Сюхари (守破離) — японская концепция обучения различным техникам (боевое искусство). Поведенческая сегментация - СЮ

«Учиться, не размышляя, -

напрасный труд.

Размышлять, не учась, -

опасное дело».

Тинэн Санда (1842- 1925) 

Пять наставлений Сэнсэя УЭЧИ Канбуна:

  1. Сначала, научитесь расслабляться при любом движении, никакого напряжения. Напряжение, главным образом, зарождается в мышцах лица и шеи, а затем переходит на остальную часть тела. Расслабьте лицо и шею, что позволит избавиться от напряжения во всех ваших движениях.
  2. Выбирайте такое положение для равновесия, чтобы вам не требовалось напрягаться, оставаясь в этой позиции. Держите вашу голову прямо, не наклоняйтесь вперед - думайте об удержании вашего лица на расстоянии от зоны борьбы, но не отклоняйтесь назад. Сохраняйте ощущение вогнутости груди и выгнутости спины, но при прямом позвоночнике.
  3. Занимайтесь каждый день. Гибкость необходима для обучения расслаблению. Мускулы должны быть мягкими и хорошо растянутыми.
  4. Когда Вы ударяете кулаком, не кидайте руку или кулак - просто выпрямляйте вашу руку полностью без пауз и напряжения. Не медленно, с натяжением, а естественным рывком, направленным наружу, без замаха и колебаний. Это увеличит силу удара. Когда Вы бьете ногой, представляйте кнут. Движение мягкое и естественное. Стопа бьёт сильно, затем возвращается к согнутому положению сама - не нужно напрягать или отдергивать её.
  5. Когда Вы блокируете, не противодействуйте силе удара блоком, а отклоняйте ее мягко или ударьте по атакующей конечности. Уйдите с линии атаки, обвейте Вашу руку и кисть вокруг руки противника и рывком выведете его из равновесия. Это откроет противника для вашей контратаки.

Составные части тренировки - 稽古【Keiko】

  1. 準備運動 - Junbi Undo - Разминочные упражнения.
  2. 補助運動 - Hojo Undo - Вспомогательные упражнения.
  3. 三戦 - Sanchin - Изучение ката «Санчин»:
    1. 三戦の練習 - Sanchin no Renshuu - Исполнение ката «Санчин»;
    2. 三戦鍛え - Sanchin Kitae - Исполнение ката «Санчин» с проверкой.
  4. 型 - Kata - Изучение ката:
    1. 型の練習 - Kata no Renshuu - Исполнение ката;
    2. 型の分解 - Kata no Bunkai - Анализ и отработка боевой расшифровки ката.
  5. 体鍛え - Tai Kitae - Закалка тела:
    1. 小手鍛え - Kote Kitae - «Набивка» предплечий;
    2. 下肢鍛え; 足鍛え - Kashi Kitae; Ashi Kitae - «Набивка» ног;
    3. 肚鍛え - Hara Kitae - «Набивка» живота.
  6. 中間補助運動 - Chukan Hojo Undo - Промежуточные вспомогательные упражнения.
  7. 約束組手 - Yakusoku Kumite - Обусловленный поединок.
  8. 自由組手; 自由攻防 - Jiyu Kumite; Jiyu Kobo - Вольный/свободный поединок; Свободные атаки и защиты.
  9. 補強運動 - Hokyo Undo - Дополнительные укрепляющие упражнения.

Особенности ТРЕНИРОВКИ

守破離 => 守破離 => 守破離

«Сю-Ха-Ри»

«Концепция « S hu - H a - R i», взята из каллиграфии и перенесена в японские боевые искусства.

Длительное и очень точное копирование образца (в графике - устав), затем добавление своего почерка (полуустав) и, наконец, открытие нового, импровизация, прорыв (скоропись).

Однако даже на последней стадии пишут те же символы (иероглифы, буквы...), что и на первой, а не изобретают новую китайскую грамоту, просто это уже стаовится живым скорописным почерком».

Сегодня в каратэ существует в высшей степени справедливое понятие о трех ступенях обучения:

  • «Сю» - «следование традиции» - означает, что надо заучивать все точно так, как показывает учитель. Это требует многих лет тренировок, иначе не будет базы для перехода на следующую ступень.
    • В жизни - это этап развития ребёнка, когда родители для него непререкаемые авторитеты.
  • «Ха» - «разрыв с традицией» - означает возможность раз­бить цепи традиции, пытаться улучшить технику школы, гармонично вписывая в неё лучшие приемы из других школ, что означает стремление к поиску собственных путей развития. Многие пробуют делать это слишком рано, поскольку переоценивают свои возможности.
    • В жизни - это этап развития юноши, когда родители во всём неправы.
  • «Ри» - подняться над всем, что изучалось раньше, найти более высокие и более общие принципы, что означает – «идти своим путём следуя мудрости традиции».
    • В жизни - это этап развития мужчины, когда осознаёшь всю правоту родителей, но уже идешь своим путём.

Это означает, что конечная цель лежит в полностью свободном исполнении движений, свободном от пут стандартизации. Но так далеко почти никто не заходит. Большинство учеников останавливается на первой ступе­ни обучения, не заканчивая ее.

Большинство учеников, в силу своего европейского менталитета, не могут следовать путём 守破離 - Сю-Ха-Ри (копирование (точное следование традиции) - поиск своего (разрыв с традицией) - следование своим путём с уважением к мудрости традиции) и им мало копировать самим - им требуется словесное объяснение метода. Отсюда, к сожалению, у нас такой большой объем болтовни и малый объём собственно работы.

ЦЕЛЬ УСТРЕМЛЕНИЙ В БУДО

一米一汗

хито коме, хито аси

«зерно риса – капля пота»

Человек, начинающий заниматься боевыми искусствами, пронизан традиционными предрассудками. Пройдёт немало времени, прежде чем он доверительно воспримет совершенно чуждые ему прежде ценности БУДО. Для начинающего ученика и даже для опытного ученика – роль учителя заключается в том, что тот обучает его различным приёмам и раскрывает их смысл. Однако поначалу ученики с трудом понимают, что занятия боевым искусством заключается вовсе не в овладении набором каких-то приёмов, а в обретении пути - «ДО», уводящего далеко от повседневной жизни. Пока все устремления учеников направлены именно к овладению отдельными приёмами. Когда же учитель обращает внимание ученика на какие-то отвлечённые, идеальные ценности, ученик часто противится ему, отстаивая непогрешимость своих собственных взглядов.

Ученику нужно приложить определённые усилия, чтобы заглянуть внутрь себя и разрешить собственные проблемы, часто мешающие обрести истинный путь. Нужно не дискутировать, что такое истина и что такое ложь, а выполнять и выполнять упражнения. Одни совершенствуют техническое мастерство; другие развивают свою личность. Понять это – вот цель устремлений в БУДО.

ВНУТРЕННЯЯ СУТЬ И ВНЕШНЯЯ ВИДИМОСТЬ

Под выражением «цель устремлений» мастер понимает не только достижение какого-то внешнего успеха – многие стремятся именно к успеху, вовсе не задумываясь о том, что им надо достичь праведности («сисэй»), - но и обретение особого состояния души: внутреннего достоинства, что проявится в любом их поступке, в любом действии. Поэтому для учителя важнее мироощущение человека, его внутренняя суть, чем его действия, ведь он знает, что ошибочные действия нарушают основные принципы жизни. Занятия БУДО наглядно выявляют это. Ещё не придумана методика, которая позволила бы человеку развивать своё техническое мастерство независимо от того, что у него за душой. Философия БУДО учит избегать войны, ведь в боевых условиях нельзя повысить своё мастерство. Однако ученики долго не могут понять этот важнейший принцип.

Праведность можно обрести, лишь стремясь к идеалу и готовясь в любой момент пожертвовать собой, а, вовсе не добиваясь какого-то внешнего успеха. Снискать успех может каждый, а пожертвовать собой способны лишь единицы. Мастер учит, прежде всего, обрести свою внутреннюю суть; только тогда человек будет способен на какие-то важные поступки. Мастер знает, что, даже выиграв войну, не завоюешь справедливость. Если же ученик стремится именно к внешнему успеху, ему не постичь ПУТЬ БУДО.

ТРЕНИРОВОЧНАЯ ПРАКТИКА – «КЭЙКО» ИЛИ «РЕНШУ»?

Понятие «кэйко» (упражнение; размышление) относится к практике упражнений, которое не столько расширяет техническое мастерство, сколько развивает личность человека, занимающегося боевыми искусствами. Если человек не будет размышлять, он не осознает суть этой практики (кэйко). Подлинное понимание его сути и умение в постоянной борьбе с самим собой реализовать возможности, заложенные в упражнении, являются теми основами, на которых в искусствах БУДО зиждутся формирование духа и способность контролировать собственную энергетику (кит.: «Ци», яп.: «Ки»)

Понятию «кэйко» (稽古 ) в искусствах БУДО противопоставлено понятие «реншу» (練習 ), как правило, означающее «тренировку». Это практика, развивающая физические возможности человека. В учении о ПУТИ, которого придерживаются люди, занимающиеся искусствами БУДО, это понятие употребляют лишь как одну из составных частей «кэйко», поскольку основное внимание здесь уделяется достижению внутреннего равновесия и гармонии, а обрести подобное состояние помогает жизненная энергия (кит.: «Ци», яп.: «Ки»).

Итак, понятие «кэйко» охватывает различные элементы учения о ПУТИ, а именно ВАДЗА («техника»), КИ («энергия») и СИН («дух»). Цель практики – соединить вадза, ки и син; если этого удается достичь, человек поймет, как надлежит поступать. Результатом подобной практики будет не столько овладение каким-либо навыком боевого искусства, сколько подлинное осмысление собственных жизненных позиций. Пока человек не обретёт внутреннюю гармонию, ему не добиться заметных успехов в БУДО. Таким образом, путь БУДО заключается не только в атлетической

Ученик обязан всегда быть готовым к постижению Пути; он должен делать всё, для того чтобы иметь возможность учиться. Это высказывание чрезвычайно важно, ведь человек всегда склонен считать, что всё-то он знает заранее. Поэтому ученики, занимаясь БУДО, часто сами готовы решать, что в этих занятиях им важно, а что на их взгляд, сущие пустяки. Всё непонятное им они готовы упускать из вида и тут же забывать. Порой пройдет немало времени, прежде чем они поймут, что самый лучший способ занятий – всецело довериться своему учителю, его опыту и знанию, нежели своевольно судить обо всём.

Только тогда ученик по-настоящему проникнется духом БУДО, когда во время занятий будет доверять не столько своему мнению, сколько опыту учителя и всецело полагаться на него. В учении о ПУТИ не нужно доказывать истинность или фальшь тех или иных положений, здесь нет места спорам между учителем и его учениками, здесь незачем дискутировать, нужны или нет те или иные упражнения и правильно ли они выстроены. Везде, где происходит наоборот, где ученики, ещё не став подлинными мастерами, уже берутся судить обо всём, нет места учителю. Он может удалиться, где отсутствует благоговение, там нет БУДО.

Учиться в ДОДЗЁ значит проникаться самим духом БУДО и стремиться достичь мастерства под руководством УЧИТЕЛЯ. Однако пока мастер не засвидетельствует, что его сам не стал настоящим мастером, тот не вправе прерывать учебу, какого бы уровня он не достиг; иначе ему придётся впоследствии вновь начинать всё сначала.

Среди мастеров БУДО нет иерархии. Здесь речь идет о самом понимании ПУТИ, а не об отдельных этапах достижения этого понимания. Мастерство начинается тогда, когда приходит понимание ПУТИ. Лишь после этого ученик может самостоятельно продолжить изучение ПУТИ.

Обычные или спортивные методы обучения не помогают понять ПУТЬ. Традиционный процесс обучения БУДО принципиально отличается от любых других учебных процессов, где ученик старается либо набраться новых знаний, либо овладеть каким-то умением. В БУДО прогресс достигается не в процессе самого обучения, а по мере того, как между мастером и учеником устанавливается подлинная человеческая близость. Возникнуть же он может, если только сам ученик будет готов к этому. Если же он избегает доверительных отношений с учителем, то их и не будет. Занимаясь БУДО, надо постоянно думать о своём поведении, о своём отношении к жизни, иначе высшего понимания не обрести.

Часто ученики не осознают этого и поэтому упорствуют в своих заблуждениях. Для них существуют границы, которые они не могут переступить, как бы по разному они это не объясняли. Однако на самом деле всё сводится к одному: они не могут преодолеть своё «Я», и это мешает им отыскать истинный ПУТЬ, когда они поставлены перед необходимостью подняться над своим эгоизмом, эгоцентризмом, себялюбием и самоуверенностью, им проще бывает заявить, что ошибочен сам ПУТЬ, чем признаться, что они упорствуют в своих заблуждениях. Для любой свое неудачи они могут найти сносное объяснение, однако это не избавит их от повторения неудач в дальнейшем. К каким бы изощренным логическим рассуждениям ни прибегал подобный человек, сама логика его мысли ограничена, ведь перед ним находится барьер, который он пока не в силах преодолеть и который скрывает от него истинное положение вещей.

Для овладения любым видом искусства, будь то какое-то учение или путь, связанные со словом «учиться», человек должен пройти три стадии развития: "Сю", "Ха", "Ри". Этот принцип обучения, который сохраняется в Японии в течение многих столетий, известен также в Сёриндзи Кэмпо, как три учения Кэн:

  • "Сю" – освоение искусства ("Каку") мастера.
  • "Ха" – адаптация искусства ("Каку") мастера под себя, в рамках системы.
  • "Ри" – отход от искусства ("Каку") мастера и рождение своего собственного искусства освобождение, созидание.

Здесь слово "Каку" подразумевает нужный уровень и правильный путь обучения.

Что означает три стадии: "Сю", "Ха", "Ри"?

  • "Сю" – подразумевает стадию приближения к мастерству учителя. Здесь главная задача – повторять движения мастера и точно следовать всем его наставлениям, постигая стиль мастера, не пытаясь делать что-то по-своему.
  • "Ха" – это стадия адаптации мастерства учителя под себя. После продолжительной практики техника мастера становится частью вас самих, на этой стадии вы сами добавляете в неё что-то свое или изменяете её под себя в рамках данной системы.
  • "Ри" – стадия освобождения от влияния мастерства учителя и формирования своего собственного мастерства. До тех пор, пока ваш собственный подход согласуется с техникой и сохраняется гармония практики, вы можете выйти за рамки мастерства учителя и свободно шлифовать свое мастерство, внося в него свои собственные творческие штрихи.

Все три стадии базируются на фундаментальном принципе "Хо" (закон природы, нормы человеческой жизни). Хотя мы и говорим об освобождении (стадия "Ри"), если не соблюдать этот принцип, то можно сбиться с верного пути.

Индивидуальные отличия в технике и способы её изучения

На тренировке могут возникнуть противоречия в том, как обучает технике учитель, и как показывают её старшие ученики, это часто сбивает с толку. Практикующие Сёриндзи Кэмпо отличаются уровнем подготовки, типом телосложения и другими физическими данными, что приводит к различию способов выполнения техники. Попытка учитывать множество мелких различий, заострять на них внимание, на самом деле, пустая трата времени.

Если вы столкнулись с этой проблемой, то нужно ответить на вопрос: что делать?

В такой ситуации мы должны применить принцип обучения "Сю", "Ха", "Ри" к каждому учителю.

Учитель, который долгое время отрабатывал и совершенствовал техники, добавляя в них свои элементы, подсказывает вам то, что он считает лучшим. Главное – стараться постичь суть его мастерства. Различие методик обучения, по которым вас тренировали другие учители, не имеет значения. Возможно, что новый способ исполнения техники вам может показаться ошибочным и бесполезным. Но при этом, учитывая наличие другого подхода преподавания, вы должны в точности копировать движения учителя и постигать их преимущества. Без понимания и размышления вы только возражаете старшему человеку, а это глупое поведение.

Необходимо знать, что цель – одна, но путей к ее достижению – много. Прежде всего, следуйте наставлениям учителя. После того, как вы сможете овладеть тем, чему учитель обучал, вы сами достигните следующие стадии "Ха" и "Ри". Если вы будете настаивать только на своем подходе и считать: «это должно быть таким», ваше развитие техники остановится.

Условия эффективного достижения стадий "Ха" и "Ри"

Итак, через некоторое время практики, под наблюдением учителя, ученику более или менее удается подражать правильным движениям и техникам. Каким образом он обязан тренироваться в целях дальнейшего эффективного совершенствования?

Для этого есть два критерия:

  • Тренируйтесь, сознавая «цель» и «смысл»
    Каждое движение имеет свою «цель», т.е. «для чего это нужно?», и «смысл»какие результаты это приносит?». Потеряв «цель» движения, вам придется потратить лишние силы и труды на выполнение неправильных упражнений. Сколько бы вы ни тренировались, без осознания «смысла», присущего каждому движению, результатов не будет. Если вы знаете «смысл» и усердно отработаете техники, то будете способны исправить свои недостатки и ошибки.
  • Убирайте напряжение и все лишнее
  • Второй критерий можно назвать «эффективностью техники». Попробуйте разделить одно движение на десять частей и проверить в каждый момент исполнения: «Есть ли у меня напряжение или что-то лишнее в движениях?». Если они нашлись, постарайтесь убрать их. Любое движение в сериях техник должно быть достаточно утонченным и отработанным до такого уровня, когда можете достичь максимальных результатов, прикладывая минимальные усилия.

(Учебник по Сёриндзи Кэмпо, с.72-78, Книга для чтения, c.34-35)
Текст: Александр Крамар
Макото Хамакава

В этой статье я хочу предложить вам оценить свой прогресс в языке с японской (а также китайской) точки зрения. Немного философской, но в то же время достаточно практичной.

Когда-то мой муж плотно занимался карате, и он рассказал мне о старой японской концепции «Сю Ха Ри» (守破離; забавно, что эти японские иероглифы на самом деле китайские. И значения полностью совпадают).

Это о том, как из зеленого новичка становятся мастером.

Идея в том, что на первом этапе заучивают базовые техники назубок, на второй – различные вариации техник, а на третьей накопленный опыт позволяет создавать свои собственные техники.

Концепция «Сю Ха Ри» сейчас очень популярна в сфере бизнеса. Ее можно применять в любом виде обучения, но мы поговорим о языках.

Первая стадия – Сю, что означает «сохранять», «придерживаться (правил)».

На этой стадии закладываются основы. Чем прочнее основание, тем больших успехов сможешь добиться в будущем.

Что надо делать на этом этапе? Поставить хорошее произношение, заучить простые устойчивые фразы и грамматические конструкции.

Заучивание наизусть обычно очень бесит учеников, но, как ни странно, этот метод отлично работает. Один раз выучил – и все, память вцепляется в правильные грамматические структуры мертвой хваткой. Я не люблю этот метод, но в университете нас по нему часто гоняли.

Принцип Сю Ха Ри предполагает, что у ученика есть учитель, который позаботится о том, чтобы отсеивать ошибки. У ученика должна остаться чистая отшлифованная форма.

В этот период ученики могут возмущаться: почему носители языка говорят с ошибками, и им можно, а нам нельзя? Хочется пуститься во все тяжкие: понабраться сленга, хвататься за самые разные материалы и забить на ошибки.

Например, в китайском есть структура 太。。。了 (=слишком …). Но я замечаю, что китайцы часто опускают 了。Если я буду копировать их и говорить 太认真 («слишком серьезный»),太麻烦 («слишком проблемно») без了,я наделаю ошибок. Потому что иногда это уместно, а иногда нет. Но новичку рановато лезть в нюансы.

А еще популярно такое мнение: «китайцы говорят без тонов, чем я хуже?». Но хотя китайцы обычно не говорят с четкими тонами, если их не выучить раз и навсегда, то потом и сам на слух ничего не понимаешь, и тебя не понимают.

К счастью, если в боевых искусствах на одну первую стадию могут уйти долгие годы, то в языках все проще. Если заниматься качественно, то пары лет будет достаточно. Вероятно, на сложные восточные языки уйдет года три.

Кстати, и в языках, и в боевых искусствах многие быстренько перескакивают с этой ступеньки на следующую, чтобы «наконец-то начать заниматься более интересными вещами».

Не буду занудствовать и говорить, что «так делать ата-та», сама не раз «перескакивала». Просто это означает, что на высоком уровне владения языком у вас могут сохраняться грубые ошибки (грамматика, произношение).

Логично, что чем дольше вы пользовались неправильными шаблонами, тем крепче они укоренились. Проще избавиться от них в начале пути, а не на высоком уровне. Если для вас это важно, конечно.


Вторая стадия называется Ха – «ломать, нарушать (правила)»
– то есть отходить от канонов.

Мы наконец-то начинаем полагаться на свою языковую интуицию. К этому времени произошла такая вещь, как getting the feel for the language . Может быть, мы не помним или даже не знаем точное грамматическое правило или правильное сочетание (collocations) , но чувствуем, что «так лучше звучит».

И самое главное – на этом этапе ученик больше не возмущается нелогичности иностранного языка – он начинает понимать , почему все работает именно так, а не иначе. Паззл наконец-то начинает складываться.

Мы начинаем экспериментировать с синонимами и грамматическими конструкциями: что будет, если это слово заменить на другое, похожее – сильно ли изменится смысл? Можно ли перефразировать это предложение вот так?

Вот пример. Шведы часто говорят слово j ä vla («проклятый», «чертов»). Наглядевшись на него на форумах, вы смело комментируете предложение своего шведского приятеля встретить выпить кофе: ”Jävla bra!” («офигенно, «чертовски здорово»). И удивляетесь, чего он ржет над вами. А это звучит неуместно, что вы обязательно поймете в процессе этой стадии.

Это – время проб и ошибок. Здесь уже не важно следовать правилам. Здесь важно научиться правильно выражать свою мысль.

Также на этом этапе интересно поближе познакомиться с диалектами и сленгом. Когда у тебя уже есть прочная основа, самое время уходить вширь, узнавать вариации.

Мне кажется, что на этом этапе у человека должен быть как минимум уверенный В1. Или даже В2.

Многие застревают на этой стадии, потому что вроде бы ты и так уже крут: говоришь довольно бегло, в целом тебя понимают, ну а мелкие ошибки – у кого их нет?

Если есть желание подняться выше, то нужен либо хороший учитель, который поможет отточить языковое чутье и вычистить мелкие ошибки, либо собственные внимательность, дотошность и терпение.

Третья стадия – Ри, «покинуть», «выйти за пределы (отработанных техник)». Это – высшее мастерство.

Стадия Ри – это стадия чистой импровизации. Красивой и удачной импровизации.

Я думаю, что на этом этапе человек может спонтанно и к месту придумывать собственные неологизмы.

Например, в шведском есть такой суффикс -is , который придает словам разговорный, а иногда и уменьшительно-ласкательный оттенок. Вы хотите назвать кого-то «солнышко», берете слово sol («солнце»), и придумываете слово solis .

Теперь вы как рыба в воде в языковых тонкостях и нюансах. Вам легко выбирать меткие слова для того, чтобы придать своим словам нужный тон и правильно расставить акценты.

Если вы хотите объяснить понятие из своего родного языка и культуры, вы случайно можете выдать поговорку, которая уже существует в языке. Вы ее не знали, просто солидный опыт помог угадать правильный ответ.

Например, как сказать по-английски «поезд ушел»? В том смысле, что «все, шанс упущен»? «Мастер» сообразит, что вряд ли это будет что-то с поездом (и правильно, в английском это That ship has sailed либо We’ve missed the boat ). Он задумается и скажет «наверное, что будет что-то типа «A little too late». И угадает! Практически угадает: это будет звучать «Too little too late» .

Тут дело не в том, чтобы обязательно знать эту довольно популярную фразу, а в том, чтобы легко и непринужденно придумать что-то на ходу. Да так, чтобы догадка была удачной и примерно совпадала с тем, как говорят на этом языке.

Кстати, аналогичная концепция есть и в китайской культуре и в китайских боевых искусствах.

У китайцев Сю Ха Ри соответствуют 地 («земля»), 人 («человек») и 天 («небо»). Это запоминается еще проще, чем японская концепция!

«Земля» – основы.

«Человек» – учится, пробует, ищет способы.

«Небо» – уровень Бога:)

Я думаю, что на каждой стадии есть много моментов, которые приносят радость. На первой стадии это восторг новых открытий и быстрого прогресса. На второй – радость свободы и определенной самостоятельности. Ну а на третьей – чистое творчество и осознание, какой ты крутой:)

Сюхари (Кандзи: 守破離 Хирагана: しゅはり) - это понятие, пришедшее из японских боевых искусств. Оно описывает стадии достижения мастерства. Иногда употребляется также применительно к другим японским искусствам, например к го.
Этимология:
Термин "сюхари" приблизительно можно перевести как "сначала изучи, потом откажись и, наконец, превзойди".
Сю (守) - переводится как "защита", "повиновение" и означает традиционное знание: изучение основ, базовых техник, общих мест, приобретение эвристического знания.
Ха (破) - переводится как "отделение", "отстранение" и означает разрыв с традицией: избавление от иллюзий, пересмотр правил, критическое осмысление изученного.
Ри (離) - переводится как "освобождение", "независимость" и означает переход в новое состояние: необходимость в техниках и правилах отпадает, все движения становятся естественными, не нуждаясь в рамках форм, тело и дух становятся единым целым

Мастер айкидо сихан Эндо Сейсиро дал такое определение понятию сюхари:
"Известно, что в процессе обучения или тренировки каждый проходит через стадии сю, ха и ри. Объяснение этим стадиям следующее.
На стадии сю мы повторяем формы и воспитываем в себе умение тела воспринять формы, созданные нашими предшественниками. Мы остаемся верными форме, ни в чем не отклоняясь от нее. Позже, на стадии ха, воспитав в себе способность перенимать формы и движения, мы привносим в них нечто новое. В ходе этого процесса формы могут меняться и отбрасываться. Наконец, на стадии ри, мы окончательно отходим от форм, открываем путь творчеству в технике и оказываемся в месте, где мы действуем в согласии с желаниями нашего сознания/сердца, свободно, но не преступая законов."

На стадии сю ученику также предписывается беспрекословно следовать указаниям только одного учителя. Он еще не готов к исследованию и сравнению разных путей.
Визуально принцип сюхари может быть представлен в виде концентрических кругов, где круг, символизирующий стадию сю, помещается внутри круга ха, и оба они - внутри круга ри. Базовые же техники и знания при перемещении из круга в круг не меняются.

История:
Впервые концепция сюхари была введена Фухаку Каваками в искусстве чайной церемонии в виде принципа "дзё-ха-кю" (яп. 序破急 дзё ха кю - введение, перелом, внезапность). Это традиционная японская модель построения последовательности действий, подразумевающая, что любое движение или усилие должно начинаться постепенно, развиваться быстро и оканчиваться неожиданно. Она используется в боевых искусствах (кендо, иайдо), японском театре (Кабуки, Но, Дзёрури), японской чайной церемонии, литературных жанрах рэнга и рэнку.
Позже, Дзэами Мотокиё, актер и драматург театра Но, применил этот принцип к танцу, дав ему название сюхари. Под тем же названием этот принцип позже стал частью философии айкидо. Сюхари также - элемент философии сёриндзи кенпо.

Написано по материалам из

Исторические источники, повествующие о традициях развития многообразных систем боевых искусств Окинавы и Японии, отмечают факт существования уже много столетий назад в этих системах, школах, стилях различных методик преподавания, а также контроля и оценки знаний учеников. В конце 19-ого, начале 20 века эти традиции сформировались в чёткую систему проведения аттестационных испытаний – экзаменов и присуждения ученикам различных по уровню градации квалификационных уровней - разрядов - КЮ, или Дан.

По своей сути аттестационные экзамены (испытания) являются неким контролем знаний и технических навыков, полученных учеником за определённый период времени его тренировок. Но, с другой стороны, аттестационные экзамены являются демонстрацией основ и идеологии стиля и школы каратэ. Поэтому крайне важно подходить к проводимым экзаменам, прежде всего именно со стилевых позиций.

В различных школах каратэ по разному могут подходить к процессу проведения этих экзаменов, что связано, прежде всего, с философскими и этическими канонами этих школ. Например, в одних школах аттестационные экзамены могут проходить в форме некой беседы учителя с учениками, в ходе которой и выясняется степень зрелости и моральной подготовленности учеников к соответствующему квалификационному разряду. Можно предположить, что подобные беседы, при всей их глубине, всё-таки не позволяют оценить качество выполнения учениками технических приёмов и навыков ведения поединка. Другие школы каратэ видят смысл экзаменов в проведении большого количество поединков, идущих практически без перерыва, с постоянной сменой противников, считая, что только через такие жёсткие испытания проверяется истинный дух мастера. Безусловно, такие испытания могут пройти только хорошо подготовленные и физические крепкие мастера. Но, остаются открытыми вопросы разносторонней технической, моральной, умственной и теоретической подготовки.

Существует и другой подход к организации, и проведению аттестационных экзаменов, предполагающий контроль всех аспектов подготовки ученика: теоретические знания, этика и философия каратэдо, уровень технической и боевой подготовки, а также и степень физической подготовки.

Система преподавания, а, следовательно, и проведения аттестационных экзаменов и присуждение квалификационных технических разрядов, школы Косики Дзюцу-Косики каратэ в соответствии с традициями Сёринрю - Окинаватэ, а позже и японских боевых искусств, в основе которой лежит философская концепция ШУ ХА РИ, строится по трёхуровневому принципу.

ШУ ХА РИ (SHU HA RI) - 守 破 離 - концепция дзен буддизма познания окружающего мира, обучения различным искусствам, получения каких-либо навыков и знаний лежит в философских основах большинства японских боевых искусств.

Учение ШУ ХА РИ неразрывно связано с двумя другими философскими концепциями: СИТЭЙ (SHITEI) и ДОДЗЁКУН (DOJOKUN) .

Понятие СИТЭЙ дословно можно перевести «Учитель (си) и ученик (тэй)». Применительно к боевым искусствам концепция СИТЭЙ охватывает весь спектр взаимоотношений между учителем и учеником, возникающих в процессе передачи знаний и технических навыков и постижения пути «ДО».

В процессе обучения между учеником и учителем устанавливаются особые отношения, которые в практиках дзен буддизма, и как следствие их развития, и в боевых искусствах, получили название «ДОКУЗАН» (в переводе с японского языка – «самостоятельно стремиться к совершенству»). В традиционных школах Окинаватэ учитель много времени посвящал доверительным разговорам с учениками, в ходе которых раскрывались философские основы мироустройства, взаимоотношений между людьми, и, безусловно, фундаментальные принципы боевого искусства. Считалось, что ученики, не участвующие в подобных беседах, постигают боевое искусство лишь поверхностно, не понимая всей глубины происходящих явлений и глубинных тайн искусства.

К сожалению, сложившиеся в последние десятилетия тенденции развития боевых искусств, в целом, и каратэ в частности, которые в основном нацелены на получение сиюминутного результата и внешнего эффекта (это связано, в том числе, и с перестройкой большей части боевых систем на спортивный лад) полностью исключают этот, один из важнейших аспектов преподавания.

Философская концепция «ДОДЗЁКУН» (Dojokun) является по своей сути сводом основополагающих этических норм поведения ученика - Сисей (Shisei), определяющих и направляющих правильное его саморазвитие.

Принципы Додзёкун осуществляют связь между философской основой такого всеобъемлющего понятия, как «Учение о пути «ДО»»- ДОКЁ (DOKYO), и усвоением и практическим применением формальной техники каратэдо - ДЗЮЦУ.

Додзёкун способствуют плавному осмысленному переходу от интеллектуального накопления знаний к практической отработке и применению техники каратэ.

Додзёкун , как некий кодекс для постижения каратэдо, сформулированные впервые выдающимся мастером Окинаватэ Сакугава (Sakugawa), и состоящие из пяти основных краеугольных принципов – Кайсетсу (Kaisetsu), стали идеологической основой практически всех школ и стилей Тодэ - Окинаватэ- каратэ:

  • познай себя
  • познай окружающий мир
  • придерживайся благородных побуждений и устремлений, будь предан своему учителю
  • всегда соблюдай этикет поведения
  • не будь агрессивен ни в мыслях, ни в словах, ни в поступках.

Концепция ШУ ХА РИ рассматривает три стадии, три уровня познания мира в целом, а для каждого индивида, его жизненного пути в частности. Каждая из стадий развития индивида (ученика, если речь идёт о боевых искусствах) охватывает определённый этап познания пути «ДО», который обусловлен не столько какими-то временными рамками, а скорее определяется уровнем развития индивидуального опыта, мастерства и интеллекта ученика.

Постижение КОСИКИ ДЗЮЦУ также базируется на этих философских принципах.

Первый уровень познания - уровень «ШУ» - 守.

Уровень «ШУ» охватывает ученические разряды с 10-го по 1-й Кю. Ученики, находящиеся на данном этапе развития называются «Мюданся» (Myudanshа).

Интеллектуальный уровень «ШУ» предполагает точное следование правилам школы, к которой относится ученик, и указаниям учителя, под руководством которого он проходит обучение. Ученик должен почувствовать себя частицей большого коллектива. Должен научиться правильно выполнять все законы школы, следовать общепринятым требованиям и нормам поведения. Задача обучающегося - сосредоточиться на получение информации и технических навыков, их осмыслении, повторении, и стремлении в совершенствовании при их неоднократном и систематическом выполнении. Через многократное повторение всего полученного материала и постоянное улучшение качества выполнения технических элементов и их комбинаций ученик начинает понимать сокровенный смысл знаний, полученных на этом этапе познания. Когда это происходит - уровень «ШУ» достигнут. Обучение переходит в следующую стадию.

Уровень «ХА» - 破.

Уровень «ХА» считается первым мастерским уровнем, и охватывает квалификационные разряды с 1-го по 4-й Дан. Ученики, достигшие этого уровня, называются «Юданся» (Yudansha).

На стадии развития «ХА» ученик, следуя всем правилам и законам школы, начинает анализировать свои действия. При выполнении, как отдельных технических элементов, так и их комбинаций, ученик должен пытаться сочетать требования школы, стиля боевых искусств, к которой он принадлежит, со своим индивидуальным опытом, уровнем мастерства, личными физическими, умственными и духовными данными, а также эмоциональным настроем. На этом этапе развития ученик может изучать и анализировать опыт и практики других школ и направлений, обогащая таким образом технику своей школы.

Уровень «РИ» - 離

Уровень «РИ» является уровнем гранд мастеров, и охватывает квалификационные разряды с 5-го по 10-й Дан.

Ученики, достигшие данного уровня, называются «Коданся» (Kodansha). Уровень «РИ» чрезвычайно важен в развитии каждого мастера боевых искусств, т.к. он предполагает параллельное развитие личности в двух направлениях. С одной стороны мастер остаётся учеником своей школы и продолжает её традиции и использует арсенал её технических приёмов и форм, а с другой стороны, он должен развиваться дальше индивидуально как личность, и вносить нечто новое и прогрессивное в эти знания. Этот процесс требует от ученика высочайших моральных качеств. Когда уровень «РИ» достигнут, начинается фаза «ШУ» в новом измерении.

Все эти принципы позже легли и в основу стиля Сёринзирю Кенкокан каратэдо , основанного в середине 20-ого века мастером Кайсо Кори Хисатака.

В системе Косики Дзюцу в качестве её стилевой, технической основы заложены традиционные направления Окинаватэ, входящие в группу стилей, объединённых общим стилевым понятием - Сёрин, и в частности, Сёринрю по школе Матсумура, а также одной из её современных версий - Сёринзирю Кенкокан каратэдо по школе Кайсо Кори Хисатака. Поэтому, в основе аттестации по Косики Дзюцу лежит, прежде всего, контроль и оценка теоретических знаний, контроль качества выполнения технических элементов и их комбинаций - Ваза, а также технических комплексов - Ката, основанных именно на этой стилевой базе.

Ханси М.В.Крысин , изучая Сёринзирю Кенкокан каратэдо на протяжении 25 лет, а также другие направления каратэ и японских боевых искусств, значительно расширил это направление современного каратэ, что получило своё отражение при создании им системы Косики Дзюцу . Из схемы, показывающей основные составные части системы Косики Дзюцу , видно, что основное внимание уделяется изучению и отработке технических элементов, которые должны быть в дальнейшем реализованы для проведения высокоэффективной техники самообороны. Косики каратэ, являясь лишь одной из составных частей подготовки учеников к ведению поединка – КУМИТЭ, которая является частью системы Косики Дзюцу , направлено исключительно на развития её спортивно-соревновательной составляющей. Поэтому при проведении аттестаций соревновательные поединки среди аттестуемых учеников не проводятся, а уровень их подготовки в умении вести поединок оценивается лишь по объективным показателям - результатам их личного участия в соревнованиях по Косики каратэ разных уровней.

Для развития Сёринзирю Кенкокан каратэдо и Косики каратэ в нашей стране Ханси М.В.Крысиным в 1991 г. была создана Федерация Сёринзирю Кенкокан каратэдо-Косики каратэ СССР , которая в 1992г. была преобразована в Федерацию Косики каратэ России. Одним из важнейших вопросов, которые должна была решать Федерация, стала выработка методики преподавания стиля Сёринзирю, и, безусловно, методики проведения аттестационных экзаменов для присуждения ученикам квалификационных разрядов – КЮ и ДАН. Результатом этой кропотливой работы стали, написанные и опубликованные Ханси М.В.Крысиным в 1998г. Аттестационные требования для присуждения квалификационных разрядов по стилю Сёринзирю Кенкокан каратэдо.

В 2013г. Аттестационные требования были переработаны и дополнены новыми разделами. Принципиально новой стала система присуждения квалификационных разрядов и соответствующих им квалификационных поясов.

10 КЮ 9 КЮ


8 КЮ 7 КЮ


6 КЮ 5 КЮ


4 КЮ 3 КЮ


2 КЮ 1 КЮ


1 ДАН

Третий Дан - «Сандан» (Sandan) и Четвёртый Дан - «Ёндан» (Yondan)
цветной пояс, на котором равномерно чередуются полосы чёрного и белого цвета

Пятый Дан - «Годан» (Godan) и Шестой Дан – «Рокудан» (Rokudan)
цветной пояс, на котором равномерно чередуются поперечные полосы красного и чёрного цвета.

Седьмой Дан - «Нанадан» (Nanadan) и Восьмой Дан - «Хачидан» (Hachidan)
цветной пояс, на котором равномерно чередуются поперечные полосы красного и белого цвета.

Девятый Дан - «Кудан» (Kudan) и Десятый Дан – «Йодан» (Yodan)
одноцветный пояс пурпурно-красного цвета

Чётко обозначив требования на каждый квалификационный разряд с 10-ого КЮ и до высших мастерских разрядов – Дан, данная система позволяет инструкторам и тренерам более продуктивно строить свою методическую работу.

Принята новая система квалификационных поясов, в которую введены новые цветовые решения ученических и мастерских поясов, что даёт возможность тренерам более гибко подходить к процессу аттестации и созданию новых мотивационных предпосылок для обучения учеников.

Оставаясь практически традиционными для Федерации Косики каратэ России, Аттестационные требования в новой редакции были дополнены разделами, ориентированными на углублённое изучение приёмов самообороны, как против невооружённого противника, так и противника, вооружённого различными предметами.

Особое внимание при оценке выполнения экзаменуемыми учениками технических комплексов – Ката, уделяется качеству выполнения отдельных технических элементов и их комбинаций.

Принимая во внимание безусловную историческую приоритетность развития Косики каратэ и Сёринзирю Кенкокан каратэдо (возможно и другое написание названия стиля – Шориндзирю Кенкокан каратэдо) в нашей стране Ханси М.В.Крысиным и Федерацией Косики каратэ России , всем организациям, пытающимся изучать и практиковать Сёринзирю Кенкокан каратэдо и Косики каратэ, следует учитывать, что использование Аттестационной системы, принятой в Федерации Косики каратэ, недопустимо, может рассматриваться как покушение на интеллектуальную собственность Федерации.