Введение ккм с года ип. Кто освобожден от применения ККТ? Что нужно знать

Онлайн-кассы внедряются с 2017 года, а в июле 2019-го наступает 3-я волна. С этого времени практически все продавцы обязаны использовать обновленные модели кассовых машин. Но есть и исключения. Кто обязан применять онлайн-кассы, а кто вправе их не устанавливать, читайте в материале далее.

Как изменен закон от 22.05.2003 № 54-ФЗ

Основные поправки в закон РФ от 22.05.2003 № 54-ФЗ внесены законом РФ «О внесении изменений…» от 03.07.2016 № 290-ФЗ. Их достаточно много, и в части ряда вопросов они существенно изменили значение многих положений текста старой редакции закона № 54-ФЗ.

Основными стали поправки, изменившие:

  1. Представление о применяемых при расчетах кассовых аппаратах.

Если ранее ККМ была просто автономным или включенным в локальную сеть аппаратом, защищающим от изменений введенные в нее данные о продажах за период, то теперь она должна стать устройством, подключенным к интернету и способным передавать информацию о каждой из продаж в режиме реального времени (онлайн) в налоговый орган. Неофициально такие ККМ стали называть онлайн-кассами.

2. Требования к техническим характеристикам применяемых касс (онлайн-касс).

Для них стало ненужным наличие ЭКЛЗ и фискальной памяти, но обязательным - присутствие фискального накопителя, способного сохранить данные о продажах, защитить их от изменений и передать в ИФНС. Фискальный накопитель по мере наполнения информацией подлежит замене. Так же как и сам кассовый аппарат, каждый накопитель к онлайн-кассе нужно регистрировать в налоговой инспекции. При этом процедура регистрации упростилась, став электронной.

Инструкцию по регистрации онлайн-касс см. .

3. Подход к оформлению БСО.

Исчезла форма этого документа, которую можно было создать вручную, заполнив бланк. Обязательным стал БСО, оформленный на автоматизированном устройстве, являющемся аналогом онлайн-кассы. Таким образом, информация о продажах, сделанных с оформлением БСО, также оперативно поступает в налоговый орган. По существу, это нововведение сделало обязательным применение кассы (ее аналога) для лиц, ранее освобождавшихся от ее использования по причине оформления ими БСО.

4. Форму документов, создаваемых онлайн-кассой или ее аналогом.

Как и раньше, эти устройства должны выполнять функцию печати для выдачи бумажного чека или БСО. Но одновременно эти документы будут сохраняться и в электронной форме.

5. Набор обязательных реквизитов, указываемых в кассовом чеке или БСО.

Он стал шире и подробнее. Например, добавилось указание на применяемую продавцом систему налогообложения, место продажи (которым может быть не только почтовый адрес, но и адрес сайта), электронные адреса продавца и покупателя (для чеков, выдаваемых в электронной форме), порядковый номер используемого фискального накопителя, QR-код, перечень товаров и услуг.

См. также:

  • "Номенклатура в онлайн-кассах ".

6. Состав лиц, не обязанных применять ККТ в расчетах.

Появились лица, как расширившие перечень тех организаций и ИП, которые освобождались от использования ККМ старой редакцией закона от 22.05.2003 № 54-ФЗ, так и исключенные из него. В частности, как уже указывалось выше, лишились права не применять аналог онлайн-кассы лица, оформляющие продажи через БСО.

Помимо поправок, сделанных в законе от 22.05.2003 № 54-ФЗ, закон от 03.07.2016 № 290-ФЗ внес также коррективы в статью 14.5 КоАП РФ, существенно изменив в сторону увеличения размер имевшей место ответственности за неприменение ККТ (п. 2) и добавив в эту статью еще 2 пункта:

  • п. 3 - в отношении повторно совершенного нарушения при значительной сумме расчетов без ККТ;
  • п. 4 - в части использования онлайн-кассы, не соответствующей законодательно установленным требованиям к ней или применяемой с нарушением порядка регистрации ККМ.

Действительно ли весь бизнес обязали работать на онлайн-ККМ

Согласно новой редакции закона от 22.05.2003 № 54-ФЗ по-прежнему существует круг лиц, которые освобождаются от обязанности применять ККТ. Из них такое право продолжает сохраняться за продающими:

  • газеты, журналы и сопутствующие товары через киоски;
  • ценные бумаги;
  • проездные билеты на общественный транспорт в салоне этого транспорта;
  • мороженое и разливные безалкогольные напитки;
  • товары в разнос, на ярмарках, на розничных рынках и на выставках;
  • молоко, квас, живую рыбу с автоцистерн;
  • сезонные овощи, фрукты и бахчевые плоды;
  • питание, предназначенное для учащихся и преподавателей образовательных учреждений во время занятий;
  • товары на территориях отдаленных и труднодоступных (по перечню, утвержденному регионом);
  • аптечные товары в сельских фельдшерских и фельдшерско-акушерских пунктах.

Дополнительно право на неприменение ККТ предоставлено организациям и ИП:

  • оказывающим услуги по ремонту и окраске обуви;
  • изготавливающим и ремонтирующим металлическую галантерею и ключи;
  • осуществляющим уход за детьми, больными, инвалидами и престарелыми;
  • продающим изготовленные собственными силами изделия народных художественных промыслов;
  • выполняющим вспашку огородов и распиловку дров;
  • оказывающим услуги носильщиков;
  • сдающим в аренду собственное жилье — это касается только ИП.

Кроме того, в круг лиц, для которых допустимо применение бумажных БСО до 01.07.2019 года, включены и те организации и ИП, которые выполняют для населения работы. Ранее это касалось только услуг для населения.

Урегулирована неопределенность в части применения касс при интернет-расчетах. Для таких расчетов кассы также стали обязательными. Не применять их можно только в осуществляемых через интернет расчетах между организациями, между ИП или между организацией и ИП.

Из числа лиц, освобожденных от применения ККТ, исключаются:

  • организации и ИП, оказывающие услуги (работы) для населения с оформлением БСО, в связи с появлением необходимости применения ими для оформления БСО устройств, аналогичных онлайн-кассам;
  • плательщики ЕНВД;
  • ИП, применяющие патентную систему;
  • реализующие лотерейные билеты и почтовые марки по номиналу;
  • продающие чайную продукцию в поездах;
  • торгующие через торговые (вендинговые) автоматы.

Несмотря на то что актульная редакция закона от 22.05.2003 № 54-ФЗ исключает вышеперечисленных лиц из числа не обязанных применять ККТ, освобождение от использования кассовой техники сохраняется за ними до 01.07.2019 (пп. 7-9, 11 ст. 7 закона от 03.07.2016 № 290-ФЗ), а для ИП, занятых оказанием услуг, выполнением работ или продажей товаров собственного производства, не имеющих наемных работников, до 01.07.2021 . То есть законодательно для них устанавливается более длительный период к переходу на применение онлайн-кассы, чем для остальных лиц.

Кто должен перейти на онлайн-кассы с 01.07.2019 читайте .

Вступление изменений в силу с привязкой к годам: с 2016, с 2017, с 2018, с 2019-го

Не все поправки, сделанные законом от 03.07.2016 № 290-ФЗ, вступили в силу с даты начала действия этого закона (15.07.2016). По годам обязательность начала их применения распределяется так:

  • В 2016 году (с 15.07.2016) действует расширенный перечень лиц, имеющих право на неприменение касс. Дополнительно возникла обязанность применения ККТ при интернет-расчетах, стало возможным применять БСО при выполнении не только услуг, но и работ для населения, ужесточены меры ответственности за неприменение ККМ.
  • В 2017 году прекратилась регистрация ККМ старого образца (с 01.02.2017) и применение таких ККМ (с 01.07.2017), однако это не касается тех лиц, которые утратили право на освобождение от применения касс, но получили возможность использовать его до 01.07.2018.
  • В 2018 году (с 01.07.2018) применение онлайн-кассы стало обязательным и для части лиц, имевших право на более длительный переходный период к началу использования ККТ.
  • В 2019 году (с 01.07.2019) онлайн-технику обязаны применять все лица, имевшие отсрочку согласно закону «О внесении изменений…» от 27.11.2017 № 337-ФЗ, кроме некоторых ИП, которым ее продлили до 2021 года.
  • В 2021 году (с 01.07.2021) на онлайн-ККТ , занятые оказанием услуг, выполнением работ или продажей товаров собственного производства, не имеющие наемных работников.

Таким образом, полный переход на онлайн-кассы должен завершиться в 2021 году.

Когда станет обязательной электронная онлайн-ККТ для магазина

Дата возникновения обязанности применять онлайн-кассу у магазина зависит от того, относится ли он к кругу лиц, освобожденных от применения ККТ:

  • Если обязанность применения кассовой техники существовала, то онлайн-кассу нужно было начать применять с 01.07.2017. До этой даты возможно использование старой ККТ.
  • Если имело место освобождение от использования ККТ (применение ЕНВД, ИП, работающие на патенте), но с поправками, внесенными законом от 03.07.2016 № 290-ФЗ, право на него утрачено, то можно воспользоваться отсрочкой, предоставленной для начала работы с кассой. В этой ситуации датой для начала обязательного применения онлайн-кассы было 01.07.2018.

Итоги

Положения закона РФ от 03.07.2016 № 290-ФЗ, изменившие содержание закона РФ от 22.05.2003 № 54-ФЗ в части круга лиц, обязанных применять кассовую технику, и технических требований к этой технике, вступают в силу в разные сроки. Это обстоятельство привело к тому, что применение онлайн-касс для большего числа розничных продавцов стало обязательным со второй половины 2017 года, а лица, имевшие ранее освобождение от применения ККТ, переходят на онлайн-кассы поэтапно. Окончательный переход намечен на 2021 год.

До настоящего времени субъекты предпринимательства, применяющие специальный налоговый режим (СНР) в виде уплаты единого налога на вмененный доход (ЕНВД), освобождались от применения кассовой техники. Такую возможность им предоставляет пункт 2.1 статьи 2 Федерального закона от 22.05.2003 N 54-ФЗ . Однако с 2016 года вопрос о ККМ для ЕНВД, а именно изменения, вносимые в указанный Федеральный закон, рассматриваются в Государственной думе РФ. Законопроект принят в первом чтении, но о конкретных изменениях говорить еще рано, все разговоры пока ведутся на «уровне дискуссии».

Применение ККМ в 2016 году для ЕНВД

Как уже было указано выше, правило, согласно которому «вмененщики» освобождаются от применения контрольно-кассовых аппаратов, на сегодняшний день изменений не претерпело, поэтому пока в 2016 году имеем действующий и в предыдущие годы порядок. Согласно этому порядку условиями освобождения от применения ККТ являются:

  • осуществление видов предпринимательства, указанных в пункте 2 статьи 346.26 Налогового кодекса РФ;
  • выдача документа, подтверждающего прием денег за товар или услугу.

Нужно при этом учесть, что субъекты предпринимательства, применяющие СНР в виде ЕНВД, вправе осуществлять расчеты без кассового аппарата, но при этом они должны выдать покупателю иной документ о произведенных расчетах (товарный чек, квитанцию и др.). Верховный суд РФ указал на то, что необходимость выдачи такой квитанции не зависит от наличия волеизъявления покупателя. Другими словами, если субъект предпринимательства не дал покупателю соответствующий документ (например, чек чекопечатающей машинки для ЕНВД), то он считается нарушившим кассовую дисциплину. При этом не имеет значения, требовал ли покупатель выдать ему такой чек (Постановление от 11.02.2016 N 301-АД15-14856).

Важно!

  • В пункте 3 статьи 2 Федерального закона N 54-ФЗ содержится указание на виды предпринимательства, при которых возможны расчеты без применения контрольно-кассового аппарата. «Вмененщики», оказывающие соответствующие виды услуг, могут не применять ККТ, только если выдают БСО в соответствии с Положением , утвержденным Постановлением Правительства РФ от 06.05.2008 N 359 (Письма Минфина России от 30.12.2015 N 03-11-06/3/77890 , от 10.08.2015 N 03-11-11/46052);
  • Неприменение ККТ при ЕНВД (в т.ч. в 2016 году) для индивидуального предпринимателя, осуществляющего пассажирские перевозки, возможно лишь при условии выдачи соответствующих БСО (Письмо Минфина России от 07.08.2015 N 03-11-11/45835).

Изменения в вопросе применения ККМ для ЕНВД

В начале рассмотрения законопроекта об изменениях в Федеральный закон N 54-ФЗ предполагалось обязать «вмененщиков» применять контрольно-кассовую технику. В настоящее время по этому вопросу ведется дискуссия и, возможно, сохранится возможность не применять ККМ для ИП на ЕНВД.

  • автоматизация системы контроля за учетом выручки и, следовательно, правильность уплаты налогов;
  • удобство и защита прав потребителей (при подключении ККТ к Интернету покупателю будет доступна «виртуальная версия чека»);
  • простота регистрации кассового аппарата - теперь в онлайн-режиме.

С учетом предполагаемых изменений последовательность действий по применению ККМ будет следующей:

  • регистрация личного кабинета осуществляется на сайте налоговой службы с составлением заявки на фискализацию кассы;
  • когда зарегистрированная касса выбивает покупателю чек, сведения об операции направляются оператору фискальных данных (ОФД), который впоследствии направляет их в инспекцию Федеральной налоговой службы России.

Изменения в применении ККТ, без сомнения, должны упростить жизнь налоговикам, но вот что ждет от очередных нововведений предпринимательское сообщество… Ответ также очевиден: дополнительные затраты. Для переориентации учета предполагается срок до 2018 года.

Что же касается изменений в использовании контрольно-кассовой техники (а именно введения обязанности по использованию онлайн-касс) непосредственно для субъектов предпринимательства, применяющих СНР в виде уплаты ЕНВД, ответ государство пока не дало. Возможно, изменений и не будет. Что ж, посмотрим, ждать осталось недолго.

Налоговые органы при реализации контрольных функций в сфере применения контрольно-кассовой техники (далее – ККТ) ориентируются на применение риск-ориентированного подхода, который в условиях действующей нормативной базы позволил с 2011 по 2015 год снизить количество проверок с 278 до 173 тысяч или на 38% и одновременно повысить их результативность с 54 до 86 процентов.

Вместе с тем, современный уровень развития технологий позволяет существенно упростить действующий порядок и одновременно повысить его эффективность, причем как для налогоплательщиков, так и для налоговых органов, о чем свидетельствует мировой опыт.

В целях совершенствования действующего порядка – затратного, трудоемкого и административно неудобного – была предложена идея его реформирования на основе применения современных автоматизированных систем.

С 15 июля 2016 года вступил в силу Федеральный закон № 290-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт» и отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Закон предусматривает следующие основные положения:

  1. Передача информации о расчетах через операторов фискальных данных в ФНС России.
  2. Возможность осуществления всех регистрационных действий с ККТ и иного юридически значимого документооборота по вопросам применения ККТ через личный кабинет на сайте ФНС России.
  3. Изготовление кассовых чеков и бланков строгой отчетности исключительно кассовыми аппаратами с возможностью их направления в электронной форме на абонентский номер или электронную почту покупателя. Бланк строгой отчетности приравнен к кассовому чеку.
  4. Применение кассовых аппаратов при оказании услуг, а также плательщиками единого налога на вмененный доход и патента.
  5. Применение фискального накопителя (аналог электронной контрольной ленты защищенной) с возможностью его самостоятельной замены 1 раз в 3 года плательщиками ЕНВД и патента, а также сферы услуг. Предельные сроки применения фискального накопителя законом не ограничены.
  6. Техническое обслуживание не обязательно для регистрации кассового аппарата в ФНС России.
  7. Экспертиза произведенных кассовых аппаратов и технических средств операторов фискальных данных.
  8. Поэкземплярный учет ФНС России произведенных кассовых аппаратов и фискальных накопителей в форме реестров.
  9. Возможность применения ККТ в автономном режиме при определенных условиях.
  10. Новые формы контрольных мероприятий, возможность запроса в банках информации по счетам в ходе оперативных проверок.
  11. Плавный и поэтапный переход к новому порядку применения ККТ. Так, с 15 июля 2016 года предусмотрена возможность добровольного перехода на новый порядок, с 1 февраля 2017 года регистрация ККТ будет осуществляться только по новому порядку, а с 1 июля 2017 года старый порядок прекратит свое действие. При этом у предприятий сферы услуг, владельцев торговых автоматов, а также лиц, применяющих патент и ЕНВД, то есть для малого бизнеса, который не был обязан применять ККТ, будет еще целый год для перехода на новый порядок, для них он становится обязательным с 1 июля 2018 года.

Основные положения предлагаемой системы – это:

  1. Передача информации о расчетах в электронном виде в адрес налоговых органов через оператора фискальных данных .
  2. Электронная регистрация ККТ без посещения налогового органа и без физического предоставления ККТ.
  3. Построение системы гарантированного выявления нарушений на основе автоматизированного анализа информации о расчетах, выявления зон риска совершения правонарушений и проведения точечных результативных проверок.
  4. Вовлечение покупателей в гражданский контроль.

Для апробирования предлагаемой технологии был проведен эксперимент в соответствии с постановлением Правительства РФ от 14.07.2014 № 657 «О проведении в 2014 - 2015 годах эксперимента …» с применением технологии передачи информации о расчетах в адрес налоговых органов.

Цели эксперимента – определение для организаций и индивидуальных предпринимателей финансовой эффективности и удобства применения технологии передачи информации, а также технических возможностей эксплуатации ККТ и технологии передачи информации.

Эксперимент проведен в течение шести месяцев с 1 августа 2014 года в четырех субъектах Российской Федерации: в Москве, Московской области, Республике Татарстан и Калужской области.

Эксперимент показал как финансовую эффективность технологии передачи информации о расчетах для организаций и индивидуальных предпринимателей при переходе на предлагаемый порядок применения ККТ, так и удобство применения такой технологии. При этом доказаны технические возможности эксплуатации технологии передачи информации о расчетах.

В эксперименте принимали участие налогоплательщики различного вида и масштаба деятельности: как крупные розничные сети, так и индивидуальные предприниматели. При этом наравне с налогоплательщиками, обязанными применять ККТ, в эксперименте приняли участие налогоплательщики, которые не обязаны применять ККТ, например работающие в сфере оказания услуг.

Эксперимент завершен 1 февраля 2015 года, однако по просьбе налогоплательщиков – участников эксперимента постановлением Правительства РФ от 03.06.2015 № 543 им предоставлено право регистрировать ККТ и работать по новой технологии до конца 2015 года. Постановлением Правительства РФ от 22.12.2015 № 1402 участникам эксперимента предоставлено право применять ККТ по новой технологии до конца 2016 года.

На сегодняшний день к апробируемой технологии подключено 3,5 тысячи единиц кассовой техники, пробито 50 млн. чеков на сумму 40 млрд. рублей.

Какие же преимущества дает новая технология? В первую очередь она позволяет добросовестному владельцу ККТ:

  1. снизить ежегодные расходы на ККТ;
  2. получить инструмент, с помощью которого он сможет в режиме реального времени следить за своими оборотами, показателями, и лучше контролировать свой бизнес;
  3. иметь возможность через сайт ФНС России зарегистрировать ККТ без ее физического предоставления в налоговый орган;
  4. применять в составе ККТ современные электронные устройства – мобильные телефоны и планшеты;
  5. избавиться от проверок, так как оперативное получение информации о расчетах обеспечивает соответствующую среду доверия;
  6. работать в условиях честной конкурентной бизнес среды за счет пресечения возможности недобросовестных налогоплательщиков незаконно минимизировать свои налоговые обязательства и нечестно получать конкурентное преимущество.
Гражданину новая технология дает дополнительную защиту своих прав как потребителя за счет возможности:
  1. получить электронный чек у оператора фискальных данных и (или) в своей электронной почте;
  2. самостоятельно быстро и удобно проверить легальность кассового чека через бесплатное мобильное приложение и в случае возникновения вопросов тут же направить жалобу в ФНС России.

С точки зрения государства ожидается легализации розничной торговли и сферы услуг и, соответственно, увеличение налоговых поступлений, а также оптимизация трудозатрат за счет перехода на электронную регистрацию и сосредоточения внимания налоговых органов на зонах рисках.

Любая предпринимательская деятельность предусматривает обращение денежных средств. Государство, в целях контроля сбора налогов, контролирует весь процесс обращения наличности. Для этого используется специальная техника – контрольно-кассовые аппараты, которая призвана фиксировать операции с наличными денежными средствами, осуществляемыми субъектами предпринимательской деятельности. Однако порядок использования кассовых аппаратов имеет множество нюансов, которые необходимо учитывать представителям бизнеса в своей повседневной работе.

Кассовая техника – назначение и особенности использования

Контрольно-кассовая техника – оборудование, осуществляющее фискальные функции по регистрации сделок предпринимателя с целью контроля выручки за определенный период времени. На сегодняшний день порядок ККТ регламентируется специальными нормативно-правовыми актами. Контроль за соблюдением которых возложен на Федеральную налоговую службу РФ, которая осуществляет регистрацию кассовых аппаратов, проводит проверку использования и наделена правом наложения административных наказаний за нарушения правил использования кассовой техники.

ККТ должна применяться всеми субъектами предпринимательской деятельности, осуществляющими реализацию товаров и услуг за наличный расчет или с использованием платежных карт. При этом допускается использование только тех кассовых аппаратов, которые входят в определенный реестр, прошли регистрацию и обслуживаются в установленном порядке.

Показания кассового аппарата учитываются в отчетности, которую сдает организация. Например, предусматривает использование данных с фискального регистратора ККМ.

Сколько стоит кассовый аппарат

На сегодняшний день разброс цен на кассовые аппараты значителен и зависит от его функциональных характеристик. Самыми недорогими являются мобильные ККМ, которые используются, например, кондукторами или в небольших торговых точках. Стоимость же современных кассовых аппаратов, интегрированных в комплексную систему автоматизации торговли, может доходить до нескольких десятков тысяч рублей. Здесь важно учесть, что в 2016 году в ряде регионов продолжается эксперимент по внедрению кассовой отчетности через интернет. Напомним, что эта инициатива налоговиков предусматривает, что при продаже товара и пробитии чека информация об этом сразу уходит на специальный сервер налоговой службы и предпринимателю нет в дальнейшем необходимости сдавать кассовый отчет. Сейчас подобная схема работы тестируется в нескольких субъектах, не исключено, что к 2020 году на подобную схему работы будут переведены все регионы РФ. В этой связи уже имеет смысл задуматься о приобретении ККМ с возможностью передачи данных. Стоимость таких аппаратов сейчас составляет от пятнадцати тысяч рублей.

На покупке кассового аппарата можно сэкономить, приобретя ККМ бывшую в употреблении. На различных сайтах объявлений можно найти несколько десятков предложений. Как правило, стоимость такого аппарата в два-три раза дешевле нового.

При покупке б/у-шной ККМ следует обратить внимание на следующие моменты:

  • модель аппарата включена в реестр разрешенной к использованию контрольно-кассовой техники;
  • к предлагаемому аппарату есть вся необходимая документация, а на самом аппарате есть контрольные марки и они не повреждены;
  • ККМ снята с учета в налоговой и есть документальное подтверждение этого;
  • в регионе, где планируется использовать ККМ, есть сервисные службы по обслуживанию данной марки техники.

Как правило, причиной продажи техники становится прекращение деятельности, например, . Поэтому важно, чтобы аппарат был не только исправен, но и освобожден от данных прежнего хозяина.

Бывшие в употреблении аппараты можно приобрести и в сервисных центрах по их обслуживанию. Стоимость в таком случае будет несколько выше, чем при покупке с рук, но зато исключаются все риски, свойственные покупке техники б/у, так как сервисный центр реализует только проверенную технику, допущенную к эксплуатации.

Регистрация ККМ в налоговой - пошаговая инструкция

Приобретением кассового аппарата хлопоты предпринимателя не ограничиваются. Для возможности его применения с учетом требований законодательства ККМ необходимо зарегистрировать в ФНС. Это можно сделать самостоятельно, а можно обратиться к специалистам по сервисному обслуживанию, которые выполнят все необходимые действия по регистрации.

Но если уже удалось или , то процесс постановки на учет кассовой техники не вызовет особых трудностей.

Прежде всего, необходимо подготовить все необходимые документы:

  1. Свидетельство о регистрации ООО или ИП;
  2. Паспорт ИП или руководителя ООО;
  3. Технический паспорт ККМ;
  4. Журнал операциониста-кассира;
  5. Журнал учета вызова технических специалистов и регистрации выполненных работ – форма КМ-8;
  6. Договор на обслуживания с центром технического обслуживания с приложением его свидетельства об аккредитации;
  7. Контрольные марки-пломбы;
  8. Карточка постановки на учет;
  9. Заявление установленной формы.

Срок регистрации составляет пять рабочих дней, при этом следует помнить, что сотрудникам налоговой необходимо лично осмотреть кассовый аппарат. В зависимости от его размеров, он может быть доставлен в налоговую инспекцию или инспектор сам выйдет к месту установки.

Самый важный шаг в процессе регистрации ККМ – это фискализация, т.е. активизация функции учета выручки. Данная операция проводится совместно с техническим специалистом по обслуживанию и налоговым инспектором:

  • специалист вводит исходные данные – ИНН организации, её название;
  • инспектор программирует пароль, который защитит фискальный регистратор от взлома;
  • техник проводит пломбировку аппарата с внесением соответствующей записи в журнал обслуживания;
  • далее вводится пробный ввод суммы с последующим снятием Z-отчета;
  • ККМ присваивается уникальный регистрационный номер.

Через один-два дня после фискализации налоговики выдают регистрационную карточку и кассовый аппарат можно использовать в работе.

Работа ООО без ККТ

Наибольший же интерес в предпринимательской среде вызывает возможность работы без использования контрольно-кассовой техники. Нежелание использовать ККМ вызвано как необходимостью дополнительных трат на её обслуживание, так и стремлением сохранить объем выручки в тайне от контрольных органов.

Однако закон суров и предусматривает ответственность за неприменение или нарушение порядка применения ККМ. В настоящий момент виновные должностные лица, а также предприниматель или юридическое лицо могут быть оштрафованы от полутора до срока тысяч рублей. Чтобы этого избежать, следует четко знать, когда можно обойтись без ККТ, а когда она просто необходима.

Может ли ООО работать без кассового аппарата?

Юридические лица, осуществляющие прием наличных денежных средств за оказанные ими услуги, или проданные товары должны применять контрольно-кассовую технику. Однако закон позволяет в ряде случаев не использовать ККМ в своей работе. Это возможно в нескольких случаях. Прежде всего, это применение специального налогового режима, который освобождает от необходимости применения кассовой техники – ЕНВД.

Во-вторых, ООО может заменить использования ККМ выдачей бланков строгой отчетности. Это возможно только в том случае, если организация оказывает услуги населению, указанные в ОКУН – Общероссийском классификаторе услуг населению. Здесь важно учесть, что в данный классификатор входят не все услуги, которые сейчас оказываются, например, здесь нет услуг риэлтеров и юристов, поэтому, прежде чем отказаться от ККМ по этому основанию, стоит уточнить наличие конкретной услуги в ОКУН.

Совет: в некоторых случаях можно использовать БСО если оказываемые услуги близки к тем, что есть в ОКУН. Например, услуги агентств недвижимости в большинстве случаев не входят в перечень, но на практике нередко используют такие виды деятельности как «Услуги справочно-информационной службы по выдаче справок». Главное, чтобы в договоре с клиентом оказываемые услуги были аналогичны ОКУН.

В-третьих, закон содержит определенный перечень исключений, когда ККМ может не использоваться в силу объективных причин. Кассовый аппарат можно не использовать в случае:

  • реализации газет, журналов и сопутствующих товаров в газетно-журнальных киосках, при этом доля продажи газетно-журнальной продукции составляет более половины всего оборота;
  • продажа лотерейных билетов;
  • продажа ценных бумаг;
  • продажа проездных билетов;
  • оказание услуг по питанию учащихся и работников общеобразовательных школ;
  • торговля на рынках, ярмарках и т.п. при торговле непродовольственными товарами;
  • разносная мелкорозничная торговля;
  • торговля мороженым и безалкогольными напитками в розлив в киосках;
  • торговля из цистерн квасом, пивом, молоком, растительным маслом, живой рыбой и керосином для хозяйственно-бытовых нужд;
  • торговля вразвал овощами и бахчевыми;
  • реализация предметов религиозного культа и религиозной литературы в культовых зданиях и сооружениях, а также иных помещениях переданных для использования религиозными организациям, зарегистрированным в установленном порядке;
  • продажа почтовых марок по номиналу;
  • осуществление деятельности в труднодоступной местности;
  • фармацевтические организации, расположенные в сельской местности в помещениях фельдшерско-акушерских пунктов.

Также ООО может не использовать ККМ в том случае, если все расчеты с ней его контрагенты проводят в безналичной форме через расчетный счет. Например, если среди клиентов организации исключительно юридические лица, то потребность в использовании кассового аппарата может и не возникнуть, так как в таком случае все расчеты происходят в безналичном порядке.

Кассовый аппарат для ООО при УСН в 2016 году

Применение упрощенной системы налогообложения не освобождает от использования контрольно-кассовой техники, кроме случаев, рассмотренных выше.

Может ли ИП работать без кассового аппарата в 2016 году?

Порядок использования кассовых аппаратов индивидуальными предпринимателями аналогичен применению ККМ юридическими лицами. На них распространяются все случаи, когда не требуется кассовый аппарат, рассмотренные выше для ООО.

Кроме того, освобождены от применения контрольно-кассовой техники предприниматели с особым правовым статусом - это адвокаты и нотариусы. При оказании услуг, они могут выписывать квитанции, в том числе и относящиеся к бланкам строгой отчетности.

Кассовый аппарат для ИП при УСН

Индивидуальные предприниматели, использующие упрощенную систему налогообложения, должны использовать своей работе кассовые аппараты, кроме случаев, когда закон позволяет обойтись без применения ККМ.

В некоторых ситуациях предприниматели могут не использовать кассовую технику, так как их вид деятельности обладает определенной спецификой. К примеру, не требует применения ККМ, даже в том случае, если в дальнейшем осуществляется продажа птиц.

Кассовый аппарат для ИП при ЕНВД в 2016 году

Система единого налога на вмененный доход предусматривает уплату налога с возможного дохода, который может получить предприниматель при осуществлении определенного вида деятельности с учетом конкретных физических показателей, например, время работы, площадь торгового зала и т.д. Так как налоговую базу по ЕНВД образует возможный доход, то налоговым органам нет необходимости учитывать выручку ИП при осуществлении его деятельности, поэтому предприниматели на вмененке освобождены от необходимости использовать кассовую технику. Вместо кассового чека по требованию клиента предприниматель должен выдать иной документ, подтверждающий факт оплаты.

Многие предприниматели, находящиеся на ЕНВД, используют специальную технику – чекопечатающую машину, которая по аналогии с кассовым аппаратом позволяет при каждой покупке выдавать чек. Однако стоит учитывать, что заменять ею кассовый аппарат нельзя, так как чекопечатающая машина лишена фискального регистратора, а поэтому не относится к категории контрольно-кассовой техники.

Важно помнить, что при совмещении ЕНВД с другими видами налогообложения возникает необходимость применения ККМ для тех видов деятельности, которые не подпадают под единый налог на вмененный доход.

Нужен ли кассовый аппарат для ИП на патенте в 2016 году?

У ИП есть еще одна возможность исключить применение кассовой техники в своей работе – патентная система . Данная система распространяется только на ИП, оказывающих бытовые услуги населению и выплачивающих стоимость патента, которая рассчитывается как потенциальный доход за определенный период. В связи с тем, что предприниматель оплачивает налог с возможного своего дохода вне зависимости от его фактического размера, то отпадает и необходимость использования ККМ. В случае же совмещения патентной системы с иными видами налогообложения использовать кассовый аппарат придется.

Сохраните статью в 2 клика:

Субъект предпринимательства должен использовать кассовую технику с учетом всех требований законодательства, так как несоблюдение установленного порядка кассовых операций влечет денежные штрафы и лишнее внимание налоговых органов в дальнейшем. Кроме того, привлечение к налоговой ответственности может повлечь отказ в предоставлении государственной поддержки в виде . Стоит учесть и то обстоятельство, что современные ККМ – это не только средство фискального контроля налоговиков за выручкой, но и возможность наладить современную систему учета на предприятии, что позволяет выстраивать эффективные стратегии дальнейшего развития бизнеса. Поэтому кассовый аппарат – это не зло, а насущная необходимость современного бизнеса.

Вконтакте

ККМ для ЕНВД: нужен ли кассовый аппарат при ЕНВД в 2018 — 2019 году

Виды деятельности, при которых применяется ЕНВД, перечислены в п. 2 ст. 246.26 Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ). К наиболее распространенным относятся:

  • бытовые услуги, ОКВЭД которых перечислены в приложении 1 к распоряжению Правительства РФ от 24.11.2016 № 2496-р;
  • техобслуживание, мойка и ремонт автомобилей;
  • розничная торговля при условии, что площадь торгового зала не превышает 150 квадратных метров;
  • услуги по временному проживанию при площади, используемой для размещения людей, не более 500 квадратных метров и др.

В п. 7 ст. 7 закона «О внесении изменений…» от 03.07.2016 № 290-ФЗ (далее — закон № 290-ФЗ) установлено, что предприятия и индивидуальные предприниматели (ИП), осуществляющие такие виды деятельности, должны применять ККМ с 01.07.2018.

Срок возможного неиспользования касс продлен до 01.07.2019 (п. 7.1 закона № 290-ФЗ) для:

  • лиц, не работающих в сфере розничной торговли и общепита;
  • лиц, работающих в сфере общепита и розничной торговли, но не имеющих наемных работников.

До этого времени указанные плательщики ЕНВД могут продолжить осуществлять расчеты с последующей выдачей подтверждающего документа.

Применение ККТ при ЕНВД не требовалось

В действующей прежде редакции п. 2.1 ст. 2 закона «О применении контрольно-кассовой техники…» от 22.05.2003 № 54-ФЗ (далее — закон № 54-ФЗ) предусматривалась возможность работать без применения ККМ следующим категориям налогоплательщиков:

  • предприятиям и ИП, являющимся плательщиками ЕНВД, при условии осуществления ими указанных выше видов деятельности;
  • ИП, применяющим патентную систему.

Вместо кассового чека указанные лица должны по требованию клиента выдать подтверждающий документ (кассовый чек, квитанцию и т. п.), содержащий сведения о выдавшем его лице, покупаемом товаре и его стоимости.

Прежняя редакция п. 2 ст. 2 закона № 54-ФЗ позволяла предприятиям и ИП, предоставляющим услуги населению, работать без применения ККМ при условии выдачи бланков строгой отчетности. П. 7 ст. 7 закона № 290-ФЗ ограничил срок применения данного правила 01.07.2018.

Наряду с плательщиками ЕНВД, рассмотренными выше срок возможного неиспользования ККТ продлен до 01.07.2019 и для аналогичных групп лиц, применяющих патентную систему (для тех, кто не работает в розничной торговле и общепите либо работает в данных отраслях, но не привлекает наемных сотрудников).

Надо ли применять кассы организациям на ЕНВД

Как мы уже говорили выше, некоторые плательщикиЕНВД без кассового аппарата могут работать до 2-го полугодия 2019 года. В п. 2 ст. 2 закона № 54-ФЗ содержится перечень услуг, которые и в последующем можно будет оказывать без применения ККМ:

  • организация питания школьников во время учебного года;
  • продажа товаров с лотков, тележек в вагонах поездов;
  • услуги нянь, ухаживающих за малолетними детьми, инвалидами и престарелыми.

Также могут не применять ККМ:

  • Предприниматели и организации, оказывающие услуги в труднодоступных местностях. Перечень таких мест определяется субъектами РФ. В него не могут входить города, райцентры, поселки городского типа.
  • Аптечные организации, расположенные в фельдшерских пунктах в сельской местности.
  • При продаже предметов религиозного культа, проведении религиозных церемоний.

Послабления не распространяются на лиц, использующих автоматическое устройство для расчетов, а также торгующих подакцизными товарами. Таким образом, продавцы бензина, керосина, алкогольных напитков, сигарет должны использовать ККМ в любом случае.

Ответственность за работу при ЕНВД без кассового аппарата

Ст. 14.5 КоАП Российской Федерации предусматривает следующую ответственность:

  • неприменение ККМ влечет наложение штрафа на ответственных лиц в размере не менее 10 000 руб., на предприятия — до 30 000 руб.;
  • повторное такое нарушение при общей сумме расчетов, произведенных без применения ККМ, от 1 млн руб. влечет приостановку деятельности предприятия или предпринимателя до 90 суток;
  • применение ККМ, не соответствующей законным требованиям, может закончиться вынесением предупреждения или наложением штрафа до 10 000 руб.

В постановлении ВАС РФ от 31.07.2003 № 16 закреплено, что под неприменением ККМ понимается:

  • неприменение ККМ, в том числе по причине ее отсутствия;
  • применение ККМ, не прошедшей регистрацию в налоговой инспекции;
  • применение ККМ, отсутствующей в реестре ККТ;
  • применение ККМ с поврежденной пломбой на машине.

Таким образом, применение ККМ на ЕНВД в 2018 году стало обязательным для лиц, работающих в сфере общепита и розничной торговли, имеющих наемных сотрудников. Днем икс для всех остальных станет 01.07.2019, с наступлением которого за неприменение ККМ любой плательщик ЕНВД может быть привлечен к ответственности вплоть до приостановки деятельности. Так что озаботиться покупкой кассы желательно уже сейчас, поскольку перед использованием ККМ необходимо заключить договор с фискальным оператором на передачу данных в налоговую и зарегистрировать саму кассу.