпринимателю приходится подписывать множество разных договоров с обладателями необходимых ему факторов предпринимательства и покупателями производимых им товаров и услуг (договоры поставки, купли-продажи, аренды, подряда, трудовые договоры). Предварительные соглашения с поставщиками основных факторов предпринимательства и потребителями готовой продукции следует заключать как можно раньше, желательно еще до начала осуществления проекта, чтобы получить относительные гарантии того, что реализация проекта не сорвется вдруг из-за отсутствия, к примеру, какой-то весьма простой и дешевой, но крайне нужной детали, и вся произведенная предпринимателем продукция найдет своего покупателя. Проблемы, возникающие на этапе заключения контрактов, в дальнейшем, как правило, все более усугубляются и в результате могут стать причиной провала предпринимательского проекта.

Этапу производства продукта предпринимательского проекта предшествует начальная стадия этапа ресурсного обеспечения проекта. На этой стадии, в соответствии с технологией каждого конкретного производства, накапливается достаточное количество производственных запасов, которые затем, на следующем этапе осуществления проекта, преобразуются в готовую продукцию. Пополнение производственных запасов производится в сроки, установленные заключенными ранее контрактами, или по мере необходимости.

При планировании ресурсного обеспечения проекта важно правильно оценить потребность в производственных запасах. Недостаток производственных запасов может привести к простоям и даже полной остановке всего производственного процесса, а их избыток - к дополнительным непроизводительным расходам. Таким образом, своевременно заключенные и правильно составленные контракты, обеспечивающие планомерное поступление ресурсов, позволяют экономить и время, и деньги.

Рассмотренные этапы осуществления предпринимательской деятельности являются лишь прелюдией к главному -производству и реализации продукта предпринимательского проекта (товаров и услуг). Приоритет в рыночных условиях хозяйствования принадлежит отнюдь не производству, а реализации (продаже) произведенного продукта. От того, какое количество продукта и по какой цене удастся реализовать, а также в какие сроки это будет сделано, зависят в конечном счете судьба предпринимательского проекта, его эффективность и прибыль, которую он принесет предпринимателю.

Осуществление предпринимательских проектов проводится чаще всего на основе разрабатываемых с этой целью бизнес-планов.

Бизнес-план - это заранее намеченная, практически осуществимая система согласованных, взаимоувязанных во времени предпринимательских действий, обеспечивающих достижение целей предпринимательского проекта.

Бизнес-план предпринимательского проекта выполняет две основные

Помогает предпринимателю оценить рациональные масштабы и ожидаемые результаты проекта;

Способствует достижению взаимопонимания между предпринимателем и его компаньонами, коммерческими партнерами и внешними инвесторами, заинтересованными в реализации данного проекта.

Примерная структура бизнес-плана

1. Введение (обзорный раздел).

2. Историческая справка (описание участников проекта).

3. Описание предпринимательского проекта.

4. Описание продукта предпринимательского проекта.

5. Результаты исследования рынка сбыта продукта предпринимательского проекта.

6. Маркетинговая стратегия.

7. Организация производства продукта предпринимательского проекта.

8. Управление проектом.

9. Кадровое обеспечение проекта.

10. Финансовый план.

Введение и историческая справка. Введение (обычно занимающее не более 2 страниц) - самый важный раздел бизнес-плана; в этом разделе должны содержаться основные сведения о бизнес-проекте, представляющие наибольший интерес для потенциальных инвесторов. Как показывает предпринимательская практика, от того, насколько полно и убедительно во введении продемонстрированы главные достоинства предпринимательского проекта, во многом зависит, пожелает ли кто-нибудь когда-нибудь его финансировать, принять участие в его осуществлении.

Второй раздел бизнес-плана - историческая справка - посвящен описанию инициаторов и основных участников проекта, которыми могут быть как коммерческие и некоммерческие организации, так и индивидуальные предприниматели. Главная цель этого раздела - убедить компаньонов и потенциальных инвесторов в том, что при таком составе участников данный проект будет успешно осуществлен. Поэтому полезно указать несколько экономических показателей, привести ряд фактов, положительно характеризующих участников проекта. В частности, для врачей частной практики большое значение могут иметь, к примеру, сведения о профессиональном образовании, наличии ученой степени и ученого (почетного) звания, научных публикаций, предыдущем опыте работы, для коммерческих организаций - упоминание о проектах, в которых они принимали участие.

Описание предпринимательского проекта содержит самые общие сведения о проекте в целом, обоснование проектного замысла, цели и задачи проекта, ожидаемые результаты, оценку эффективности, перечень основных видов ресурсов, требуемых для осуществления проекта, включая инвестиции, и источников их получения.

Описание продукта предпринимательской деятельности. Рассказывая о продукте проекта, особое внимание следует обратить на его особенности и элементы новизны, наиболее значимые, с точки зрения потребителя; подчеркнуть его преимущество перед другими аналогичными продуктами. В случае если продукт является объектом интеллектуальной собственности (например, изобретение, компьютерная программа или база данных, новое лекарство, ноу-хау), необходимо заранее предусмотреть возможность его правовой охраны и оговорить условия распределения прав на него между участниками проекта. Продукт в виде медицинской услуги должен быть представлен его содержанием, качеством, полезностью, преимуществами.

Исследование рынка сбыта продукта предпринимательского проекта. Главными задачами исследования рынка сбыта продукта предпринимательского проекта являются:

Определение круга продавцов и потенциальных потребителей указанного продукта;

Проведение анализа спроса и предложения на рынке медицинских услуг и товаров медицинского назначения и определение факторов, влияющих на их соотношение.

В процессе исследования рынка медицинских услуг и товаров медицинского назначения можно выделить следующие основные этапы:

1. Постановка задачи исследования и определение характера и количества необходимой информации.

2. Сбор информации.

3. Анализ собранной информации.

4. Использование полученных результатов.

Разработка маркетинговой стратегии. Определение маркетинговой стратегии сводится к выбору одного из следующих концептуальных подходов к организации предпринимательской деятельности:

Концепция совершенствования производства;

Концепция совершенствования товара;

Концепция интенсификации коммерческих усилий;

Концепция маркетинга;

Концепция социально-ориентированного маркетинга.

Возможен также подход, основанный на комбинации перечисленных стратегий.

К важнейшим элементам маркетинговой стратегии относится стратегия ценообразования.

Организация производства продукта, предусмотренного проектом. Этот раздел бизнес-плана необходим прежде всего при планировании производственного предпринимательства, однако если воспринимать производство широко, имея в виду выпуск товаров, оказание услуг, выполнение работ, создание материального и духовного продукта, то элементы производственной деятельности встречаются в любом виде предпринимательства. В целом раздел содержит сведения о производственных площадях, основных средствах предпринимательства, производственных мощностях, обеспечивающих выпуск запланированного объема предпринимательского продукта заданного вида и качества.

1)каковы месторасположение объектов производства и преимущества выбора этих мест;

2) какое оборудование намечается применять для производства, транспортировки, хранения, доставки продукта;

3) данные о технологии производства и используемых материалах;

4) методы достижения необходимого качества, средства технологического контроля и проверки качества;

5) источники снабжения сырьем, материалами, энергией, оборудованием. Управление предпринимательским проектом требует предварительного

установления структуры органа управления, состава входящих в этот орган лиц, их функций, прав, полномочий. Одновременно осуществляется выбор методов управления реализацией проекта, способов, стимулирующих его эффективное осуществление, форм учета и контроля. Раздел «Управление проектом» включает также координационный план и план-график выполнения проектных работ. Управлять небольшими проектами может сам предприниматель, хозяин дела, но для реализации более сложных проектов приходится привлекать аппарат управления фирмой, менеджеров или создавать специальный орган управления, привлекая специалистов, консультантов, системных аналитиков.

Кадровое обеспечение проекта призвано удовлетворить потребности проекта в разных категориях работников, необходимых для выполнения круга работ, предусмотренных проектом. Производственный персонал проекта может формироваться из имеющихся работников предпринимательской организации, посредством найма новых сотрудников, посредством подготовки и переподготовки, обучения, повышения квалификации.

Финансовый раздел бизнес-плана призван дать представление о потребностях планируемых предпринимательских операций в финансовых ресурсах, источниках и способах их получения. При составлении этого раздела широко используются методы расчета затрат, расхода денежных средств.

Прежде всего определяется величина стартового денежного капитала, необходимого для развертывания планируемого бизнеса. Затем устанавливаются источники и условия получения стартового капитала, способы и сроки возвращения заимствованных денежных средств.

Исходя из прогноза объема продаж и рыночных цен на предлагаемые предпринимателем товары и услуги определяется прогнозируемая выручка

от продаж в целом и по отдельным периодам реализации бизнес-плана. Далее устанавливается расчетный уровень затрат на проведение планируемой бизнес-операции. Сопоставление доходов и затрат отражает оборот и баланс денежных средств, что следует отразить в бизнес-плане. Обычно принято производить расчет ожидаемых доходов и расходов по месяцам и оценивать на этой основе, как изменяется прибыль фирмы, предпринимателей в процессе всей бизнес-операции.

Вопросы для повторения

1. Что представляет собой предпринимательский проект? Каковы основные этапы его осуществления?

2. Зачем разрабатывается бизнес-план, какова его структура?

3. Какие данные содержит описание предпринимательского проекта и продукта в бизнес-плане?

4. Какие действия должен планировать предприниматель в части изучения рынка сбыта и разработки маркетинговой стратегии?

5. Какие меры по организации производства предусматриваются в бизнес-плане? Как организуется управление предпринимательским проектом?

6. Что означает кадровое обеспечение проекта?

7. Какие данные включает финансовый раздел бизнес-плана?

PAGE_BREAK--2. Методологический подход оценки конкурентоспособности медицинской организации

Формирование условий конкурентной среды, а, следовательно, и запуск механизмов конкурентоспособности в сфере здравоохранения России, чрезвычайно актуально как для пациентов, так и для лечебно – профилактических организаций и медицинских (врачебных) практик в современных условиях становления и эволюционного перехода к новым экономическим (маркетинговым) отношениям при производстве и потреблении медицинских услуг.

В доступной нам литературе крайне слабо представлены теоретические разработки, а тем более освещена прикладная сторона деятельности лечебно-профилактических учреждений в условиях конкурентной среды. Понятно, что наряду с иным это связано и с тем, что в отечественной системе здравоохранения до настоящего времени не созданы предпосылки и реальные условия реализации медицинской деятельности в конкурентной среде. Да и среды такой попросту сегодня в системе здравоохранения, по форме и содержанию являющейся в основном государственной, не существует.

Логично предположить, что возникновение конкуренции, практическое проявление ее в среде медицинских учреждений (врачебных практик), критерии и оценка конкурентоспособности – возможно лишь при создании условий определенной социальной среды, допускающей подобные отношения.

Условия, позволяющие сформировать и реализовать в лечебно-профилактических учреждениях (врачебных практиках) сущность конкурентоспособности, формируются определенным набором управленческих решений на уровне государственного регулирования, законодательных инициатив, реализации ряда административно-управленческих и организационных мероприятий; при решении необходимых исследовательских, экономических и информационных задач и пр.

Конструирование организации для оптимального функционирования в конкурентной среде должно обеспечиваться формами и методами высокой степени формализации, моделями управленческих решений и практическими мероприятиями, подкрепленными научно-обоснованными доказательствами, а не сентенциями.

Структурно-функциональная модель лечебно-профилактического учреждения (медицинской практики) как субъекта рынка медицинских услуг, а, следовательно, наделенного функцией конкуренции, должна заключать в себе элементы системы, характеризующие эту организацию именно с точки зрения ее конкурентоспособности.

Необходимо признать, что, характеризуя медицинское учреждение категориями «конкуренция», «конкурентоспособность», исследователь, в первую очередь, детерминирует взаимодействие такой организации с иными конкурирующими субъектами, либо соотносит продукцию данной организации (в данном контексте – медицинскую услугу) с подобной продукцией по степени конкурентоспособности.

В классической теории методологические подходы к оценке и управлению конкуренцией и конкурентоспособностью в организации вообще разработаны довольно глубоко.

В приложении к медицинской деятельности отечественных лечебно-профилактических учреждений такие исследования крайне скупы, не считая некоторых разработок зарубежных авторов, в основном опирающихся на исследования своих национальных систем здравоохранения. Скорее всего, подобное состояние исследовательской мысли связано с реальным отсутствием практических объектов хозяйственной деятельности системы здравоохранения, наделенных конкурентной сущностью.

Лечебно-профилактическое учреждение, функционирующее вне конкурентной среды, в силу определенных своих целевых функций (в широком понимании – оказание медицинской помощи) вполне может быть успешно жизнедеятельной, не обладая свойствами, которые могли бы характеризовать такую организацию как конкурентоспособную.

Только рыночная среда, только специфические экономические взаимоотношения требуют от субъектов, функционирующих в такой среде, качественно новых связей и характеристик, качественно иной структурно-функциональной значимости – условно обозначаемой нами как маркетинговая сущность.

Медицинские учреждения (медицинские практики) для полноценной, упорядоченной и законной деятельности в условиях совершенной конкуренции должны быть структурно и функционально подготовлены к такой экономической сущности рыночных взаимоотношений.

В самом широком понимании, методологически конкурентоспособность медицинского учреждения (врачебной практики) может быть рассмотрена и оценена с двух позиций: во-первых, в границах взаимодействия с подобными себе организациями, выступающими в роли реальных конкурентов, во-вторых, что более важно, – в рамках самостоятельной деятельности учреждения, в сфере его внутренней среды. Отсутствие на практике сформированной конкурентной среды в отечественном здравоохранении делает бессмысленным исследование двух и более субъектов системы, как конкурентов.

Поиск и исследование определенных критериев конкурентоспособности внутри самого лечебно-профилактического учреждения (врачебной практики), это путь, который по-нашему убеждению, сегодня наиболее доступен и результативен в плане выработки и реализации управленческих решений по организации опережающего («реактивного») производства медицинских услуг. В перспективе, при становлении реальной конкурентной среды на рынках медицинских услуг, такие лечебно-профилактические учреждения (врачебные практики) изначально будут обладать высокой степенью конкурентоспособности.

Опираясь на известные модели, отображающие суть рыночных взаимоотношений между врачом и пациентом, нами выделен ряд характеристик, посредством которых с высокой степенью достоверностью описывается состояние медицинской организации (врачебной практики), состояние, определяющие уровень возможной конкурентоспособности этой организации (врачебной практики). (Таблица 2).
Таблица 2. Характеристики состояния медицинской организации (врачебной практики), определяющие уровень конкурентоспособности

В основе предлагаемой системы, позволяющей с определенной вероятностью установить степень конкурентоспособности конкретного лечебно-профилактического учреждения (врачебной практики), заложена высокая степень формализации.

Функции, определяющие уровень конкурентоспособности лечебно-профилактического учреждения (врачебной практики) могут быть описаны и описываются конкретными состояниями и параметрами и, в следствии этого, могут служить объективными характеристиками оценки медицинской организации (врачебной практики) по степени конкурентоспособности как без связи с другими конкурирующими субъектами, так с высокой долей точности ранжирования при сравнении с иными медицинскими учреждениями, производящими и предоставляющими однопрофильные с конкурентами медицинские услуги.
продолжение
--PAGE_BREAK--3. Специфика категории прибыль на рынке медицинских услуг

Прибыль (уровень прибыльности), как полученный доход от оказанных медицинских услуг, может являться одним из регуляторов на рынке совершенной конкуренции. Обязательным условием проявления и действия этого регулятора является абсолютная свобода входа и выхода в среду конкуренции всех без исключения субъектов медицинской деятельности. Такая возможность должна быть обеспечена рядом условий формирования конкурентной среды на рынках медицинских услуг .

Как правило, понимание прибыли отождествляется с доходами.

Из множества определений прибыли остановимся на следующем: прибыль – это разность между всеми поступлениями предприятия и всеми издержками, связанными с производством и продажей его товаров и услуг .

В рассуждениях о рынке медицинских услуг и некой его саморегуляции, приводящей к желаемому целевому и экономическому оптимуму медицинской помощи на уровне конкретного пациента, лечебного учреждения (врачебной практики) либо отрасли в целом, всегда подразумевается совершенная конкуренция, соотнесенная со степенью эффективности.

Понятия «эффективность медицинской помощи», «эффективная медицинская услуга» – подразумевают некий оптимум интегрированной деятельности лечебного учреждения, медицинского работника, врачебной практики внутри цеха производства медицинских услуг .

Оптимум в условиях конкуренции медицинских услуг – это качество медицинской помощи, характеризующееся, помимо прочего, с экономических позиций своеобразным равновесием, целесообразно минимальным уровнем издержек медицинских технологий, справедливым распределением ресурсов, отсутствием дефицита и излишков ресурсов, отсутствием сверхприбылей и убытков.

Иными словами, характеризуя оптимум производства и предоставления медицинских услуг, т.е. высокое качество медицинской помощи, наряду с чисто медицинскими критериями (выздоровление, улучшение, облегчение страданий и пр., что напрямую соотносится с личностью пациента), исследователь не должен упускать из виду экономические параметры. Такими экономическими параметрами характеризуются равновесие либо дисбаланс между затратами и издержками внутри самой системы здравоохранения или учреждения, производящего медицинские услуги.

Удовлетворение спроса в одном и том же виде потребной медицинской услуги в прикладном плане может реализовываться в рамках широкого спектра медицинских процедур с различным набором технологий, материального, финансового и кадрового потенциала, а, следовательно, и различными интегрированными стоимостными характеристиками такой деятельности.

При этом конкретный конечный результат (сохранение жизни, выздоровление, облегчение страданий, профилактика и пр.) при всем многообразии возможных медицинских технологий, соответствующих конкретной медицинской потребности, в прикладном плане может оказаться однозначно результативным для конкретного пациента.

Вполне понятно, что в рациональной деятельности (исключая чрезвычайные ситуации), следуя разумной логике, недопустимо чрезмерное расходование материальных ресурсов, персонала и технологий. Хотя любое производство не мыслимо без издержек.

В буквальном смысле – издержки (англ. Expenses) представляют собой совокупность перемещений финансовых средств, оказывающих воздействие на эксплуатацию и структуру предприятия .

В системе производства медицинских услуг важно не наличие самих издержек, а их структура и уровень. В хозяйственной деятельности современных учреждений систем здравоохранения в России высока доля структур с высокими издержками производства.

Детально проанализированное формирование издержек при производстве медицинских услуг позволяет в сфере здравоохранения выделить затратные участки (англ. Cost Centre), подразделяя их на «оперативные» и «структурные».

Сравнивая долю таких затратных участков в соизмеримых субъектах производства медицинских услуг можно говорить о некой степени рентабельности медицинского учреждения (врачебной практики), а, следовательно, связать рентабельность не только с эффективностью и качеством оказания медицинской помощи, но с характеристиками прибыльности.

Отсюда, по всей видимости, существуют границы своеобразной «рентабельности» предоставления конкретной медицинской услуги, в рамках которых издержки по производству этой услуги соизмеримы с конкретными параметрами медицинской деятельности, включая соответствующие обеспечение этой деятельности и необходимые технологии.

Совокупные затраты на проведение медицинских процедур в самом широком смысле, как форме удовлетворения медицинских потребностей пациента, и желаемый результат в рамках удовлетворенного медицинского спроса, находятся в неком разумном равновесии.

Как известно в экономике, такое равновесие удовлетворяется тремя условиями :

1. предельные издержки при оказании медицинской помощи должны быть равны краткосрочному предельному доходу и цене медицинской услуги (в контексте этой статьи нами не рассматриваются источники оплаты медицинской услуги) – [данный тезис описывается формулой Р=МR=МС , где Р – предельные издержки, МR – краткосрочный предельный доход, МС – предельная цена];

2. каждое лечебно-профилактическое учреждение (врачебная практика) условно удовлетворены объемами предоставляемой медицинской помощи и использованием мощностей и ресурсов для производства медицинских услуг в рамках этих объемов (краткосрочные средние совокупные издержки [АТСmin ] равны наименьшим возможным долгосрочным средним издержкам [LATCmin ] – [АТСmin= LATCmin ];

3. каждое лечебно-профилактическое учреждение (врачебная практика) получают нулевую экономическую прибыль при наивысшей степени качества медицинской помощи, т.е. сверхприбыль не образуется, а поэтому нет новых ЛПУ (врачебных практик), желающих войти в систему здравоохранения (на рынок медицинских услуг) либо покинуть эту отрасль [Р=АТСmin ].

В интегрированном виде эти три условия представлены следующим равенством:

Р=МR=МС= АТСmin= LATCmin
Следует заметить, что уровень такого равновесия может нарушаться в сторону увеличения прибыли не обязательно действиями медицинского учреждения (врачебной практикой) за счет сокращения производственных издержек, а вполне обуславливается соответствующим спросом пациента с его возможностями, определенными платежеспособностью в соответствующем сегменте рынка.

Характерная особенность медицинской (врачебной) деятельности по производству и реализации медицинских услуг заключается в том, что сфера прибыльности данного производства находится не во внешней среде в границах «производитель-потребитель», а во внутренней среде предприятия, в области амортизации всех возможных средств и технологий производства медицинских услуг.

Реализация целевых задач медицинского учреждения (врачебной практики) в рамках прибыльности, как одной из сущностей маркетинговых отношений в сфере производства и потребления медицинских услуг, в первую очередь связана с управлением ресурсами, и в наибольшей степени – средствами производства медицинских услуг.

Формирование и реализация стратегии ресурсосбережения на всех уровнях технологической цепочки производства и предоставления медицинских услуг, может с высокой степенью характеризовать медицинское учреждение (врачебную практику) как с точки зрения рентабельности, так и с позиций конкурентоспособности.

Как известно, рентабельность основных средств зависит от степени их использования. Для развития современной экономики характерно возрастающее применение основных средств, что при невысоком уровне их ликвидности создает фактор негибкой экономики.

Таким образом, вектор прибыли в сфере производства и потребления медицинских услуг для медицинского учреждения (врачебной практики) в первую очередь, лежит в плоскости сокращения издержек производства медицинских услуг за счет эффективной амортизации основных средств.
4. Основные цели и задачи Базовой программы поддержки развития частной системы здравоохранения в городе (районе)(далее Программы)
Целью Программы является обеспечение условий для поддержки и развития частной системы здравоохранения в городе (районе) путем повышения качества и эффективности мер, принимаемых местной администрацией. Для повышения качества и эффективности поддержки частной системы здравоохранения необходимо обеспечить на муниципальном уровне решение организационных, методических и аналитических задач, организовать обучение и информационное обеспечения кадров, разработать меры финансовой поддержки субъектов частной системы здравоохранения. Особую роль в этой работе играет созданная на муниципальном уровне инфраструктура по поддержке предпринимательства – Фонд поддержки предпринимательства. При его участии необходимо объединить усилия крупных промышленных предприятий, общественных организаций, представителей законодательной и исполнительной властей, правоохранительных органов, направленные на развитие и поддержку частной системы здравоохранения.
продолжение
--PAGE_BREAK--Система программных мероприятий
Программные мероприятия определены на основе анализа современного состояния и тенденций развития частной системы здравоохранения на муниципальном уровне. Мероприятия по реализации Программы систематизируются по следующим приоритетным направлениям:

Информационное обеспечение субъектов частной системы здравоохранения и инфраструктуры поддержки малого предпринимательства.

Нормативно-правовое обеспечение деятельности субъектов частной системы здравоохранения;

Развитие инфраструктуры поддержки субъектов частной системы здравоохранения.

Разработка и развитие прогрессивных финансовых и имущественных технологий поддержки субъектов частной системы здравоохранения.

Развитие инфраструктуры частной системы здравоохранения. Поддержка частной системы здравоохранения в сфере применения ресурсосберегающих новых медицинских технологий.

Научно-методическое, техническое обеспечение подготовки кадров для осуществления деятельности в частной системе здравоохранения.

Продвижение медицинских услуг, оказываемых частнопрактикующими врачами и частными медицинскими организациями на муниципальный, региональный и международный рынки. Взаимодействие со средствами массовой информации и пропаганды.
Информационное обеспечение субъектов частной системы здравоохранения и инфраструктуры поддержки малого предпринимательства
Существенной проблемой частной системы здравоохранения на муниципальном уровне является слабая обеспеченность ее субъектов деловой и правовой информацией. Инфраструктура поддержки предпринимательства также испытывает серьезные недостатки в получении и обработке необходимой информации для анализа и прогнозирования рынка товаров, работ и услуг.

Для облегчения доступа к информации субъектов частной системы здравоохранения на муниципальном уровне необходимо оснастить их компьютерами, программным обеспечением, базами данных и подключить к сети Интернат.

Для создания доступных любому представителю частной медицины информационных баз данных, содержащих сведения делового характера о законах, налогах, конкурентах, возможных партнерах, клиентах, внешних и внутренних факторов, влияющих на состояние рынка медицинских услуг. Необходима модернизация, пополнение и техническое сопровождение существующих баз, организация новых информационных массивов, обеспечение экономичного доступа субъектов частной системы здравоохранения к данным массивам информации за счет расширения сетей. Выполнение данной задачи должны взять на себя организации, специализирующиеся на сборе и обработке информации.
Нормативно-правовое обеспечение деятельности субъектов частной системы здравоохранения
С целью создания благоприятных условий для развития частной системы здравоохранения необходимо дальнейшее совершенствование нормативно-правового обеспечения деятельности субъектов малого предпринимательства. В данном направлении Программой предусматривается совместная разработка и экспертиза нормативных правовых актов органов местного самоуправления, затрагивающих интересы представителей частной медицины.

Для устранения необоснованного административного вмешательства в деятельность субъектов частной системы здравоохранения, связанных с неоправданными согласованиями, разрешениями, контрольными проверками, Фонду поддержки предпринимательства необходимо внести предложения в муниципальные органы исполнительной власти об изменении положений контролирующих, согласующих и выдающих разрешения организаций, что будет способствовать упрощению вышеперечисленных процедур.

Для снижения влияния необоснованного административного вмешательства на деятельность субъектов частной системы здравоохранения необходимо объединить усилия общественных организаций и иных некоммерческих организаций, представителей законодательной и исполнительной властей, правоохранительных органов в работе, направленной на поддержку представителей частной медицины.

Благоприятные условия для развития частной системы здравоохранения должны создаваться одновременно на муниципальном, региональном и федеральном уровнях, поэтому необходимо участие представителей частной медицины муниципального образования в нормотворческой деятельности на федеральном и межрегиональном уровнях, в работе Первой общероссийской ассоциации врачей частной практики и Союзе частных клиник России.
Развитие инфраструктуры поддержки субъектов частной системы здравоохранения
Для инфраструктуры поддержки субъектов частной системы здравоохранения большое значение имеет ее развитие на муниципальном уровне. Это могут быть фонды финансовой поддержки и бизнес центры, информационно-консультационные центры и школы начинающих предпринимателей, общественные и некоммерческие организации субъектов частной системы здравоохранения, союзы финансовой взаимопомощи и взаимных гарантий, товарищества по совместной аренде производственных помещений и оборудования. Организация и деятельность муниципальной инфраструктуры поддержки частной системы здравоохранения должны осуществляться в тесном взаимодействии с территориальным Департаментом развития предпринимательства.

Важным элементом инфраструктуры поддержки частной системы здравоохранения является муниципальный бизнес-центр частнопрактикующих врачей. Бизнес-центр позволяет обеспечивать начинающих частнопрактикующих врачей правовой, экономической, профессиональной консультационной помощью, проводить обучение без отрыва от предпринимательской деятельности, предупреждать и вовремя исправлять его ошибочные действия врачей частной практики. Целесообразно организовывать работу бизнес центра частнопрактикующих врачей на базе одного или группы действующих субъектов частной системы здравоохранения в муниципальном образовании.

Оказание финансовой поддержки за счет средств местного бюджета при организации муниципального бизнес центра частнопрактикующих врачей производится на долевой конкурсной основе. При этом указанные средства могут направляться на предоставление оргтехники и оборудования, подключение к сети Интернет, ремонт помещения и на приобретение основных средств.
продолжение
--PAGE_BREAK--

Как известно, предпринимательство является важнейшим звеном рыночной системы хозяйства. От того на сколько развит институт предпринимательства в той или иной стране зависит во многом эффективность всей национальной экономики.

Для развития предпринимательства необходимо систематическое государственное регулирование и поддержка – комплекс общих и специальных мер экономического, правового и административного характера, направленных на создание благоприятных условий для становления и самостоятельного развития национального предпринимательства в контексте устойчивого социально-экономического развития страны.

Необходимый комплекс форм и методов государственного регулирования предпринимательской деятельности представлен на рисунке 1.

В современной России предпринимательство как особый сектор рыночной экономики окончательно не сформировался , а значит, во многом не используется его потенциал.

В настоящее время российское предпринимательство регулируется Федеральным законом N 209-ФЗ от 24 июля 2007 года «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации». С выходом этого закона с 1 января 2008 года утратил силу Федеральный закон от 14 июня 1995 года N 88-ФЗ «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации». Федеральным законом вводятся и определяются такие понятия , как:

- «субъекты малого и среднего предпринимательства»;
- «инфраструктура поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства»;
- «программы развития субъектов малого и среднего предпринимательства»;
- виды и формы поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства и инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства.

Федеральный закон предусматривает создание реестров субъектов малого и среднего предпринимательства - получателей поддержки, определяет цели и порядок создания государственными органами и органами местного самоуправления координационных и совещательных органов в области развития субъектов малого и среднего предпринимательства.

Кроме того, в данном законе приведен исчерпывающий перечень оснований для отказа субъектам малого и среднего предпринимательства в оказании поддержки, установлены особенности оказания некоторых форм поддержки.

Закон четко регулирует отношения, возникающие между юридическими и физическими лицами, органами государственной власти РФ, субъектами РФ и органами местного самоуправления по вопросам развития субъектов малого и среднего предпринимательства.

Закон устанавливает особенности правового регулирования субъектов малого и среднего предпринимательства :

  • специальные налоговые режимы, упрощенные правила ведения налогового учета, налоговые декларации по упрощенной форме по отдельным налогам и сборам;
  • упрощенные способы ведения бухгалтерского учета и составления отчетности;
  • упрощенный порядок составления статистической отчетности;
  • льготный порядок расчетов за приватизированное государственное и муниципальное имущество;
  • формы участия в процедурах размещения заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд;
  • меры по обеспечению прав и законных интересов при осуществлении государственного контроля (надзора);
  • меры финансовой поддержки;
  • меры для развития инфраструктуры поддержки;
  • иные меры, обеспечивающие реализацию заявленных законопроектом целей.

В законе указано, что для представителей малого и среднего бизнеса предусмотрен ряд льгот, в том числе применение специальных налоговых режимов. В рамках реализации региональных целевых программ «Развитие малого и среднего предпринимательства» предприятиям малого и среднего бизнеса предоставляются целевые субсидии.

Субсидии предоставляются на конкурсной основе. В приоритетном порядке государственную поддержку могут получить субъекты предпринимательства осуществляющие деятельность в следующих сферах : производственная и иновационная деятельность, жилищно-коммуникационное хозяйство, ремесленничество, сельскохозяйственная, внешнеэкономическая, туристическая деятельность.

В сложных экономических условиях поддержка малого и среднего бизнеса становится одним из приоритетов в работе органов власти. В настоящее время активно работает правительственная комиссия по развитию малого и среднего предпринимательства, а при Председателе Совета Федерации - Совет по развитию малого и среднего предпринимательства.

Государственная политика поддержки предпринимательства привела к ежегодному приросту числа предприятий малого и среднего бизнеса. На 1 января 2012 года удельный вес работников малых предприятий в общей среднесписочной численности занятых достиг уровня 12,6%.

При этом основное количество малых и средних предприятий - юридических лиц осуществляют деятельность в сфере :

Доля частной медицины на российском коммерческом рынке около 4% . Такое положение на рынке медицинских услуг вызвано не только общими проблемами развития предпринимательства в России, но и спецификой отрасли, а также противоречивой государственной политикой в области здравоохранения.

Вопрос о государственной поддержке российского предпринимательства в сфере здравоохранения является спорным , дискуссионным. Основная причина заключается в том, что с одной стороны, частная медицина - неотъемлемый атрибут рыночной экономики, с другой - субъективное неприятие предпринимательства в здравоохранении, ведь отечественное здравоохранение традиционно основано на принципе бесплатности медицинской помощи.

Так необходима ли поддержка предпринимательства в здравоохранении или достаточно ограничиться поддержкой общественного здравоохранения?

Многие исследователи утверждают: государственная поддержка предпринимательства в здравоохранении необходима, поскольку к положительным сторонам развития коммерческого здравоохранения кроме традиционных выгод от развития предпринимательства (рост занятости населения, налоговые поступления и т.д.), относятся:

Как сегодня выглядит рынок частной медицины в России , какие существуют проблемы, каким образом государство поддерживает частную медицину?

Первая особенность - медицинский бизнес имеет свою организационную специфику. По словам Сергея Коротаева, исполнительного директора Некоммерческого партнерства по поддержке и защите интересов негосударственных медицинских организаций, большинство негосударственных медицинских организаций - это детища врачей со стажем, решивших, что имеющийся врачебный опыт, позволяет им заняться предпринимательством и самостоятельно нести ответственность перед пациентом.

Вторая особенность бизнеса в медицине - отсутствие крупных инвесторов. Существующие немногочисленные компании, такие как «Медицина АльфаСтрахования» - исключения из общего правила.

Третья и четвертая особенности (отчасти объясняющие вторую) – высокая затратность медицинского бизнеса в сочетании с его высокой подконтрольностью. Мало какая сфера рынка может соперничать со здравоохранением по сложности получения лицензий, и по количеству и придирчивости проверок.

Пятая особенность - неравная конкуренция с государственными медучреждениями. Одна из реальных причин установления рыночных цен ниже стоимости в госучреждениях, оказывающих платные услуги - это зачастую наличие двойного финансирования, когда медицинское учреждение в погоне за числом клиентов в стиле классической ценовой конкуренции снижает цены, возмещая эти потери за счет бюджета или средств обязательного медицинского страхования.

Такие учреждения имеют возможность устанавливать тарифы на более низком уровне по сравнению со средним рыночным уровнем, выигрывая тем самым у конкурентов, либо незаслуженно получают сверхприбыль, реальным источником которой служат не возмещенные в бюджет средства.

Еще одной серьезной проблемой для сектора частной медицины является отсутствие льготного налогового режима. «Большинство медицинских центров закупает дорогостоящее оборудование, соответственно, требует очень серьезных вложений. Если медицинский центр создается с нуля, первые 6-9 месяцев только выстраивается его структура, полноценно функционировать он начинает лишь к концу первого года. При этом налог на имущество и налог на прибыль платится в том же объеме».

Для медицинского бизнеса, как для социально значимых услуг, необходимы налоговые послабления, например, формат приоритетного инвестиционного проекта, при котором предполагаются существенные налоговые льготы.

Принять участие в программе поддержки инноваций в рамках государственной программы поддержки предпринимательства, осуществляемой во исполнение Федерального закона «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» от 24 июля 2007 года № 209-ФЗ, частной медицине тоже сложно, поскольку патенты в медицине мало распространены.

Таким образом, в условиях медленного и неустойчивого выхода экономики из кризиса, модернизации здравоохранения, заявленной правительством, сотрудничество между бизнес-сообществом и государством в стратегических вопросах в здравоохранении крайне необходимо .