Подводная лодка дельфин 1904. Армия обороны израиля

С создания «Дельфина» ведет отсчёт хроника подводного флота России. Этот корабль стал первой русской подводной лодкой почти в современном понимании. В середине XIX века Морское ведомство России предприняло несколько попыток обзавестись подводным боевым кораблём. Однако уровень техники того времени не позволил добиться существенных в военном отношении результатов. Перелом наметился в 1880-х годах, когда во Франции появились подлодки с гребным электродвигателем и батареей аккумуляторов; в этот же период шведский конструктор Норденфельд и английский инженер Гаррет создали несколько типов лодок с паровой машиной. Оружием всех этих кораблей служили самодвижущиеся мины Уайтхеда (торпеды). Всё это не осталось незамеченным командованием Российского флота.

Инициатором создания первой русской подводной лодки стал член Морского технического комитета, главный инспектор кораблестроения Николай Евлампиевич Кутейников. В конце 1900 года было принято решение о создании Комиссии по проектированию «Полуподводного миноносца», для чего была создана группа учёных специалистов. В неё вошли: талантливый инженер Иван Григорьевич Бубнов, преподаватель Минного офицерского класса и командир миноносца Михаил Николаевич Беклемишев и инженер-механик Иван Семёнович Горюнов. Вновь образованную Комиссию возглавил И.Г. Бубнов. Морское министерство поставило перед Комиссией цель создать полуподводный миноносец (класса «подводные лодки» тогда не существовало), который решал бы относительно скромные задачи прибрежной обороны, но не уступал по своим тактико-техническим характеристикам зарубежным аналогам. Через несколько дней после утверждения проекта Главное управление кораблестроения и снабжений выдало Балтийскому заводу наряд на постройку корпуса «Миноносца № 113».

Для организации постройки лодки образовали Строительную комиссию в составе И.Г. Бубнова, М.Н. Беклемишева и И.С. Горюнова; непосредственное руководство постройкой возлагалось на Бубнова. 5 июля 1901 года «Миноносец № 113» заложили на вновь оборудованном стапеле рядом с большим каменным эллингом.

Для создания корабля использовались передовые технические достижения того времени. В конце лета Путиловскому заводу заказали листовую и профильную никелевую сталь для корпуса подводной лодки. Но ещё раньше, в июле, начались сложности: выяснилось, что выпуск отечественных аккумуляторов типа «Моноблок» прекращен. Выход удалось найти. Товарищество «Дюфлон, Константинович, Дизерен и К°» взялось организовать поставку аккумуляторов из Франции, причем тех систем, что ставились на лодки французского флота. Во второй половине ноября 1901 года М.Н. Беклемишев ездил в Париж для окончательного выбора поставщика, остановившись на «Компании аккумуляторов Фюльмен».

Парижский завод «Сотерн-Гарде» принял заказ на гребной и вспомогательные электродвигатели, а также компрессор. Через Санкт-Петербургское отделение компании «Шуккерт» за границей заказали приборы и часть комплектующих изделий электросистемы. Минные аппараты Джевецкого также поставлялись из Франции. За изготовление перископа взялась варшавская фирма «Фос». Бензомотор и разобщительную муфту, как и планировалось, заказали компании «Даймлер-Моторен-Гезельшафт» в Штутгарте; в то время она выпускала самые мощные судовые моторы. За изготовление воздухохранителей взялся Обуховский завод Морского ведомства. На долю Балтийского завода оставались системы, устройства и монтаж всего оборудования в корпусе подлодки.

Вскоре на будущую лодку начали подбирать команду. В феврале 1902 года Комиссия предложила проект штата подлодки: два офицера и восемь матросов. Подбор кандидатов в подводники возложили на М.Н. Беклемишева. Уже 26 февраля он представил список команды «Миноносца № 113». По отзывам их начальников, это были люди «здорового сложения, хорошего поведения и некурящие, все выразили желание служить на подводной лодке». Позднее М.Н. Беклемишев отметил: «Эти люди шли по желанию, были высоких качеств и вполне заслуживают упоминания при описании постройки первой лодки». Поэтому и мы приводим список матросов первой команды «Дельфина»: самостоятельные машинисты Георгий Ругэ, Марцелий Мер; минные квартирмейстеры Иван Гладков, Василий Акулов; минные машинисты Григорий Боэр, Григорий Рожнов; рулевые Пётр Ветошкин, Иван Паробейкин, Лука Ларин. Вскоре команду «Миноносца № 113» зачислили в состав 8-го флотского экипажа.

14 сентября 1902 года лодка под названием «Миноносец № 150» была зачислена в состав флота, а в конце того же месяца капитана 2-го ранга Беклемишева назначили её командиром. Его помощником стал лейтенант А.О. Гадд, недавно закончивший курс Водолазной школы в Кронштадте. В мае 1903 года «Миноносец № 150» был спущен на воду, а в начале июня того же года был готов к испытаниям.

Утром 8 июня 1903 года «Дельфин» отошёл от стенки Балтийского завода и взял курс в Финский залив. Начались ходовые испытания. Миноносец ровно держал заданную глубину, уверенно погружался и всплывал. На испытаниях в районе Толбухина маяка миноносец погружался на глубину 15 метров, плавал и успешно ходил под перископом. Плавание в свежую погоду (до 4-х баллов) показало его хорошую мореходность. Подобные упражнения заняли около двух недель. Из недостатков выявились продолжительное время погружения и недобор скорости. Докладывая 21 июля о завершении предварительных опытов, И.Г. Бубнов особо отметил, что «команда относится к миноносцу с большим доверием и привыкает к быстрому и безошибочному исполнению распоряжений». В эти дни миноносец осмотрели члены Морского технического комитета и управляющий Морским министерством Ф.К. Авелан, а начальник Главного Морского Штаба участвовал в одном из подводных плаваний. 3 июля лодку осмотрел генерал-адмирал Великий Князь Алексей Александрович.

16 августа на Балтийском заводе ожидали прибытия Высочайших Особ: предстояла церемония спуска на воду эскадренного броненосца «Слава» и Императорской яхты «Александрия». Руководство Морского ведомства, пользуясь удобным случаем, решило показать Императору Миноносец № 150. После благополучного спуска обоих кораблей подводная лодка подошла к пристани Царского павильона, расположенного со стороны Невы у большого каменного эллинга Балтийского завода. Осмотрев корабль и выслушав краткие пояснения И.Г. Бубнова, Император пожелал Ивану Григорьевичу «успеха при дальнейших постройках».

20 августа, лодка снова демонстрировала свои возможности в Высочайшем присутствии: ходила в позиционном положении и под перископом на кронштадтском рейде в пространстве между яхтами «Штандарт», «Полярная звезда», «Стрела» и «Александрия». Кроме команды на лодке находилась Строительная комиссия в полном составе. Испытания миноносца продолжались до середины октября и выявили недостатки бензомотора: появлялись трещины в цилиндрах, при качке нарушалась подача бензина и смазочного масла, в подводном положении запорный клапан газоотвода иногда пропускал воду, отчего она оказывалась в цилиндрах двигателя. Требовалось многое переделать.

В конце сентября у острова Равица погружались на глубину 24 м. В эти же дни миноносец сделал большой переход под электромотором из Бьёрке (ныне Приморск) в Петербург. Испытания показали, что время перехода с бензомотора на гребной электродвигатель составляет около полуминуты, а обратно - около четырёх минут. В середине октября корабль закончил кампанию и был поставлен на клетки на Балтийском заводе. Неделей раньше приказом по Морскому ведомству № 176 от 7 октября Миноносец № 150 зачислили в III ранг судов и причислили к 8-му флотскому экипажу Балтийского флота.

Испытания 1903 года показали возможность подводного плавания и управления лодкой - главную задачу удалось решить. Оставалась неизвестной наибольшая дальность плавания при надводном ходе. Но возможность зарядки аккумуляторов на ходу удалось проверить много раз, в том числе и в позиционном положении при закрытой крышке люка. Важным успехом конструкторов стали и сносные условия обитаемости на лодке: команда и рабочие завода переносили плавание хорошо. Многое, однако, предстояло доделать. Испытания показали необходимость переделки гребного винта и бензомотора. Для улучшения видимости из рубки следовало увеличить её высоту и поставить второй перископ. Требовалось увеличить и площадь горизонтальных рулей, изменив при этом форму носовой части надстройки.

Лодка получила гребной винт с поворотными лопастями (ВРШ по современной терминологии), угол поворота которых изменялся изнутри корпуса при помощи валикового привода. Важные меры приняли для улучшения обитаемости: установили подводный гальюн, подвесы для коек, шкафчики для вещей команды. За успешное создание подводной лодки члены Комиссии и служащие Балтийского завода были поощрены крупными денежными премиями.

В ночь с 26 на 27 января 1904 года нападением японских миноносцев на Русский флот в Порт-Артуре началась Русско-японская война. М.Н. Беклемишев предложил отправить «Дельфин» в Порт-Артур по железной дороге, но этому помешали сложности перевозки. Кроме того, в связи с началом войны был заказан ряд подводных лодок за границей и также планировалось их ускоренное строительство в России, для которых требовались обученные экипажи, поэтому миноносец оставили на Балтике, как учебный корабль. В начале июня Миноносцу № 150 было присвоено имя «Дельфин». 6 июня на нём начались учебные погружения. Обучением новичков руководил капитан 2-го ранга Беклемишев. До середины июня миноносец, имея на борту от 30 до 45 человек, несколько раз погружался, чтобы приучить людей к обстановке подводного плавания. Для тренировки управления лодкой в подводном положении не раз выходили в залив с меньшим числом учеников. Казалось, всё шло гладко, и сложная по тем временам техника покорялась людям.

Утром 16 (29) июня 1904 года планировалось очередное учебное погружение у стенки Балтийского завода. На лодку прибыли лейтенанты А.Н. Черкасов, М.А. Елагин, поручик М.И. Горазеев и 34 нижних чина. Руководить погружением предстояло Черкасову, который не раз уже замещал командира: Беклемишев уехал по делам в Кронштадт. Из 34 матросов лишь четверо принадлежали к штатной команде «Дельфина», остальные были новичками.

После того как команда разошлась по постам, оттолкнулись без хода от стенки метров на 10. Офицеры находились наверху и курили у открытого люка. Отметим, что его полное закрытие требовало не менее полуминуты при усиленной работе двух матросов на приводе. Черкасов отдал команду заполнять балластные цистерны. Иногда и Беклемишев начинал погружение, находясь на палубе, но вскоре спускался в лодку; люк же прикрывали, оставляя щель для стравливания избыточного давления (вентиляция балластных цистерн была выведена в лодку, а кроме того, давление поднимал и насос, разрежающий воздух в носовой «черной» цистерне). В нужный момент крышку люка быстро закрывали.

Черкасов упустил из виду, что лодка перегружена и опускается быстрее обычного. Когда он, наконец, последним спускался вниз, вода уже покрывала невысокую надстройку лодки; плавучесть её была на исходе. Лишь находясь на трапе, Черкасов отдал приказание закрывать люк. Спустившись, на командирской площадке он не остался, а сошел вниз в жилую палубу. Эта его последняя ошибка стала роковой. Почти сейчас же в люк потоком хлынула вода. Людей, находившихся внизу, охватила паника, а путь наверх оказался закрыт. Из лодки успели выскочить трое матросов, в том числе двое находящихся под люком рулевых. Но другие в это время вращали рукояти привода, крышка опускалась и четвёртого из выскакивавших прижало к комингсу люка. Он погиб, а между крышкой и комингсом оставалась щель около 80 мм, через которую быстро поступала вода...

На лодке растерялись не все. Квартирмейстеры Рожнов и Сюткин, поручик Горазеев пытались продуть концевые цистерны. К сожалению, было поздно. Людьми уже никто не управлял. Матросы Савинов и Телов, стоявшие у ручек привода крышки люка, по своей инициативе приподняли её, а когда тело застрявшего свалилось вниз, быстро закрыли. Поток воды иссяк, в лодке сохранилась воздушная подушка, но высотой не более 30 см. В живых оставались стоявшие на верхних ярусах аккумуляторов и средней цистерне. В воздух поступали пары топлива: кто-то в суматохе разбил контрольное стекло бортовой бензиновой цистерны. Становилось невозможно дышать. Тогда Савинов и Телов приподняли крышку примерно до половины. Спасшийся последним Н.Г. Телов на следствии рассказывал: «Вода тогда совершенно заполнила лодку, и сквозь эту воду я увидел как вверх к выходу из рубки потянулись изнутри судна тени людей». Мужество Савинова и Телова позволило спастись двум офицерам и семи матросам, всего же выплыли 12 человек. Не пожелал спасаться лейтенант Черкасов. С ним погибли еще 24 человека. Похоронили погибших подводников на Смоленском православном кладбище.

Лейтенант Анатолий Черкасов

Рулевые:
Василий Лебедев
Афанасий Куликов
Григорий Норин
Александр Третьяков

Минно-Машинные квартирмейстеры 1-ой статьи:
Василий Акулов
Григорий Рожнов
Иван Гуров
Иван Старых

Минно-Машинные квартирмейстеры 2-ой статьи:
Константин Сергеев
Михаил Зверев
Александр Королёв
Игнатий Лукин
Виктор Никифоров
Никифор Дюбов
Владимир Сборщик
Николай Омячкин
Иосиф Крылов
Андрей Кулач
Илья Сурков
Иван Гуров
Гуго Юнг

Машинист 1-ой статьи Александр Курылёв

Минный машинист Иван Лебедев

Строевой квартирмейстер 2-ой статьи Николай Чернышов

Спасательными работами руководил начальник Балтийского завода С.К. Ратник, которому помогали М.Н. Беклемишев и И.Г. Бубнов. Во время подъёма лодки плавкранами и откачки из неё воды произошли два взрыва гремучей смеси, так как электрические цепи лодки оставались под током и давали замыкания, а внутри корпуса скапливались газы от разложения воды током аккумуляторов. И всё же повреждения оказались не столь уж велики: подмоченные электромоторы, разбитые приборы, необходимость переборки механизмов. Авария высветила и нравственную ответственность конструкторов, а кроме того, роль психологической подготовки подводников ко всяким неожиданностям. В общем же, история эта стала тяжёлым уроком в системе подготовки команд строящихся подводных лодок. Несмотря на пережитое, никто из спасшихся не пожелал оставить подводное плавание. Не уменьшилось и число желающих служить на подводных лодках.

«Дельфин» затонул до его приёма в казну. Поэтому, чтобы не увеличивать общую стоимость постройки за счёт ремонта, Балтийскому заводу дали особый наряд на его восстановление. На лодке заменили аккумуляторную батарею, а старую после переборки и промывки оставили в запас. Произвели и корпусные переделки: изменили надстройку, сделав её выше, увеличили высоту командирской рубки, оборудовали крышку люка противовесом. В корпусе был сделан вырез со скруглёнными углами, на который монтировался накладной лист с укрепленной в нём рубкой. Вся конструкция обтягивалась болтами, которые затем чеканились. В середине августа М.Н. Беклемишеву поручили временно исполнять обязанности заведующего подводным плаванием; командиром «Дельфина» стал призванный из запаса лейтенант Г.С. Завойко. В конце месяца «Дельфин» подготовили к испытаниям, а в начале сентября была готова и первая из вновь построенных на Балтийском заводе лодок - «Касатка». В течение сентября и первой половины октября обе лодки испытывались в Финском заливе и на кронштадтском рейде.

Шла Русско-японская война. Большинство подводных лодок готовилось к отправке на Дальний Восток по железной дороге. Направлялся во Владивосток и «Дельфин». После испытаний и учебной стрельбы минами у Кронштадта «Дельфин» и «Касатка» 18 октября перешли к Балтийскому заводу. Началась непосредственная подготовка лодок к отправке. Отправка «Дельфина» и «Сома» планировалась на 15 ноября; их свели в эшелон № 602. Начальником эшелона назначили командира подлодки «Сом» лейтенанта князя В.В. Трубецкого. За день до отъезда команды обеих подводных лодок были приняты Императором Николаем II в Александровском дворце Царского Села. 29 декабря 1904 года эшелон № 602 с подводными лодками благополучно прибыл во Владивосток.

В первый день нового 1905 года прибывшие подводные лодки приказом командира Владивостокского порта контр-адмирала Н.Р. Греве свели в Отдельный отряд миноносцев. Командир подводной лодки «Касатка» лейтенант А.В. Плотто стал исполнять обязанности заведующего Отдельным отрядом. Ещё до прибытия во Владивосток подводных лодок им подобрали место для сборки на мысе Эгершельд, расположенном приблизительно в трёх километрах от города в его тогдашних границах по западному берегу бухты Золотой Рог. Это место было отведено «для сохранения секрета сборки».

«Дельфин» спустили на воду 14 января, сборочные и наладочные работы заняли ещё месяц. Для установки и зарядки батарей лодки переходили от Эгершельда в порт. И всё же оборудование лодок проходило «при необыкновенном усердии команд и офицеров». Командир «Дельфина» Завойко подал рапорт о готовности лодки 6 февраля. Во льду бухты сделали майну, и 12 февраля «Дельфин» успешно произвел пробное погружение. Уже 14 февраля «Дельфин» и «Сом» вместе с транспортом «Камчадал» перешли в бухту Патрокл практиковаться в подводном плавании. Вскоре из Кореи поступило донесение разведки о появлении японского флота у Тяньшена. Туда срочно снарядили экспедицию из двух миноносцев и двух подводных лодок, причём «Дельфин» был вооружён минами, а безоружный «Сом» шёл как разведчик. Но едва отряд 21 февраля дошёл до мыса Гамова, как его вернули во Владивосток: донесение оказалось ложным. К 21 марта «Дельфин» совершил дальние выходы для изучения театра боевых действий.

В конце апреля во Владивостоке получили донесение, что в районе бухты Преображения японские корабли высаживают десант. Военный совет решил выслать туда отряд подводных лодок («Сом», «Дельфин» и «Касатку») под командованием лейтенанта Плотто. В тот же день лодки приняли боевые мины. Ночью 28 апреля «Дельфин» вышел в море. Поход проходил в штормовых условиях и при густом тумане. Японских кораблей так и не нашли. Правда, проникший дальше всех (на 30 миль восточней мыса Поворотного) «Сом» имел боевое столкновение с двумя японскими миноносцами. Кончилось оно безрезультатно: лодка успела погрузиться и приготовилась к атаке, но противник ретировался.

«Дельфин» в эти дни вёл разведку берега западнее мыса Поворотного и из бухты Гайдамак 4 мая возвратился во Владивосток. 10 мая на корабле произошла серьезная авария. Из-за взрыва паров бензина, пострадал один человек. Однако на этот раз подводная лодка пострадала гораздо сильнее, чем в роковой день 16 июня. Переборки и ремонта требовали все механизмы. Даже корпус нуждался в исправлениях. Лодка стала на капитальный ремонт до конца войны с Японией. До аварии «Дельфин» успел провести в учебных и боевых походах на Дальнем Востоке всего 17 дней.

Многие в то время считали, что боевая эффективность от применения подводных лодок невелика, но известно, что на врага появление нового вида оружия, производило очень сильное воздействие. Вследствие наличия во Владивостоке подводных лодок японцы так и не решились на плотную блокаду города. После заключения в Портсмуте Русско-японского мирного договора, 18 сентября на крейсере «Россия» стороны подписали протокол о разграничительной линии на море. Боевые действия прекратились.

8 октября 1905 года «Дельфин», закончив ремонт, вышел на испытания. По-прежнему им командовал Г.С. Завойко. Опыт плавания 1905 года подводных лодок «Дельфин» и «Касатка» в солёных водах Тихого океана показал быстрое оборжавление мин и наружных механизмов аппаратов Джевецкого. В начале января 1906 год начальник отряда капитан 2 ранга А.В. Плотто подал в отставку и ушёл в отпуск «до приказа». Вскоре морской министр поручил командиру крейсера «Жемчуг» капитану 2 ранга П.П. Левицкому временно «принять заведывание подводными лодками». Весной на «Дельфине» произошла трагедия, в результате которой погиб его командир Г.С. Завойко. В 1906 году «Дельфином» последовательно командовали лейтенанты Желтухин, Петров и Домерщиков. В феврале 1907 года командиром «Дельфина» назначили лейтенанта В.Ф. Дудкина. Лодка требовала крупного ремонта. В конце сентября Морское министерство ввело новую классификацию, и «Дельфин» причислили к классу подводных лодок.

К лету 1908 года сложилась практика боевой подготовки лодок, которые обыкновенно стояли и проводили тренировки в бухтах Новик, Воевода, Разбойник и в Славянском заливе. 2 сентября 1908 года прошли первые манёвры с участием подводных лодок: они выходили в учебные атаки на крейсер «Аскольд». «Дельфин» удачно атаковал крейсер у мыса Бартенева.

С первого января 1910 года отряд был преобразован в дивизион подводных лодок Тихого океана, а в середине марта командиром «Дельфина» вместо вернувшегося на Балтику В.Ф. Дудкина стал лейтенант Е.Е. Проффен. Зиму 1912/13 года «Дельфин» находился на берегу. В конце апреля 1913 года временным командиром «Дельфина» назначили штабс-капитана по Адмиралтейству Н.А. Игнатова. В середине ноября 1913 года командиром «Дельфина» назначили лейтенанта Н.М. Лемана. Команда подлодки состояла тогда из двух офицеров и 18 нижних чинов.

После начала Первой мировой войны, «Дельфин» вместе с другими подводными лодками перешёл во Владивосток, где принял боевые мины и пополнил запасы. Начались учебные минные стрельбы в бухтах Житкова, Новик и Разбойник. В конце января 1915 года в командование «Дельфином» вступил мичман Д.А. Дрейер. В штат команды добавили двух кондукторов (всего стало 22 человека). Весной во время ремонта наконец переделали вентиляцию балластных цистерн. Летние испытания показали, что общее время погружения сократилось до десяти минут; с четырёх до трёх минут уменьшилось время перехода под воду из позиционного положения. Продолжалась обычная боевая подготовка с минными стрельбами у острова Путятина и в Славянском заливе. В ту кампанию в море брали по несколько человек практикантов - гардемаринов Морского корпуса. В конце 1915 года в дивизионе остались две подводные лодки: «Дельфин» и «Кефаль». 6 февраля командующий флотилией контр-адмирал И.И. Шульц поставил вопрос о переводе «Дельфина» в район боевых действий. Инициатива эта оказалась весьма своевременной.

В середине 1915 года Морской Генеральный штаб предлагал перевести на Север с Балтики для усиления обороны Кольского залива две лодки Холланда. Однако командующий Балтийским флотом вице-адмирал В.А. Канин не согласился с этим планом. Напоминание о «Дельфине» пришлось к месту. В начале марта Морской Генеральный штаб запросил Владивосток о техническом состоянии лодки и получил ответ, что бензиновый мотор может работать ещё не менее двух лет, а лодку удастся подготовить к перевозке за три недели.

В 1915 году в Архангельск перевели две лодки дивизиона подводных лодок особого назначения, которым командовал старший лейтенант И.И. Ризнич. Эти подлодки (типа «Холланд 27-В») имели водоизмещение всего 35 тонн и были малопригодны для тяжёлых условий Севера. Одна из них, № 2, при попытке буксировки в Александровск-на-Мурмане (ныне город Полярный) была выброшена на камни. Уцелевшую лодку № 1 вернули в Архангельск. В марте 1916 года Морской Генеральный штаб предложил перевезти в Архангельск «Дельфин», а затем отправить в Александровск. Предстояло доставить «Дельфин» по железной дороге до Вологды, а затем, перегрузив на баржу, по рекам Сухона, Юг и Сев.Двина перевести к месту назначения. Министр этот план утвердил.

В конце марта главноначальствующий Архангельска и района Белого моря вице-адмирал Угрюмов срочно сообщил в Петроград, что «Дельфин» надо направлять не в Вологду, а в Котлас, так как и железнодорожный путь, и водный при этом получаются много короче, к тому же Котлас не так забит грузами, как Вологда. К 20 июня 1916 года эшелон прибыл в Котлас, лодку погрузили на баржу; на второй барже поместилось её имущество. В Архангельск караван прибыл 25 июня. 22 июля пароход «Сума» с «Дельфином» на буксире вышел в Александровск. Караван конвоировал ледокол «Вайгач».

Ещё 30 июня 1916 года приказом морского министра «Дельфин» включили в состав судов дивизиона подводных лодок особого назначения. К этому времени подводную лодку № 2 (типа «Холланд 27-В»), лежащую на камнях у Иоканьги, окончательно признали «в безнадёжном к спасению состоянии» и исключили из списков флота. Помимо «Дельфина» в Александровске находилась лишь подводная лодка № 1 (также типа «Холланд 27-В»). В начале сентября командир дивизиона И.И. Ризнич доложил, что «Дельфин» можно успешно использовать на Севере, однако «для плавания лодок необходима по местным условиям плавучая база, коей при дивизионе нет и без которой выход в море на мало-мальски продолжительный срок очень утомителен, особенно для лодки № 1».

После шторма 16 сентября 1916 года у «Дельфина» оказались повреждёнными ограждения носовых и средних горизонтальных рулей. Их ремонт занял несколько дней, так как для работы в носовой цистерне лодку приходилось «осушать» на мелководье во время отливов. В конце октября Ризнич доложил в Морской Генеральный штаб, что «Дельфин» будет готов через месяц. Вскоре И.И. Ризнич получил предписание выехать за границу для перегона на Север подводной лодки «Святой Георгий», построенной в Италии для Российского флота. Он взял с собой многих специалистов из команды «Дельфина», и лейтенанту Дрейеру пришлось срочно готовить для лодки новый экипаж. В конце декабря Морской штаб известил начальника дивизиона, что по плану подводные лодки «Дельфин» и № 1 в конце 1917 года будут заменены новыми лодками типа АГ.

Жизнь и служба на Севере была нелегка, особенно страдали матросы от недостатка витаминов в рационе. В 1917 году многие из команды «Дельфина» болели цингой, пришлось уволить по болезни около половины моряков. Тем не менее, к весне «Дельфин» привели в состояние боевой готовности. Однако выходить в море ему не пришлось. В начале апреля с обеих подлодок дивизиона по приказу начальника Кольского района сняли команды для «латания дыр» - приведения в порядок механизмов на кораблях дивизиона сторожевых катеров.

В ночь с 25 на 26 апреля поднялся сильный шторм. Волны выбили кранцы между корпусами, и лодку № 1 повредило ударами об ограждения горизонтальных рулей «Дельфина». Понемногу принимал воду и «Дельфин», так как удары волн по плоскостям рулей расшатали сальники. Лодку № 1 успели перетянуть ближе к берегу, где она и затонула, а «Дельфин» удалось удержать на плаву, лишь нижняя часть якоря гребного электромотора побывала в воде. Лодку подготовили к обсушке, но... через два дня командующий флотилией Северного Ледовитого океана обратился в Морской Генеральный штаб с предложением признать обе лодки окончательно непригодными для боевой службы. Из Петрограда ответили, что их можно пока использовать для обучения команд лодок типа АГ, прибывающих из Америки на Север. После этого частью подводников укомплектовали корабли дивизиона сторожевых катеров... Стало ясно, что в близком будущем дивизион подводных лодок расформируют.

После Февральской революции в соединениях и на кораблях образовались комитеты, создали комитет и в дивизионе. На собрании 8 июня оставшийся личный состав принял обращение к подводникам Балтики «с просьбой настоять, чтобы при расформировании нашего дивизиона команда не была бы разогнана по разным надводным судам, а переведена в полном составе на лодки Балтийского моря». Туда же предлагалось отправить ценное оборудование. К августу в Петрограде решили перевести подводников с Севера на Балтику в бригаду подводных лодок и здесь же готовить команды для лодок типа АГ. Корабли дивизиона подлежали сдаче в порт, имелось и предложение переоборудовать «Дельфин» в портовый танкер. Приказом морского министра от 10 августа 1917 года подводные лодки № 1 и «Дельфин» предписывалось сдать в порт, в этот же день был подписан приказ о расформировании дивизиона. А 23 августа обе лодки исключили из списков флота. Часть оборудования «Дельфина» отправили на Балтику, часть осталась на Севере. К сожалению, не сохранилась и серебряная закладная доска, её забрал кто-то из офицеров, позднее эмигрировавший. Корпус лодки отбуксировали в Мурманск и оставили на береговой полосе территории торгового порта.

При обследовании Мурманского порта после окончания Гражданской войны известный подводник Л.А. Белецкий поднял вопрос о дальнейшей судьбе «Дельфина». В рапорте командира дивизии подводных лодок Балтийского моря Я.К. Зубарева на имя командующего флотом говорилось: «крайне желательно... дедушку русского подводного флота спасти от разрушения и хранить с почётом, как хранят в Киле немцы первую лодку своего знаменитого изобретателя Бауэра». Зубарев просил указаний на перевозку корпуса «Дельфина» в Петроград. Ответ штаба флота в начале февраля 1921 года обескураживал: «подлодка "Дельфин" уже продана Латвии и в ведении Моркома не находится; интерес к ней как к историческому памятнику отходит на второй план под давлением более важных... боевых интересов, экономического кризиса и расстройства транспорта». Чиновники советского Морского комиссариата явно не хотели лишних хлопот. Через несколько лет корпус «Дельфина» сдали на слом.

Так закончился путь первой боевой подлодки флота России. Служба «Дельфина» продолжалась 15 лет на Балтике, Тихом и Северном Ледовитом океанах. И хотя не довелось ему атаковать вражеские корабли, это не уменьшает значение первенца подводного флота России. Постройка и служба этой лодки дали богатый материал для создания последующих поколений подводных лодок «русского» типа. На «Дельфине» обучались наши первые подводники, закладывались приёмы, методы, навыки, обычаи подводного плавания. А его создатели воспитали поколение инженеров и учёных, заложивших впоследствии основы современного подводного флота России.

29 июня 2009 года в день 105-й годовщины гибели моряков-подводников в результате аварии на первой русской боевой подводной лодке «Дельфин» Санкт-Петербургский отдел Российского Имперского Союза-Ордена и Санкт-Петербургский клуб моряков-подводников в рамках проекта «Уход за могилами чинов Российской Императорской Армии и Флота» провели памятное мероприятие на братской могилеэкипажа подводной лодки «Дельфин», находящейся на Кадетской дорожке Смоленского Православного кладбища. На могиле погибших моряков была отслужена панихида, и прошел памятный митинг, а также был открыт информационный стенд, рассказывающий как о самой аварии 16 (29) июня 1904 года, так и об истории зарождения отечественного подводного флота, создания первой боевой подводной лодки «Дельфин». В памятном мероприятии приняли участие организации ветеранов моряков-подводников, военно-морских училищ, общественных и военно-исторических организаций Санкт-Петербурга, представителей Центрального Военно-Морского музея, СМИ.

Рассмотрев публикации в американских журналах и полагаясь на опытность русских инженеров-кораблестроителей, морское ведомство 19 декабря 1900 г. создало комиссию для проектирования подводных судов в составе:

Старший помощник судостроителя Иван Григорьевич Бубнов
- старший инженер-механик Иван Семенович Горюнов
- лейтенант Михаил Николаевич Беклемишев


Комиссия, получившая отдельную секретную комнату в помещении Опытового судостроительного бассейна, приступила к работе и 3 мая 1901 года представила проект "миноносца № 113" (класса подводных лодок в Военно-морском флоте России еще не существовало). 5 июля проект был утвержден, а несколько дней спустя Санкт-Петербургскому Балтийскому заводу уже был выдан заказ на постройку. Строителем "миноносца № 113" назначили И.Г. Бубнова.

В основу создания подводной лодки были положены следующие соображения:

1. Принцип наименьших затрат, исходя из которого водоизмещение подводной лодки должно было быть минимальным.
2. Надводная скорость лодки должна быть достаточной для нападения на суда, проходящие мимо нее, либо стоящие на якоре, либо двигающиеся у входа в гавань малым ходом.


Подлинный чертеж подводной лодки "Дельфин"

Составление рабочих чертежей было поручено (под руководством комиссии) конструкторскому бюро Балтийского завода, которое несколько позже было преобразовано в отдел подводного плавания ("Подпла"). Сменив последовательно ряд названий и претерпев многочисленные преобразования, это старейшее подводное бюро существует и в настоящее время - это Центральное конструкторское бюро морской техники "Рубин".

Комиссия была привлечена в "Подпла" к разработке деталей и руководству при постройке лодки. Инженер-механик И.С. Горюнов не смог более принимать участие в работах и его сменил инженер-механик Долголенко.

Общество Путиловского завода поставило листовую и профильную сталь, Обуховский сталелитейный завод - воздушные баллоны, основное корабельное оборудование изготавливал сам Балтийский завод. Бензиновый мотор, конструкции русского по происхождению инженера Луцкого, заказали фирме Даймлер, где он работал главным инженером (с его же помощью М.Н. Беклемишев побывал в США на одной из подводных лодок фирмы Holland). Аккумуляторы и электромоторы заказали во Франции.


Подлинный чертеж. Сечение по мидельшпангоуту

Клепаный корпус имел в сечении круглую форму по всей длине, его подкрепляли 32 наружных шпангоута и 8 внутренних стрингеров по пазам обшивки. Наружные шпангоуты составлялись из двух половин, соединявшихся посредством кузнечной сварки, усиливавшейся клепаной накладкой. Поперечных водонепроницаемых переборок и отсеков предусмотрено не было.

Снаружи прочный корпус был обшит досками из лиственницы, в районе миделя была приклепана прочная цилиндрическая рубка, имевшая входной люк с крышкой, в носовой части корпуса располагался прямоугольный люк для погрузки аккумуляторов и другого оборудования.

Цистерны главного балласта располагались в оконечностях подводной лодки. Рулевое устройство состояло из вертикального и трех пар горизонтальных рулей, причем средние горизонтальные рули использовались для гашения остаточной положительной плавучести и обычно перекладывались на постоянный угол. Вооружение состояло из двух наружных (решетчатых) аппаратов Джевецкого и двух торпед образца 1898 года.

Предполагалось, что после испытаний подводной лодки будет рассмотрена возможность увеличения количества торпедных аппаратов Джевецкого до четырех.


Миноносец № 150

В марте 1902 года "миноносец № 113" был зачислен в списки флота как "миноносец № 150".

В мае 1903 года подводная лодка была спущена на воду и в октябре этого же года были закончены ходовые испытания. Дату окончания испытаний 14 октября 1903 года можно считать днем рождения подводных сил России. Назначенный ее командиром М.Н. Беклемишев докладывал:

  • возможность подводного плавания при скорости 5 узлов обеспечивается с точностью до 1 фута;
  • скорость по поверхности 8,5 узлов можно увеличить установкой винта с поворотными лопастями;
  • практическая дальность плавания под электромотором определилась в 60 миль при скорости 5,2 узла, причем в течение 4-х дней производилась варка свежей пищи, вентиляция и освещение;
  • возможность заряжания аккумуляторов от мотора практически проверена много раз;
  • не только командование, но даже несколько человек мастеровых, работающих на лодке, переносят подводное плавание спокойно...


Подводная лодка "Дельфин"

До 11 марта 1906 года подводные лодки России числились в классе миноносцев, 31 мая 1904 года всем русским подводным лодкам-миноносцам по Высочайшему повелению были присвоены имена и "миноносец № 150" стал называться "Дельфин".

Надо отдать должное тщательности, с которой Беклемишев подбирал экипаж для "Дельфина", - он выбирал "людей технически образованных, здорового сложения, хорошего поведения, некурящих" , а также желающих служить на этой подводной лодке.

Первая и до осени 1904 года единственная русская подводная лодка "Дельфин" стала школьным классом, через который проходили офицеры и матросы, выразившие желание служить на подводных лодках.


"Дельфин" у стенки Балтийского завода

16 июня 1904 года производились очередные занятия с подводниками у западной стенки Балтийского завода. Временно исполняющий обязанности командира лейтенант Черкасов, 2 офицера и 33 человека команды должны были пробыть 3 часа в подводном положении на глубине около 7 м (22 фут).

В конструкции "Дельфина" имелись недоработки. При погружении воздух, вытесняемый из лодки, стравливался через рубочный люк. Командир лодки держал крышку наготове и определял на глаз момент, когда пора ее захлопывать. После команды "наполнить цистерны" Черкасов опоздал с задраиванием люка. Из-за его ошибки лодка ушла под воду с незакрытым люком и затонула. Один из испугавшихся членов команды бросился вверх через полузакрытый люк, застрял в нем, чем увеличил поступление воды. Попытка продуть цистерны не привела к всплытию, т.к. лодка уже почти полностью заполнилась водой. 2 офицера и 10 человек команды сумели открыть люк и выплыть из лодки. Лейтенант Черкасов и 23 нижних чина погибли. Все спасенные матросы изъявили желание продолжить службу в подплаве.

18 июня к затонувшей подводной лодке был подведен подъемный кран и лодка была поднята. После ремонта 15 ноября 1904 года подводная лодка "Дельфин" была отправлена во Владивосток для участия в русско-японской войне. Первый выход в море (из-за опоздания с присылкой торпед) состоялся 28 февраля 1905 года. "Дельфин" совершил несколько выходов в море, но так и не встретился с японскими кораблями.

5 мая 1905 года на "Дельфине" произошла серьезная авария. Для устранения возникшей накануне неисправности вертикального руля потребовалось вскрытие горловин кормовых бензиновых цистерн. Людей удалили из лодки и начали вентилировать ее переносными вентиляторами. На следующий день лодку продолжали вентилировать под наблюдением двух вахтенных. На борту остались рулевой Соткин и машинный машинист Хамченко. Они еще раз получили строгий приказ проявлять повышенную осторожность. В 10:20 к подводникам пришел машинный квартирмейстер с одного из крейсеров. Он хотел перейти на службу к подводникам и ему интересно было узнать все подробнее. По случайному совпадению он оказался земляком Хамченко, и это решило все. Они спустились в лодку, а через 20 секунд грянул взрыв. Наверх смог выскочить только полуобгоревший Хамченко. Из люка повалил густой черный дым и, хотя в порт прибыло все начальство, никто ничего сделать не мог. Последовал второй взрыв, после которого лодка затонула (впоследствии было обнаружено, что в районе кормовых бензиновых цистерн было выбито 29 заклепок прочного корпуса). "Дельфин" медленно погрузился кормой вперед в воду на глубину 14 м. Вероятной причиной взрыва могла послужить искра от включения рубильника для освещения лодки.

При подъеме лодки произошел взрыв гремучих газов; лодку притопили, при следующих подъемах взрывы повторились 5 раз. Капитальный ремонт закончился лишь в конце года после окончания войны.

9 декабря 1914 года на подводной лодке "Дельфин" произошел еще один взрыв при зарядке аккумуляторов с транспорта "Ксения". Причиной взрыва посчитали искру между электролампочкой и патроном, возникшую при задевании электрика шапкой за лампочку.

До мая 1916 года лодка была в составе отряда подводных лодок Сибирской флотилии (так назывались в то время морские силы России на Дальнем Востоке).


Подводная лодка "Дельфин"

В 1916 году для защиты Кольского залива было решено организовать в Александровске (ныне Мурманск) дивизион подводных лодок особого назначения. В этот отряд должны были войти подводные лодки № 1 и №2 (малые подводные лодки, построенные по проекту 27-В американской фирмы Голланда на Невском заводе, предназначались для защиты морских крепостей), а также "Дельфин" и "Св. Георгий".

23 мая "Дельфин" отправили из Владивостока в Вологду по железной дороге. В Вологде перегрузили на баржу, в которой доставили до Архангельска, откуда на буксире отправили в Александровск.

В ночь на 26 апреля 1917 года "Дельфин" был сильно поврежден штормом - швартовы ослабли, служба неслась небрежно, ударами о подводную лодку № 1 расшатало сальники рулей, и в "Дельфин" поступило большое количество воды. Подводная лодка № 1 затонула.

Учитывая техническое состояние обеих поврежденных лодок, Морской штаб 8 августа 1917 года принял решение лодки не восстанавливать и сдать их к порту, что и было выполнено 10 августа того же года.

Или Р-29РМУ2.1«Лайнер»

ПВО 4 … 8 ПЗРК 9К310 «Игла-1»/9К38 «Игла» Категория на Викискладе Подводные лодки проекта 667БДРМ «Дельфин»

Подводные лодки проекта 667БДРМ «Дельфин» - серия советских атомных подводных лодок , изначально вооружённых баллистическими ракетами Р-29РМ , и впоследствии перевооружённых ракетами Р-29РМУ2 «Синева» , Р-29РМУ2.1 «Лайнер» .

История проекта

Головной ракетоносец проекта 667БДРМ - К-51 «Верхотурье» - был заложен в феврале 1981 года на Северном машиностроительном предприятии в Северодвинске , спущен на воду в январе 1984 года , а в декабре 1984 года введён в строй. Всего в период с по 1990 годы было построено 7 субмарин этого проекта, 5 из них находятся в составе ВМФ России , одна - К-84 «Екатеринбург» - в декабре 2014 года передана флоту после капитального ремонта , и еще одна - на переоборудовании в носитель глубоководных аппаратов. Все корабли были построены на заводе «Севмаш» . Последним со стапелей сошёл K-407 «Новомосковск» .

Конструкция

Проект имеет классическую для этого класса субмарин компоновку: двухвинтовая силовая установка, ракетные шахты за рубкой в специальном ограждении, выступающем из корпуса, горизонтальные рули размещены на рубке, торпедные аппараты - в носовой части.

Корпус

Военное применение

Крейсеры проекта 667БДРМ относительно регулярно совершают походы и участвуют в учебных стрельбах. Как правило запуски осуществляются из акватории Баренцева моря , а целью служит специальный полигон Кура на Камчатке , расположенный в нескольких сотнях километров к северу от Петропавловска-Камчатского.

Мирное применение

С лодок проекта 667БДРМ было осуществлено два запуска (в 1998 и в 2006 годах) на низкие околоземные орбиты искусственных спутников Земли. С «Новомосковска» ракетой-носителем «Штиль-1» , созданной на базе боевой ракеты Р-29РМ, в июле 1998 года впервые в мире был запущен ИСЗ «Тубсат-Н», разработанный в Германии (старт был выполнен из подводного положения). Ведутся работы по созданию и более мощной морской ракеты-носителя «Штиль-2» с массой выводимой нагрузки, увеличенной со 100 до 350 кг.

Представители

Тактический номер Зав. № Закладка Спуск на воду Ввод в строй Подписание приемного акта после среднего ремонта
К-51 «Верхотурье» 379 23.02 . 07.03 . 29.12 . 25.12 .
30.12 .
К-84 «Екатеринбург» 380 17.02 . 17.03 . 30.12 . В строю
К-64 (БС-64 «Подмосковье») 381 18.12 . 02.02 . 23.12 . 24.10.2016 Ходовые испытания после ремонта и переоборудования в носитель сверхмалых подводных лодок. АПЛ будет передана ВМФ России в 2016 году.
К-114 «Тула» 382 22.02 . 22.01 . 30.10 . 12.01 .
15.12 . прибыл в ЦС «Звёздочка» для проведения планового заводского ремонта по техническому состоянию и продления срока службы.
К-117 «Брянск» 383 20.04 . 08.02 . 30.09 . 11.02 .
К-18 «Карелия» 384 07.02 . 02.02 . 10.10 . 22.01 .
К-407 «Новомосковск» 385 02.02 . 28.02 . 27.11 . 27.07 .

Современное состояние

Перспективы

Для поддержания их боевого потенциала на необходимом уровне военно-промышленная комиссия в сентябре 1999 года приняла решение о начале производства модернизированных ракет Р-29РМУ2 . В связи с этим ведутся работы по оснащению «Дельфинов» новым ракетным комплексом Д-9РМУ2 «Синева» .

Сравнительная оценка

941 «Акула» «Огайо» 667БДРМ «Дельфин» «Вэнгард» «Триумфан» 955 «Борей»
Внешний вид
Годы постройки - - - - - - (план)
Годы службы -н.в. -н.в. -н.в. -н.в. -н.в. -н.в.
Построено 6 (1 в строю, 2 в резерве ВМФ) 18 (12 в строю) 7 (5 в строю, 2 в ремонте) 4 4 3 (3 в строю, 8 планируется)
Водоизмещение (т) надводное
подводное
23 200
48 000
16 746
18 750
11 740
18 200
15 130
15 900
12 640
14 335
14 720
24 000
Число ракет 20 Р-39 («Булава» по проекту 941УМ) 24 Трайдент II 16 Р-29РМУ2 16 Трайдент II 16 М45 16 «Булава »
Забрасываемый вес (кг) · дальность (км) 1150 · 9300 2800 · 7400
? · 11300
2800 · 8300
? · 11547
2800 · 7400
? · 11300
? · 6000 1150 · 9300

Шумность подводных лодок проекта 667БДРМ «Дельфин» при скорости 4-8 узлов в диапазоне частот 5−1000 Гц составляет 65-85 Дб на 1 Па при расстоянии 1 м .

При патрулировании в Баренцевом море АПЛ 667БДРМ обнаруживается лодкой типа «Лос-Анджелес» на дистанции до 30км (при полном штиле (8 % времени года)), в обычных условиях (92 % времени года) станция AN/BQQ-5 обнаруживает АПЛ «Дельфин» на дальностях не более 10км

См. также

Предшествующая модификация:

Напишите отзыв о статье "Подводные лодки проекта 667БДРМ «Дельфин»"

Примечания

  1. . Пресс-служба Центра судоремонта «Звездочка» (19 декабря 2014 года).
  2. , makeyev.msk.ru
  3. . Дмитрий Литовкин, «Независимая газета» . nvo.ru (12.05.2000). Проверено 18 декабря 2011. .
  4. . РИА Новости (28.10.2010). .
  5. . star.ru. Проверено 22 февраля 2010. .
  6. . star.ru. Проверено 22 февраля 2010. .
  7. . www.tass-ural.ru (19 марта 2012). Проверено 19 марта 2012. .
  8. . lenta.ru (26 марта 2012). Проверено 26 марта 2012. .
  9. (рус.) . Lenta.ru (9 февраля 2012). - Все российские стратегические АПЛ будут перевооружены на ракеты «Лайнер». Проверено 9 февраля 2012. .
  10. Ильин В., Колесников А. (рус.) // Техника и вооружение. Вчера, сегодня, завтра.... - М ., 2000. - № 5-6, май-июнь . - С. 69 .

Ссылки

  • //тsubmarinaa.narod.ru
  • // atrinaflot.narod.ru
  • на ship.bsu.by
  • // submarine.id.ru
  • // ТРК «ЗВЕЗДА», 28 октября 2016

Отрывок, характеризующий Подводные лодки проекта 667БДРМ «Дельфин»

«Что нибудь есть», подумал Николай и еще более утвердился в этом предположении тем, что Долохов тотчас же после обеда уехал. Он вызвал Наташу и спросил, что такое?
– А я тебя искала, – сказала Наташа, выбежав к нему. – Я говорила, ты всё не хотел верить, – торжествующе сказала она, – он сделал предложение Соне.
Как ни мало занимался Николай Соней за это время, но что то как бы оторвалось в нем, когда он услыхал это. Долохов был приличная и в некоторых отношениях блестящая партия для бесприданной сироты Сони. С точки зрения старой графини и света нельзя было отказать ему. И потому первое чувство Николая, когда он услыхал это, было озлобление против Сони. Он приготавливался к тому, чтобы сказать: «И прекрасно, разумеется, надо забыть детские обещания и принять предложение»; но не успел он еще сказать этого…
– Можешь себе представить! она отказала, совсем отказала! – заговорила Наташа. – Она сказала, что любит другого, – прибавила она, помолчав немного.
«Да иначе и не могла поступить моя Соня!» подумал Николай.
– Сколько ее ни просила мама, она отказала, и я знаю, она не переменит, если что сказала…
– А мама просила ее! – с упреком сказал Николай.
– Да, – сказала Наташа. – Знаешь, Николенька, не сердись; но я знаю, что ты на ней не женишься. Я знаю, Бог знает отчего, я знаю верно, ты не женишься.
– Ну, этого ты никак не знаешь, – сказал Николай; – но мне надо поговорить с ней. Что за прелесть, эта Соня! – прибавил он улыбаясь.
– Это такая прелесть! Я тебе пришлю ее. – И Наташа, поцеловав брата, убежала.
Через минуту вошла Соня, испуганная, растерянная и виноватая. Николай подошел к ней и поцеловал ее руку. Это был первый раз, что они в этот приезд говорили с глазу на глаз и о своей любви.
– Sophie, – сказал он сначала робко, и потом всё смелее и смелее, – ежели вы хотите отказаться не только от блестящей, от выгодной партии; но он прекрасный, благородный человек… он мой друг…
Соня перебила его.
– Я уж отказалась, – сказала она поспешно.
– Ежели вы отказываетесь для меня, то я боюсь, что на мне…
Соня опять перебила его. Она умоляющим, испуганным взглядом посмотрела на него.
– Nicolas, не говорите мне этого, – сказала она.
– Нет, я должен. Может быть это suffisance [самонадеянность] с моей стороны, но всё лучше сказать. Ежели вы откажетесь для меня, то я должен вам сказать всю правду. Я вас люблю, я думаю, больше всех…
– Мне и довольно, – вспыхнув, сказала Соня.
– Нет, но я тысячу раз влюблялся и буду влюбляться, хотя такого чувства дружбы, доверия, любви, я ни к кому не имею, как к вам. Потом я молод. Мaman не хочет этого. Ну, просто, я ничего не обещаю. И я прошу вас подумать о предложении Долохова, – сказал он, с трудом выговаривая фамилию своего друга.
– Не говорите мне этого. Я ничего не хочу. Я люблю вас, как брата, и всегда буду любить, и больше мне ничего не надо.
– Вы ангел, я вас не стою, но я только боюсь обмануть вас. – Николай еще раз поцеловал ее руку.

У Иогеля были самые веселые балы в Москве. Это говорили матушки, глядя на своих adolescentes, [девушек,] выделывающих свои только что выученные па; это говорили и сами adolescentes и adolescents, [девушки и юноши,] танцовавшие до упаду; эти взрослые девицы и молодые люди, приезжавшие на эти балы с мыслию снизойти до них и находя в них самое лучшее веселье. В этот же год на этих балах сделалось два брака. Две хорошенькие княжны Горчаковы нашли женихов и вышли замуж, и тем еще более пустили в славу эти балы. Особенного на этих балах было то, что не было хозяина и хозяйки: был, как пух летающий, по правилам искусства расшаркивающийся, добродушный Иогель, который принимал билетики за уроки от всех своих гостей; было то, что на эти балы еще езжали только те, кто хотел танцовать и веселиться, как хотят этого 13 ти и 14 ти летние девочки, в первый раз надевающие длинные платья. Все, за редкими исключениями, были или казались хорошенькими: так восторженно они все улыбались и так разгорались их глазки. Иногда танцовывали даже pas de chale лучшие ученицы, из которых лучшая была Наташа, отличавшаяся своею грациозностью; но на этом, последнем бале танцовали только экосезы, англезы и только что входящую в моду мазурку. Зала была взята Иогелем в дом Безухова, и бал очень удался, как говорили все. Много было хорошеньких девочек, и Ростовы барышни были из лучших. Они обе были особенно счастливы и веселы. В этот вечер Соня, гордая предложением Долохова, своим отказом и объяснением с Николаем, кружилась еще дома, не давая девушке дочесать свои косы, и теперь насквозь светилась порывистой радостью.
Наташа, не менее гордая тем, что она в первый раз была в длинном платье, на настоящем бале, была еще счастливее. Обе были в белых, кисейных платьях с розовыми лентами.
Наташа сделалась влюблена с самой той минуты, как она вошла на бал. Она не была влюблена ни в кого в особенности, но влюблена была во всех. В того, на кого она смотрела в ту минуту, как она смотрела, в того она и была влюблена.
– Ах, как хорошо! – всё говорила она, подбегая к Соне.
Николай с Денисовым ходили по залам, ласково и покровительственно оглядывая танцующих.
– Как она мила, к"асавица будет, – сказал Денисов.
– Кто?
– Г"афиня Наташа, – отвечал Денисов.
– И как она танцует, какая г"ация! – помолчав немного, опять сказал он.
– Да про кого ты говоришь?
– Про сест"у п"о твою, – сердито крикнул Денисов.
Ростов усмехнулся.
– Mon cher comte; vous etes l"un de mes meilleurs ecoliers, il faut que vous dansiez, – сказал маленький Иогель, подходя к Николаю. – Voyez combien de jolies demoiselles. [Любезный граф, вы один из лучших моих учеников. Вам надо танцовать. Посмотрите, сколько хорошеньких девушек!] – Он с тою же просьбой обратился и к Денисову, тоже своему бывшему ученику.
– Non, mon cher, je fe"ai tapisse"ie, [Нет, мой милый, я посижу у стенки,] – сказал Денисов. – Разве вы не помните, как дурно я пользовался вашими уроками?
– О нет! – поспешно утешая его, сказал Иогель. – Вы только невнимательны были, а вы имели способности, да, вы имели способности.
Заиграли вновь вводившуюся мазурку; Николай не мог отказать Иогелю и пригласил Соню. Денисов подсел к старушкам и облокотившись на саблю, притопывая такт, что то весело рассказывал и смешил старых дам, поглядывая на танцующую молодежь. Иогель в первой паре танцовал с Наташей, своей гордостью и лучшей ученицей. Мягко, нежно перебирая своими ножками в башмачках, Иогель первым полетел по зале с робевшей, но старательно выделывающей па Наташей. Денисов не спускал с нее глаз и пристукивал саблей такт, с таким видом, который ясно говорил, что он сам не танцует только от того, что не хочет, а не от того, что не может. В середине фигуры он подозвал к себе проходившего мимо Ростова.
– Это совсем не то, – сказал он. – Разве это польская мазу"ка? А отлично танцует. – Зная, что Денисов и в Польше даже славился своим мастерством плясать польскую мазурку, Николай подбежал к Наташе:
– Поди, выбери Денисова. Вот танцует! Чудо! – сказал он.
Когда пришел опять черед Наташе, она встала и быстро перебирая своими с бантиками башмачками, робея, одна пробежала через залу к углу, где сидел Денисов. Она видела, что все смотрят на нее и ждут. Николай видел, что Денисов и Наташа улыбаясь спорили, и что Денисов отказывался, но радостно улыбался. Он подбежал.
– Пожалуйста, Василий Дмитрич, – говорила Наташа, – пойдемте, пожалуйста.
– Да, что, увольте, г"афиня, – говорил Денисов.
– Ну, полно, Вася, – сказал Николай.
– Точно кота Ваську угова"ивают, – шутя сказал Денисов.
– Целый вечер вам буду петь, – сказала Наташа.
– Волшебница всё со мной сделает! – сказал Денисов и отстегнул саблю. Он вышел из за стульев, крепко взял за руку свою даму, приподнял голову и отставил ногу, ожидая такта. Только на коне и в мазурке не видно было маленького роста Денисова, и он представлялся тем самым молодцом, каким он сам себя чувствовал. Выждав такт, он с боку, победоносно и шутливо, взглянул на свою даму, неожиданно пристукнул одной ногой и, как мячик, упруго отскочил от пола и полетел вдоль по кругу, увлекая за собой свою даму. Он не слышно летел половину залы на одной ноге, и, казалось, не видел стоявших перед ним стульев и прямо несся на них; но вдруг, прищелкнув шпорами и расставив ноги, останавливался на каблуках, стоял так секунду, с грохотом шпор стучал на одном месте ногами, быстро вертелся и, левой ногой подщелкивая правую, опять летел по кругу. Наташа угадывала то, что он намерен был сделать, и, сама не зная как, следила за ним – отдаваясь ему. То он кружил ее, то на правой, то на левой руке, то падая на колена, обводил ее вокруг себя, и опять вскакивал и пускался вперед с такой стремительностью, как будто он намерен был, не переводя духа, перебежать через все комнаты; то вдруг опять останавливался и делал опять новое и неожиданное колено. Когда он, бойко закружив даму перед ее местом, щелкнул шпорой, кланяясь перед ней, Наташа даже не присела ему. Она с недоуменьем уставила на него глаза, улыбаясь, как будто не узнавая его. – Что ж это такое? – проговорила она.
Несмотря на то, что Иогель не признавал эту мазурку настоящей, все были восхищены мастерством Денисова, беспрестанно стали выбирать его, и старики, улыбаясь, стали разговаривать про Польшу и про доброе старое время. Денисов, раскрасневшись от мазурки и отираясь платком, подсел к Наташе и весь бал не отходил от нее.

Два дня после этого, Ростов не видал Долохова у своих и не заставал его дома; на третий день он получил от него записку. «Так как я в доме у вас бывать более не намерен по известным тебе причинам и еду в армию, то нынче вечером я даю моим приятелям прощальную пирушку – приезжай в английскую гостинницу». Ростов в 10 м часу, из театра, где он был вместе с своими и Денисовым, приехал в назначенный день в английскую гостинницу. Его тотчас же провели в лучшее помещение гостинницы, занятое на эту ночь Долоховым. Человек двадцать толпилось около стола, перед которым между двумя свечами сидел Долохов. На столе лежало золото и ассигнации, и Долохов метал банк. После предложения и отказа Сони, Николай еще не видался с ним и испытывал замешательство при мысли о том, как они свидятся.
Светлый холодный взгляд Долохова встретил Ростова еще у двери, как будто он давно ждал его.
– Давно не видались, – сказал он, – спасибо, что приехал. Вот только домечу, и явится Илюшка с хором.
– Я к тебе заезжал, – сказал Ростов, краснея.
Долохов не отвечал ему. – Можешь поставить, – сказал он.
Ростов вспомнил в эту минуту странный разговор, который он имел раз с Долоховым. – «Играть на счастие могут только дураки», сказал тогда Долохов.
– Или ты боишься со мной играть? – сказал теперь Долохов, как будто угадав мысль Ростова, и улыбнулся. Из за улыбки его Ростов увидал в нем то настроение духа, которое было у него во время обеда в клубе и вообще в те времена, когда, как бы соскучившись ежедневной жизнью, Долохов чувствовал необходимость каким нибудь странным, большей частью жестоким, поступком выходить из нее.
Ростову стало неловко; он искал и не находил в уме своем шутки, которая ответила бы на слова Долохова. Но прежде, чем он успел это сделать, Долохов, глядя прямо в лицо Ростову, медленно и с расстановкой, так, что все могли слышать, сказал ему:
– А помнишь, мы говорили с тобой про игру… дурак, кто на счастье хочет играть; играть надо наверное, а я хочу попробовать.
«Попробовать на счастие, или наверное?» подумал Ростов.
– Да и лучше не играй, – прибавил он, и треснув разорванной колодой, прибавил: – Банк, господа!
Придвинув вперед деньги, Долохов приготовился метать. Ростов сел подле него и сначала не играл. Долохов взглядывал на него.
– Что ж не играешь? – сказал Долохов. И странно, Николай почувствовал необходимость взять карту, поставить на нее незначительный куш и начать игру.
– Со мной денег нет, – сказал Ростов.
– Поверю!
Ростов поставил 5 рублей на карту и проиграл, поставил еще и опять проиграл. Долохов убил, т. е. выиграл десять карт сряду у Ростова.
– Господа, – сказал он, прометав несколько времени, – прошу класть деньги на карты, а то я могу спутаться в счетах.
Один из игроков сказал, что, он надеется, ему можно поверить.
– Поверить можно, но боюсь спутаться; прошу класть деньги на карты, – отвечал Долохов. – Ты не стесняйся, мы с тобой сочтемся, – прибавил он Ростову.
Игра продолжалась: лакей, не переставая, разносил шампанское.
Все карты Ростова бились, и на него было написано до 800 т рублей. Он надписал было над одной картой 800 т рублей, но в то время, как ему подавали шампанское, он раздумал и написал опять обыкновенный куш, двадцать рублей.
– Оставь, – сказал Долохов, хотя он, казалось, и не смотрел на Ростова, – скорее отыграешься. Другим даю, а тебе бью. Или ты меня боишься? – повторил он.
Ростов повиновался, оставил написанные 800 и поставил семерку червей с оторванным уголком, которую он поднял с земли. Он хорошо ее после помнил. Он поставил семерку червей, надписав над ней отломанным мелком 800, круглыми, прямыми цифрами; выпил поданный стакан согревшегося шампанского, улыбнулся на слова Долохова, и с замиранием сердца ожидая семерки, стал смотреть на руки Долохова, державшего колоду. Выигрыш или проигрыш этой семерки червей означал многое для Ростова. В Воскресенье на прошлой неделе граф Илья Андреич дал своему сыну 2 000 рублей, и он, никогда не любивший говорить о денежных затруднениях, сказал ему, что деньги эти были последние до мая, и что потому он просил сына быть на этот раз поэкономнее. Николай сказал, что ему и это слишком много, и что он дает честное слово не брать больше денег до весны. Теперь из этих денег оставалось 1 200 рублей. Стало быть, семерка червей означала не только проигрыш 1 600 рублей, но и необходимость изменения данному слову. Он с замиранием сердца смотрел на руки Долохова и думал: «Ну, скорей, дай мне эту карту, и я беру фуражку, уезжаю домой ужинать с Денисовым, Наташей и Соней, и уж верно никогда в руках моих не будет карты». В эту минуту домашняя жизнь его, шуточки с Петей, разговоры с Соней, дуэты с Наташей, пикет с отцом и даже спокойная постель в Поварском доме, с такою силою, ясностью и прелестью представились ему, как будто всё это было давно прошедшее, потерянное и неоцененное счастье. Он не мог допустить, чтобы глупая случайность, заставив семерку лечь прежде на право, чем на лево, могла бы лишить его всего этого вновь понятого, вновь освещенного счастья и повергнуть его в пучину еще неиспытанного и неопределенного несчастия. Это не могло быть, но он всё таки ожидал с замиранием движения рук Долохова. Ширококостые, красноватые руки эти с волосами, видневшимися из под рубашки, положили колоду карт, и взялись за подаваемый стакан и трубку.
– Так ты не боишься со мной играть? – повторил Долохов, и, как будто для того, чтобы рассказать веселую историю, он положил карты, опрокинулся на спинку стула и медлительно с улыбкой стал рассказывать:
– Да, господа, мне говорили, что в Москве распущен слух, будто я шулер, поэтому советую вам быть со мной осторожнее.
– Ну, мечи же! – сказал Ростов.
– Ох, московские тетушки! – сказал Долохов и с улыбкой взялся за карты.


ПОДВОДНАЯ ЛОДКА DOLPHIN ТИП 800 (ИЗРАИЛЬ)

SUBMARINE DOLPHIN TYPE 800 (ISRAEL)

31.01.2019


Как сообщает Navyrecognition.com, правительство Германии недавно дало согласие на поставку ВМС Израиля еще одной партии из трех дополнительных подводных лодок класса «Долфин» (Dolphin) компании ThyssenKrupp Marine Systems (TKMS).
Новые подводные лодки предназначены для замены трех НАПЛ первого поколения, что позволит гарантировать сохранение численности подводного флота ВМС Израиля на уровне 6 ед. Стоимость дополнительных подводных лодок для Израиля оценивается в 2 млрд. евро.
В настоящее время в составе ВМС Израиля имеется пять подводных лодок класса «Долфин», включая три принятые на вооружение в 1999-2000 гг. многоцелевые дизельные подводные лодки класса «Долфин» Батч.1, («Дольфин», «Левиафан» и «Текума»), являющиеся модифицированной версией немецкой ДЭПЛ проекта «Тип 209», и две улучшенной версии с воздухонезависимой силовой установкой («Танин» и «Рахав»), которые были приняты на вооружение в 2014 и 2016 гг. Ожидается, что третья НАПЛ второй партии, которая строится в Германии, будет принята на вооружение в 2019 году.
ЦАМТО


ПОДВОДНАЯ ЛОДКА DOLPHIN ТИП 800


Дольфин (нем. Dolphin) - серия германских дизель-электрических подводных лодок, также известная как Тип 800.
Подводные лодки типа «Дольфин» являются модификацией подлодок тип 209 (тип 214) и разработаны специально для Израиля. Лодки строятся на немецких верфях города Киль.
В апреле 1991 года был заключён контракт с фирмами HDW и TNSW на строительство лодок. Работы начались в октябре 1994 года. Находятся на вооружении ВМС Израиля. ПЛ базируются в г. Хайфе.
Первые две подарены правительством Германии в 1997 году в качестве компенсации, после того как выяснилась роль Германии в вооружении Саддама. Третью Израиль выкупил в 2000 году. Израиль также подписал с Германией соглашение на поставку еще двух лодок - усовершенствованных «Дельфинов». Они обойдутся в 1,3 миллиарда евро, из которых треть выплатит немецкое правительство.
Подводные лодки класса «Дельфин» снабжены системами автономного снабжения кислородом (Air-independent propulsion, AIP), благодаря чему лодка может находиться в автономном плавании достаточно долго и не всплывать на перископную глубину. Дальность автономного плавания - один из самых больших секретов, связанных с «Дельфинами», но, по некоторым источникам, лодка может проплыть в надводном положении до 8000 морских миль, а в подводном - 4500 морских миль или 8500 км.

Подлодки оборудованы лучшими электронными системами израильского производства - локаторами «Эльты», системами электронной разведки «Эльбит», а также немецкими -сонаром Atlas Electronik и перископом Kollmorgen.
Подводные лодки «Дольфин» имеют три палубы, нижняя используется для аккумуляторов. В центральной части средней палубы расположен отсек управления. Лодки типа «Дольфин» имеют шлюзовой отсек для выхода боевых пловцов. Торпедные аппараты снабжены гидромеханическими катапультными устройствами для принудительного выброса ПКР «Саб-Гарпун» и мин, (торпеды выходят из ТА самоходом). В носовой части верхней палубы находятся 3 кубрика и 3 каюты. Подлодки оснащаются бортовыми компьютероми и централизованной системой сигнального оповещения и управления.
Подводные лодки типа «Дольфин» являются самыми дорогими боевыми системами в составе вооруженных сил Израиля и оцениваются в более чем 700 миллионов долларов каждая.
Ввод в строй современных подлодок класса «Долфин», оснащённых крылатыми ракетами, которые способны нести ядерные боеголовки, существенно увеличивает стратегический потенциал еврейского государства и значительно расширяет оперативные возможности ВМС Израиля, закрепляя его превосходство над военно-морскими силами исламских государств Ближнего и Среднего Востока.

СЕРИЯ
Dolphin
Leviathan
Tekuma
Танин
Rahav

ХАРАКТЕРИСТИКИ

Водоизмещение, т:
— надводное 1450
— подводное 1840
Длина, м 56,3
Ширина, м 6,8
Осадка, м 6
Главная энергетическая установка дизель-электрическая, состоит из дизельного двигателя мощностью 4245 л.с. и электромоторов подводного хода мощностью 3875 л.с.
Скорость хода, узл.:
— надводного 12
— подводного до 20
Глубина погружения, м:
— рабочая 200
Предельная 300 — 350
Дальность плаванья, миль 8000
Экипаж, чел. 35

ВООРУЖЕНИЕ

4х650-мм (25.6″)
6х533-мм (21″) ТА
(по данным официального сайта ВМС Израиля - 10х533-мм ТА). Стандартный боекомплект состоит из 16 торпед и 5 ракет
РЛС обнаружения надводных целей «Эльта», I-band
БИУС STN/Atlas Electronik ISUS 90-1 TCS
Средства радиоразведки Timnex 4CH(V)2 фирмы «Эльбит»
ГАС - Atlas Electronik CSU 90, встроенный в корпус, пассивный/активный, низкочастотный, поиска и атаки; Atlas Electronik PRS-3, пассивный, дальномер (ranging); бортовые антенны FAS-3, пассивный, поиск; система анализа собственных шумов
Перископы - 2, фирмы Kollmorgen