Отрасль растениеводства которая занимается выращиванием. Основные отрасли растениеводства

Возделывание зеленых растений составляет основу всего сельскохозяйственного производства. Только зеленые растения обладают способностью, используя лучистую энергию солнца, создавать из неорганических веществ, находящихся в воздухе и почве, сложные органические вещества-источник пищи и энергии для человека, животных и микроорганизмов (см. Фотосинтез).

Разнообразные культурные растения, а также естественная растительность лугов , степей, лесов , пустынь ежегодно дают нам огромное количество продуктов - зерна, плодов, клубней, корней, зеленой массы, которые идут в пищу или служат сырьем для легкой и пищевой промышленности и кормом для сельскохозяйственных животных. Только сельскохозяйственные растения дают ежегодно около 5 млрд. т органического вещества.

Растениеводство включает в себя полеводство- возделывание зерновых, технических и кормовых культур; луговодство; овощеводство- возделывание овощных культур открытого и защищенного грунта; плодоводство и виноградарство; лесоводство ; цветоводство .

Задача растениеводства как науки, входящей в комплекс агрономических наук,- прежде всего изучение культурных растений во всем разнообразии их видов , разновидностей, форм и сортов. Растениеводство призвано непрерывно расширять круг возделываемых растений, вовлекая в культуру все новые виды и формы, чтобы получать продукты, необходимые народному хозяйству. Эта сельскохозяйственная наука, тесно связанная с производством, изучает биологию культурных растений и разрабатывает наиболее совершенные приемы выращивания высоких и устойчивых урожаев при высоком качестве продукции.

Конечная цель растениеводства-увеличить производство продукции сельскохозяйственных растений при наименьших затратах труда.

Наши ученые, основоположники научного растениеводства и земледелия - К. А. Тимирязев, В. Р. Вильяме и Д. Н. Прянишников теоретически обосновали возможность постоянного роста урожайности сельскохозяйственных культур. Блестящим подтверждением этого служат достижения передовиков сельского хозяйства, которые, например, получают урожай озимой пшеницы до 100 и более центнеров с 1 га.

Как и все организмы, растения обладают избирательной способностью. Каждый вид растения, каждая форма усваивает из окружающей среды определенные элементы и в определенном соотношении, в соответствии со своей исторически сложившейся природой (наследственностью). Изучение условий, необходимых для роста и развития сельскохозяйственных растений и проявления ими наивысшей продуктивности,- одна из основных задач сельскохозяйственной науки. «Культурное растение и предъявляемое им требование - вот коренная научная задача земледелия»,- писал К. А. Тимирязев.

Величина урожая определяется внутренними свойствами возделываемого вида и сорта, их продуктивностью, способностью использовать с той или иной полнотой лучистую энергию солнца для синтеза органического вещества, а также и условиями жизни, которые зависят прежде всего от приемов возделывания культуры.

Только на основе глубокого познания природных условий и выявления степени соответствия их требованиям того или иного культурного растения может быть разработана технически наиболее совершенная и экономически наиболее целесообразная в конкретных условиях система приемов его возделывания. Определение ареала возможного распространения каждой культуры и закономерностей изменения качества получаемой продукции под влиянием природных факторов - одна из важных сторон исследований в растениеводстве.

Изучение культурных растений, их биологии и приемов возделывания в разнообразных природных условиях осуществляется с помощью различных методов исследований. Основные из них - полевой и вегетационный опыты. Завершающий этап исследований, который позволяет установить агротехническое и экономическое значение той или иной культуры или приема,- производственные опыты в колхозах и совхозах. В проведении этих опытов большую помощь оказывают ученические производственные бригады.

Таким образом, растениеводство как наука всесторонне изучает культурные растения, разрабатывает основы агротехники и правильного размещения их на территории страны, намечает пути получения высоких и устойчивых урожаев.

1)Используя текст учебника, назовите и покажите на карте районы выращивания основных зерновых и технических культур.

Озимая пшеница выращивается в европейской части страны (Центрально-Черноземный район, Северный Кавказ, правобережное Поволжье). Главные районы выращивания яровой пшеницы - Заволжье, юг Урала и Сибири. Рис, выращиваемый в России, занимает самые северные в мире ареалы своего распространения в пойме Кубани и в дельте Волги, а также на юге Дальнего Востока. Засухоустойчивая культура просо небольшими площадями распространена по всей степной зоне. Гречиха засуху не переносит, ее основные районы - увлажненные земли Центрального Черноземья, Поволжья, Урала.

Лен-долгунец - важнейшая волокнистая культура России. Для его возделывания наиболее подходит влажный мягкий климат юга лесной зоны в европейской части России. Сахарная свекла - единственная в условиях умеренного пояса культура-сырье для производства сахара. Эту требовательную к теплу, плодородию и увлажнению почв культуру выращивают в Центральном Черноземье и на Северном Кавказе. Подсолнечник более засухоустойчив, поэтому ареал его распространения - сухостепная и степная зоны. Как и подсолнечник, ценными масличными культурами являются горчица (Поволжье) и соя (юг Дальнего Востока).

2)В каких районах (природно-хозяйственных зонах) России наиболее развито растениеводство? Почему? Сопоставьте данные карты с картами на с. 20 и 21.

Главным сельскохозяйственным районом России считается основная зона расселения людей (европейская часть без северных районов, Северный Кавказ, юг Урала, Сибири и Дальнего Востока), территориально совпадающая с такими ландшафтами (природными зонами), как лес, лесостепь и степь. По производству сельскохозяйственной продукции в России лидируют три экономических района: Северо-Кавказский (Краснодарский край), Центрально-Черноземный и Поволжский, особенно лесостепные и степные его части (Саратовская, Волгоградская, Самарская области).

Подумайте, какие отрасли растениеводства распространены практически повсеместно. Почему?

Повсеместно распространено выращивание зерновых культур. Зерно – востребованный продукт. Зерновые культуры возможно выращивать повсеместно, поскольку разные их виды приспособлены к разным природным условиям. Повсеместно выращивают овощи, поскольку они могут выращиваться как в открытом грунте, так и в теплицах. Широко распространено выращивание картофеля, поскольку он не прихотлив к теплу и почвам.

Вопросы и задания

1. Перечислите основные отрасли растениеводства в России. Какие из них, на ваш взгляд, имеют наибольшее значение?

Зерновое хозяйство, выращивание технических культур, овощеводство, плодоводство, выращивание кормовых культур. Наибольшее значение имеет зерновое хозяйство.

2. Докажите на конкретных примерах, что растениеводство зависит от агроклиматических условий.

Агроклиматические условия определяют специализацию растениеводства (к примеру, в условиях нашей страны не возможно выращивание кофе, цитрусов). Агроклиматические условия обуславливают продуктивность одной и той же культуры в разных местах (к примеру, урожайность картофеля в северных и южных районах будет разной). От них зависят сроки сбора урожая (жатва на юге начинается намного раньше).

3. Вспомните из курса географии 8 класса, чем отличаются экстенсивное и интенсивное сельское хозяйство.

При экстенсивном сельском хозяйстве увеличение продуктивности происходит за счет увеличения площадей с/х угодий и поголовья скота. Интенсивное сельское хозяйство увеличивает количество продукции за счет увеличения продуктивности с/х угодий, увеличения удоев и прироста с помощью различных технических и научных достижений (оборудование, удобрения и т.п.)

Растениеводство - одна из основных отраслей сельского хозяйства. Главным объектом его является зеленое растение, способное создавать органические вещества из неорганических элементов природы. Возделывая зеленые растения, человек превращает кинетическую энергию солнечных лучей в потенциальную энергию органического вещества растений. Именно в растениеводстве зеленое растение становится основным средством сельскохозяйственного производства.

Главным направлением в научном растениеводстве является изучение биологических особенностей возделываемых растений и разработка наиболее совершенной их агротехники на основе равнозначимости и физиологической незаменимости всех жизненно необходимых для растений факторов: света, тепла, влаги, воздуха и элементов питания. Растениеводство, как и другие агрономические дисциплины, опирается на данные физики, химии, ботаники, физиологии растений, сельскохозяйственной метеорологии, почвоведения, земледелия, агрохимии, селекции и семеноводства, энтомологии и фитопатологии, механизации, экономики, организации и планирования сельскохозяйственного производства.

При изучении предмета растениеводства принята группировка сельскохозяйственных растений по характеру и использованию получаемой от них продукции. Все изучаемые в растениеводстве полевые культуры разделены по этому признаку на следующие группы: 1) зерновые хлеба; 2) зерновые бобовые культуры; 3) корнеплоды и кормовая капуста; 4) клубнеплоды; 5) бахчевые культуры и новые кормовые растения; 6) масличные и эфирномасличные культуры; 7) прядильные культуры; 8) табак, махорка; 9) кормовые травы.

В настоящее время на земном шаре площадь посева сельскохозяйственных растений превышает 1 млрд, га, В мировом земледелии насчитывается более 1500 видов растений. В группу растений полевой культуры входит около 90 видов. Наибольшие площади - 759,4 млн. га, или 70% всех посевов,- занимают зерновые хлеба (пшеница, рис, кукуруза, ячмень, сорго, просо, овес, рожь). Урожайность зерновых хлебов составляет в среднем 19,5 ц с 1 га, валовой сбор - 1477,3 млн. т. Из не зерновых культур значительные площади занимает картофель. Из сахароносных растений наиболее распространены сахарный тростник и сахарная свекла, из масличных культур - соя, арахис, рапс, лен масличный, подсолнечник. Прядильные культуры представлены главным образом хлопчатником, посевы других. прядильных - льна, джута, кенафа и конопли - незначительны.

От растениеводства человек получает большинство основных продуктов питания, корма для животных, а также сырье для пищевой, легкой и других отраслей промышленности.

Важнейшей особенностью растениеводства является его сезонность. Это связано с тем, что растения полевой культуры способны вегетировать и давать урожай только в безморозный период,

Жизнь растений в поле протекает в постоянно изменяющейся среде. Поэтому, чтобы обеспечить растение необходимыми условиями жизни, надо влиять в определенном направлении на окружающую его среду.

В процессе создания благоприятных условий для жизни растений исключительную роль играют своевременность и высокое качество полевых работ: обработка почвы, внесение удобрений, посев и уход за посевами, уборка урожая. Опоздание с выполнением одной из этих работ может резко снизить количество и качество растениеводческой продукции.

В развитии растениеводства как науки большое значение имеют труды К. А. Тимирязева (1843-1920), И. А. Стебута (1833-1923), Д. Н. Прянишникова (1865-1948), Н. И. Вавилова (1887-1943) и других ученых нашей страны.

К. А. Тимирязев является классиком научной биологии и растениеводства. Он автор многочисленных работ по этим отраслям агрономической науки. «Жизнь растений», «Земледелие и физиология растений», «Солнце, жизнь и хлорофилл» и другие работы принесли ему мировую известность.

И. А. Стебут в своем труде «Основы полевой культуры и меры ее улучшения в России» впервые объединил разрозненный материал по культуре многочисленных полевых растений. Во многом эта книга не потеряла своего значения и в наше время.

Исследования Д. Н. Прянишникова были посвящены вопросам питания растений и применения удобрений. На физиологической и биологической основе он создал строго научный курс «Частное земледелие» и широко известный учебник «Агрохимия».

Н. И. Вавилов внес неоценимый вклад в растениеводство, особенно в биологию, систематику и географию культурных растений. Он разработал учение о мировых центрах происхождения культурных растений и сформулировал закон гомологических рядов, играющий большую роль в селекционной работе. Его труды широко известны во всех странах мира.

Методы исследований в растениеводстве: полевой, вегетационный, лабораторный и производственная проверка.

Введение

Растениеводство - отрасль сельского хозяйства, занимающаяся возделыванием культурных растений. Отрасли растениеводства производят более 40% всей сельскохозяйственной продукции страны. От его уровня развития зависит и уровень животноводства России.

Основные отрасли растениеводства :

  • § Зерновые культуры;
  • § зернобобовые культуры;
  • § выращивание технических культур;
  • § картофелеводство
  • § овощеводство и бахчеводство;

Характеристика основных культур растениеводства.

Ведущая роль в структуре растениеводства принадлежит зерновому хозяйству. Именно зерновые культуры занимают почти 55% всех посевных площадей страны. растениеводство сельский пшеница

Пшеница - важнейшая зерновая культура России, обеспечивающая значительную часть продовольственной зерновой корзины страны.

В России высевают два вида пшеницы - яровую и озимую.

Озимая пшеница высевается осенью и использует в период вегетации осенние и весенние осадки. Слабое развитие корневой системы обусловливает высокую требовательность озимой пшеницы к почвенным условиям. Лучше всего эта культура развивается на структурных черноземах с большим содержанием питательных веществ. Озимая пшеница не переносит кислых, торфяных, заболоченных и сильно засоленных почв. На кислых почвах культура может выращиваться только после их известкования. Основные районы распространения озимой пшеницы в России: Северный Кавказ, Центрально-Черноземный район, правобережная часть Поволжья.

Яровая пшеница высевается ранней весной и использует поздние весенние осадки. Наилучшими условиями ее произрастания являются температуры 15--20 °С. Культура хорошо переносит весенние заморозки. Требования яровой пшеницы к почве аналогичны озимой. Среди сортов яровой пшеницы особенно ценится твердая, с большим содержанием белка и высокими хлебопекарными качествами. Она высоко котируется на мировом рынке. Именно из муки этой пшеницы изготавливаются лучшие по вкусовым качествам макаронные изделия, торты, пирожные и другие кондитерские изделия. Основным недостатком яровой пшеницы является ее низкая урожайность (в условиях России в среднем 8--10 ц /га). Основные районы распространения: Поволжье, Южный Урал, юг Западной и Восточной Сибири, Дальний Восток (южная часть Хабаровского края и Амурская область).

Ячмень - вторая по объему производства зерновая культура. Как продовольственная культура она используется для приготовления пива, круп, концентратов и некоторых других продуктов.

Очень важным достоинством ячменя является его скороспелость. Кроме того, ячмень отличается малой чувствительностью к заморозкам и выносливостью к засухе. Особенно обширны его посевы на Северном Кавказе, в Поволжье, Центрально-Черноземном и других районах европейской части России, а также на юге Сибири.

Рожь - озимая культура, используемая как для продовольственных целей, так и для кормления скота. По сравнению с озимой пшеницей рожь менее требовательна к влаге и имеет сильную, хорошо развитую корневую систему, что позволяет возделывать ее на самых различных почвах. Рожь, в отличие от пшеницы, хорошо переносит кислые почвы, обладает большей морозоустойчивостью, более низкой температурой начала роста. Лучше, чем озимая пшеница, переносит засухи. Основные экономические районы ее выращивания: Поволжский (Ульяновская и Самарская обл., а также Республика Татарстан), Центральный, Волго-Вятский, Уральский (Пермская обл. и Республика Удмуртия).

Овес - в первую очередь фуражная культура, в прошлом в значительных масштабах употреблявшаяся в качестве корма для лошадей. Хуже других зерновых хлебов переносит засуху. Важнейшим достоинством овса является переносимость им кислых почв. Распространен овес в лесной зоне в районах с более мягким климатом, часто на бедных супесчаных почвах. Кроме нечерноземных и лесостепных районов европейской части России овес высевается в Сибири и на Дальнем Востоке.

Кукуруза - высокоурожайная зерновая культура. По своей урожайности в условиях России - 30--35 ц/га - она уступает только рису. Ценность культуры заключается в том, что она позволяет и пополнять ресурсы зерна, и получать хороший силос и зеленый корм для скота.

На продовольственные цели используются зерно кукурузы и изготовляемые из него мука, крупа, кукурузные хлопья и растительное масло. Кроме того, из кукурузы можно изготавливать крахмал, патоку, спирт и многие другие продукты. Обильная зеленая масса этого растения является прекрасным сочным кормом в животноводстве.

Кукуруза - теплолюбивая культура. Высевается сравнительно поздно. Температура начала роста - около 10--12 °С. Основной период роста культуры - середина лета. Среди многих сортов кукурузы есть скороспелые, но наиболее высокоурожайные - поздно созревающие сорта.

Повышенные требования к влаге кукуруза предъявляет незадолго до цветения и в короткий период после него. В остальное время это вполне засухоустойчивое растение. Наиболее благоприятными в условиях России для возделывания кукурузы почвами являются мощные черноземы, на каштановых почвах и деградированных черноземах урожаи ее заметно снижаются. Выращивается в южных районах России (Северо-Кавказский экономический район и др.) на зерно, а в Нечерноземной зоне - на силос.

Просо - малоурожайная культура (в условиях России средняя урожайность 8--10 ц /га). Просо, подобно кукурузе, начинает вегетацию при довольно высоких температурах - 10--12°С, чувствительно к заморозкам, является растением короткого дня. Главное достоинство культуры - большая, чем у всех остальных зерновых, способность переносить засуху. Просо с успехом использует запасы влаги, создаваемые в степной зоне далеко не регулярными летними осадками.

Просо возделывают преимущественно в степной зоне, в районах распространения более легких почв в пределах европейской части России. Основные районы распространения - Поволжье и юг Урала.

Гречиха - ценная крупяная культура, низкоурожайная (обычно 6--7 ц/га). У нее предельно короткий вегетационный период (70--85 дней), но довольно высокая температура начала роста (6-- 8 °С), в случае заморозков растение не погибает, а резко снижает урожайность. Гречиха плохо переносит недостаток влаги в почве, зато хорошо приспособлена к кислым почвам. Урожайность гречихи заметно повышается при ее опылении пчелами. Ареал возделывания гречихи обширен: от Архангельской области до Северного Кавказа и Причерноморья в европейской части России, а также Сибирь и Дальний Восток.

Рис - ценная продовольственная культура, самая высокоурожайная из всех зерновых, возделываемых на территории России (урожайность - до 40 ц /га и более). Однако это самая теплолюбивая из всех зерновых культур. Из риса получают муку, крахмал, его перерабатывают на спирт, отходы рисообрабатывающей промышленности идут на корм скоту. Посевы риса в России размещаются в плавнях рек Дона и Кубани на Северном Кавказе, в Астраханской области, в Калмыкии и на Дальнем Востоке.

Зернобобовые культуры не получили большого распространения в России. В условиях нашей страны из всех зернобобовых экономически целесообразно возделывание лишь двух культур - гороха и чечевицы. Даже в наиболее урожайные годы валовой сбор зернобобовых в России никогда не достигал 5 млн. т. В той или иной степени зернобобовые распространены во всех экономических районах России хотя бы потому, что им принадлежит существенная роль в севооборотах как культурам, накапливающим в почве азот. Горох чаще всего возделывают в Нечерноземной зоне, чечевицу - в северной полосе Центрально-Черноземного района, фасоль и сою как культуры тропического происхождения возделывают в более южных частях территории России.

Основными техническими культурами России являются подсолнечник, сахарная свекла и лен-долгунец.

Подсолнечник - наиболее распространенная техническая культура России. Подсолнечник требователен к почвенным условиям, наибольшие урожаи эта культура дает на хорошо структурированных черноземах, но гораздо менее, чем сахарная свекла, она взыскательна к влаге. Важное условие для получения семян подсолнечника с высоким процентом содержания масла - большое количество солнечных дней. Главный производитель семян подсолнечника - Северо-Кавказский экономический район. На его долю приходится более 60% российского сбора семян подсолнечника. Большие массивы технических сортов этой культуры за пределами Северного Кавказа расположены в Центрально-Черноземном и Поволжском экономических районах.

Сахарная свекла - многоцелевая культура. После переработки технической сахарной свеклы на сахар получается большое количество отходов, являющихся ценным сочным кормом для скотоводства и свиноводства.

Для получения устойчивых и высоких урожаев сахарной свеклы требуются окультуренные почвы (желательно черноземы), хорошее и равномерное увлажнение почвы в течение всего лета. Всякое временное ухудшение водообеспечения этой культуры уменьшает содержание сахара в клубнях и снижает урожайность. Технические сорта сахарной свеклы предъявляют и повышенные требования к солнечному освещению. Для повышения сахаристости в клубнях необходимо достаточно большое количество солнечных дней.

Около 1/2 валового отечественного сбора сахарной свеклы дает Центрально-Черноземный район, около 1/4 - Северный Кавказ.

Лен-долгунец - самая древняя техническая культура, возделываемая на территории России. Его высевали еще во времена Киевской и Новгородской Руси. Льняные домотканые изделия были неотъемлемым товаром отечественных ярмарок и высоко ценились за рубежом.

Лен-долгунец начинает рост при невысоких температурах и имеет короткий вегетационный период. В силу этого его посевы дальше других технических культур продвинулись на север. Высокого качества волокно и большие его урожаи получают лишь в районах с прохладным, дождливым и облачным летом, где культивируют сорта льна-долгунца с длинным неветвящимся стеблем. Лен высевают в севооборотах после благоприятных предшественников, обогащающих почву растительным азотом на хорошо окультуренных почвах.

В районах с сухим теплым климатом (в степном Заволжье, на юге Урала и в Кулундинской степи) выращивают лен-кудряш. Стебель такого льна мало развивается в длину, сильно ветвится и не пригоден для изготовления текстильных волокон.

Лен-кудряш культивируют исключительно на семя для производства льняного масла, применяемого главным образом в технических и медицинских целях.

Картофелеводство - важная отрасль российского растениеводства. Особенно существенна роль картофеля в пищевом рационе россиян. Недаром его называют вторым хлебом. Кроме пищевых целей, картофель широко используется в качестве корма в животноводстве, особенно в свиноводстве, а также он идет для технических целей. Посевы картофеля на 90% сосредоточены в европейской части России (Центральный район).

Овощеводство и бахчеводство - одно из наиболее слабых звеньев российского растениеводства. Значительная часть потребляемых в России овощей ввозится из-за рубежа. Наибольшее распространение в России получили капуста, столовая свекла, морковь, лук, огурцы, помидоры, кабачки и баклажаны. Производство овощей, плодов и ягод в большей степени сконцентрировано в южных районах европейской части РФ (Северный Кавказ, Поволжье, Центрально-Черноземный район).

«Растениеводство» - Есть ещё и хлеборобы овощеводы садоводы хлопкоробы. Возьми любое культурное растение и опиши. Окружающий мир. Что такое сельское хозяйство. Растениеводство. На пример чтоб на нашем столе всегда был хлеб растениеводы выращивают зерновые культуры пщеницу рожь и другии.

«Растениеводство России» - Апк. Крупяные. Р а с т е н и е в о д с т в о. Факторы, влияющие на земледелие. Корнеплоды. Земледелие – древнейший вид деятельности? Волокнистые. Животноводство. 9 класс Экономическая география России тема: Растениеводство России. Плодово-ягодные. Картофель. Хлебные. Подготовила учитель географии Звонкова С. А.

«Центры происхождения растений» - Кто автор мутационной теории? Цели урока: Что такое гибридизация? Сколько центров происхождения культурных растений сейчас? Домашнее задание. Подведение итогов, выставление оценок. Кто начал первым применять отдаленную гибридизацию?

«Культуры растений» - Плодоводство. Полеводство. Если бы на земле не было растений, все люди и животные погибли бы. Цветоводство. Растения одевают нас. Лука репчатого - 1000 сортов. Показал садовод Нам такой огород, Где на грядках, засеянных густо. Томат, капуста, лук, слива. Кормят нас. Овощные культуры. Н. Кончаловская.

«Урок растениеводства» - Зерновые культуры масличные культуры клубнеплодные сахароносные тонизирующие. Зерновые культуры – основа мирового сельского хозяйства. Соя. Сахароносные. Растениеводство мира. Мировые посевные площади основных С/Х культур,млн га. Картоф. Мировой сбор риса. Пшеница рис кукуруза сорго соя хлопок сах.Тр.

«Зерновые культуры» - Соя. Основным районом выращивания сои является юг Дальнего востока. Горчица. Технические культуры. Кукуруза. Основным районом её выращивания является Поволжье. бобовая культура с высоким содержанием белка. Сельское хозяйство. Всем хорошо известна горчица. Практическая работа. Из неё готовят приправы и соусы, используют в фармацевтической промышленности (горчичники).