Новые принципы организации современного производства презентация. Организация производства на предприятии -основные понятия теории организации производства -основные принципы организации и функционирования производства

Урок 1. Структура современного производства.

Цель: в ходе изучения модуля вы познакомитесь с понятиями разделение труда, специализация труда, отрасль, деятельность; с видами предприятий; структурой производства ЕАО.

Изучение нового материала.

Сфера профессиональной деятельности.

Цель: формирование и углубление знаний о разделение труда, специализация труда, отрасли, деятельности

Задание: основываясь на знания, полученные на уроках географии, ответьте на тест.

1. Деятельность человека по своей профессии и специальности в определенной форме и отрасли производства — это

2. специфическая для каждой исторической эпохи система связанных между собой видов и форм трудовой деятельности — это

А) деятельность Б) профессиональная деятельность

В) специализация труда Г) разделение труда

А) деятельность Б) профессиональная деятельность

В) специализация труда Г) разделение труда

А) деятельность Б) профессиональная деятельность

В) специализация труда Г) разделение труда

А) удовлетворение потребностей производителя

Б) возникновение товарно — денежных отношений

А) материальное производство

Б) нематериальное производство

В) оба производства

А) деятельность В) кооперация

Б) отрасль Г) специализация труда

— выполните тест.

За каждый правильный ответ — 1 балл

Закрепление полученных знаний

Пользуясь материалами теста, дополнительного текста, ответьте на вопросы:

1. Запишите в тетрадь определение, что такое деятельность.

2. Запишите в тетрадь определение, что такое профессиональная деятельность. Каковы функции профессиональной деятельности.

3. От каких особенностей зависит профессиональная деятельность?

4. Можно сказать, что человек, ремонтирующий свой автомобиль или электропроводку, занимается профессиональной деятельностью?

5. Заполните схему

Сферы профессиональной деятельности

6.Чем сфера материального производства отличается от непроизводственной сферы?

7. Приведите примеры связи между материальным производством и нематериальным.

Работа самостоятельно или парами в тетради

Проверка ответов на вопросы

Виды предприятий; структура производства ЕАО.

Цель: познакомиться с видами предприятий; структурой производства ЕАО.

Используя дополнительный текст, ответьте на вопросы.

1. Назовите организационные формы предприятий.

2. Как различаются предприятия по формам собственности на орудия труда?

3. заполните таблицу: Организационные

формы предприятия

Особенности предприятия

Основываясь на знания, полученные на уроках географии, ответьте на вопросы.

1. На территории области 5 районов. Назовите районы с аграрным типом хозяйства.

2. Назовите районы с промышленно — аграрным типом хозяйства.

3. От чего зависит специализация хозяйства района?

Работа самостоятельно или парах в тетради

Работа с классом, проверка

Закрепление полученных знаний

Цель: проверить усвоение полученных знаний.

1. Чем профессиональная деятельность отличается от непрофессиональной?

2. Назовите причину появления профессиональной деятельности.

3. Назовите положительные стороны разделения труда.

4. Докажите на примерах, что специализация труда прогрессивна для экономического развития.

Работа с классом, проверка

3. Выполнить практическую работу «Описание целей деятельности, особенности производства и характер продукции, требования к квалификации работников на предприятии» любого предприятия на территории нашего района)

Дополнительный текст

Обобщив виды деятельности, свойственные всем людям, назовем основные: общение, игра, учение и труд.

Профессиональная деятельность выполняет следующие функции: создание материальных и духовных ценностей и благ, получение средств для жизни человека и общества, содействие общему и профессиональному развитию личности и окружающих, преобразование окружающей среды.

Профессиональная деятельность характеризуется присущими ей особенностями (окружение, обстановка, условия отдыха и работы, объект и предмет труда).

По результатам трудовой деятельности, продуктам труда различают две крупные сферы экономики: сферу материального производства и непроизводственную сферу.

Они являются также сферами профессиональной деятельности.

В сфере материального производства производится два вида продукции: средства производства и предметы потребления.

Непроизводственная сфера охватывает отрасли и виды профессиональной деятельности по обслуживанию населения, других отраслей экономики и управления.

Успешное овладение профессиональной деятельностью, прежде всего зависит от понимания ее содержания. Для этого необходимо получить знания по данной профессии и определенный опыт. Ошибочно считать профессиональной деятельностью временное занятие без предварительной теоретической подготовки. Не владея рациональными приемами, навыками, умениями и знаниями, он может не только не устранить неисправность, но и усугубить ее.

Успешность овладения профессиональной деятельностью зависит от мотива выбора данной профессии, профессиональной направленности и соответствия качеств личности работника выбранному им поприщу. Кроме того, в любой профессиональной деятельности существуют ограничения по здоровью.

В зависимости от юридического статуса современные предприятия в соответствии с формами собственности на средства производства делятся на: государственные, кооперативные, частные, открытые и закрытые акционерные общества, холдинги.

Предприятие — это субъект, ведущий производственную деятельность и обладает самостоятельность в принятии хозяйственных решений.

Организационные формы предприятия:

Урок 2. Формы разделения труда.

Учебный материал с указанием задания

Руководство по усвоению материала

Цель: в ходе изучения модуля вы познакомитесь с формами разделения труда, классификацией сфер профессиональной деятельности; узнаете, чем отличается понятия «профессия» и «специальность»

Внимательно прочитайте цель урока.

Повторение изученного.

Цель: проверить усвоение основных понятий и терминов по теме «Структура современного производства»

Выполните тест

Деятельность человека по своей профессии и специальности в определенной форме и отрасли производства — это

2. Специфическая для каждой исторической эпохи система связанных между собой видов и форм трудовой деятельности — это

А) разделение труда Б) специализация труда

В) профессиональная деятельность Г) деятельность

3. Форма общественного разделения труда, выражающаяся в такой организации производства, когда отдельные люди выполняют только определенные трудовые операции в процессе изготовления какого — либо продукта — это

А) разделение труда Б) специализация труда

В) профессиональная деятельность Г) деятельность

4. Творческое преобразование, совершенствование действительности и самого человека называют

А) профессиональная деятельность Б) деятельность

В) специализация труда Г) разделение труда

5. Причина появления профессиональной деятельности

А) возникновение товарно — денежных отношений

Б) удовлетворение потребностей производителя

В) преобразование окружающей среды

6. По результатам труда различают сферы профессиональной деятельности

А) материальное производство

Б) оба производства

В) нематериальное производство

7. Исторически сложившаяся совокупность предприятий, производств, организаций, характеризующаяся единством экономического назначения производимой продукции или услуги — это

А) деятельность В) кооперация

Б) специализация труда Г) отрасль

Работа самостоятельно тетради — выполните тест.

Работа с классом, проверка теста. За каждый правильный ответ — 1 балл

Изучение нового материала.

Формы разделения труда

Цель: формирование и углубление знаний о формах разделения труда; понятий «профессия» и «специальность»

1. Составьте схему «Формы разделения труда»

Формы разделения труда

2. В чем различия между профессией и специальностью и должностью?

3. Что такое классификация?

4. Перечислите основные причины в необходимости классификации профессий.

5. Составьте схему «Способы классификации профессий»

6. Запишите в тетрадь определения «профессия» и «специальность»

7. Приведите примеры профессий и специальностей.

Работа самостоятельно или парами в тетради

Работа с классом, проверка ответов на вопросы.

Закрепление полученных знаний

Цель: проверить усвоение полученных знаний.

Найдите и исправьте ошибки в таблице

Профессии

Специальности

Тракторист

Преподаватель

Литературный критик

Водитель автомобиля

Монтажник

Летчик — истребитель

Сборщик полупроводниковых приборов

Проводник вагонов международного сообщения

Продавец

Парикмахер

Учитель математики

Работа самостоятельно или парами в тетради

Проверка выполнения работы

2. Домашнее задание — записи в тетрадях

3. Выполнить практическую работу «Описание целей деятельности, особенности производства и характер продукции, требования к квалификации работников на предприятии».

Дополнительный текст

В условиях НТР, под влиянием комплексной механизации и автоматизации производственных процессов, меняется материальная основа разделения и специализации труда.

Умственный труд — труд, в процессе которого человек затрачивает преимущественно свои интеллектуальные усилия.

Физический труд — труд, в процессе которого человек затрачивает преимущественно свои физические усилия.

Отраслевое разделение труда — это разделение труда по отраслям материального (промышленность, сх, транспорт, строительство и др.) и нематериального производства (наука, образование, торговля, медицина и др.)

Предметная специализация — это специализация предприятий на изготовление однородной законченной продукции (автомобильный завод, швейная фабрика, колбасный цех и др.).

Подетальная специализация — производство отдельных частей и деталей готового продукта (например, продукция шарикоподшипникового завода, продукция карбюраторного завода, продукция шинного завода и др.).

Стадийная (технологическая) специализация — выполнение отдельных операций, частей технологического процесса (например, выпуск заготовок для машиностроительных предприятий на литейных заводах, изготовление пряжи для ткацких фабрик на прядильных фабриках и др.).

Функциональное разделение труда — специализация по функциям, которые выполняют люди на производстве (инженерно — технические работники, служащие, младший обслуживающий персонал и т.д.).

Профессиональное разделение труда — объединение работников в зависимости от профессии или специализации (токарь, бухгалтер, экономист и др.).

Квалификационное разделение труда — дифференциация работников внутри профессиональной группы в зависимости от уровня их квалификации (разряд, класс, категория).

Разделение и специализация труда — объективная основа появления профессий и специальностей. Следует различать эти понятия.

Профессия — это род трудовой деятельности, требующий специальных знаний и опыта и обеспечивающий условия существования индивида.

Профессия объединяет группу родственных специальностей. Например, профессия учитель включает специальности: учитель физики, учитель математики, учитель истории и т.д.

Специальность — более узкая область приложения физических и духовных сил человека в рамках той или иной профессии.

Должность — предусмотренное штатным расписанием служебное положение работника, определяющее его обязанности и оплату труда.

Возникает необходимость классифицировать профессии и специальности, обусловленная следующими причинами:

Существуют такие способы классификации профессий, т.е. распределение по определенным признакам:

Урок 3. Сферы профессиональной деятельности.

Учебный материал с указанием задания

Руководство по усвоению материала

Цель: в ходе изучения модуля вы познакомитесь с классификацией сфер профессиональной деятельности.

Внимательно прочитайте цель урока.

Повторение изученного.

Цель: проверить усвоение основных понятий и терминов по теме «Формы разделения труда»

1. Назовите основные формы разделения труда.

2.Определите, к какой форме разделения труда относятся приведенные предметы:

А) наука, образование, торговля, медицина

В) токарь, бухгалтер, экономист

Г) промышленность, сх, транспорт, строительство

Д) технические работники, служащие, младший обслуживающий персонал

Е) учитель, врач, продавец

Ж) производство подшипников, карбюраторов, фар

З) производство автобусов, легковых автомобилей, мебели

Работа самостоятельно тетради

проверка теста.

5б — 4б «3»

Изучение нового материала.

Цель: формирование и углубление знаний о предметах труда, .

Задание: Пользуясь материалами, дополнительного текста, ответьте на вопросы

1. По каким критериям можно классифицировать сферы профессиональной деятельности.

2. Заполните таблицу: «Характеристика сфер по предмету труда»

Предметы труда

Объекты труда

Области труда

Профессиональные качества

человек — природа

Почва, вода, лес, семена, растения, животные

человек — техника

Добыча и обработка горных пород; монтаж, ремонт техники, зданий; управление транспортными средствами

человек — знаковая система

ЭВМ, графики, индикаторы, измерительные приборы, схемы, документы, деньги.

человек — человек

Руководство людьми, воспитание, обучение, обслуживание людей (торговое медицинское)

человек — художественный образ

Художественный образ и закономерности его создания

3. Опираясь на схему расшифруйте формулу профессии ЧПФМ, состоящую из 4-х букв, где первая — тип, вторая — класс, третья — отдел, четвертая — группа профессии.

Работа самостоятельно или парами в тетради

Работа с классом, проверка ответов на вопросы.

Закрепление полученных знаний

Цель: проверить усвоение полученных знаний.

Выполните практическую работу «Определение цели, формулы своей будущей профессии». Работу оформите в виде таблицы

1.Название профессии: ———

Квалификационные

признаки

Сфера профессиональной деятельности

1. Цель труда

2. Предмет труда

3. Орудия труда

4. Условия труда

5. Результаты (продукция) труда

6. Профессиональные качества

2. Формула профессии.

Работа самостоятельно в тетради

2. Домашнее задание — записи в тетрадях

3. Учитель выборочно берет тетради на проверку.

Дополнительный текст

Сфера — предел распространения, какого — либо действия.

Сфера профессиональной деятельности — имеющая определенные границы применения отрасль (или область) труда.

Критериев классификации сфер профессиональной деятельности существует несколько.

В каждой отрасли можно выделить области профессиональной деятельности по ее направленности, т.е. по предмету труда.

Предмет труда — это, то на что направлен труд человека, на что работник воздействует, видоизменяя и приспосабливая его к удовлетворению личных и общественных потребностей.

К предметам труда относятся: природа, техника, знаковая система, человек, художественный образ.

Согласно предмету труда выделяют 5 областей профессиональной деятельности:

Сферы профессиональной деятельности можно также классифицировать по целям труда:

По орудиям труда профессии подразделяются на следующие группы:

По условиям труда профессии разделяются на следующие группы:

Классификацию сфер профессиональной деятельности можно схематично изобразить:

Условия труда:

Группа профессий

Орудия труда:

Отделы профессий

Цели труда:

Классы профессий

Предметы труда:

Ч-П, Ч-Т, Ч-З, Ч-Ч, Ч-Х

Типы профессий

Урок 4. Разделение труда. Горизонтальное и вертикальное разделение труда.

Учебный материал с указанием задания

Руководство по усвоению материала

Цель: в ходе изучения модуля вы познакомитесь с понятиями горизонтальное и вертикальное разделение труда.

Внимательно прочитайте цель урока.

Повторение изученного.

Цель: проверить усвоение основных понятий и терминов по теме «Сферы профессиональной деятельности»

1. По каким критериям можно классифицировать сферы профессиональной деятельности

2.Определите, какие профессиональные качества названы не верно:

А) Ч — природа: любовь к растениям и животным, физическая выносливость, координация движений, терпимость и настойчивость, техническое мышление, вежливость, образная память, оперативная память, наблюдательность.

Б) Ч — техника: техническое мышление, технический слух, устойчивость к монотонности, наглядно образное мышление, творческое мышление, концентрация внимания, любовь к технике.

В) Ч — человек: вежливость, честность, физическая выносливость, смелость, точность движения, художественный вкус, наблюдательность.

Г) Ч — Знаковая система: точность движения, зрительное восприятие, логическое мышление, координация движений, устойчивость к монотонности, любовь к природе, честность, любовь к людям.

3. Назовите профессию, к которой могла бы относиться данная формула: а) ТИАО

Работа самостоятельно тетради

проверка выполнения задания

Изучение нового материала.

Горизонтальное разделение труда.

Цель: формирование знаний о горизонтальном разделении труда.

Задание: Пользуясь материалами, дополнительного текста, ответьте на вопросы

1. В чем заключается главный смысл разделения труда?

2. От чего зависит эффективность работы организации?

3. Назовите виды разделения труда.

4. В чем заключается сущность горизонтального разделения труда?

5. По каким признакам производится горизонтального разделения труда. Дайте характеристику этих признаков.

Организация производства на предприятии Тема 6


  • Производственный процесс и принципы его организации
  • Типы производств и их технико-экономическая характеристика
  • Производственная структура предприятия
  • Производственный цикл и его структура
  • Методы организации производства

Промышленное производство - это сложный процесс превращения сырья, материалов полуфабрикатов и других предметов труда в готовую продукцию, удовлетворяющую потребностям рынка.

Производственный процесс - это совокупность всех действий людей и орудий труда, необходимых на данном предприятии для изготовления продукции




  • Фаза - комплекс работ, выполнение которых характеризует завершение определенной части технологического процесса и связано с переходом предмета труда из одного качественного состояния в другое.
  • Операция - часть технологического процесса, выполняемая на одном рабочем месте (станке, стенде, агрегате и т.д.), состоящая из ряда действий над каждым предметом труда или группой совместно обрабатываемых предметов

Операции различаются также в зависимости от применяемых средств труда:

  • ручные
  • машинно-ручные
  • машинные
  • автоматизированные

п/п

Принципы организации производственного процесса

Принцип пропорциональности

Принцип дифференциации

Принцип комбинирования

Принцип концентрации

Принцип специализации

Принцип универсализации

Принцип стандартизации

Принцип параллельности

Принцип прямоточности

Принцип непрерывности

Принцип ритмичности

Принцип автоматичности

Принцип соответствия форм производственного процесса его технико-экономическому содержанию


2. Типы производств и их технико-экономическая характеристика

Тип производства – совокупность его организационных, технических и экономических особенностей.

Тип производства определяется следующими факторами:

Номенклатурой выпускаемых изделий;

Объемом выпуска;

Степенью постоянной номенклатуры выпускаемых изделий;

Характером загрузки рабочих мест.


п/п

Факторы

Тип производства

Номенклатура изготавливаемых изделий

единичное

Постоянство номенклатуры

серийное

массовое

Отсутствует

Объем выпуска

Ограниченная

Закрепление операций за рабочими местами

Отсутствует

Применяемое оборудование

Частичное

Применяемые инструмент и оснастка

Универсальное

Универсальные

Универсальное +специальное (частично)

Квалификация рабочих

Универсальные +специальные

Себестоимость продукции

В основном специальное

В основном специальные

Производственная специализация цехов и участков

Технологическая

В основном низкая

Смешанная

Предметная


Производственная структура предприятия – это совокупность производственных единиц предприятия (цехов, служб), входящих в его состав, и формы связей между ними.

Производственная структура зависит от

  • вида выпускаемой продукции и его номенклатуры,
  • типа производства и форм его специализации,
  • от особенностей технологических процессов.

3. Производственная структура предприятия

  • Цех – это основная структурная производственная единица предприятия, административно обособленная и специализирующаяся на выпуске определенной детали или изделий либо на выполнении технологически однородных или одинакового назначения работ.
  • Участок – это объединенная по определенным признакам группа рабочих мест.

3. Производственная структура предприятия

В составе предприятия выделяются следующие подразделения:

  • Основные цехи
  • Вспомогательные цехи
  • Обслуживающие цехи
  • Хозяйства производственного назначения

Цехи основного производства (в машиностроении, приборостроении) подразделяются:

  • - на заготовительные;
  • - обрабатывающие;
  • - сборочные.

3. Производственная структура предприятия

Цехи и участки создаются по принципу специализации:

  • - технологической;
  • - предметной;
  • - предметно-замкнутой;
  • - смешанной.




  • Производственный цикл – это календарный период времени, в течение которого материал, заготовка или другой обрабатываемый предмет проходит все операции производственного процесса или определенной его части и превращается в готовую продукцию.

Он выражается в календарных днях,

при малой трудоемкости изделия - в часах.


Состав и структура рабочего времени

Рабочее время

Время рабочего процесса

Время перерывов

Независящие от персонала

Зависящие от персонала

Непроизводитель-ная работа

Производительная работа

Подготовительно-заключительное время

Непреду-смотренные

Предусмо-тренные

Время обслуживания рабочего места

Оперативное

Основное

Организационное обслуживание

Техническое обслуживание

Вспомогательное время


4. Производственный цикл и его структура

Производственный цикл Т ц :

Т ц = Т врп + Т впр,

где Т врп - время рабочего процесса

Т впр - время перерывов


4. Производственный цикл и его структура

В течение рабочего периода выполняются технологические операции

Т врп = Т шк + Т к + Т тр + Т е

Т шк - штучно-калькуляционное время;

Т к - время контрольных операций;

Т тр - время транспортирования предметов труда;

Т е - время естественных процессов (старения, релаксации, естественной сушки, отстоя взвесей в жидкостях и т.п.).


4. Производственный цикл и его структура

Сумму времен штучного, контрольных операций, транспортирования называют операционным временем (Т опр ):

Т опр = Т шк + Т к + Т тр


4. Производственный цикл и его структура

Т шк = Т оп + Т пз + Т ен +Т ото

Т оп - оперативное время;

Т пз - подготовительно-заключительное время при обработке новой партии деталей;

Т ен - время на отдых и естественные надобности рабочих;

Т ото - время организационного и технического обслуживания (получение и сдача инструмента, уборка рабочего места, смазка оборудования и т.п.).


4. Производственный цикл и его структура

Оперативное время:

Т оп = Т ос + Т в

Т ос - основное время

Т в - вспомогательное время

Вспомогательное время:

Т в = Т у + Т з + Т ок

Т у - время установки и снятия детали (сборочной единицы) с оборудования;

Т з - время закрепления и открепления детали в приспособлении;

Т ок - время операционного контроля рабочего (с остановкой оборудования) в ходе операции


4. Производственный цикл и его структура

Время перерывов (Т впр ) обусловлено:

  • Т рт - режимом труда
  • Т мо - межоперационным пролеживанием детали
  • Т р - временем перерывов на межремонтное обслуживание и осмотры оборудования
  • Т орг - временем перерывов, связанных с недостатками организации производства

Т впр = Т мо + Т рт + Т р + Т орг


4. Производственный цикл и его структура

Время межоперационного пролеживания (Т мо) :

Т мо = Т пар + Т ож + Т кп

Т пар - перерывы партионности

Т ож - перерывы ожидания

Т кп - перерывы комплектования


4. Производственный цикл и его структура

В общем виде производственный цикл выражается формулой

Т ц = Т опр + Т е + Т мо + Т рт + Т р + Т орг


4. Производственный цикл и его структура

Основными направлениями снижения производственного цикла являются

совершенствование технологии

применение более производительных оборудования, инструментов, средств технологического оснащения

автоматизация производственных процессов и применение гибких интегрированных процессов

организация поточного производства

гибкость (многофункциональность) персонала

специализация и кооперирование

производства

многие другие факторы, влияющие на длительность производственного цикла


Метод 1 - Непоточное производство

Признаки:

на них обрабатываются разные по конструкции и технологии изготовления предметы труда, которые перемещаются в процессе обработки сложными маршрутами, создавая большие перерывы между операциями

рабочие места размещаются однотипными технологическими группами без связи с последователь-ностью выполнения операций


5. Методы организации производства

Непоточное производство используется:

в единичном производстве

в серийном производстве

принимает две формы

осуществляется в форме единично-технологического (обрабатываемые предметы труда не повторяются)

партионно-технологи-ческий метод

предметно-групповой метод


5. Методы организации производства

n - количество предметов труда, обрабатываемых на данном оборудовании;

t - норма времени на обработку предметов труда;

T - плановый фонд времени работы единицы оборудования за год;

Kв.н. - коэффициент выполнения норм времени


5. Методы организации производства

Поточное производство характеризуется следующими основными признаками:

  • специализацией каждого рабочего места на выполнении определенной операции;
  • согласованным и ритмичным выполнением всех операций на основе единого расчетного темпа работы;
  • размещением рабочих мест в строгом соответствии с последовательностью технологического процесса;
  • передачей обрабатываемого материала или изделий с операции на операцию с минимальными перерывами с помощью транспортера (конвейера)

5. Методы организации производства

  • поточная линия – ряд взаимосвязанных рабочих мест, расположенных в порядке последовательности выполнения технологического процесса и объединенный общей для всех нормой производительности (ее определяет ведущая машина потока)

5. Методы организации производства

Производственные потоки можно классифицировать по ряду признаков:

  • по числу линий - на однолинейные и

многолинейные;

  • по степени охвата производства - на

участковые и сквозные;

  • по способу поддержания ритма - со свободным и

регламентированным ритмами;

  • по степени специализации - многопредметные и

однопредметные;

  • по степени непрерывности процесса - прерывные и

непрерывные


5. Методы организации производства

1 параметр:

такт (ритм) поточной линии (r ) - промежуток времени между выпуском двух, следующих одно за другим готовых изделий или партий готовых изделий:

  • Т - плановый фонд времени работы линии за расчетный период, мин.;
  • П - объем производства продукции за тот же период в натуральном измерении

5. Методы организации производства

2 параметр:

количество рабочих мест (N ) исчисляется по каждой операции:

  • - длительность рабочего цикла

Тема: Новые принципы организации современного производства .

Цель: Ознакомить с путями развития современного индустриального производства

Время: 1 час

Тип урока: комбинированный

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

II. Повторение пройденного материала.

1. Рассказ темы урока.

Главная задача организации производственного процесса заключается в рациональном сочетании всего множества работ, выполняемых на рабочих местах в подразделениях и на участках предприятия. Решить эту задачу можно в том случае, если осуществлять организацию производства по строгому плану с соблюдением ряда обязательных принципов.

Принципы организации производства могут быть классифицированы на основные, которые обязательные при организации любого производственного процесса, и дополнительные, зависящие от уровня технического развития и степени взаимодействия производственной организации с внешней средой.

К основным принципам организации производства относятся: специализация, пропорциональность, параллельность, непрерывность, прямоточность и ритмичность.

Дополнительными принципами организации производства являются: автоматичность, гибкость, комплексность, надежность и экологичность.

Рассмотрим названные принципы в отдельности.

— Принцип специализации означает, что все подразделения предприятия (цехи и участки) в максимально возможной степени должны быть специализированы на выполнении отдельных работ, входящих в общий комплекс изготовления готового изделия (производства автомобиля, постройки судна, выпечки хлебобулочной продукции и т. д.).

— Принцип пропорциональности требует, чтобы все подразделения предприятия и участки цеха по своей пропускной способности (мощности) были равны или пропорциональны друг другу.
Пропорциональность в организации производства предполагает соответствие пропускной способности (относительной производительности в единицу времени) всех подразделений предприятия – цехов, участков, отдельных рабочих мест по выпуску готовой продукции. Степень пропорциональности производства может быть охарактеризована величиной отклонения пропускной способности (мощности) каждого технологического передела от запланированной величины выпуска продукции.

Пропорциональность производства исключает перегрузку одних paбочих мест, то есть возникновение узких мест, и недоиспользование мощностей в других звеньях и является предпосылкой равномерной работы предприятия, то есть обеспечивает бесперебойный ход производства.

Фундаментом соблюдения пропорциональности является правильное проектирование предприятия, оптимальное сочетание основных и вспомогательных производственных звеньев. Однако при современных темпах обновления производства, быстрой сменяемости номенклатуры производимой продукции и сложной кооперации производственных звеньев задача поддержания пропорциональности производства становится постоянной. С изменением производства меняются взаимоотношения между производственными звеньями, загрузка отдельных переделов. Перевооружение определенных подразделений производства изменяет установившиеся пропорции в производстве и требует повышения мощности смежных участков.

III. Итог урока

1. Закрепление темы урока.


Организация производства Объект изучения - любая производственная система народнохозяйственного комплекса страны, производящая любую продукцию или оказывающая сопряженные или самостоятельные производственные услуги Предмет изучения - методы и средства организации информационных, маркетинговых, конструкторских, технологических, логистических, экономических, производственных и управленческих процессов, интегрирующих систему «предмет труда средство труда живой труд» в пространстве и времени по производству конкурентоспособной продукции.


Организация производства предусматривает изучение и применение: -теоретических и методических вопросов организации производства на предприятиях; -условий и факторов рационального согласования действий работников предприятий на основе знаний, приемов и передового опыта, направленных на достижение поставленных целей по выпуску определенных продуктов труда соответствующего качества и количества.


Составные части ОП организация производственных процессов во времени и пространстве организация поточных методов производства организация автоматического и гибкого автоматизированного производства организация вспомогательных цехов и обслуживающих хозяйств предприятия организация технического контроля качества продукции организация технического нормирования труда организация и планирование создания и освоения новой техники и новой технологии организация труда работников организация управления как процесс создания и совершенствования систем управления и способов их функционирования


Главная цель организации производства создание условий, при которых обеспечивается успешное формирование и выполнение плановых заданий каждым производственным подразделением предприятия и предприятием в целом по всем показателям и с высокой эффективностью производства.




Производственный процесс - это совокупность всех действий людей и орудий труда, необходимых на данном предприятии для изготовления продукции целенаправленное, постадийное превращение исходного сырья и материалов в готовый, заданного свойства продукт, пригодный к потреблению или к дальнейшей обработке.


Подсистемы процессов производства подсистемы подготовки производства, основных производственных процессов, процессов производственной инфраструктуры, материально- технического обеспечения производства, реализации и сбыта продукции, маркетинга; подсистемы, определяющие состав элементов производственного процесса – функционирования орудий труда, движения предметов труда, организации труда; интегрирующие подсистемы формирования производственной структуры и организации планирования производства.




Производственные процессы основные это технологические процессы, в ходе которых происходят изменения геометрических форм, размеров и физико- химических свойств продукции; вспомогательные это процессы, которые обеспечивают бесперебойное протекание основных процессов; обслуживающие это процессы, связанные с обслуживанием как основных, так и вспомогательных процессов и не создающие продукцию.




Стадии производственного процесса комплекс процессов и работ, выполнение которых характеризует завершение определенной части производственного процесса и связано с переходом предмета труда из одного качественного состояния в другое. К заготовительной стадии относятся процессы получения заготовок. Обрабатывающая стадия включает процессы превращения заготовок в готовые детали. Сборочная стадия включает сборку узлов и готовых изделий, регулировку и отладка машин и приборов, их испытания.




Технологические процессы Фаза комплекс работ, выполнение которых характеризует завершение определенной части технологического процесса и связано с переходом предмета труда из одного качественного состояния в другое. часть технологического процесса, выполняемая на одном рабочем месте, состоящая из ряда действий над каждым предметом труда или группой совместно обрабатываемых предметов (основной структурный элемент простого процесса). Операция часть технологического процесса, выполняемая на одном рабочем месте, состоящая из ряда действий над каждым предметом труда или группой совместно обрабатываемых предметов (основной структурный элемент простого процесса).




Виды операций, выполняемые без применения машин, механизмов и механизированного инструмента; -ручные, выполняемые без применения машин, механизмов и механизированного инструмента; выполняются с помощью машин или ручного инструмента при непрерывном участии рабочего; -машинно-ручные выполняются с помощью машин или ручного инструмента при непрерывном участии рабочего; - выполняемые на станках, установках, агрегатах при ограниченном участии рабочего. - машинные выполняемые на станках, установках, агрегатах при ограниченном участии рабочего. выполняются на автоматическом оборудовании или автоматических линиях. -автоматизированные выполняются на автоматическом оборудовании или автоматических линиях. характеризуются выполнением машинных и автоматических операций в специальных агрегатах (печах, установках, ваннах и т.д.). Аппаратурные процессы характеризуются выполнением машинных и автоматических операций в специальных агрегатах (печах, установках, ваннах и т.д.).


Основные принципы организации производственного процесса Принцип пропорциональности Принцип дифференциации Принцип дифференциации Принцип комбинирования Принцип комбинирования Принцип концентрации Принцип концентрации Принцип специализации Принцип специализации Принцип универсализации Принцип универсализации Принцип стандартизации Принцип параллельности Принцип параллельности Принцип прямоточности Принцип прямоточности Принцип непрерывности Принцип непрерывности Принцип ритмичности Принцип ритмичности Принцип автоматичности Принцип автоматичности Принцип соответствия форм производственного процесса его технико-экономическому содержанию Принцип соответствия форм производственного процесса его технико-экономическому содержанию


Типы производства Единичное- характеризуется широкой номенклатурой изготовляемых изделий, малым объемом их выпуска, выполнением на каждом рабочем месте весьма разнообразных операций Серийное- характеризуется относительно ограниченной номенклатурой изделий (партии). За одним рабочим местом, как правило, закреплены несколько операций. Массовое- характеризуется узкой номенклатурой и большим объемом выпуска изделий, непрерывно изготовляемых в течение продолжительного времени на узкоспециализированных рабочих местах.


Характеристики типов производств ФакторыТип производства единичноесерийноемассовое Номенклатура изготавливаемых изделий БольшаяОграниченнаяМалая Постоянство номенклатурыОтсутствуетИмеется Объем выпускаМалыйСреднийБольшой Закрепление операций за рабочими местами ОтсутствуетЧастичноеПолное Применяемое оборудованиеУниверсальное Универсальное +специальное (частично) В основном специальное Применяемые инструмент и оснастка Универсальные Универсальны е +специальные В основном специальные Квалификация рабочихВысокаяСредняяВ основном низкая Себестоимость продукцииВысокаяСредняяНизкая Производственная специализация цехов и участков ТехнологическаяСмешаннаяПредметная


Производственная структура предприятия совокупность производственных единиц предприятия (цехов, служб), входящих в его состав, и формы связей между ними. зависит от: -вида выпускаемой продукции и его номенклатуры, -типа производства и форм его специализации, -особенностей технологических процессов







Основные структурные производственные единицы Цех - административно обособленная производственная единица предприятия, специализирующаяся на выпуске определенной детали или изделий либо на выполнении технологически однородных или одинакового назначения работ. Участок -объединенная по определенным признакам группа рабочих мест




Производственный цикл - календарный период времени, в течение которого материал, заготовка или другой обрабатываемый предмет проходит все операции производственного процесса или определенной его части и превращается в готовую продукцию. календарный период времени, в течение которого материал, заготовка или другой обрабатываемый предмет проходит все операции производственного процесса или определенной его части и превращается в готовую продукцию. Т ц = Т рп + Т пер, где Т рп- время рабочего процесса; Т пр - время перерывов Т рп = Т шк + Т к + Т тр + Т е, где Т шк - штучно-калькуляционное время; Т к - время контрольных операций; Т тр - время транспортирования предметов труда; Т е - время естественных процессов



Операционное время (Т опр): Т опр = Т шк + Т к + Т тр. Т шк = Т оп + Т пз + Т ен +Т ото, где Т оп оперативное время; Т пз подготовительно-заключительное время при обработке новой партии деталей; Т ен время на отдых и естественные надобности рабочих; Т ото время организационного и технического обслуживания


Оперативное время (Т оп) Т оп = Т ос + Т в, где Т ос- основное и Т в- вспомогательное время Основное время - это непосредственное время обработки или выполнения работы. Вспомогательное время: Т в = Т у + Т з + Т ок, где Т у -время установки и снятия детали (сборочной единицы) с оборудования; Т з -время закрепления и открепления детали в приспособлении; Т ок - время операционного контроля рабочего (с остановкой оборудования) в ходе операции.


Время перерывов (Т пр) Т пр = Т мо + Т рт + Т р + Т орг.где Т рт- время, соответствующее режиму труда, Т мо- время межоперационного пролеживания детали Т р- время перерывов на межремонтное обслуживание и осмотры оборудования Т орг- время перерывов, связанных с недостатками организации производства




Производственный цикл Т ц = Т опр + Т е + Т мо + Т рт + Т р + Т орг. Т ц = (Т шк + Т мо) к пе р к ор + Т е, где к пер - коэффициент перевода рабочих дней в календарные (отношение числа календарных дней (D к) к числу рабочих дней в году (D р), к пер =D к /D р); к ор - коэффициент, учитывающий перерывы на межремонтное обслуживание оборудования и организационные неполадки (обычно 1,151,2).

Технологические процессы, к какой бы категории они ни относились, непрерывно совершенствуются вслед за развитием научной и технической мысли. Можно выделить три этапа такого развития. Первый, основу которого составляли ручные технологии был открыт неолитической революций, когда люди научились добывать огонь и обрабатывать камни. Здесь главным элементом производства был человек, и технологии приспосабливались к нему и его возможностям.


Что же явилось переходным моментом от этапа к этапу, своего рода точкой отсчета.


Второй этап начался с первой промышленной революции конца XVIII — начала XIX вв., открывшей эпоху традиционных механизированных технологий. Их вершиной стал конвейер, основывающийся на жесткой системе специализированного оборудования для серийной или массовой сборки сложных стандартизированных изделий, образующего линию. Традиционные технологии предполагали минимизацию вмешательства человека в производственный процесс, применение труда низкой квалификации, экономию на издержках, связанных с поиском, обучением, оплатой труда. Это обеспечивало почти полную не зависимость производственной системы от человека, превратило последнего в ее придаток.


Генри Форд

Характерной особенностью, предопределившей путь развития индустриального общества, стал новый способ организации промышленного производства, получивший название массового производства; иногда этот способ производства называют фордизм — по имени Генри Форда, впервые применившего его в 1913 году на своем автомобилестроительном заводе в Детройте. Неотъемлемыми элементами этого способа производства были рационализация, стандартизация и конвейеризация поточного (непрерывного) производства.


При рационализации производства каждую трудовую операцию, выполняемую рабочим, раскладывают на простейшие действия. Затем определяют последовательность действий, приводящую к наиболее быстрому выполнению операций, и затем внедряют в производство. В результате производительность труда значительно возрастает.

Стандартизация деталей и технологических операций позволяет сократить разнообразие трудовых действий, что уменьшает время их выполнения, а также повышает производительность.

Производственный конвейер позволяет еще больше специализировать технологические операции, увеличивая за счет этого производительность производства и снижая себестоимость изготовления продукции.

Авторство идеи конвейера не принадлежит Форду. Впервые движущаяся «демонтажная» линия была применена в самом начале XX века американским мясным магнатом Г. Свифтом для разделки свиных туш. Форд применил идею наоборот — по мере движения по конвейеру остов автомобиля «обрастал» комплектующими деталями.


Приоритетом способа организации массового производства были рост производительности труда при экономии на масштабах производства (т. е. чем быстрее производится продукция, тем ниже ее себестоимость) и выпуск потребителю однотипной, стандартной продукции.

Однако резкое увеличение производительности труда стало создавать определенные проблемы для экономики: массовое производство товаров должно сопровождаться столь же массовым их потреблением. Рынки потребительских товаров перенасытились стандартизованной продукцией и потребительский спрос стал смещаться в сторону эксклюзивной (оригинальной) продукции и товаров, сделанных на заказ.

Столкнувшись с проблемой индивидуализации спроса, большинство промышленных компаний пошло по пути внедрения новых производственных систем .

Автоматическая поточная линия (АПЛ ). АПЛ представляет собой систему машин и автоматов (универсальных, специализированных, многоцелевых), размещенных по ходу производственного процесса, объединенных автоматическими приспособлениями для транспортировки продукции и отходов, накопления заделов, изменения ориентации, управляемыми компьютером. Линии бывают одно- и многопредметными, со штучной и многодетальной обработкой, с непрерывным и прерывистым движением.

Другой формой является гибкая производственная система (ГПС) , которая представляет собой многоцелевое оборудование с числовым программным управлением. Совокупность высокопроизводительного оборудования осуществляющего основной процесс (управление вспомогательных устройств: загрузочных, транспортных, накопительных, контрольно-измерительных, удаления отходов) при помощи информационной подсистемы, объединенной в единый автоматизированный комплекс.



В отличие от одноцелевого оборудования, применявшегося в массовом производстве, многоцелевые машины могут быстро переналаживаться на выпуск новых модификаций и типов продукции. Это позволяет использовать выгоды экономии за счет широты ассортимента , не отказываясь от преимуществ экономии на масштабах производства (объемы производства могут оставаться очень большими). Если говорить образно, то портновский костюм по индивидуальному заказу будет сшит на швейной фабрике — предприятии массового производства.

Широкое внедрение в современной промышленности гибких производственных систем имело своим результатом ассортиментный «взрыв» на мировых рынках. Например, 36 моделей автомобилей, производившихся японской компанией «Тойота» в середине 90-х годов прошлого века, были доступны в четырех (!) модификациях каждая.

Таким образом, мы столкнулись с новым и важным явлением в развитии техносферы, именуемым в специальной литературе постфордизмом. Этот способ организации производственного процесса подразумевает сокращение числа комплектующих и такую их стандартизацию, которая позволяет использовать их не в одном, как было ранее, а в целом ряде изделий. При такой организации производства можно собирать несколько модификаций каждой модели (например, автомобилей, компьютеров, аудиосистем и др.), сочетая узлы различным образом.

При этом отношения головной компании и ее субподрядчиков (поставщиков) строятся на основе новых правил — точно в срок и в точной последовательности, что подразумевает поставку (может быть, с другого конца света) комплектующих изделий на конвейер сборочного предприятия непосредственно в тот момент, когда в них возникает необходимость.

Многочисленные субподрядчики на конвейер монтажного предприятия поставляют не отдельные детали, как в период позднего фордизма, а готовые узлы, да еще в нескольких вариантах (при полной ответственности за их качество). Это позволяет сборочному предприятию производить широкий ассортимент продукции, имея по сравнению с предприятиями старого, фордистского, типа значительно меньшие фонды, меньшее число рабочих и меньшее количество субподрядчиков.

Такое предприятие связано не с интернациональной, а с глобальной системой мирового хозяйства , в результате которой устанавливается всеобъемлющая связь между элементами мирового хозяйства (национальными экономиками и транснациональными корпорациями).

В сфере промышленного производства глобализация выражается, в частности, в том, что во многих отраслях зарубежные филиалы полностью «врастают» в экономику стран-реципиентов, а выпускаемые ими продукты теряют ярко выраженную национальную принадлежность. Поэтому мы чаще видим на маркировке товара не « Made in », a « Made by », т. е. указывается не страна-изготовитель, а название транснациональной компании. Для примера: наверное, сегодня сложно ответить, кто действительный производитель телевизоров воронежской сборки, калининградских автомобилей марки BMW или компьютеров IBM .

Это интересно!

Лень – двигатель прогресса , как бы странно это не звучало. Только подумайте, ведь многие изобретения были придуманы, чтобы облегчить нам жизнь.


В основном, лень является двигателем тогда, когда мы не хотим выполнять многократно повторяющиеся рутинные действия, которые из-за своей методичности вводят человека в состояние убийственной тоски.


Пропадает всяческий интерес к жизни, ведь человек начинает сам себе казаться похожим на робота. Именно тогда, когда все надоедает, и просто в бессилии опускаются руки, и начинает работать самая главная двигающая сила – наша мысль.


Пока мы ленимся, мысль работает. И движется она в том направлении, в котором нужно подумать один раз так, чтобы больше никогда не пришлось работать.


Или, хотя бы минимизировать такую необходимость до нажатия одной кнопки. Вот такой, казалось бы, парадокс и приводит в движение весь мир, провоцируя возникновение новаторских разработок и гениальных идей.


Например, в 1902 году, одна женатая американская пара поехала в путешествие на автомобиле. Во время этой поездки их застал дождь, в результате муж заставил свою жену, Мэри Андерсен, держать окна открытыми, и, высунув голову в окно, сообщать ему обо всех изменениях на дороге.

Ей это не понравилось, и тихая, скромная домохозяйка, спустя год запатентовала одну вещицу, без которой сейчас сложно представить любой современный автомобиль – дворники.

Еще один пример. Один химик-технолог, по имени Виктор Миллз, был обрадован новостью, что стал дедушкой. Однако, каково же было его разочарование, когда его жена заставила его стирать за внуками пеленки, что его совсем не обрадовало.

Когда Миллзу это надоело, он придумал одноразовые подгузники, за что родители по всему миру до сих пор его благодарят.

Еще несколько случаев:

В одной редакции американской газеты работала корректором статей некая Бетти Несмит Гремит. Когда ей надоело в который раз отправлять на доработку статьи на тысячу исправлений, которые нужно было все время перепечатывать, она призадумалась, и результатом ее раздумий стал знаменитый канцелярский товар — «корректор», известный всем офисным работникам, школьникам и студентам своей незаменимостью.

Американец Рэй Томплинсон считается отцом электронной почты, но и к этому его привела все та же лень. Его работа заключалась в том, чтобы переносить по офису документы и информацию на носителях.

Через определенное время ему это надоело, и он, зная, что у всех работников есть компьютеры, создал электронную почту, которую позже стали использовать повсеместно.

Автомат-караоке является выдумкой японца, по имени Иноуэ Дайсукэ, который работал аккомпаниатором в баре. Ему все время нужно было учить множество мелодий, и он создал машину, которая стала играть за него. Хотя лень его и подвела, изобретение он не запатентовал.

Вот поэтому можно сказать, что Лень – двигатель прогресса, в это нужно просто вдуматься, и видеть всю ситуацию с обеих сторон медали.

Генетики в американском Национальном Институте психиатрии нашли препарат, который может избавить человека от гена лени, из-за которого люди ею и страдают. Есть надежда, что ученые остановят свои исследования на приматах, иначе мир не увидит еще стольких прелестей прогресса.