Методики изучения восприятия у дошкольников. Восприятие дошкольников: особенности развития и диагностика

Ранняя диагностика, прогнозирование школьных проблем требуют объективной оценки функционального развития каждого ребенка-дошкольника. Одним из важнейших показателей функционального развития является уровень зрительного восприятия. Используемые в отечественной психофизиологии тесты для оценки развития зрительного восприятия не имеют четких количественных и возрастных нормативов, что не позволяет применять их широко в практической работе: при диагностике функционального развития и разработке мер специфической коррекции.

Создание принципиально новых тестов, как показывает мировой опыт, - задача весьма длительная, однако модификация лучших зарубежных образцов позволяет ее решить. Одним из тестов, наиболее широко применяемых во всем мире для определения уровня зрительного восприятия, является комплексный тест M. Frostig.

При работе с детьми с нарушением интеллекта наблюдается ограничение или ухудшение способностей при выполнении заданий, требующих зрительного восприятия. Во многих случаях эти трудности неисправимы и связаны с мозговыми повреждениями, иногда они являются результатом функциональной незрелости ребенка.

Вовремя выявить трудности зрительного восприятия, найти их причину и по возможности скорректировать их - решению этой задачи способствует методика, которая представляет собой переработанную тестовую методику М. Frostig. Данную методику можно использовать:

для определения готовности ребенка к школьному обучению;

для раннего прогнозирования трудностей обучения;

для определения специфических и индивидуальных мер коррекции до школы;

для разработки индивидуальных программ коррекционного обучения.

Зрительное восприятие состоит из большого числа функций, поэтому тест представляет комплексную систему для оценки различных сторон зрительного восприятия, таких, как:

Зрительно-моторная координация (субтест 1) включает проведение непрерывной прямой, кривой и изогнутой под различными углами линий от заданного начала к заданному концу границами или по заданному образцу.

Фигуро-фоновое различение (субтест 2) включает нахождение заданной фигуры при увеличении количества фоновых фигур. В заданиях использованы пересечения фигур и "скрытые" геометрические фигуры.

Постоянство очертаний (субтест 3) включает опознание центральной геометрической фигуры, имеющей разные размеры, тона, текстуры и расположение в пространстве. Для опознания в качестве центральной предлагаются круг и квадрат.

Положение в пространстве (субтест 4) включает узнавание повернутых и перевернутых геометрических фигур, групп фигур и букв в сериях.

Пространственные отношения (субтест 5) включают анализ и копирование несложных форм, состоящих из линий различной длины и углов.

Комплексный субтест (субтест 6) включает анализ фигур с последующим дорисовыванием их частей согласно заданному образцу.

Инструкция по проведению данного тестирования представлена в приложении к выпускной квалификационной работе (Приложение 1).

Для диагностики зрительного восприятия у детей дошкольного возраста можно проводить также следующие методики (Катаева А.А., Стребелева Е. А.):

1). Методика "Цвета";

2). Методика "Формы";

3). Методика "Определи у кого, какой предмет";

4). Методика "Сложи полоски".

Методика "Цвета".

Цель: определить способность соотношения и дифференцировки цвета, знание цветов и их названий.

Оборудование: 12 цветных карточек.

Инструкция: я буду показывать тебе карточки, а ты называй её цвет.

Процедура проведения: экспериментатор показывает цветные карточки ребёнку по одной, начиная с основных цветов (красный, жёлтый, синий), а затем - карточки дополнительных цветов. Каждый ответ ребёнка фиксируется.

В случае если ребёнок не называет один или несколько цветов, то после демонстрации все карточки выкладываются перед ним и экспериментатор даёт инструкцию: "Я назову цвет, а ты покажи нужную карточку".

Методика "Формы".

Цель: определить знание геометрических форм и их названий.

Оборудование: набор плоскостных геометрических фигур.

Инструкция: назови фигуру.

Процедура обследования: экспериментатор демонстрирует ребёнку геометрические фигуры и даёт инструкцию. Каждый ответ ребёнка фиксируется.

В случае если ребёнок не называет одну или несколько фигур, то после демонстрации все фигуры выкладываются перед ним и экспериментатор даёт инструкцию: "Я назову фигуру, а ты покажи её".

Методика "Сложи полоски".

Цель: выявить способность ребёнка определять величину предметов.

Оборудование: пять полосок бумаги (ширина - 2 см, длина самой длинной - 20 см, самой короткой - 12 см).

Инструкция: сложи полоски так, чтобы получилась лесенка.

Процедура обследования: перед ребёнком выкладывают полоски, дают инструкцию. Задание выполнено правильно, если ребёнок сложил полоски последовательно (по нарастанию или убыванию).

Методика "Определи, какой предмет".

Цель: определить представления детей об отношениях по величине между предметами, обозначаемые словами: большой и маленький, длинный, короткий, широкий и узкий, высокий, низкий, толстый и тонкий.

Оборудование: большой и маленький треугольники; широкая и узкая ленты; длинная и короткая полоски бумаги; изображение высокого и низкого деревьев; изображение грибов с толстой и тонкой ножкой.

Процедура проведения: перед ребёнком выкладывают первую пару предметов, экспериментатор спрашивает о том, чем отличаются предметы, как их можно назвать. В случае, если ребёнок самостоятельно не называет необходимые характеристики, то экспериментатор просит показать определённый предмет (например, "покажи широкую ленту"). Затем предъявляют следующую пару предметов. Экспериментатор отмечает ответы ребёнка, наличие верных слов, обозначающих отношения по величине в словарном запасе испытуемого .

Проведение данных методик позволяет выявить у детей-дошкольников знание сенсорных эталонов, знание слов для их обозначения и наличие данных слов, как в активном, так и пассивном словарном запасе ребёнка.

Для оказания помощи педагогу в деле соотнесения зрительных функциональных возможностей с фактическим восприятием могут быть предложены методики диагностики перцептивного развития. В ходе занятий по этим методикам выявляется наличие или отсутствие у ребенка зрительного внимания, представлений, возможностей опознавания изображений, элементарных навыков работы с наглядным материалом.

В представленные ниже методики включаются задания разной степени сложности, которые рассчитаны на работу с детьми старшего дошкольного возраста.

Методика 1. Зрительное опознавание изображений с усиленными признаками.

Это самая простая методика предназначена для того, чтобы выявить среди детей тех, которые смогут заниматься по курсу развития зрительного восприятия. На специальных рисунках представлены геометрические фигуры и предметные изображения, окрашенные в черный и основные хроматические цвета.

Для выполнения первого задания потребуется 2 набора карточек. Один из них включает 5 карточек с изображениями, выбранными педагогом. Второй набор содержит те же 5 изображений и дополнительно несколько "лишних" изображений, если уровень развития ребенка это позволяет. В противном случае второй набор также должен состоять из 5 карточек. Ребенку последовательно предъявляются карточки из первого набора. Ребенок должен из "своего" набора выбрать изображение, идентичное предъявляемому (невербальная форма применения методики).

Во втором задании участвует только первый (базовый) комплект карточек. Педагог последовательно предъявляет ребенку изображения и просит его назвать форму и цвет фигур (вербальная форма). При рассматривании каждого рисунка ребенку может быть задан вопрос: где находится та или иная фигура - вверху, внизу, справа или слева? Таким образом педагог получит информацию о восприятии ребенком основных признаков изображений: формы, цвета, местоположения в пространстве. Если ребенок не выполняет оба задания, то это свидетельствует о том, что его зрительные функциональные возможности недостаточны для занятий по курсу нижеизложенных методик, В случае выполнения двух или даже только первого задания с детьми может проводиться дальнейшая коррекционная работа

Методика 2. Зрительное опознавание объемных и плоских объектов и их соотнесение

Для работы подбираются объекты, с которыми ребенок сталкивается в быту и которые имеют для него особую значимость (посуда, одежда, мебель и т.д.). Самое простое задание этой методики - соотнесение объемного и двух плоскостных объектов, один из которых является изображением объемного. Наиболее сложное задание состоит в необходимости выбора из семи изображений одного, которое соответствует объемному объекту. Задания выполняются как на вербальном (соотнесение объектов по сходству без их называния), так и на вербальном уровне (с называнием объектов).

В этой методике могут быть выбраны объемный предмет (чашка) и пять изображений предметов (чашка, портфель, часы, шапка, домик). Вначале ребенку предъявляется натуральный объект, затем пять изображений предметов. Он должен был (а) назвать натуральный объект, затем (б) выбрать его изображение из предъявленных пяти картинок и, наконец, (в) назвать все пять изображений. Время для решения задачи практически не ограничивалось, однако, при слишком долгих паузах (более 3-х минут) ребенка настойчиво просят выполнить задание. Если ребенок ошибается, ему задают общий вопрос: "Ты уверен? Посмотри внимательно". Если после этого ребенок исправляет ошибку, то в протокол заносится результат: "правильное выполнение с помощью"; если не исправляет или дает другой неправильный ответ, то в протокол заносится результат: "неправильное выполнение". Отмечаются выполнение заданий (а), (б), (в) следующим образом: 2 балла - если при назывании реального объекта и/или 5 предметных изображений ребенок ошибается не более двух раз; 1 балл - если при назывании реального объекта и/или 5 предметных изображений ребенок ошибается более двух раз; 0 баллов - неправильное соотнесение реального предмета и его изображения, ошибки в опознавании практически каждого предметного изображения. В процессе обследования отмечается, какой вид помощи требуется ребенку (привлечение внимания, помощь в выделении существенных частей/деталей изображения, которые могут облегчить его опознание, и т.д.).

Методика 3. Развитие зрительно-моторных координаций

Наиболее простые задания этой методики состоят в прослеживании с помощью руки и глаза либо волнистых, либо ломаных линий, изображенных на листах белой бумаги.

К примеру, может использоваться тестовый лист, на котором изображены две перепутанные линии; в конце и в начале каждой линии находятся фигурки; в начале обеих линий - пастух, в конце одной линии - овечка, в конце другой - свинья. Детям предъявляется тестовый лист и задается (а) вопрос: "Посмотри на картинку! Что здесь нарисовано?" Ребенок должен рассмотреть рисунок, опознать изображения, назвать их. Если ребенок не находит или не называет какое-нибудь изображение, педагог обращает внимание ребенка вопросом: "Посмотри внимательно! Что изображено внизу (вверху, слева, справа и т.д.)?" После того как ребенок узнает и опишет изображения, (б) он должен "пройти" фломастером по двум тестовым линиям. Ребенку дается следующая инструкция: "Если пастушок пойдет по одной тропинке, то придет к овечке, а если по другой - придет к свинье. Тропинки очень запутанные. Они идут через болото, и сходить с тропинки нельзя. Возьми фломастер и проведи пастушка по тропинке".

В задании (а) отмечаются нахождение и ненахождение всех фигурок и правильность их опознания, а в задании (б) отмечается прослеживание или непрослеживание обеих линий до конца. Дополнительно отмечаются характер прослеживания линии, соскальзывание с одной лини и переход на другую, сдвиги фломастера с линии, остановки. Результаты выполнения пункта (а) фиксируются педагогом в протоколе, но в баллах не оцениваются. Правильность выполнения пункта (б) оценивается в баллах следующим образом: 3 балла - прослеживание обеих линий до конца, не более трех остановок и сдвигов с линии; 2 балла - прослеживание обеих линий до конца, более трех остановок и сдвигов с линии; 1 балл - прослеживание одной линии до конца, остановки, соскальзывание с одной линии и переход на другую; 0 баллов - невыполнение задания.

Исследование зрительной перцепции с помощью изложенных методик проводятся до начала, после шести месяцев и после одного года коррекционного обучения. Полученные индивидуальные данные сравниваются, что позволяет сделать вывод о динамике изменений состояния зрительной перцепции в ходе коррекционных занятий.

Методика 4. Пространственная ориентировка в схематическом рисунке.

Для реализации этой методики используются простые и сложные лабиринты. Один из лабиринтов (а) представляет собой соединение горизонтальных и вертикальных линий, другой (б) - пересечение волнистых линий без четких границ. Вначале предъявляется лабиринт (а) и ребенок получает следующую инструкцию: "На картинке изображен запутанный лабиринт. Ты должен войти в лабиринт с этого места (ребенку указывается начало и ставится крестик) и пройти по нему к выходу (педагог медленно ведет вдоль лабиринта и обозначает выход). В лабиринте есть тупики. Заходить в них нельзя. Постарайся идти по лабиринту без остановок и не пересекать нарисованные линии" (педагог показывает горизонтальные линии лабиринта). Ребенок должен взять в руки фломастер и пройти сего помощью по лабиринту к выходу.

После выполнения задания ребенку предъявляется лабиринт (б) со следующей инструкцией: "Это - то же лабиринт. Здесь нарисованы два мальчика. Одному нужно добраться до другого, чтобы поиграть. Проведи вот этого мальчика с мячом (педагог показывает начало лабиринта). Постарайся в кусты не попадать. Проведи мальчика вдоль кустов" (на небольшом отрезке лабиринта педагог показывает, как это сделать).

В протоколе фиксируется:

1) наличие/ отсутствие предварительной ориентировки в задании;

2) качество предварительной ориентировки в задании: зрительная ориентировка (ребенок рассматривает рисунок и пытается зрительно наметить возможный путь, по которому он будет "проходить" лабиринт с помощью фломастера; зрительно-моторная ориентировка (рассматривая рисунок ребенок пытается наметить возможный путь, пытаясь пройти лабиринт с помощью пальца, или при рассмотрении рисунка ребенок пальцем показывает то, что привлекло его внимание);

3) заход в тупики лабиринта;

4) остановки при прохождении лабиринта;

5) время прохождения каждого лабиринта;

6) прохождение/непрохождение лабиринта до конца. Качество выполнения методики "Лабиринты" оценивается по результатам прохождения каждого лабиринта по каждому из пп.1 - 2 и 5 - 6 отдельно. Пункты 3 - 4 оцениваются одновременно. После этого суммируется общий балл по каждому лабиринту отдельно.

Оценки за выполнение задания:

1 балл - есть предварительная ориентировка;

0 баллов - нет предварительной ориентировки;

2 балла - зрительная ориентировка;

1 балл - зрительно-моторная ориентировка;

2 балла - в каждом лабиринте допустимо сделать не более двух захождений в тупики и не более двух остановок одновременно (в сумме не более 4-х ошибок).

1 балл - в каждом лабиринте допустимо сделать не более трех захождений в тупики и не более трех остановок одновременно (в сумме не более 6-ти ошибок).

0 баллов - более четырех захождений в тупики и более четырех остановок одновременно в каждом лабиринте (в сумме более 8-ми ошибок).

3 балла - прохождение лабиринта в течение 1 мин.

2 балла - прохождение лабиринта в интервале от 1 мин. до 2 мин.

1 балл - прохождение лабиринта в интервале от 2 мин. до 2миню 30 сек.

0 баллов - прохождение лабиринта более чем за 2 мин.30 сек.

2 балла - прохождение лабиринта от начала до конца.

1 балл - прохождение половины лабиринта.

0 баллов - прохождение менее половины лабиринта.

Методика 5. Способность восстанавливать целое предметное изображение из частей по образцу

Наиболее простым заданием этой методики является составление целого изображения из частей при наличии образца в поле зрения ребенка. Размер изображения приблизительно 1,5 х 1,5 см. Количество частей, на которые разрезана картинка, должно соответствовать возрасту ребенка и состоянию его зрения. Так, например, картинка, разрезанная на 2 части, может быть предложена ребенку 2-х лет и ребенку 8 - 10 лет с остаточным зрением. К примеру, картинки с четкими контрастными изображениями фруктов, овощей, животных разрезались по вертикали и горизонтали на 4 (первый вариант) и 8 (второй вариант) равных частей. Вначале ребенок рассматривает и описывает целое изображение (а), затем он должен собрать это изображение из частей, имея перед глазами образец (б).

Более сложным заданием является дорисовывание изображения (пирамидки) на основании ее фрагментов. В протоколе фиксируется (а) называние изображенного, (б) точность описания по вопросам педагога (какого цвета, формы, сколько предметов (если их несколько), где расположен (наверху, внизу, справа, слева,…), (в) выполнение задания на составление целого, (г) стратегия составления (хаотичный перебор частей или целенаправленный подбор частей). В баллах оценивается только выполнение п. (в): 3 балла - составление целой картинки без помощи учителя; 2 балла - составление целой картинки с небольшой помощью учителя (например, привлечение внимания, помощь в ориентации отобранного ребенком элемента и т.д.); 1 балл - самостоятельное составление только части изображения; 0 баллов - невыполнение задания.

Таким образом, с помощью рассмотренных выше методик можно оценить различные стороны зрительного восприятия ребенка дошкольного возраста. Выявленные трудности зрительного восприятия необходимо корректировать еще до начала школьного обучения.

ВВЕДЕНИЕ

1.2. Особенности развития детей дошкольного возраста

Выводы:

2.1. Методика

2.2. Методика

2.3.

2.4. Методика «Узнай, кто это?»

Выводы:

3.5. Результаты, полученные при проведении методики оценки уровня развития зрительного восприятия детей 5-7,5 лет (М.М. Безруких)

Выводы:

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

ВВЕДЕНИЕ

Проблема развития зрительного восприятия детей дошкольного возраста чрезвычайно актуальна и занимает особое место в сфере психолого-педагогического исследования.

Зрительное восприятие имеет огромное значение для разных сторон психического развития ребенка. Под влиянием восприятия развивается речь. Развитие речи теснейшим образом имеет связь с расширением круга представлений ребенка об окружающих его объектах, предметах и явлениях.

Исследованием проблемы зрительного восприятия занимались: А. Запорожец, А.Ю. Лурия, Д.Б. Эльконин, Р.Е.Левина, Л. А. Венгер, М.М. Безруких.

Цель исследования – изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме изучения особенностей зрительного восприятия у детей пятилетнего возраста, составить и апробировать диагностическую программу, направленную на изучение особенностей зрительного восприятия у детей пятилетнего возраста.

Объект исследования – развитие восприятия у детей дошкольного возраста.

Предмет исследования – изучение особенностей зрительного восприятия у детей пятилетнего возраста.

Гипотеза исследования состоит в предпол о жении о том, что для изучения особенностей зрительного восприятия у детей пятилетнего возраста может быть использована диагностическая программа, включающая в себя следующие методики: «Чего не хватает на этих рисунках?», «Какие предметы спрятаны в рисунках?», «Узнай, кто это?», методика оценки уровня развития зрительного восприятия детей 5-7,5 лет (М.М. Безруких)

Для проверки данной гипотезы требуется р е шить следующие задачи:

1. Проанализировать психолого-педагогическую и научную литературу по проблеме изучения зрительного восприятия у детей пятилетнего возраста;

2. На основе анализа психолого-педагогической литературы выявить особенности развития зрительного восприятия у детей пятилетнего возраста;

3. Составить и апробировать диагностическую программу, направленную на изучение особенностей зрительного восприятия у детей пятилетнего возраста;

4. Проанализировать результаты, полученные в ходе применения данной диагностической программы, сформулировать выводы и рекомендации.

Методы исследования:

  1. Теоретические методы: анализ психолого-педагогической литературы по исследуемому вопросу;
  2. Эмпирические методы: констатирующий эксперимент, тестирование. В ходе эксперимента использовалась диагностическая программа, включающая в себя следующие методики: «Чего не хватает в этих рисунках?», «Какие предметы спрятаны в рисунках?», «Узнай, кто это?», методика оценки уровня развития зрительного восприятия детей 5-7,5 лет (М.М. Безруких);
  3. Методы обработки данных: количественный и качественный анализ полученных результатов.

Экспериментальная база исследования: исследование проводилось в мае 2014 года среди воспитанников дошкольного образовательного учреждения №115 города Тулы. Всего в исследовании приняли участие 15 дошкольников в возрасте 5 лет.

ГЛАВА 1. АНАЛИЗ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ПО ПРОБЛЕМЕ ИЗУЧЕНИЯ ОСОБЕННОСТЕЙ ЗРИТЕЛЬНОГО ВОСПРИЯТИЯ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

1.1 Психологическая характеристика восприятия

Восприятие — это целостное отражение предметов, ситуаций, явлений, возникающих при непосредственном воздействии физических раздражителей на рецепторные поверхности органов чувств .

Выступает основным познавательным процессом чувственного отражения окружающего мира, его предметов и явлений при их прямом действии на чувственные органы. Оно выступает основой мышления и практической деятельности человека, основой ориентирования личности в окружающей обстановке, в обществе в целом .

Восприятие подлежит рассмотрению как интеллектуальный процесс, в основе которого лежит активный поиск признаков, требуемых для создания образа предмета.

Последовательный порядок этого процесса необходимо представить таким образом:

1) выделить из многообразия получаемой информации какой-то определенный ряд сигналов и прийти к выводу, что такие сигналы имеют отношение к одному предмету;

2) найти в памяти близкое по составу ощущение комплекса признаков, а затем сравнить с ним воспринятый предмет;

3) последующий поиск добавочных признаков предмета, позволяющий удостоверить правильность итога восприятия или опровергнуть решение.

В структуре восприятия отделяют две основные подструктуры: виды восприятия и свойства восприятия.

Виды восприятия делятся на: простые, сложные, а также специальные. К специальным видам относят восприятие пространства, времени, движения. К более простым видам относят восприятие величины, формы предметов, их цвета.

Свойства восприятия характеризуются: объемом, целостностью, структурностью, осмысленностью.

Зрительное восприятие представляет собой совокупность процессов построения зрительного образа окружающей действительности .

Зрительному восприятию отводится важная роль в воспринимаемой человеком информации в общем информационном потоке, оно выступает сложным системным психическим и физиологическим процессом, который включает разнообразные операции: восприятие, кодирование и анализ свойств объекта, его мультимодальную конвергенцию, идентификацию (опознание), оценивание его значимости, принятие решения в соответствии с мотивом и целью перцептивной деятельности .

Огромная роль зрительного восприятия в развитии психики и жизнедеятельности личности, обусловливает особый исследовательский интерес и изучению данного феномена.

В качестве методологической основы изучения зрительного восприятия, являющегося предметом изучения как психологических, так и педагогических научных исследований, выступает: теория развития высших психических функций (Л.С. Выготский); теория функциональных систем (П.К. Анохин); теория психофизиологических основ психических процессов (Б.М. Теплов, Е.Н. Соколов); теория единства обучения и психического развития ребенка (П.П. Блонский, В.В. Давыдов); теория деятельности (С.Л. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев); теория системной организации психических процессов (Б.Г. Ананьев, Б.Ф. Ломов) .

В современной отечественной общей и специальной психологии зрительное восприятие, прежде всего, рассматривается как система перцептивных и опознавательных действий (Л. А. Венгер, Л.П. Григорьева, А.И. Зотов, А. В. Запорожец, В. П. Зинченко, Т. П. Зинченко, Л.И. Солнцева и др.). Однако, если исследовательский интерес общих психологов в основном сосредоточен на исследовании хода становления и развития восприятия в различные возрастные периоды жизни человека, то специальные психологические исследования изучают как своеобразие проявлений свойств и качеств восприятия, реализующегося в условиях различных нарушений развития, так и факторы, которые влияют на его становление .

Несформированность зрительного восприятия к концу дошкольного возраста, даже в условиях нормального зрения, негативно влияет на развитие мыслительных операций (анализ, синтез, сравнение, обобщение и др.), вызывает значительные затруднения в овладении детьми школьными навыками, оказывает негативное влияние на мотивацию учебной деятельности (А. В. Запорожец, В. П. Зинченко, Т. П. Зинченко. Л. А. Венгер и др.) .

Восприятие реализовывается в процессе интеграции внимания, памяти, общей организации деятельности и т.п., а также сложной многокомпонентной структурой. Показатели, которые отражают сформированность системы зрительного восприятия, это: зрительно-моторная интеграция, помехоустойчивость, константность и зрительно-пространственное восприятие, которые обеспечивают адекватное отражение предметов и явлений окружающей действительности.

Таким образом, зрительное восприятие – совокупность процессов построения зрительного образа окружающего мира. Играет огромную роль в психическом развитии и жизнедеятельности человека.

1.2. Особенности развития детей дошкольного возраста

Дошкольный возраст представляет собой этап психического развития от 3 до 6–7 лет. Выделяют три периода: младший дошкольный возраст (3–4 года), средний (4–5 лет) и старший (5–7 лет).

Дошкольный возраст является продуктивным для психического развития ребенка. В данный возрастной период ребенок производит заметный рывок в личном психическом развитии. В начале данного периода у него вырабатываются такие познавательные процессы, как ощущение, непроизвольное внимание, накоплен опыт, словарный запас и он понимает направленную к нему речь. Благодаря данным достижениям ребенок дошкольного возраста принимается энергично изучать и осваивать окружающий мир и действительность, и в ходе такого освоения развивается восприятие .

Восприятие выступает ведущим познавательным процессом дошкольного возрастного периода, выполняющий функцию объединения: объединяет свойства объектов в цельный образ предмета; все познавательные процессы в совместной скоординированной работе по переработке и приобретению информации и весь приобретенный опыт об окружающей обстановке.

Наиболее распространенные и глубокие знания об окружающем мире ребенок получает благодаря восприятию. Восприятие выступает составной частью познания чувств. В процессе восприятия у детей дошкольного возраста формируется единый образ предмета или явления. Такая особенность восприятия обусловлена тем, что оно имеет ряд сущностных характеристик.

Первая характеристика связана с физиологической основой восприятия, обусловленной взаимодействием различных анализаторов или отдельных их компонентов, что способствует образованию динамических стереотипов, необходимых для оценочной и творческой деятельности дошкольников. В результате чего у ребенка возникает художественно-изобразительный образ. Важно помнить, что восприятие, представляющее собой некую совокупность различных ощущений, не сводится к простой сумме этих ощущений.

Вторая характеристика строится на психологической основе восприятия, определяемой взаимодействием, отдельными сочетаниями различных ощущений. В ходе восприятия вместе с ощущениями активизируется имеющийся художественно-изобразительный, эстетический опыт, основанный на знаниях, представлениях детей об искусстве. Именно на этом опыте выстраивается процесс познания, поскольку для его реализации необходим момент соотнесения воспринимаемых произведений с ранее изученными. Это связано с тем, что познание не одномоментный процесс, а скорее накопительный, поэтому важно, чтобы каждое воспринятое произведение было некой ступенькой для ребенка в изучении искусства. Восприятие находится в промежуточном положении между ощущением и мышлением в целостном процессе познания.

Третья характеристика обусловлена духовной сферой. При восприятии какого-либо произведения не всегда можно объяснить степень его эстетического воздействия только с позиции физиологии и психологии. Есть моменты в восприятии, которые не поддаются рациональному анализу. Если говорить о ребенке-дошкольнике, то можно заметить, что очень многие закономерности искусства он использует интуитивно, не осознанно. То же происходит и в процессе восприятия произведений. Некоторые образы дети объясняют как-то особенно неравнодушно, пытаясь почувствовать их изнутри. Именно почувствовать, а не внешне прочитать идею, глубоко скрывающуюся за символами, знаками, атрибутами. В таком случае следует говорить о неком катарсисе, в котором ребенок принимает участие совместно с автором.

Восприятие дошкольника является непроизвольным. Дети не умеют управлять своим восприятием, не способны самостоятельно анализировать определенный предмет. В предметах дошкольники примечают не основные признаки, не самое значительное и важнейшее, а то, что красочно выделяет их на фоне прочих предметов: окраску, величину, форму .

Процесс развития детского восприятия в дошкольном детстве был подробно исследован Л. А. Венгером. В возрастной период от 3 до 7 лет у ребенка вырабатывается способность в уме разделять видимые предметы на некоторые части, а после объединять их в единственное целое. Дошкольник учится, помимо контура, выделять структуру предметов, их особенности в пространстве и соотношения частей .

Восприятие активно формируется в течение всего дошкольного возраста под воздействием различной деятельности ребенка: лепки из пластилина и прочих материалов, рисования, конструирования, чтения разнообразных книг, просмотра фильмов и мультфильмов, занятий спортом, музыки, прогулок на свежем воздухе.

Суть процесса восприятия заключена в том, что оно способствует получению и первоначальному перерабатыванию информации из вне: узнавать и различать отдельные свойства предметов и объектов, сами объекты и предметы, их отличительные особенности и назначения.

Ведущей деятельностью в дошкольном детстве является игра, которая имеет чрезвычайно важное значение для формирования личности ребенка. В рамках игровой деятельности происходит усвоение основных приемов орудийной деятельности и норм социального поведения. Наряду с игровой деятельностью в этом возрасте формируются и другие формы деятельности: конструирование, рисование. Существенным в формировании личности становится то, что мотивы и желания ребенка начинают согласовываться друг с другом, выделяются более и менее значимые, за счет чего происходит переход от импульсивного, ситуативного поведения к опосредованному каким-то правилом или образцом .

Восприятие ребенка дошкольного возраста теснейшим образом имеет связь с игрой. В процессе игры дети моделируют все нюансы окружающей жизненной обстановки и новой информации, которая вызывает у них заинтересованность, активно познают воспринимаемую информацию. Особенную значимость в жизни и деятельности ребенка дошкольника имеют игры с ролями, в которых он постигает законы общения, отношения в социуме, характеры и роли людей в социуме.

Очень большая роль отводится восприятию в жизни дошкольника, так как оно выступает основой для развития мышления, содействует развитию речи, памяти, внимания, воображения. Хорошо развитое восприятие способно проявлять себя в виде наблюдательности ребенка, его способности замечать специфические особенности объектов, предметов и явлений, детальность которых не заметна взрослым.

В ходе обучения восприятие в будущем будет способно к совершенствованию и оттачиванию в ходе скоординированной работы с мышлением, воображением и речью. Если в процессе восприятия ребенок не окажется в благоприятных условиях, способствующих развитию восприятия, то в таком случае и прямо связанные с ним процессы будут несколько отставать в развитии, что тем самым усложнит овладение учебной деятельностью в младшем школьном возрасте.

Развитие процесса восприятия в дошкольный период отличается своими особенностями. Восприятие ребенка младшего дошкольного возраста (3-4 года) предметно, другими словами все свойства предмета, к примеру цвет, форма, величина и др., не отделимы у ребенка от самого предмета. Они видимы для него неотделимо с предметом. В ходе восприятия для ребенка видимы не все свойства предмета, а лишь самые красочные, а порой лишь одно единственное свойство, и по данному свойству он отличает предмет от прочих. К примеру: трава зеленого цвета, лимон желтого цвета, на вкус кислый. Работая с предметами, ребенок начинает открывать их некоторые свойства, многообразие свойств в предмете содействует развитию его способности отделения свойства от самого предмета, отмечать аналогичные свойства в разнообразных предметах и различные в одном предмете.

В среднем возрасте дошкольного детства (4-5 лет) ребенок осваивает приемы активного познания свойств предметов: накладывать, прикладывать, измерять и др. В ходе активного познания у ребенка происходит знакомство с разнообразием свойств: цвет, форма, величина, временные и пространственные характеристики. Он обучается восприятию их проявлений, осваивает способы обнаружить, назвать, обучается различению их оттенков и особенностей. На данной стадии у него вырабатываются представления о центральных геометрических фигурах (квадрат, круг, треугольник, прямоугольник); об основных цветах спектра (белый и черный); о параметрах величины; о времени.

Согласно И.В. Бутаковой, подключение ребенка в доступные ему виды деятельности ускоряет развитие восприятия, однако если эта активность не организованна согласно цели и не устремлена намеренно на развитие восприятия, то в таком случае процесс будет формироваться самотеком и к концу дошкольного периода может быть не основан в систему, иметь недостатки в представлениях ребенка о ряде свойств предметов. Незавершенность в развитии процесса восприятия будет способствовать задержке развитие прочих познавательных процессов .

Таким образом, дошкольное детство является наиболее благоприятным периодом развития такого психического процесса, как восприятие.

1.3. Особенности зрительного восприятия у дошкольников с нарушением речи

В этом возрасте чрезвычайно велика роль зрительных ощущений и восприятий. Около 80% информации об окружающем мире ребёнок получает с помощью зрения.

К шестилетнему возрасту значительно уменьшается количество ошибок в цветоразличении, повышается точность цветоразличения. Ребёнок 5 – 7 лет знает не только основные цвета, но и их оттенки.

К 5 – 6 годам значительные изменения наблюдаются в восприятии пространства. Дети этого возраста всё чаще проявляют потребность разобраться во всех встречающихся формах. Они уже пробуют установить, на что похож предмет. Взрослые должны поддержать потребность ребёнка разобраться в формах окружающих предметов.

Дети уже неплохо решают задачи на сравнение длины линий, хуже обстоит дело с решением сложных задач на глазомер. Глазомер совершенствуется в конструктивной деятельности, когда ребёнок подбирает недостающие детали для постройки или делит комок глины при лепке, чтобы хватило на все части предмета. Упражняется глазомер также в аппликации, в рисовании, в играх

Следует также сказать о некоторых особенностях художественного восприятия детей. Дошкольники активно относятся к воспринятому, пытаются воздействовать на героев произведений. Лишь к концу дошкольного возраста появляется способность занять позицию вне изображаемого, позицию зрителя. Оценочные суждения детей этого возраста ещё примитивны, но всё же свидетельствуют о зарождении умения не только чувствовать красивое, но и оценить его. Развитию художественного восприятия содействуют расширение знаний, представлений об окружающей действительности, развития речи, мышления.

Восприятие других людей детьми 5 – 7 лет зависит от взаимоотношений. Оценивая детей, к которым проявляется симпатия, ребёнок называет преимущественно их положительные качества. Сверстников же, к которым нет симпатии, характеризует только с отрицательной стороны.

Важную роль в развитии социальной перцепции детей 5 – 7 лет играет взрослый, который обращает внимание на разные стороны поведения людей, героев произведений, особенности их облика. Именно взрослый должен формировать у детей «точки зрения», «эталоны», с которыми они будут сверять своё поведение, поведение своих товарищей.

Восприятие ребёнка 5 лет ещё носит непроизвольный характер, то есть является непреднамеренным [ 12, с. 62]

Выводы:

  1. Восприятие — это целостное отражение предметов, ситуаций, явлений, возникающих при непосредственном воздействии физических раздражителей на рецепторные поверхности органов чувств.
  2. Дошкольный возраст является продуктивным для психического развития ребенка. В начале данного периода у него вырабатываются такие познавательные процессы, как ощущение, непроизвольное внимание, накоплен опыт, словарный запас и он понимает направленную к нему речь. Восприятие выступает ведущим познавательным процессом дошкольного возрастного периода.
  3. К шестилетнему возрасту значительно уменьшается количество ошибок в цветоразличении, повышается точность цветоразличения, значительные изменения наблюдаются в восприятии пространства. Восприятие других людей детьми 5 – 7 лет зависит от взаимоотношений.

ГЛАВА 2. ОПИСАНИЕ ДИАГНОСТИЧЕСКОЙ ПРОГРАММЫ ДЛЯ ИЗУЧЕНИЯ ОСОБЕННОСТЕЙ ЗРИТЕЛЬНОГО ВОСПРИЯТИЯ ДЕТЕЙ ПЯТИЛЕТНЕГО ВОЗРАСТА

В ходе изучения особенностей зрительного восприятия у детей пятилетнего возраста была разработана диагностическая программа. Её сводная характеристика представлена в таблице 1.

Таблица 1

Характеристика диагностической программы исследования

Название методики

Цель методики

Чего не хватает на этих рисунках?

Какие предметы спрятаны в рисунках?

Диагностика уровня развития зрительного восприятия

Чем залатать коврик?

Диагностика уровня развития зрительного восприятия

Узнай, кто это?

Выявление характеристик перцептивных процессов и способности ребёнка формировать образы, делать связанные с ними умозаключения и представлять эти заключения в словесной форме

Методика оценки уровня развития зрительного восприятия детей 5-7,5 лет (М.М. Безруких)

Оценка различных сторон восприятия: зрительно-моторной координации, фигурно-фонового различения, постоянства очертаний, положения в пространстве, пространственных отношений

Рассмотрим эти методики подробнее.

Ребенку дошкольного возраста предлагается 7 рисунков, на каждом из которых не хватает чего-то очень важного (Приложение 1) и дается инструкция: на каждой из картинок не хватает какой-то важной детали, посмотри внимательно и назови отсутствующую деталь. Проводящий психодиагностику с помощью секундомера или секундной стрелки часов фиксирует время, затрачиваемое на выполнение всего задания.

10 баллов – очень высокий; 8-9 баллов – высокий; 4-7 баллов – средний; 2-3 балла – низкий; 0-1 балл – очень низкий.

2. 2. Методика «Какие предметы спрятаны в рисунках?»

Ребенку представляется несколько рисунков, в которых как бы спрятаны предметы, хорошо ему известные (Приложение 2). Время выполнения задания ограничено 1 минутой. Картинки предоставляются последовательно. Каждая следующая картинка дается ребенку только после того, как он нашел все предметы на предыдущей.

Оценка результатов происходит путем анализа итогов исследования по 10-балльной системе. В итоге делаются выводы об уровне развития зрительного восприятия: 10 баллов – очень высокий; 8-9 баллов – высокий; 4-7 баллов – средний; 2-3 балла – низкий; 0-1 балл – очень низкий.

2. 3. Методика «Чем залатать коврик?»

Перед показом картинок ребенку говорят, что на данном рисунке изображены два коврика, а также кусочки материи, которую можно использовать для того, чтобы залатать имеющиеся на ковриках дырки таким образом, чтобы рисунки коврика и заплаты не отличались (Приложение 3) . Для того, чтобы решить задачу, из нескольких кусочков материи, представленных в нижней части рисунка, необходимо подобрать такой, который более всего подходит к рисунку коврика.

Оценка результатов теста происходит путем анализа итогов исследования по 10-балльной системе. В итоге делаются выводы об уровне развития зрительного восприятия: 10 баллов – очень высокий; 8-9 баллов – высокий; 4-7 баллов – средний; 2-3 балла – низкий; 0-1 балл – очень низкий.

2.4. Методика «Узнай, кто это?»

Прежде чем применять эту методику, ребенку объясняют, что ему будут показаны части, фрагменты некоторого рисунка, по которым необходимо будет определить то целое, к которому эти части относятся, т. е. по части или фрагменту восстановить целый рисунок.

Психодиагностическое обследование при помощи данной методики проводится следующим образом: ребенку показывают рисунок, на котором листком бумаги прикрыты все фрагменты, за исключением фрагмента «а». Ребенку предлагается по данному фрагменту сказать, какому общему рисунку принадлежит изображенная деталь. На решение данной задачи отводится 10 сек. Если за это время ребенок не сумел правильно ответить на поставленный вопрос, то на такое же время – 10 сек – ему показывают следующий, чуть более полный рисунок «б», и так далее до тех пор, пока ребенок, наконец, не догадается, что изображено на этом рисунке (Приложение 4).

Учитывается время, в целом затраченное ребенком на решение задачи, и количество фрагментов рисунка, которые ему пришлось просмотреть прежде, чем принять окончательное решение.

Оценка результатов теста происходит путем анализа итогов исследования по 10-балльной системе. В итоге делаются выводы об уровне развития зрительного восприятия:10 баллов – очень высокий; 8-9 баллов – высокий; 4-7 баллов – средний; 2-3 балла – низкий; 0-1 балл – очень низкий.

2.5. Методика оценки уровня развития зрительного восприятия детей 5–7,5 лет (М.М. Безруких)

Данная методика была использована в исследовании для диагностики комплексной системы и оценки различных сторон зрительного восприятия, таких, как:

Зрительно-моторная координация (субтест 1) включает проведение непрерывной прямой, кривой и изогнутой под различными углами линий от заданного начала к заданному концу границами или по заданному образцу.

Фигуро-фоновое различение (субтест 2) включает нахождение заданной фигуры при увеличении количества фоновых фигур. В заданиях использованы пересечения фигур и «скрытые» геометрические фигуры.

Постоянство очертаний (субтест 3) включает опознание центральной геометрической фигуры, имеющей разные размеры, тона, текстуры и расположение в пространстве. Для опознания в качестве центральной предлагаются круг и квадрат.

Положение в пространстве (субтест 4) включает узнавание повернутых и перевернутых геометрических фигур, групп фигур и букв в сериях.

Пространственные отношения (субтест 5) включают анализ и копирование несложных форм, состоящих из линий различной длины и углов.

Комплексный субтест (субтест 6) включает анализ фигур с последующим дорисовыванием их частей согласно заданному образцу.

Перед каждым ребенком кладут тестовый материал и карандаши и читается инструкция: «Сейчас мы с тобой будем рисовать. Внимательно слушай задание и выполняй его так, как я буду говорить. Выполнение каждого задания начинай только по моей команде. Когда ты закончишь выполнять задание, положи карандаш на стол и жди инструкцию к следующему. Если ты не понял задание, спроси сразу, чтобы не сделать ошибок». Эту инструкцию можно повторять по мере необходимости.

После тщательного анализа выполнения всех заданий каждого субтеста и занесения исследовательских оценок в «Таблицу итогов тестирования для специалистов» необходимо приступить к обработке полученных результатов, т.е. сложить все оценки заданий каждого субтеста и сумму их — итог субтеста — внести в таблицу. Зная итог субтеста, можно по таблице «Возрастные нормативы выполнения субтестов» определить, соответствует ли уровень развития той или иной функции зрительного восприятия возрастным нормативам. Затем необходимо произвести преобразование итогов субтеста в оценки по шкале. . Суммируя оценки по шкале всех субтестов, получаем коэффициент восприятия (КВ), максимальное значение которого равно 60. Окончательным результатом обработки теста является процент восприятия (%В). Он показывает, на сколько процентов от возрастной нормы развито зрительное восприятие.

При проценте восприятия больше 75% можно говорить о том, что уровень восприятия у ребенка соответствует возрастной норме и что предпосылок для трудностей, связанных со зрительным восприятием, нет. При %В от 50 до 75% следует обратить внимание на те субтесты, при выполнении которых возрастные эквиваленты ниже возрастной нормы. При %В ниже 50% можно говорить, что развитие зрительного восприятия или задерживается, или запущено.

Выводы:

В ходе изучения особенностей зрительного восприятия у детей пятилетнего возраста была разработана диагностическая программа, включающая в себя следующие методики «Чего не хватает на этих рисунках?», «Какие предметы спрятаны в рисунках?», «Чем залатать коврик?», «Узнай, кто это?» и методика оценки уровня развития зрительного восприятия детей 5-7,5 лет (М.М. Безруких)

ГЛАВА 3. РЕЗУЛЬТАТЫ И АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ, ПОЛУЧЕННЫХ В ХОДЕ ИЗУЧЕНИЯ ОСОБЕННОСТЕЙ ЗРИТЕЛЬНОГО ВОСПРИЯТИЯ У ДЕТЕЙ ПЯТИЛЕТНЕГО ВОЗРАСТА

При исследовании особенностей зрительного восприятия у детей пятилетнего возраста, проведённом на базе дошкольного образовательного учреждения №115 города Тулы были получены следующие результаты.

3.1. Результаты, полученные при проведении методики «Чего не хватает на этих рисунках?»

Результаты, полученные с помощью методики «Чего не хватает на этих рисунках?» (таблица 2)

Таблица 2

Уровень развития зрительного

Уровень развития

Испытуемые, %

Очень высокий

Высокий

Средний

Низкий

Очень низкий

Высокий уровень развития зрительного восприятия выявлен у 21% испытуемых дошкольников, которые набрали 8-9 баллов.

2-3 балла.

Очень низкий уровень развития зрительного восприятия выявлен у 13% испытуемых дошкольников, которые набрали 0 -1.

Представим результаты диагностики в виде диаграммы (рисунок 1).

Рис. 1. Показатель у ровня развития зрительного восприятия у испытуемых дошкольников

«Чего не хватает на этих рисунках?» свидетельствуют, что

3.2. Результаты, полученные при проведении методики «Какие предметы спрятаны в рисунках?»

Результаты, полученные с помощью методики «Какие предметы спрятаны в рисунках?» (таблица 3)

Таблица 3

Уровень развития

Испытуемые , %

Очень высокий

Высокий

Средний

Низкий

Очень низкий

Очень высокий уровень развития зрительного восприятия выявлен у 7% испытуемых дошкольников, которые набрали 10 баллов.

Высокий уровень развития зрительного восприятия выявлен у 26% испытуемых дошкольников, которые набрали 8-9 баллов.

Низкий уровень развития зрительного восприятия выявлен у 13% испытуемых дошкольников, которые набрали 2-3 балла.

0 -1.

Представим результаты диагностики в виде диаграммы (рисунок 2).

Рис. 2. Показатель у ровня развития зрительного восприятия у испытуемых дошкольников

Итак, «Какие предметы спрятаны в рисунках?» свидетельствуют, что

3.3. Результаты, полученные при проведении методики «Чем залатать коврик?»

Результаты, полученные с помощью методики «Чем залатать коврик?» (таблица 4)

Таблица 4

Уровень развития зрительного восприятия у испытуемых дошкольников

Уровень развития

Испытуемые, %

Очень высокий

Высокий

Средний

Низкий

Очень низкий

Очень высокий уровень развития зрительного восприятия выявлен у 13% испытуемых дошкольников, которые набрали 10 баллов.

Высокий уровень развития зрительного восприятия выявлен у 27% испытуемых дошкольников, которые набрали 8-9 баллов.

Средний уровень развития зрительного восприятия выявлен у 40% испытуемых дошкольников, которые набрали 4-7 баллов.

Низкий уровень развития зрительного восприятия выявлен у 13% испытуемых дошкольников, которые набрали 2-3 балла.

Очень низкий уровень развития зрительного восприятия выявлен у 7% испытуемых дошкольников, которые набрали 0 -1.

Представим результаты диагностики в виде диаграммы (рисунок 3).

Рис. 3. Показатель у ровня развития зрительного восприятия у испытуемых дошкольников

Итак, результаты диагностики с применением методики «Чем залатать коврик?» свидетельствуют, что 12 дошкольников (80% испытуемых) имеют очень высокий, высокий и средний уровень развития зрительного восприятия, а 3 дошкольника (20% испытуемых) показали низкий и очень низкий уровень развития зрительного восприятия.

3.4. Результаты, полученные при проведении методики «Узнай, кто это?»

Результаты, полученные с помощью методики «Узнай, кто это?» (таблица 5)

Таблица 5

Уровень развития зрительного восприятия у испытуемых дошкольников

Уровень развития

Испытуемые, %

Очень высокий

Высокий

Средний

Низкий

Очень низкий

Очень высокий уровень развития зрительного восприятия выявлен у 13% испытуемых дошкольников, которые набрали 10 баллов.

Высокий уровень развития зрительного восприятия выявлен у 33% испытуемых дошкольников, которые набрали 8-9 баллов.

Средний уровень развития зрительного восприятия выявлен у 47% испытуемых дошкольников, которые набрали 4-7 баллов.

Низкий уровень развития зрительного восприятия выявлен у 7% испытуемых дошкольников, которые набрали 2-3 балла.

Очень низкий уровень развития зрительного восприятия не выявлен.

Представим результаты диагностики в виде диаграммы (рисунок 4)

Рис. 4. Показатель у ровня развития зрительного восприятия у испытуемых дошкольников

Итак, результаты диагностики с применением методики «Узнай, кто это?» свидетельствуют, что 14 дошкольников (93% испытуемых) имеют очень высокий, высокий и средний уровень развития зрительного восприятия, а 1 дошкольник (7% испытуемых) показал низкий уровень развития зрительного восприятия. Очень низкий уровень зрительного восприятия не выявлен.

3.5. Результаты, полученные при проведении методики оценки уровня развития зрительного восприятия детей 5-7,5 лет (М.М. Безруких)

Результаты, полученные с помощью методики оценки уровня зрительного восприятия детей 5-7,5 лет (М.М. Безруких) (таблица 6)

Таблица 6

Развитие различных сторон восприятия у испытуемых дошкольников

Критерий

Коэффициент восприятия

Процент восприятия

Норма развития

50-60

76%-95%

Результаты исследования

Результаты, представленные в таблице демонстрируют, что уровень зрительного восприятия у испытуемых дошкольников соответствуют норме.

Выводы:

  1. Результаты диагностики с применением методики «Чего не хватает на этих рисунках?» свидетельствуют, что 11 дошкольников (74% испытуемых) имеют очень высокий, высокий и средний уровень развития зрительного восприятия, а 4 дошкольника показали низкий и очень низкий уровень развития зрительного восприятия.
  2. Результаты диагностики с применением методики «Какие предметы спрятаны в рисунках?» свидетельствуют, что 12 дошкольников (80% испытуемых) имеют очень высокий, высокий и средний уровень развития зрительного восприятия, а 3 дошкольника (20% испытуемых) показали низкий и очень низкий уровень развития зрительного восприятия.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Исследование было проведено на базе дошкольного образовательного учреждения №115 города Тулы. В исследовании приняли участие 15 дошкольников с нарушением речи в возрасте 5 лет.

В процессе исследования были решены следующие задачи:

  1. Проанализирована психолого-педагогическая литература по проблеме изучения зрительного восприятия у детей пятилетнего возраста ;
  2. На основе анализа психолого-педагогической литературы выявлены особенности развития зрительного восприятия у детей пятилетнего возраста;
  3. Составлена и апробирована диагностическая программа, направленная на изучение особенностей зрительного восприятия у детей пятилетнего возраста;
  4. Проанализированы результаты, полученные в ходе применения данной диагностической программы, сформулированы выводы и рекомендации

В ходе проведения исследования были получены следующие результаты:

  1. Результаты диагностики с применением методики «Чего не хватает на этих рисунках?» свидетельствуют, что 11 дошкольников (74% испытуемых) имеют очень высокий, высокий и средний уровень развития зрительного восприятия, а 4 дошкольника показали низкий и очень низкий уровень развития зрительного восприятия.
  2. Результаты диагностики с применением методики «Какие предметы спрятаны в рисунках?» свидетельствуют, что 12 дошкольников (80% испытуемых) имеют очень высокий, высокий и средний уровень развития зрительного восприятия, а 3 дошкольника (20% испытуемых) показали низкий и очень низкий уровень развития зрительного восприятия.
  3. Результаты диагностики с применением методики «Чем залатать коврик?» свидетельствуют, что 12 дошкольников (80% испытуемых) имеют очень высокий, высокий и средний уровень развития зрительного восприятия, а 3 дошкольника (20% испытуемых) показали низкий и очень низкий уровень развития зрительного восприятия.
  4. Результаты диагностики с применением методики «Узнай, кто это?» свидетельствуют, что 14 дошкольников (93% испытуемых) имеют очень высокий, высокий и средний уровень развития зрительного восприятия, а 1 дошкольник (7% испытуемых) показал низкий уровень развития зрительного восприятия. Очень низкий уровень развития зрительного восприятия не выявлен.
  5. Результаты, полученные с помощью методики оценки уровня развития зрительного восприятия детей 5-7,5 лет (М.М. Безруких) демонстрируют, что уровень зрительного восприятия у испытуемых дошкольников соответствует норме.

Эти результаты подтвердили раннее выдвинутую гипотезу о том, что для изучения особенностей зрительного восприятия у детей пятилетнего возраста может быть использована диагностическая программа, включающая в себя следующие методики: «Чего не хватает на этих рисунках?», «Какие предметы спрятаны в рисунках?», «Узнай, кто это?», методика оценки уровня развития зрительного восприятия у детей 5-7,5 лет (М.М. Безруких).

Это позволяет сделать следующие выводы:

  1. На основе анализа литературы были правильно определены особенности зрительного восприятия у детей пятилетнего возраста;
  2. Подобранные методики реально позволяют выявить особенности зрительного восприятия у детей пятилетнего возраста.

На основе этих выводов можно сформулировать следующие рекомендации:

  1. При работе с детьми пятилетнего возраста нужно учитывать особенности их зрительного восприятия;
  2. Использовать апробированную в данном исследовании программу;
  3. В дальнейшем проводить коррекционно-развивающую работу, направленную на развитие зрительного восприятия.

Таким образом, поставленные цели достигнуты, задачи решены, гипотеза доказана на данном этапе исследования.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Безруких М.М., Теребова Н.Н. Особенности развития зрительного восприятия у детей 5–7 лет // Физиология человека . – 2009. – Т. 35. – № 6 . – С. 37-42.
  2. Безруких М.М., Теребова Н.Н. Зрительное восприятие как интегративная характеристика познавательного развития детей 5-7 лет // Новые исследования . – 2008. – Т. 1. – № 14-1 . – С. 13-26.
  3. Безруких М.М., Мачинская Р .И., Фарбер Д.А. Структурно-функциональная организация развивающегося мозга и формирование познавательной деятельности в онтогенезе ребенка // Физиология человека. – 2009. – Т. 35. – № 6. – С. 10-24.
  4. П.С. Гуревич Психология и педагогика: учебник Гуревич П.С. Издательство: Юнити-Дана, 2012. – С. 120-125.
  5. Общая психология: учеб. пособие для студ. вузов / под общ. ред. Е. И. Рогова. - Изд. 4-е. - Ростов н/Д: Феникс: МарТ, 2010. . – С. 140-153
  6. Журавлева И.А., Саликова Э.М.В Восприятие дошкольником художественного образа // Среднее профессиональное образование . – 2013. – № 8 . – С. 40-42
  7. Золотарев А.И. Эволюция теорий зрительного восприятия // Наука –промышленности и сервису . – 2010. – Т. II. – № 5 . – С. 451-457.
  8. Исмагилова Х.Н. Расширение концептуальной основы сферы зрительного восприятия // . – 2014. – № 3 . – С. 236-247.
  9. Криницкая О.И. Специфические особенности становления речи детей дошкольного возраста в условиях зрительной депривации // Вестник Челябинского государственного педагогического университета . – 2010. – № 2 . – С. 138-140.
  10. Крысько В.Г. Общая психология в схемах и комментариях СПб. [и др.] : Питер, 2009. С. 40-50.
  11. Смирнова Е.О. Детская психология: Учебник для вузов. 3-е изд., перераб. Смирнова. СПб.: Питер, 2009. – С. 127-133
  12. Казанская К.О. Детская и возрастная психология. Конспект лекций; А-Приор – Москва, 2010. – С. 60-63.
  13. Никулина Г.В. , Фомичева Л.В. , Замашнюк Е.В. , Никулина И.Н. , Быкова Е.Б. Зрительное восприятие: диагностика и развитие
    учебно-методическое пособие. – Киров:
    Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена , 2013. – С. 264.
  14. Абрамова Г.С. Возрастная психология; Юрайт , 2010. – С. 34-43.
  15. Волков Б.С., Волкова Н.В. Детская психология: От рождения до школы. Спб.: Питер , 2009 – С. 202-211 .
  1. Урунтаева Г.А. Практикум по психологии дошкольника. Academia, 2012. – С. 19-22
  2. Хрянин А.В., Хромова С.К., Теребова Н.Н. Психофизиологическая структура взаимосвязи компонентов зрительного восприятия и речи у детей 5–6 и 7 лет // Новые исследования . – 2013. – № 1 (34) . – С. 28-41.
  3. Чернышенко Ю.К. Возрастные особенности развития психических процессов детей 3-6 лет // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 3: Педагогика и психология . – 2012. – № 2 . – С. 170-173.
  4. Маклаков А. Г. Общая психология: учебное пособие для студентов вузов и слушателей курсов психологических дисциплин - СПб. [и др.] : Питер, 2010. – С. 201

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Рисунки к методике «Чего не хватает на этих рисунках?»

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Рисунки к методике «Какие предметы спрятаны в рисунках?»

ПРИЛОЖЕНИЕ 3

Методика «Чем залатать коврик?»

ПРИЛОЖЕНИЕ 4

Методика «Узнай, кто это?»

PAGE \* MERGEFORMAT 4

Проблема познавательных процессов - одна из наиболее обширных в педагогике, так как, являясь индивидуально-психологической характеристикой человека, отражает очень сложные взаимодействия психофизиологических, биологических и социальных условий развития. Высокие требования современной жизни к организации обучения делают проблему развития психических познавательных процессов школьников особенно актуальной для поиска новых, более эффективных психолого-педагогических подходов.

Психические процессы: ощущение, восприятие, внимание, воображение, память, мышление, речь - выступают как важнейшие компоненты любой человеческой деятельности. Для того чтобы удовлетворять свои потребности, общаться, играть, учиться и трудиться, человек должен каким-то образом воспринимать мир, обращая при этом внимание на различные моменты или компоненты деятельности, представлять то, что ему нужно делать, запоминать, обдумывать, высказывать. Следовательно, без участия психических процессов человеческая деятельность невозможна. Более того, оказывается, что психические процессы не просто участвуют в деятельности, а развиваются и представляют собой особые виды деятельности

Просмотр содержимого документа
«Диагностика восприятия младших школьников»

Диагностика восприятия

1. Методика «Чего не хватает на этих рисунках?»

Суть этой методики состоит в том, что ребенку предлагается серия рисунков, представленных ниже. На каждой из картинок этой серии не хватает какой-то существенной детали. Ребенок получает задание как можно быстрее определить и назвать отсутствующую деталь.

Проводящий психодиагностику с помощью секундомера фиксирует время, затраченное ребенком на выполнение всего задания. Время работы оценивается в баллах, которые затем служат основой для заключения об уровне развития восприятия ребенка.

Оценка результатов

10 баллов - ребенок справился с заданием за время меньшее, чем 25 сек, назвав при этом все 7 недостающих на картинках предметов.

8-9 баллов - время поиска ребенком всех недостающих предметов заняло от 26 до 30 сек.

6-7 баллов - время поиска всех недостающих предметов заняло от 31 до 35 сек.

4-5 баллов - время поиска всех недостающих предметов составило от 36 до 40 сек.

2-3 балла - время поиска всех недостающих предметов оказалось в пределах от 41 до 45 сек.

0-1 балл - время поиска всех недостающих деталей составило в целом больше чем 45 сек.

Выводы об уровне развития

10 баллов - очень высокий.

8-9 баллов - высокий.

4-7 баллов – средний.

2-3 балла - низкий.

0-1 балл - очень низкий.

2. Методика «Узнай, кто это»

Прежде чем применять эту методику, ребенку объясняют, что ему будут показаны части, фрагменты некоторого рисунка, по которым необходимо будет определить то целое, к которому эти части относятся, т.е. по части или фрагменту восстановить целый рисунок.

Психодиагностическое обследование при помощи данной методики проводится следующим образом. Ребенку показывают рисунок, на котором листком бумаги прикрыты все фрагменты, за исключением фрагмента «а». Ребенку предлагается по данному фрагменту сказать, какому общему рисунку принадлежит изображенная деталь. На решение данной задачи отводится 10 сек. Если за это время ребенок не сумел правильно ответить на поставленный вопрос, то на такое же время - 10 сек - ему показывают следующий, чуть более полный рисунок «б», и так далее до тех пор, пока ребенок, наконец, не догадается, что изображено на этом рисунке.

Учитывается время, в целом затраченное ребенком на решение задачи, и количество фрагментов рисунка, которые ему пришлось просмотреть прежде, чем принять окончательное решение.

Картинки к методике «Узнай, кто это»

Оценка результатов

10 баллов - ребенок по фрагменту изображения «а» за время меньшее, чем 10 сек, сумел правильно определить, что на целом рисунке изображена собака.

7-9 баллов - ребенок установил, что на данном рисунке изображена собака, только по фрагменту изображения «б», затратив на это в целом от 11 до 20 сек.

4-6 баллов - ребенок определил, что это собака, только по фрагменту «в», затратив на решение задачи от 21 до 30 сек.

2-3 балла - ребенок догадался, что это собака, лишь по фраг­менту «г», затратив от 30 до 40 сек.

0-1 балл - ребенок за время, большее, чем 50 сек, вообще не смог догадаться, что это за животное, просмотрев все три фрагмента: «а», «б» и «в».

Выводы об уровне развития

10 баллов - очень высокий.

8-9 баллов - высокий.

4-7 баллов - средний.

2-3 балла - низкий.

0-1 балл - очень низкий.

2.3. Методика «Какие предметы спрятаны в рисунках?»

Ребенку объясняют, что ему будут показаны несколько кон­турных рисунков, в которых как бы «спрятаны» многие извест­ные ему предметы. Далее ребенку представляют рисунок и просят последовательно назвать очертания всех предметов, «спрятан­ных» в трех его частях: 1, 2 и 3.

Время выполнения задания ограничивается 1 минутой. Если за это время ребенок не сумел полностью выполнить зада­ние, то его прерывают. Если ребенок справился с заданием мень­ше чем за 1 минуту, то фиксируют время, затраченное на выпол­нение задания.

Примечание .Если проводящий психодиагностику видит, что ребенок начинает спешить и преждевременно, не найдя всех пред­метов, переходит от одного рисунка к другому, то он должен ос­тановить ребенка и попросить поискать еще на предыдущем ри­сунке. К следующему рисунку можно переходить лишь тогда, ког­да будут найдены все предметы, имеющиеся на предыдущем ри­сунке. Общее число всех предметов, «спрятанных» на рисунках 1, 2 и 3, составляет 14.

Картинки к методике «Какие предметы спрятаны в рисунках?»

Оценка результатов

10 баллов - ребенок назвал все 14 предметов, очертания кото­рых имеются на всех трех рисунках, затратив на это меньше чем 20 сек.

8-9 баллов - ребенок назвал все 14 предметов, затратив на их поиск от 21 до 30 сек.

6-7 баллов - ребенок нашел и назвал все предметы за время от 31 до 40 сек.

4-5 баллов - ребенок решил задачу поиска всех предметов за время от 41 до 50 сек.

2-3 балла - ребенок справился с задачей нахождения всех предметов за время от 51 до 60 сек.

0-1 балл - за время, большее, чем 60 сек, ребенок не смог ре­шить задачу по поиску и названию всех 14 пред­метов, «спрятанных» в трех частях рисунка.

Выводы об уровне развития

10 баллов - очень высокий

8-9 баллов - высокий.

4-7 баллов - средний

2-3 балла - низкий

0-1 балл - очень низкий.

2.4. Методика «Чем залатать коврик?»

Цель этой методики, основанной на прогрессивных матрицах Равена, - определить, насколько ребенок в со­стоянии, сохраняя в кратковременной и оперативной памяти об­разы виденного, практически их использовать, решая наглядные задачи. В данной методике применяются картинки теста Равена. Перед его показом ребенку говорят, что на данном рисунке изображены два коврика, а также кусочки материи, ко­торую можно использовать для того, чтобы залатать имеющиеся на ковриках дырки таким образом, чтобы рисунки коврика и заплаты не отличались. Для того чтобы решить задачу, из несколь­ких кусочков материи, представленных в нижней части рисун­ка, необходимо подобрать такой, который более всего подходит к рисунку коврика.

Картинки к методике «Чем залатать коврик?»


Оценка результатов

10 баллов - ребенок справился с заданием меньше, чем за 20 сек.

8-9 баллов - ребенок решил правильно все четыре задачи за вре­мя от 21 до 30 сек.

6-7 баллов - ребенок затратил на выполнение задания от 31 до 40 сек.

4-5 баллов - ребенок израсходовал на выполнение задания от 41 до 50 сек.

2-3 балла - время работы ребенка над заданием заняло от 51 до 60 сек.

0-1 балл - ребенок не справился с выполнением задания за время свыше 60 сек.

Выводы об уровне развития

10 баллов - очень высокий
8-9 баллов - высокий.
4-7 баллов - средний.
2-3 балла - низкий.
0-1 балл - очень низкий.

5. Методика диагностики объема восприятия

На большом листе ватмана, если педагог работает с классом, или на листе бумаги, если работа идёт с одним ребенком, крупно написано:

10 слов (из 4-8 букв каждое);

10 трёхзначных чисел;

10 рисунков (книга, ручка, кружка, ложка, яблоко, квадрат, звезда, молоток, часы, лист дерева).

Все это следует расположить горизонтальными рядами в любой последовательности.

ИНСТРУКЦИЯ: Посмотри на лист, на котором есть слова, числа, картинки. На своем листе бумаги после знакомства с этой информацией в течение 1 минуты запишите, что смогли воспринять, обязательно точно.

ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ : Нормальное восприятие - 7+,-2 объекта

6. Методика поиска информации для диагностики особенностей восприятия младших школьников

Школьнику предлагается 100-клеточная таблица, заполненная цифрами. Задание - подсчитать, сколько раз встречается каждое число от 0 до 9. Фиксируется время, за которое школьник подсчитывает, сколько раз встречается 0, потом 1, затем – 2 и т.д.

Во время проведения дополнительных занятий можно использовать данную матрицу, проводить информационный поиск каждого из чисел в любой последовательности.

Оценка результатов : Проводиться в целом по классу. Отбрасываются 25% лучших результатов и 25% худших. Остальные 50% составляют учащиеся со средним восприятием.

Результаты выполнения теста примерно таковы:

Возраст

9-10 лет

Цифры

Время

(сек.)

Количество

цифр

Неправильный подсчет цифр или более медленный подсчет свидетельствует о снижении восприятия.

Для выяснения вопроса о существовании врожденных меха­низмов восприятия и роли опыта в его развитии проводились


многочисленные эксперименты с младенцами. Многие авторы были не согласны с описанием У.Джемсом чувственного мира младен­ца как «гудящей неразберихи» ощущений. Представим ряд эмпи­рических исследований, которые пытались ответить на принци­пиально важный вопрос, поставленный блестящим английским психологом-экспериментатором Т. Бауэром: «Что видит ребенок, когда смотрит на окружающий мир, - множество различных пред­метов определенной формы, расположенных в определенном по­рядке, или какой-то сумбур переливающихся мимолетных теней?» .

В опытах Т. Бауэра на младенцах использовалась условно-рефлектор­ная методика для выработки реакции на предъявляемый ему зрительный стимул . Правильная реакция ребенка: поворот головы в ответ на предъявление ему условного раздражителя - белого картонного куба с гранью в 30 см на расстоянии 1 м, - подкреплялась внезапным появле­нием женщины-экспериментатора, которая, улыбалась ребенку, гово­рила «ку-ку», а затем исчезала (рис. 129). Проводились опыты по изуче­нию константности восприятия, поэтому менялось расстояние до этого куба и его размер. В каждой серии подсчитывалась частота поворота голо­вы ребенка. Полученные результаты показали, что ребенок поворачивает голову на условный раздражитель (куб с гранью именно 30 см на расстоя­нии 1 м) в 4,5 раза чаще, чем на куб с гранью 90 см, предъявлявшийся на расстоянии 3 м, т.е. имевший такой же угловой размер, что и услов­ный раздражитель. Это исследование доказывает, что 6 -8-месячные мла­денцы реагируют на константность видимого размера, а не констант­ность зрительного угла.



Аналогичные эксперименты были проведены по изучению констант­ности восприятия формы прямоугольника . Условным раздражите­лем был деревянный прямоугольник размером 25x50 см, расположен-


ный под углом 45° к фронтальной плоскости на расстоянии 2 м от глаз ребенка. Дифференцировочными стимулами были: стимул 1 - прямо­угольник, расположенный перпендикулярно взору; стимул 2 - трапе­ция, расположенная перпендикулярно и создающая на сетчатке изобра­жение такой же формы, как и условный раздражитель; стимул 3 - тра­пеция, расположенная под углом 45°. Результаты показали, что услов­ный раздражитель вызывал в среднем 51 реакцию, стимул 1 - 45,13 реакций, стимул 2 - 28,5 реакций, стимул 3 - 26 реакций. Таким обра­зом, было установлено, что дети в возрасте 50 - 60 дней правильно реа­гируют на реальную, а не проекционную форму объекта.



Как уже указывалось ранее, Р. Франц изучал восприятие формы. Кроме цыплят он также исследовал двух детенышей шимпанзе 1 и новорожден­ных детей (30 детей от 1 до 15 недель), используя так называемую мето­дику на зрительный интерес, в которой движения глаз использовались как индикатор зрительного внимания к воспринимаемому объекту [ПО]. Ре­бенок или детеныш лежал в специальной кроватке и смотрел на предме­ты, подвешенные к потолку экспериментальной камеры. Эксперимента­тор, глядя вниз через небольшое отверстие, регистрировал длительность фиксации взора на каждом объекте. Испытуемым предъявлялись пара различных рисунков - горизонтальные полосы, концентрические кру­ги, квадрат, шахматный паттерн. Было обнаружено сильное предпочте­ние одной из фигур в паре, причем это наблюдалось у детей всех возра­стов, что доказывает, что оно не является результатом научения.

Аналогичные данные, но на еще более маленьких детях (от 1 до 14 дней) были получены швейцарским педиатром Ф. Штирниманом. Другую се­рию опытов Р. Франц проводил с 49 младенцами в возрасте от 4 дней до 6 месяцев. Им предъявлялись три плоских рисунка, сходных по форме с головой человека. На одном было изображено стилизованное лицо че­ловека, на другом вместо лица были нарисованы темные пятна, на тре­тьем - верхний участок овала «лица» был просто закрашен черной крас­кой. Результаты были примерно одинаковыми для детей всех возрастов: они чаще смотрели на «настоящее лицо». Полученные результаты свиде­тельствуют о врожденности восприятия формы: и животные, и дети ре­агируют на нее без обучения.

Еще раз напомним об опытах Э. Гибсон и Р.Уока, а также Дж. Кем-поса и соавторов со зрительным обрывом, проведенных с 2 -3-месяч­ными и 6-месячными младенцами. Их результаты убедительно показали, что такие маленькие дети могут воспринимать видимую глубину, что выражается в избегании края «зрительного обрыва».



Таким образом, приведенные выше результаты позволяют сде­лать вывод о том, что «зрительный мир младенца, вероятно, мо­жет быть подчас ошеломляюще сложным, но не бессмысленным, каким его долгое время считали» }