Логистические операции и функции. Сущность и задачи транспортной логистики Что относится к логистическим действиям

Логистические системы

Понятие ЛС является одним из базовых понятий логистики. Система – множество элементов, находящихся в отношениях и связях друг с другом, образующих определенную целостность, единство. Элемент системы – часть системы, условно не расчленяемая на составные части. Одна из возможных классификаций систем приведена в табл. 2.5.

Таблица 2.5

Классификация систем

Следует различать сложные и большие системы. Сложная система – система с разветвленной структурой и значительным количеством взаимосвязанных и взаимодействующих элементов (подсистем), имеющих разные по своему типу связи, способная сохранять частичную работоспособность при отказе отдельных элементов (свойство робастности ). Большая система – сложная система, имеющая ряд дополнительных признаков: наличие подсистем, имеющих собственное целевое назначение, подчиненное общему целевому назначению всей системы; большое число разнообразных связей (материальных, информационных, энергетических и т.п.); внешние связи с другими системами; наличие в системе элементов самоорганизации.

Существуют следующие четыре свойства, которыми должен обладать объект, чтобы его можно было считать системой.

1. Целостность и членимость . Системой является целостная совокупность элементов, взаимодействующих друг с другом, но в целях анализа система может быть условно разделена на отдельные элементы.
2. Интегративные качества (эмерджентность) – качества, присущие системе в целом, но не свойственные ни одному из ее элементов в отдельности.
3. Связи – это то, что соединяет объекты и свойства в системном процессе в целое. Между элементами системы существуют связи, которые определяют интегративные качества системы. Связи между элементами системы должны быть более мощными, чем связи отдельных элементов с внешней средой.
4. Организация – это внутренняя упорядоченность, согласованность взаимодействия элементов системы, определенная структура связей между элементами системы.

Логистическая система – это динамическая, открытая, стохастическая, адаптивная сложная или большая система с обратной связью, выполняющая те или иные логистические функции (ЛФ), например, промышленное предприятие, территориально-производственный комплекс, торговое предприятие и т.д. ЛС, как правило, состоит из нескольких подсистем и имеет развитые связи с внешней средой. Цель ЛС – доставка товаров и изделий в максимальном соответствии с требованиями потребителей при минимальном (заданном) уровне издержек.

Микрологистические системы – это подсистемы, структурные составляющие макрологистических систем. Они связаны с определенным предприятием и предназначены для управления потоками в процессе производства, снабжения и сбыта. В зависимости от целей ЛС и от степени охвата базисных ЛО различают следующие виды микрологистических систем:

· внутрипроизводственные ЛС оптимизируют управление МП в пределах технологического цикла производства продукции (снижение запасов МР и незавершенного производства, ускорение оборачиваемости оборотного капитала фирмы, уменьшение длительности производственного периода, управление запасами МР, оптимизация работы технологического транспорта);

· внешние ЛС решают задачи, связанные с управлением потоков от их источников к пунктам назначения вне производственного технологического цикла. Это снабженческие и распределительные задачи, такие как рационализация движения МР и ГП в товаропроводящих цепях, сокращение времени доставки МР и ГП и времени выполнения заказов потребителей, транспортировка, складирование, грузопереработка, согласование целей поставщиков, посредников и потребителей;

· интегрированные ЛС включают в качестве элементов внутрипроизводственные и внешние логистические системы.

Макрологистическая система – крупная система управления МП, охватывающая предприятия и организации промышленности, посреднические, торговые и транспортные организации различных ведомств, расположенных в разных районах, регионах страны или в разных странах. Цели макрологистических систем могут отличаться от целей микрологистическихсистем, т. е. быть экологическими, социальными или политическими, а не связанными с извлечением прибыли. Макрологистические системы различают:

· по признаку административно-территориального деления страны (районные, межрайонные, городские, областные и краевые, региональные и межрегиональные; республиканские и межреспубликанские;

· по объектно-функциональному признаку (для группы предприятий одной или нескольких отраслей, ведомственные, отраслевые, межведомственные, межотраслевые, военные и т.д.).

Рассмотрим свойства системы в применении к ЛС.

Целостность и членимость . ЛС имеет свойство целостности. Это означает, что ЛС может быть выделена из своего окружения как единый объект, который имеет собственные цели функционирования, развития, конечный результат деятельности. С другой стороны ЛС может быть разделена на отдельные элементы. Элементами ЛС на макроуровне, т.е. при прохождении МП от предприятия к предприятию, являются сами эти предприятия (поставщик и потребитель) и связывающий их транспорт. Если отдельные элементы ЛС рассматриваются как система, то их называют подсистемами. Элементами ЛС на микроуровне являются подразделения, службы предприятия.

Классификация систем имеет весьма условный характер. Границы между отдельными их типами и видами расплывчаты и определяются преимущественно отношением исследователя к изучаемой системе, а не реальной действительностью.

В практике проектирования и создания логистических систем пользуются общеизвестной классификацией. Логистические системы подразделяются на типы и виды.

В зависимости от классификации типов логистики (макро-, мезо- и микрологистика) ЛС подразделяются на такие виды:

- макрологистическая система – это система управления материальным потоком, в реальном масштабе времени охватывающая различные организации, находящиеся в разных регионах страны и функционирующие на межгосударственном либо трансконтинентальном уровне. То есть такие системы формируются на уровне государства, межгосударственных, межреспубликанских, межобластных связей;

- мезологистическая система – это система интегрированного управления материальным потоком, охватывающая различные организации, функционирующие в одной отрасли в условиях партнерства;

- микрологистическая система – это система управления материальным потоком, организованная в границах одной организации. К микрологистическим системам можно отнести различные предприятия, фирмы, компании, а также их определенные подразделения.

В зависимости от схемы организации движения материального потока различают следующие виды логистических систем:

1. С прямыми связями . В данной логистической системе материальный поток проходит от первичного источника сырья через закупку к производителю и далее к конечному потребителю без участия посредников.

2. Эшелонированные . В системе такого вида материальный поток проходит от первоисточника сырья к производителю либо от производителя к конечному потребителю только через посредника.

3. Гибкие . В этих системах движение материального потока может осуществляться как с участием посредника, так и без него.

Вопрос выбора той или иной схемы организации движения материального потока решается по результатам оценки сложившейся на рынке ситуации, а также максимально возможного экономического результата деятельности логистической системы.

В современной логистике существует множество классификаций логистических операций и функций.

К логистическим операциям с материальным потоком можно отнести погрузку, транспортировку, разгрузку, комплектацию, складирование, упаковку и др.

Логистические операции с материальными потоками в сфере обращения представляют собой операции погрузки, разгрузки, транспортировки, комплектации, складирования, распределения, затаривания.

Логистические операции с материальными потоками в сфере производства сводятся к размещению заказов, управлению складированием, выбору оборудования, продуцентов и поставщиков, планированию и диспетчированию производственного процесса, учету и управлению запасами.

Логистические операции с информационными потоками сводятся к созданию информационных систем и осуществлению в рамках этих систем действий по сбору, хранению, обработке и передаче информации, сопутствующей материальным потокам и инициирующей эти потоки и управляющей ими. Затраты на выполнение логистических операций с информационными потоками составляют существенную часть логистических издержек.

Выполнение логистических операций с материальным потоком , поступающим в логистическую систему или покидающим ее, отличается от выполнения этих же операций внутри логистической системы. Это объясняется имеющим место переходом права собственности на товар и страховых рисков с одного юридического лица на Другое. По этому признаку все логистические операции разделяют на односторонние и двусторонние.

Некоторые логистические операции являются, по существу, продолжением технологического производственного процесса, например, фасовка . Эти операции изменяют потребительские свойства товара и могут осуществляться как в сфере производства, так и в сфере обращения, например, в фасовочном цехе оптовой базы.

Логистические операции, выполняемые в процессе снабжения предприятия или сбыта готовой продукции, относят к категории внешних логистических операций. Логистические операции, выполняемые внутри логистической системы, называют внутренними. Неопределенность окружающей среды в первую очередь сказывается на характере выполнения внешних логистических операций.

В зависимости от уровня организации бизнеса логистические функции подразделяют на базисные, ключевые и поддерживающие.

Набор функций в каждой группе определяется особенностями логистических процессов и организацией службы логистики в конкретной фирме.

К базисным логистическим функциям относятся снабжение, производство и сбыт (распределение). Действительно, указанные три логистические функции осуществляются практически любым товаропроизводителем.

Снабжение - обеспечение фирмы-производителя или торговой компании необходимыми видами материальных ресурсов или готовой продукции.

Производство - создание необходимых обществу продуктов личного и производственного потребления с использованием орудий и предметов труда.

Сбыт (распределение) - физическое перемещение и управление запасами готовой продукции в товаропроводящих структурах производителей и/или логистических посредников.

В качестве ключевых логистических функций выделяют следующие:

Поддержание стандартов обслуживания потребителей;

Управление закупками

Транспортировка;

Управление запасами;

Управление процедурами заказов;

Управление производственными процедурами;

Ценообразование;

Физическое распределение.

Понятие и элементы логистического процесса . Понятие логистического процесса связано с построением и функционированием ЛС. В общем случае логистический процесс - последовательная смена состояний, стадий развития, совокупность последовательных действий для достижения какого-либо результата (например, производственный процесс - последовательная смена операций и т.п.).

Сам термин «логистический процесс» используется не так часто, как остальные рассмотренные выше понятия логистики. Например, А.Н. Родников определяет логистический процесс как «упорядоченную на оси времени последовательность логистических операций, направленную на обеспечение потребителей продукцией соответствующего ассортимента и качества в нужном количестве в требуемое время и место».

С корпоративных позиций цель построения логистического процесса должна совпадать с целью сформированной логистической стратегии фирмы (целью построения ЛС). В определении А.Н. Родникова в качестве целевой функции формирования логистического процесса выступает логистический микс, правда, в несколько усеченном виде. Логистический процесс может быть сформирован на разном уровне сетевой (канал, цепь, ЗЛС) или функциональной (функциональная область логистики, подсистема, ЗЛС) иерархи

Логистический процесс - определенным образом организованная во времени последовательность выполнения логистических операций/функций, позволяющая достигнуть заданные на плановый период цели ЛС или ее сетевых (функциональных) подразделений.

Семь правил логистики . Выделяют семь правил логистики:

1. Продукт должен быть необходим потребителю.

2. Продукт должен быть соответствующего качества.

3. Продукт должен быть в необходимом количестве.

4. Продукт должен быть доставлен в нужное время.

5. Продукт должен быть доставлен в нужное место.

6. Продукт должен быть доставлен с минимальными затратами.

7. Продукт должен быть доставлен конкретному потребителю.

Цель логистической деятельности считается достигнутой, если эти семь условий выполнены, т. е. нужный товар необходимого качества в необходимом количестве доставлен определенному потребителю в нужное время в нужное место с минимальными затратами.

В наиболее общем плане с позиции логистики исследуется возникновение, преобразование или поглощение МП в определенном экономическом объекте, функционирующем как целостная система. Таким образом, определяются действия, прикладываемые к МП в этой системе. Называются эти действия логистической операцией и логистической функцией (в обобщенном варианте -логистическими активностями).

Логистической операцией (элементарной логистической активно стью) называется любое действие, не подлежащее дальнейшей декомпо зиции в рамках поставленной задачи исследования или менеджмента, свя занное с возникновением, преобразованием или поглощением материаль­ ного и сопутствующих ему потоков (информационных, финансовых, сервисных).

К логистическим операциям относятся, например, такие действия, со­вершаемые над материальными ресурсами или готовой продукцией, как погрузка, разгрузка, затаривание, перегрузка с одного вида транспорта на другой, сортировка, консолидация, разукрупнение, маркировка и т. п.

Логистическими операциями, связанными с сопутствующими инфор­мационными и финансовыми потоками, могут быть сбор, хранение и пере­дача информации о материальном потоке, расчеты с поставщиками и по­купателями товаров, страхование грузов, передача прав собственности на товар и т. п.

Логистической функцией (комплексной логистической активностью) называется обособленная совокупность логистических операций, направ­ ленных на реализацию поставленных перед логистической системой и (или) ее звеньями задач.

Среди комплексных логистических активностей на уровне организа­ции бизнеса принято выделять следующие (рис. 1.5):

1) базисные (присущи практически любому товаропроизводителю):

    снабжение (закупки);

    производство;

    сбыт (распределение);

2) вспомогательные (поддерживающие):

    складирование;

    транспортировка;

    сервисная поддержка;

    информационная поддержка.

9. Логистическая система, логистические звенья, логистическая цепь

Объединение логистических операций в логистические функции прежде всего зависит от вида логистической системы, т. е. от набора функциональных подсистем в конкретной логистической системе. Поэтому одним из наиболее важных понятий в логистике является понятие логистической системы.

Логистическая система (ЛС) - сложная организационно-завершен ная (структурированная) экономическая система, которая состоит из элементов-звеньев (подсистем), взаимосвязанных в едином процессе управления материальными и сопутствующими потоками, причем задачи функционирования этих звеньев объединены внутренними целями органи­ зации бизнеса и (или) внешними целями (рис. 1.6).

Возможность планирования различных операций и проведения анализа уровней элементов логистической системы предопределила ее разделение на макро- и микрологистику. В табл. 1.2 представлена структура функций макро- и микрологистики.

Макрологистика решает вопросы, связанные с анализом рынка по­ставщиков и потребителей, выработкой общей концепции закупок и рас­пределения. Объектами, контролируемыми макрологистикой, являются юридически независимые предприятия. Взаимодействие между ними ба­зируется на товарно-денежных отношениях и регламентируется соответ­ствующими договорами и контрактами, имеющими правовую силу.

Таблица 1.2 Структура функций логистики на макро- и микроуровнях

Вид логистики

Структура функций

Макрологистика

Анализ рынка поставщиков и потребителей

Концепция распределения и потребления

Складирование и стратегическое размещение складов

Виды транспорта

Направление движения транспорта

Процесс транспортировки

Пункты поставки

Схемы распределения

Концепция поставок и производства

Общая информационная система

Микрологистика

Уровень входных запасов

Управление промежуточными запасами

Уровень выходных запасов

Перемещение изделий внутри предприятия

Транспортно-складские и погрузочно-разгрузочные работы

Микрологистика решает локальные вопросы отдельных фирм и пред­приятий. Объектами, контролируемыми микрологистикой, являются функ­циональные службы и подразделения одного предприятия или фирмы, под­чиненные его администрации. Взаимодействие между ними базируется на бестоварных отношениях и регламентируется в административном порядке.

Звеном логистической системы (ЗЛС) называется некоторый эконо­ мически и (или) функционально обособленный объект, не подлежащий дальнейшей декомпозиции в рамках поставленной задачи анализа или по­строения логистической системы, выполняющий свою локальную цель, связанную с определенными логистическими операциями или функциями.

В звеньях логистической системы материальные и другие сопутствую­щие потоки могут сходиться, разветвляться, дробиться, изменять свое со­держание, параметры, интенсивность и т. п. Таким образом, звенья логис­тической системы могут быть трех типов: генерирующие, преобразующие и поглощающие.

В качестве звеньев логистической системы могут выступать предприятия поставщики материальных ресурсов, производственные предприя­тия и их подразделения, сбытовые, торговые, посреднические организа­ции разного уровня, транспортные и экспедиционные предприятия, бир­жи, банки и другие финансовые учреждения, предприятия сервиса и т. п. ц Наряду с понятием «логистическая система» в западной и отечествен­ной литературе повсеместно используется понятие «логистическая цепь».

Логистическая цепь (ЛЦ) -множество звеньев логистической систе­ мы, линейно упорядоченных (оптимизированных) по материальному (ин­формационному, финансовому) потоку с целью проектирования опреде­ленного набора логистических функций и (или) издержек.

Рисунок 1.6 также может быть представлен в качестве ЛЦ, где ее элементы представлены серыми прямоугольниками. Но рассмотрим отдель­ный пример логистической цепи, который представлен на рис. 1.7. Па существу эта ЛЦ представляет собой цепь сбыта (прямой дистрибьюции) готовой продукции фирмы-производителя. С позиции логистического менеджмента продавец, перевозчик и покупатель являются линейно связанными звеньями логистической системы. Здесь каждое звено выполня­ет те или иные логистические операции, причем в данной цепи, к приме­ру, операцию погрузки груза может выполнять как производитель, так и перевозчик. Поэтому задача логистического менеджера - определить, какой из альтернативных вариантов является наиболее выгодным с точки зрения затрат при одинаковых условиях качества и времени выполнения операции.

В экономической литературе встречается также понятие «логистиче­ ская сеть», которую можно определить как полное множество звеньев ло­гистической системы, взаимосвязанных между собой по материальным и сопутствующим потокам.

Основным объектом анализа интегрированной логистической системы является ее логистический цикл (функциональный цикл логистики) - ин­тегрированная по времени совокупность функциональных циклов (цик­лов, связанных с логистическими активностями). По сути дела логистиче­ский цикл задает структурную основу интегрированной логистической си­стемы.

Логистический цикл может быть отнесен к базисным активностям (снабжению, производству, сбыту) или к поддерживающим активностям.

Обычно в структуре логистического цикла выделяют следующие цик­лы-составляющие:

Цикл заказа;

Цикл создания (поддержания) запасов; цикл обработки заказов потребителей;

    цикл организации закупок и размещения заказов;

    цикл доставки MP или ГП;

    производственный (операционный) цикл;

Цикл сбора заказов потребителей и подготовки документации; цикл анализа и подготовки отчетов.

Такой термин, как логистические операции, можно услышать довольно часто в сфере торговли и дистрибуции. И это неудивительно, ведь задачи, которые включает в себя логистика, крайне важны для полноценной работы любой компании, независимо от ее профиля и масштабов. Без понимания данных процессов организовать прибыльный бизнес будет крайне трудно.

Что такое логистика

Это определение используется для обозначения науки о планировании транспортирования, его управлении и контроле. Сюда можно также отнести складирование и любые виды нематериальных и материальных операций, которые совершаются до того момента, как товар или конкретный ресурс будет доставлен в нужную точку.

В рамках вышеупомянутого процесса могут производиться различные логистические операции, имеющие отношение к управлению складским хозяйством, запасами, транспортом, кадрами. Сюда же относится организация коммерческой деятельности, информационных систем и др.

Фактически логистика нужна для того, чтобы эффективно управлять различными материальными потоками.

Суть логистических операций

Изначально есть смысл обратить внимание на распространенное определение этих процессов. Понятие логистической операции используется для обозначения самостоятельной части процесса в рамках логистики, которая выполняется при помощи одного технического устройства и/или на одном рабочем месте (сортировка, разгрузка, распаковка, складирование, комплектация, упаковка и др.).

Можно привести и другое определение. Операции подобного рода - это не что иное, как совокупность действий, которые направлены на преобразование информационного или материального потока.

В данной сфере в качестве ключевого понятия можно назвать именно материальный поток, который может быть результатом складирования, транспортировки или выполнения других действий с любыми ресурсами, в том числе и продукцией, которую можно определить, как готовую.

Для того чтобы управлять таким процессом, необходимо быстро принимать, обрабатывать информацию и без промедления ее передавать.

Особенности логистических операций

Несмотря на свою единую суть, операции такого профиля делятся на несколько типов, которым стоит уделить внимание.

Задачи в сфере логистики можно разделить на два ключевых вида - элементарные и комплексные.

При этом второй вариант может иметь некоторые подвиды. Речь идет о базисных, вспомогательных и ключевых операциях. Об этих направлениях стоит поговорить более подробно.

Итак, ключевые логистические операции имеют непосредственное отношение к управлению закупками, процедурам заказов, запасам, физическому распределению и производственным процессам.

Если речь идет о базисных операциях, то под ними стоит понимать снабжение (закупку), производство и, конечно же, сбыт.

Заключение

Очевидно, что каждая задача, связанная с любой логистической операцией, является крайне важной для предприятия, поскольку от ее успешного выполнения зависит уровень итоговой эффективности работы компании.

Сбой на любом этапе движения может привести к финансовым потерям. Таким образом, можно смело утверждать, что логистика является одним из ключевых элементов эффективной работы любой организации, особенно если она крупная.

Одними из фундаментальных понятий логистики являются понятия логистических операций и функций.

Логистической операцией называется любое элементарное действие (совокупность действий) приводящее к преобразованию параметров материальных и/или связанных с ними информационных, финансовых, сервисных потоков, не подлежащее дальнейшей декомпозиции в рамках поставленной задачи администрирования или проектирования логистической системы.

К. логистическим операциям относятся, например, такие действия, совершаемые над МР или ГП, как погрузка, разгрузка, затаривание, перевозка, приемка и отпуск со склада, хранение, перегрузка с одного вида транспорта на другой, комплектация, сортировка, консолидация, разукрупнение и т. п.

Логистическими операциями, синенными с информационными и финансовыми потоками, сопутствующими материальному, могут быть сбор, хранение, передача информации о материальном потоке, прием и передача заказа по информационным каналам, расчеты с поставщиками, покупателями товаров и логистическими посредниками, страхование груза, операции таможенного оформлении груза и т. п.

В терминологическом словаре А.Н. Родникона логистическая операции трактуется как "самостоятельная часть логистического процесса, выполняемая на одном рабочем месте и/или с помощью одного технического устройства, обособленная совокупность действий, направленных на преобразование материального и/или информационного потоков". На наш взгляд, такое определение несколько сужает объектную и предметную области логистики особенно в плане интеграции логистического процесса в соответствии с комплексными показателями логистики и использования современных информационных технологий.

В зарубежных словарях понятие "операция трактуется в общем смысле (в рамках, например, операционного/производственного менеджмента") безотносительно к логистике.

Степень легализации логистических операций зависит от следующих основных факторов:

  • - вида ЛС (микро- или макроуровень);
  • - характеристик микро- и макроокружаюшей ЛС среды;
  • - видов и параметров основных и сопутствующих потоков;
  • - целей анализа, проектирования или управления в ЛС;
  • - избранных логистических стратегий, концепций, технологий и базовых систем;
  • - комплексных показателей эффективности логистики;
  • - имеющейся или проектируемой системы учета, контроля и мониторинга показателей логистичсского плана (системы логистического контроллинга);
  • - уровня иерархии и декомпозиции ЛС (подсистемы, звенья, элементы или логистическая сеть, каналы, цепи);
  • - корпоративной информационной системы (КИС), поддерживающей логистику;
  • - технологии и техники моделирования логистических бизнес-процессов и т.д.

Как видно из приведенного перечня, декомпозиция логистического процесса до конкретного набора операций - сложная и трудоемкая задача. Она решается обычно на уровне фирмы и рамках построения информационно-управляющей модели предприятия, выбора соответствующей КИС и моделирования логистических процессов.

Логистические операции выполняются в основном силами нижних (операционных) звеньев менеджмента в соответствующих функциональных подразделениях компании и ее партнеров. В большинстве случаев целесообразность выделения логистической операции должна диктоваться практической возможностью (и необходимостью) учета затрат ресурсов на ее выполнение.

Эффективность планирования и принятия решений в ЛС во многом определяется правильно построенной корпоративной базой данных по логистическим операциям, являющейся частью общей базы данных КИС. При этом на каждую логистическую операцию должны быть отнесены затраты финансов, времени и труда, что является базой для нормирования затрат ресурсов в компании и позволяет эффективно контролировать показатели логистического плана.

Хотя понятие "логистическая функция" достаточно широко распространено в практике бизнеса и в литературе по логистике, его строгого определения нет ни в отечественных, ни в зарубежных словарях или учебниках. Обычно это понятие формируется на уровне контекста и в зависимости от объекта исследования (формируемой ЛС) или позиции исследователя.

На микроуровне (с позиций конкретного бизнеса) логистической функцией называется обособленная совокупность логистических операций выделенная с целью повышения эффективности, управления логистическим процессом и степени управляемости логистикой организации бизнеса.

На уровень агрегирования логистических операции в функции влияют; отраслевая и продуктовая специализация, корпоративная и логистическая стратегии, организационная структура управления фирмой, логистическая инфраструктура, КИС. Обособление логистических функций чаще всего напрямую связано с выделением в компании структурных подразделений службы логистики или отдельных менеджеров, отвечающих за управление запасами, закупками, транспортировкой, складированием, упаковкой, грузопереработкой, таможенным оформлением грузов и т.п.

В зарубежной практике и учебной литературе по логистике принято разделять все логистические функции на основные (ключевые) и поддерживающие (рис. 1.7). Однако, как и любая классификация, такое деление весьма условно, и набор функций в каждой труппе определяется особенностями логистических процессов и организацией службы логистики в конкретной фирме.

К ключевым логистическим функциям в производственных (промышленных компаниях в настоящее время относятся:

  • - поддержание стандартов качества производства ГП и сопутствующего сервиса;
  • - управление закупками МР для обеспечения производства;
  • - транспортировка;
  • - управление запасами;
  • - управление процедурами заказов;
  • - поддержка производственных процедур;
  • - информационно-компьютерная поддержка.

К поддерживающим логистическим функциям обычно относятся:

  • - складирование;
  • - грузопереработка;
  • - защитная упаковка;
  • - прогнозирование спроса на ГП и расхода МР;
  • - поддержка возврата товаров;
  • - обеспечение запасными частями и сопутствующим сервисом;
  • - сбор и утилизация возвратных отходов (управление вторичными материальными ресурсами).

Для торговых компаний этот перечень соответственно трансформируется в связи с отсутствием собственно производства.

Разделение конкретных логистических функций на ключевые и поддерживающие сложилось исторически, оно связано с эволюцией бизнеса, развитием маркетинга, менеджмента и логистики в промышленно развитых странах. Например, выделение в качестве основных логистических функций поддержания стандартов качества продукта и логистического сервиса и управления наказами вызвано требованиями конечных потребителей, как следствие того, что в большинстве корпоративных стратегий присутствует ориентация на высокое качество товаров и ус луг (часто производимых пол конкретный заказ). Отнесение к ключевым логистическим функциям транспортировки и управления запасами объясняется высоким удельным весом издержек на их выполнение (в объеме 60-80 % общих логистических издержек). Однако хотелось бы еще раз подчеркнуть, что конкретная дифференциация логистических функций зависит в основном от ключевых показателей, определяющих выбор логистической стратегии фирмы.

Детальная характеристика логистических функций будет дана в последующих разделах книги применительно к задачам функционального логистического менеджмента фирмы, назначением которого и является управление этими функциями.

Обеспечение и поддержание качества производства продукции, дистрибуции товаров и послепродажного сервиса являются первоочередной задачей логистического менеджмента любой фирмы. Широко распространившаяся за рубежом идеология Total Quality Management(TQM), обязательная сертификация продукции и услуг с помощью серии стандартов ISО 9000 (International Standart Organization) требуют от фирм непрерывных усилий, в том числе и с помощью логистических подходов, направленных на самый высокий уровень качества товаров и сервиса. Логистические решения играют важную роль в организации доставки товара и сервиса требуемого качества в согласованные время и место.

Большое внимание в логистическом менеджменте уделяется процедурам закупок МР для обеспечения производственных целей. Организация и управление скупками в фирме включают комплекс таких задач, как выбор поставщиков МР, планирование потребности, определение рациональных периодов времени и объемов поставок ресурсов, организация договорной работы, выбор форм поставок и типов транспорта для доставки МР в производственные подразделения и т. п. Важность процедур закупок объясняется еще и тем, что факторы времени и расположения поставщиков, качество МР оказывают большое влияние на величину логистических издержек.

Как было уже указано выше, одной из ключевых логистических функций является транспортировка. Это связано прежде всего с тем, что без транспортировки практически не существует материального потока. При этом сам процесс транспортировки рассматривается в более широком плане, чем собственно перевозка грузов, а именно: как совокупи ость пере возки, погрузки- разгрузки, экспедирования и других сопутствующих логистических операции. Важность транспортировки объясняется не в последнюю очередь тем, что затраты на нее достигают в некоторых отраслях экономики двух третей всей суммы логистических издержек. Управление транспортировкой обычно предполагает решение таких задач, как выбор переводчика и экспедитора, выбор вила транспорта, определение рациональных маршрутов, подбор транспортного средства под определенный вид груза и т.п.

Управление запасами МР и ГП представляет собой процесс создания, контроля и регулирования уровней запасов в закупка, производстве и реализации продукции. Если транспортировка определяется фактором места, то запасы - фактором времени. Обычно всегда имеется определенная потребность в запасах МР и ГП, играющих роль буфера между поставщиками МР и производством, с одной стороны, и между производством и потребителями ГП - с другой. Снижая риски возникновения дефицита МР в процессе производства продукции или неудовлетворения спроса на ГЛ у потребителей, запасы в то же время негативно сказываются на экономике, замораживая финансовые ресурсы в больших объемах товарно-материальных ценностей. Поэтому важнейшей задачей логистического менеджмента является оптимизация уровней запасов на различных участках логистических цепей и систем при обеспечении требуемого уровня обслуживания. Затраты на создание и поддержание запасов составляют от 20 до 60 % общих логистических издержек, что усиливает значение этой ключевой логистической функции.

Функция управления заказами определяет процедуры получения и обработки заказов, моменты времени получения ГП или оказания услуг, а также направляет работу фирменной дистрибутивной сети или логистических посредников по доставке и продаже ГП потребителям. Несмотря на то что затраты на эту ключевую логистическую функцию не так велики, как па транспортировку или управление запасами, ее значение в современном бизнесе весьма велико, так как напрямую определяет качество обслуживания потребителей.

Нельзя не остановиться на функции информационно-компьютерной поддержки, которая сравнительно недавно традиционно относилась к группе поддерживающих логистических функций. Бурный прогресс информационных технологий и КИС в последние 5-7 лет буквально революционизировал логистику, которую сейчас невозможно представить без информационно-компьютерной поддержки. Инвестиции многих компаний в информационно-управляющие системы и технологии (в том числе касающиеся логистики) достигают астрономических величин. Поэтому в приведенной выше классификации информационно-компьютерная поддержка отнесена к ключевым логистическим функциям.

Складирование представляет собой логистическую функцию управления пространственным размещением продукции и предусматривает; определение количества, типов и дислокации складов; объема (площади) хранениям? и ГП; планировки складских площадей, проектирования зон транспортировки, сортировки, погрузки-разгрузки, а также выбор подъемно-транспортного и другого технологического складского оборудовании и т.п.

Грузопереработка (обработка грузов) обычно осуществляется одновременно со складированием и также обеспечивает функцию поддержания запасе и. Элементарные логистические операции, из которых складывается процесс грузопереработки, представляют собой перемещение МР или ГП на складе, размещение продукции на складских стеллажах, движение продукции, например, от зоны приемки груза до места размещения на складских стеллажах и от них - до зоны отправки и т.п. Данная логистическая функции обычно связана с выбором технологического и погрузочно-разгрузочного оборудования для организации коротких перемещений грузов по складу; с организацией процедур сортировки, консолидации или комплектования грузов для выполнения заказов и транспортировки; поддержанием рационального объема грузооборота склада и т.д.

В логистическом процессе важная роль принадлежит защитной упаковке, обеспечивающей сохранность грузов в процессах транспортировки и складской грузопереработки. Кроме того, большое значение в маркетинге и мест упаковка, так как от ее вида и привлекательности в значительной мере зависит потребительский спрос. Применение в логистике стандартных типоразмерных рядов тары и упаковки позволяет значительно снизить логистические издержки за счет согласования объемных модулей тары и упаковки с грузовместимостью транспортных средств, а также с технологическими параметрами складских помещений и груюперерабатывающего оборудования.

К логистическим поддерживающим функциям относятся также различные процедуры сбора и возврата товаров, которые по каким-то причинам не удовлетворяют покупателей или не прошли гарантийного срока службы. Наряду с организацией сервисного обслуживания, ремонта ГП и обеспечения потребителей запасными частями процедуры возврата ГП предприятиям-изготовителям образуют систему послепродажного сервиса, которую иногда рассматривают как ключевую логистическую функцию.

В процессах производства и реализации ГП ночи икают так называемые вторичные МР, которые состоят из отходов производства (возвратных и невозвратных) и отходов производственного и личного потребления. Вторичные МР образуют специфические материальные потоки, управление которыми в настоящее время также относят к сфере исследования логистики.

Иногда, особенно в зарубежной практике, группу поддерживающих логистических функций включают прогнозирование, ценообразование (в смысле выделения логистических издержек в конечной цене ГП), аудит, контроллинг и т. п.