Планирование закупок - это что такое? План закупок в бюджетном планировании. Планирование закупок (ведение планов и планов-графиков закупок)

КонсультантПлюс: примечание.

Планирование закупок на 2019 год осуществляется по старым правилам. При этом внесение изменений в план-график может осуществляться не позднее чем за 1 день до дня размещения извещения (направления приглашения) либо заключения контракта (ФЗ от 01.05.2019 N 71-ФЗ).

Статья 16. Планирование закупок

(см. текст в предыдущей редакции)

1. Планирование закупок осуществляется посредством формирования, утверждения и ведения планов-графиков. Закупки, не предусмотренные планами-графиками, не могут быть осуществлены.

2. В планы-графики включаются:

1) идентификационные коды закупок, определенные в соответствии со статьей 23

2) наименование объекта и (или) наименования объектов закупок;

3) объем финансового обеспечения для осуществления закупок;

4) сроки (периодичность) осуществления планируемых закупок;

5) информация об обязательном общественном обсуждении закупок товара, работы или услуги в соответствии со статьей 20 настоящего Федерального закона;

3. Правительством Российской Федерации устанавливаются:

1) требования к форме планов-графиков;

2) порядок формирования, утверждения планов-графиков, внесения изменений в такие планы-графики;

4. Правительство Российской Федерации вправе установить особенности включения в план-график информации о централизованных закупках, совместных конкурсах и аукционах, закупках, при осуществлении которых применяются закрытые способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей), а также об отдельных закупках, предусмотренных пунктом 7 части 2 статьи 83 , пунктом 3 части 2 статьи 83.1 , частью 1 статьи 93 и статьей 111 настоящего Федерального закона.

5. Планы-графики формируются на срок, соответствующий сроку действия федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период, федеральных законов о бюджетах государственных внебюджетных фондов Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период, закона субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации, законов субъекта Российской Федерации о бюджетах территориальных государственных внебюджетных фондов, муниципального правового акта представительного органа муниципального образования о местном бюджете. В планы-графики включается с учетом положений бюджетного законодательства Российской Федерации информация о закупках, осуществление которых планируется по истечении планового периода. В этом случае указанная в части 2 настоящей статьи информация вносится в планы-графики закупок на весь срок планируемых закупок.

6. План-график формируется государственным или муниципальным заказчиком в соответствии с требованиями настоящей статьи в процессе составления и рассмотрения проектов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации с учетом положений бюджетного законодательства Российской Федерации и утверждается в течение десяти рабочих дней после доведения до государственного или муниципального заказчика объема прав в денежном выражении на принятие и (или) исполнение обязательств в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации.

7. План-график формируется государственным, муниципальным учреждениями, государственным, муниципальным унитарными предприятиями в соответствии с требованиями настоящей статьи при планировании финансово-хозяйственной деятельности государственного, муниципального учреждений, государственного, муниципального унитарных предприятий и утверждается в течение десяти рабочих дней после утверждения соответственно плана финансово-хозяйственной деятельности государственного, муниципального учреждений, плана (программы) финансово-хозяйственной деятельности государственного, муниципального унитарных предприятий.

8. Планы-графики подлежат изменению при необходимости:

1) приведения их в соответствие в связи с изменением установленных в соответствии со статьей 19 настоящего Федерального закона требований к закупаемым заказчиками товарам, работам, услугам (в том числе предельной цены товаров, работ, услуг) и (или) нормативных затрат на обеспечение функций государственных органов, органов управления государственными внебюджетными фондами, муниципальных органов;

2) приведения их в соответствие в связи с изменением доведенного до заказчика объема прав в денежном выражении на принятие и (или) исполнение обязательств в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации, изменением показателей планов (программ) финансово-хозяйственной деятельности государственных, муниципальных учреждений, государственных, муниципальных унитарных предприятий, изменением соответствующих решений и (или) соглашений о предоставлении субсидий;

3) реализации решения, принятого заказчиком по итогам обязательного общественного обсуждения закупки в соответствии со

Планирование закупок (ведение планов и планов-графиков закупок). Обоснование закупок. Общественное обсуждение закупок

Планирование закупок. К нормативным правовым актам, регулирующим планирование закупок, кроме Закона о закупках (ст. 17, 21), относятся:

  • постановление Правительства РФ от 05.06.2015 № 552 «Об утверждении Правил формирования, утверждения и ведения плана закупок товаров, работ, услуг для обеспечения федеральных нужд, а также требований к форме плана закупок товаров, работ, услуг для обеспечения федеральных нужд»;
  • постановление Правительства РФ от 21.11.2013 № 1043 «О требованиях к формированию, утверждению и ведению планов закупок товаров, работ, услуг для обеспечения нужд субъекта Российской Федерации и муниципальных нужд, а также требованиях к форме планов закупок товаров, работ, услуг»;
  • постановление Правительства РФ от 05.06.2015 № 553 «Об утверждении Правил формирования, утверждения и ведения плана-графика закупок товаров, работ, услуг для обеспечения федеральных нужд, а также требований к форме плана-графика закупок товаров, работ, услуг для обеспечения федеральных нужд»;
  • постановление Правительства РФ от 00.06.2015 № 554 «О требованиях к формированию, утверждению и ведению плана-графика закупок товаров, работ, услуг для обеспечения нужд субъекта Российской Федерации и муниципальных нужд, а также о требованиях к форме плана-графика закупок товаров, работ, услуг»;
  • постановление Правительства РФ от 29.11.2015 № 1168 «Об утверждении Правил размещения в единой информационной системе в сфере закупок планов закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, планов-графиков закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

Планирование закупок осуществляется посредством формирования, утверждения и ведения планов закупок и планов-графиков.

Планы закупок формируются на срок, соответствующий сроку действия утвержденного бюджета на очередной финансовый год и плановый период соответствующего публично-правового образования или государственного внебюджетного фонда.

План закупок формируется государственным или муниципальным заказчиком в процессе составления и рассмотрения проектов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

В план закупок включается следующая информация:

  • 2) цель осуществления закупки (наименование мероприятия государственной программы Российской Федерации либо непрограммные направления деятельности (функции, полномочия); ожидаемый результат реализации мероприятия государственной программы Российской Федерации);
  • 3) наименование объекта и (или) наименования объектов закупки;
  • 4) планируемый год размещения извещения, направления приглашения, заключения контракта с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем);
  • 5) объем финансового обеспечения (отдельно на текущий финансовый год, на плановый период, на последующие годы);
  • 6) сроки (периодичность) осуществления планируемых закупок;
  • 7) информация о применении при осуществлении закупок дополнительных «квалификационных» требований к участникам закупки;
  • 8) информация о проведении общественного обсуждения закупки (да или нет).

Планы-графики содержат перечень закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд на финансовый год и являются основанием для осуществления закупок. Планы-графики формируются заказчиками в соответствии с планами закупок.

В план-график включается следующая информация в отношении каждой закупки:

^идентификационный код закупки;

  • 2) наименование и описание объекта закупки с указанием характеристик такого объекта, количество поставляемого товара, объем выполняемой работы, оказываемой услуги, планируемые сроки, периодичность поставки товара, выполнения работы или оказания услуги, начальная (максимальная) цена контракта, цена контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), обоснование закупки в соответствии со ст. 18 Закона о закупках, размер аванса (если предусмотрена выплата аванса), этапы оплаты (если исполнение контракта и его оплата 11редусмотрены поэтапно);
  • 3) дополнительные требования к участникам закупки (при наличии таких требований) и обоснование таких требований;
  • 4) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) и обоснование выбора этого способа;
  • 5) дата начала закупки;
  • 6) информация о размере предоставляемых обеспечения соответствующей заявки участника закупки и обеспечения исполнения контракта;
  • 7) информация о применении критерия стоимости жизненного цикла товара или созданного в результате выполнения работы объекта (в случае применения указанного критерия) при определении поставщика (подрядчика, исполнителя);
  • 8) информация о банковском сопровождении контракта;
  • 9) информация о предоставлении преимуществ учреждениям и предприятиям уголовно-исполнительной системы в закупках или организациям инвалидов в закупках;
  • 10) осуществление закупки только среди субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций (да или нет);
  • 11) применение национального режима при осуществлении закупки;
  • 12) информация о проведении общественного обсуждения закупки.

План закупок и план-график подлежат утверждению заказчиком в один

и тот же срок - в течение 10 рабочих дней после получения им объема прав в денежном выражении на принятие и (или) исполнение обязательств (лимитов бюджетных обязательств) или утверждения плана финансово- хозя й стве н н ой дсятел ьности.

Утвержденные план закупок и план-график подлежат размещению в единой информационной системе в течение трех рабочих дней со дня утверждения или изменения такого плана.

Как видно, из предыдущего описания план закупок и план-график являются похожими документами. Идеологически план закупок должен быть документом более верхнего уровня, предусматривающим прогноз нужд, которые необходимы заказчику на период бюджетного планирования. Фактически этот документ нужен для подготовки бюджетных проектировок для составления проекта бюджета в части расходов на государственные (муниципальные) закупки соответствующих получателей бюджетных средств. Формально план закупок утверждается уже после утверждения бюджета, но по факту именно данные плана закупок ложатся в основу бюджетного планирования.

План-график - это технический документ, который предусматривает не общие нужды, а конкретные закупки, их сроки и иные параметры (способ закупки, размер обеспечения и т.д.). Если в плане закупок может планироваться удовлетворение общей нужды (например, снабжение офисов заказчика канцелярской продукцией и офисной бумагой на протяжении всего срока бюджетного планирования, то в плане-графике предусматривается закупка но конкретному лоту (табл. 2.2).

Таблица 2.2

Основные отличия плана закупок и плана-графика

Параметры сравнения

План закупок

План-график

Горизонт планирования

Срок действия бюджета

Один финансовый год

Единица планирования

Объекты закупок без обязательной привязки к конкретному лоту

Конкретная закупка (лот)

Основание планирования

План закупок

Способ планирования финансового обеспечения

Определяется предельный объем финансового обеспечения

Определяется начальная (максимальная) цена конкретного контракта

Планирование конкретных характеристик закупки (способ определения поставщика, подрядчика, исполнителя, размера обеспечения заявки и пр.)

Таким образом, план закупок по своему характеру в большей степени является документом «стратегического» планирования закупок, а план- график - документом «тактического» планирования закупочной деятельности.

Между тем в настоящее время, когда нормы о планировании закупок в полном объеме вступили в силу только с 1 января 2016 г. и практика планирования закупок только начинает нарабатываться, идеология описанного выше подхода законодателя к регулированию планирования закупок полностью не реализуется. До сих пор горизонт планирования закупок в рамках плана закупок и плана-графика один и тот же. В условиях отсутствия четких методических рекомендаций и сформированной надлежащей практики планирования закупок и контроля за ее соблюдением план закупок и план-график превращаются в дублирующие документы.

В план закупок и план-график должны своевременно вноситься изменения. С 1 января 2017 г. вступила в силу норма, согласно которой закупки, не предусмотренные планами-графиками, не могут быть осуществлены.

КоАП РФ в 2016 г. был дополнен составами административных правонарушений в сфере планирования закупок. Если раньше жесткое соответствие между планом закупок (планом-графиком) и фактически осуществляемыми закупками контролирующими органами не отслеживалось, то теперь установлена специальная ответственность за размещение в единой информационной системе в сфере закупок извещения об осуществлении закупки или направление приглашения принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) ранее десяти календарных дней со дня внесения изменений в план-график в отношении такой закупки или в случае, если информация о такой закупке вообще не включена в план- график.

Обоснование закупок. Обоснование закупки осуществляется заказчиком при формировании плана закупок, плана-графика.

При формировании плана-закупок обоснованию подлежат объект и (или) объекты закупки исходя из необходимости реализации конкретной цели осуществления закупки, определенной с учетом положений ст. 13 Закона о закупках.

При формировании плана-графика обоснованию подлежат:

  • начальная (максимальная) цена контракта;
  • способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя);
  • дополнительные требования, предъявляемые к участникам закупки.

По результатам аудита в сфере закупок (осуществляется Счетной РФ,

контрольно-счетными органами субъектов РФ, контрольно-счетными органами муниципальных образований) и контроля в сфере закупок конкретная закупка может быть признана необоснованной.

Постановление Правительства РФ от 05.06.2015 № 555 «Об установлении порядка обоснования закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и форм такого обоснования» детализирует предмет обоснования закупок на соответствующей стадии (при составлении плана закупок и плана-графика). Сведения о предмете обоснования и составе информации, указываемой в документах планирования закупок, указаны в табл. 2.3.

Таблица 23

Состав информации, указываемой в плане закупок и плане-графике

Тип информации

составлении плана закупок

составлении плана- графика

Идентификационный код закупки

Наименование объекта и (или) объектов закупки

Обоснования объекта и (или) объектов закупки

Наименование государственной программы или программы субъекта РФ, муниципальной программы (в том числе целевой программы, ведомственной целевой программы, иного документа стратегического и программноцелевого планирования) в случае, если закупка планируется в рамках указанной программы

Наименование мероприятия государственной программы или программы субъекта РФ, муниципальной программы (в том числе целевой программы, ведомственной целевой программы, иного документа стратегического и программно-целевого планирования), наименование функции, полномочия государственного органа, органа управления государственным внебюджетным фондом, муниципального органа и (или) наименование международного договора Российской Федерации

Окончание табл. 23

Тип информации

составлении плана закупок

составлении плана- графика

Обоснование соответствия объекта и (или) объектов закупки мероприятию государственной (муниципальной) программы, функциям, полномочиям и (или) международному договору Российской Федерации

Полное наименование, дата принятия и номер утвержденных в соответствии со ст. 19 Закона о закупках нормативных правовых (правовых) актов, устанавливающих требования к отдельным видам товаров, работ и услуг (в том числе предельные цены товаров, работ и услуг) и (или) к определению нормативных затрат на обеспечение функций, полномочий государственных органов, органов управления государственными внебюджетными фондами, муниципальных органов, в том числе подведомственных указанным органам казенных учреждений, или указание на отсутствие такого акта для соответствующего объекта и (или) соответствующих объектов закупки

Начальная (максимальная) цена контракта, цена контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подряди и ком, ис пол нителем)

Наименование метода определения и обоснования начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем)

Обоснование невозможности применения для определения и обоснования начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), методов, указанных в ч. 1 ст. 22 Закона о закупках, а также обоснование метода определения и обоснования начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), нс предусмотренного ч. 1 ст. 22 Закона о закупках

Обоснование начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) в порядке, установленном ст. 22 Закона о закупках

Способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя)

Обоснование выбранного способа определения поставщика (подрядчика, исполнителя)

Обоснование дополнительных требований к участникам закупки (при наличии таких требований)

В отношении закупок, осуществляемых в соответствии с и. 4, 5, 26 и 33 ч. 1 ст. 93 Закона о закупках («мелкие» закупки с единственным поставщиком, направление работников в служебные командировки, оказание преподавательских услуг, а также услуг экскурсовода (гида) физическими лицами) обоснованию подлежит годовой объем указанных закупок. Подробнее об этом указано в параграфе 3.16 учебника.

По результатам обоснования закупок заполняются специальные формы:

  • отдельно обоснования закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд при формировании и утверждении плана закупок;
  • и отдельно обоснования закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд при формировании и утверждении плана-графика закупок.

Формы обоснования закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд должны размещаться в единой информационной системе в виде приложений к плану-графику (плану закупок).

Общественное обсуждение закупок. В соответствии со ст. 20 Закона о закупках Правительством РФ устанавливаются случаи проведения обязательного общественного обсуждения закупок и его порядок. Такое обсуждение начинается с даты размещения в ЕИС планов закупок, содержащих информацию о закупках, подлежащих обязательному общественному обсуждению, и заканчивается не позднее срока, до истечения которого определение поставщика (подрядчика, исполнителя) может быть отменено заказчиком. Закупки, подлежащие обязательному общественному обсуждению, нс могут быть осуществлены без проведения такого обсуждения.

Правила проведения обязательного общественного обсуждения закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд утверждены постановлением Правительства РФ от 22.08.2016 № 835. В соответствии с ними обязательное общественное обсуждение проводится в случае осуществления закупок при начальной (максимальной) цене контракта, составляющей более 1 млрд руб., с использованием конкурентных способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей), за исключением случаев осуществления закупок:

  • а) с применением закрытых способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей);
  • б) в рамках государственного оборонного заказа;
  • в) путем проведения повторного конкурса, электронного аукциона в отдельных случаях;
  • г) путем проведения запроса котировок в целях оказания гуманитарной помощи либо ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера.

Общественное обсуждение закупок проводится в два этапа.

Первый этап начинается с даты размещения в ЕИС плана закупок, содержащего информацию о закупках, подлежащих обязательному общественному обсуждению. Срок обсуждения но первому этапу должен составлять не менее 20 дней.

В рамках первого этапа проводится интернет-обсуждение в ЕИС в разделе «Обязательное общественное обсуждение закупок» и очные публичные слушания. В интернет-обсуждении комментарии, предложения и замечания могут оставлять зарегистрированные пользователи. Все комментарии модерируются для исключения употребления пользователями ненормативной лексики. На комментарии в течение двух дней с даты их размещения должен даваться ответ заказчика.

Не позднее 10 дней после окончания срока интернет-обсуждения заказчик должен провести очные публичные слушания по обсуждению информации о закупке или нескольких закупках.

Информация о дате, времени и месте проведения очных публичных слушаний размещается в разделе «Обязательное общественное обсуждение закупок» официального сайта ЕИС.

Очные публичные слушания являются открытыми. Заказчик не может ограничить кого-либо в праве принять участие в обсуждении. При проведении очных публичных слушаний лицо, осуществляет аудиозапись.

По результатам первого этапа обязательного общественного обсуждения принимается одно из следующих решений:

  • отмена проведения закупки;
  • продолжение подготовки к проведению закупки без учета результатов обязательного общественного обсуждения;
  • продолжение подготовки к проведению закупки с учетом результатов обязательного общественного обсуждения, в том числе с внесением соответствующих изменений в план закупок (план-график).

В течение двух дней после проведения очных публичных слушаний заказчик размещает в ЕИС протокол первого этапа обязательного общественного обсуждения, который должен содержать все поступившие замечания, предложения и ответы на них в рамках данного этапа (включая интернет-обсуждение и обсуждение информации о закупке в ходе очных публичных слушаний), а также принятое решение по результатам первого этапа общественного обсуждения закупки. Данный протокол автоматически средствами ЕИС направляется Федеральное казначейство России для целей осуществления надзору в финансово-бюджетной сфере.

Второй этап обязательного общественного обсуждения заключается в интернет-обсуждении в разделе «Обязательное общественное обсуждение закупок» официального сайта ЕИС информации о закупке, включенной в извещение об осуществлении закупки и документацию о закупке, и начинается с даты размещения в ЕИС такого извещения и такой документации.

Обязательное общественное обсуждение на втором этапе завершается за три дня до даты, не позднее которой определение поставщика (подрядчика, исполнителя) может быть отменено.

Участники обязательного общественного обсуждения оставляют замечания, предложения, касающиеся соответствия документации о закупке требованиям законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, в том числе о контрактной системе в сфере закупок.

Заказчик, так же как и на первом этапе, в течение двух дней готовит ответы на соответствующие замечания и предложения.

По результатам второго этапа обязательного общественного обсуждения принимается одно из следующих решений:

  • об отмене определения поставщика (подрядчика, исполнителя);
  • о продолжении проведения закупки без внесения изменений в извещение об осуществлении закупки, документацию о закупке;
  • продолжении проведения закупки с внесением изменений в извещение об осуществлении закупки, документацию о закупке.

После окончания второго этапа обязательного общественного обсуждения заказчик размещает в ЕИС протокол второго этапа обязательного общественного обсуждения, который должен содержать все поступившие в рамках данного этапа замечания, предложения и ответы на них, а также принятое заказчиком решение по результатам общественного обсуждения.

Протокол второго этапа обязательного общественного обсуждения автоматически, средствами ЕИС, направляется в ФАС России.

Задачи планирования закупок товаров, работ и услуг муниципальными учреждениями определяются основными целями 44-ФЗ и направлены на повышение эффективности использования финансовых средств результативности закупок, обеспечение гласности и прозрачности всех процедур.

Планирование закупок осуществляется исходя из определенных целей осуществления закупок посредством формирования, утверждения и ведения:

  • - планов закупок;
  • - планов-графиков.

Ст. 17 44-ФЗ предусматривает обязанность заказчиков формировать планы закупок. Порядок формирования утверждения и ведения планов закупок для обеспечения федеральных нужд должен быть определен Правительством РФ.

В рамках ч. 5 ст. 17 Правительством определены требования к порядку формирования, утверждения и ведения планов закупок для обеспечения муниципальных нужд, а также форма такого плана (постановление Правительства РФ от 21.11.2013 № 1043). Постановление Правительства РФ от 21.11.2013 N 1043 (ред. от 29.10.2014) О требованиях к формированию, утверждению и ведению планов закупок товаров, работ, услуг для обеспечения нужд субъекта Российской Федерации и муниципальных нужд, а также требованиях к форме планов закупок товаров, работ, услуг// Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 25.11.2013

В соответствии с ч.2 ст. 17 планы закупок должны включать в себя:

  • 1. идентификационный код закупки;
  • 2. цель осуществления закупки;
  • 3. наименование объекта (объектов) закупки;
  • 4. объем финансового обеспечения для осуществления закупки;
  • 5. сроки (периодичность) осуществления планируемых закупок;
  • 6. обоснование закупки;
  • 7. информация о закупках товаров, работ, услуг, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнического или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, а также предназначены для проведения научных исследований, экспериментов, изысканий, проектных работ (в том числе архитектурно-строительного проектирования);
  • 8. информация об обязательном общественном обсуждении закупки товара, работы или услуги.

Планы закупок формируются заказчиками исходя из целей осуществления закупок, а также с учетом требований к закупаемым заказчиками товарам, работам, услугами (или) нормативных затрат на обеспечение функций муниципальных органов.

Порядок формирования, утверждения и ведения планов закупок для обеспечения нужд субъекта РФ, муниципальных нужд устанавливается соответственно высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ, местной администрацией с учетом требований, установленных Правительством РФ. Требования к форме планов закупок и порядок размещения таких планов в единой информационной системе устанавливаются Правительством РФ.

План закупок формируется муниципальным заказчиком в соответствии с требованиями в процессе составления и рассмотрения проектов бюджетов бюджетной системы РФ с учетом положений бюджетного законодательства и утверждается в течение десяти рабочих дней после доведения до муниципального заказчика объема прав в денежном выражении на принятие и (или) исполнение обязательств в соответствии с бюджетным законодательством РФ,

План закупок формируется бюджетным учреждением в соответствии с требованиями при планировании финансово-хозяйственной деятельности бюджетного учреждения и утверждается в течение десяти рабочих дней после утверждения плана финансово-хозяйственной деятельности бюджетного учреждения. Утвержденный план закупок подлежит размещению в единой информационной системе в течение трех рабочих дней со дня утверждения или изменения такого плана, за исключением сведений, составляющий государственную тайну.

Планы-графики содержат перечень закупок товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд на финансовый год и являются основанием для осуществления закупок. Они формируются заказчиками в соответствии с планами закупок.

В план-график включается следующая информация в отношении каждой закупки:

  • 1) идентификационный код закупки;
  • 2) наименование и описание объекта закупки с указанием характеристик такого объекта, количество поставляемого товара, объем выполняемой работы, оказываемой услуги, планируемые сроки, периодичность поставки товара, выполнения работы или оказания услуги, начальная (максимальная) цена контракта, цена контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), обоснование закупки, размер аванса (если предусмотрена выплата аванса), этапы оплаты (если исполнение контракта и его оплата предусмотрены поэтапно);
  • 3) дополнительные требования к участникам закупки (при наличии таких требований) и обоснование таких требований;
  • 4) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) и обоснование выбора этого способа;
  • 5) дата начала закупки;
  • 6) информация о размере предоставляемых обеспечения соответствующей заявки участника закупки и обеспечения исполнения контракта;
  • 7) информация о применении критерия стоимости жизненного цикла товара или созданного в результате выполнения работы объекта (в случае применения указанного критерия) при определении поставщика (подрядчика, исполнителя);
  • 8) информация о банковском сопровождении контракта.

Порядок формирования, утверждения и ведения планов-графиков закупок для обеспечения нужд субъекта Российской Федерации, муниципальных нужд устанавливается соответственно высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрацией с учетом требований, установленных Правительством Российской Федерации.

Требования к форме планов-графиков и порядок их размещения в единой информационной системе устанавливаются Правительством Российской Федерации. Постановление Правительства РФ от 21 ноября 2013 г. N 1044 (начало действия документа 01.01.2015) О требованиях к формированию, утверждению и ведению планов-графиков закупок товаров, работ, услуг для обеспечения нужд субъекта Российской Федерации и муниципальных нужд, а также требованиях к форме планов-графиков закупок товаров, работ, услуг // Собрание законодательства РФ", 02.12.2013, N 48, ст. 6253

План-график разрабатывается ежегодно на один год и утверждается заказчиком в течение десяти рабочих дней после получения им объема прав в денежном выражении на принятие и (или) исполнение обязательств или утверждения плана финансово-хозяйственной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Заказчики осуществляют закупки в соответствии с информацией, включенной в планы-графики. Закупки, не предусмотренные планами-графиками, не могут быть осуществлены.

План-график подлежит изменению заказчиком в случае внесения изменения в план закупок, а также в следующих случаях:

  • 1) увеличение или уменьшение начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем);
  • 2) изменение до начала закупки срока исполнения контракта, порядка оплаты или размера аванса;
  • 3) изменение даты начала закупки и (или) способа определения поставщика (подрядчика, исполнителя), отмена заказчиком закупки, предусмотренной планом-графиком;
  • 4) реализация решения, принятого заказчиком по итогам проведенного обязательного общественного обсуждения закупок и не требующего внесения изменения в план закупок;
  • 5) в иных случаях в соответствии с порядком формирования, утверждения и ведения планов-графиков.

Внесение изменений в план-график по каждому объекту закупки может осуществляться не позднее чем за десять дней до дня размещения в единой информационной системе извещения об осуществлении соответствующей закупки или направления приглашения принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) закрытым способом.

Утвержденный заказчиком план-график и внесенные в него изменения подлежат размещению в единой информационной системе в течение трех рабочих дней с даты утверждения или изменения плана-графика, за исключением сведений, составляющих государственную тайну.

Согласно ч. 1 ст. 16 Закона № 44-ФЗ с 01.01.2015 года планирование закупок осуществляется исходя из целей осуществления закупок посредством формирования, утверждения и ведения:

  • планов закупок;
  • планов-графиков.

Отличия планов закупок и планов-графиков .
План закупок представляет собой перечень закупок как таковых или, условно говоря, перечень нужд (государственных, муниципальных, бюджетных учреждений), которые должны быть удовлетворены, и информацию о средствах, выделенных для их обеспечения. Именно сама необходимость закупки и предполагаемые объемы финансирования могут стать предметом общественного обсуждения, по итогам которого план закупок и может быть изменен.

План-график же представляет собой перечень мероприятий по реализации плана закупок, содержащий более детальную информацию об условиях осуществления процедур определения контрагентов. При этом планы закупок формируются на срок, соответствующий сроку действия закона (муниципального правового акта) о соответствующем бюджете на очередной финансовый год и плановый период (ч. 4 ст. 17 Закона N 44-ФЗ). А план-график формируется только на финансовый год (ч.ч. 1, 10 ст. 21 Закона N 44-ФЗ).

Содержание плана закупки
(ч. 2 ст. 17 Закона N 44-ФЗ)
Содержание плана-графика
(ч. 3 ст. 21 Закона N 44-ФЗ)
1) идентификационный код закупки;
2) цель осуществления закупки; 2) наименование и описание объекта закупки с указанием характеристик такого объекта,
  • количество поставляемого товара, объем выполняемой работы, оказываемой услуги,
  • планируемые сроки, периодичность поставки товара, выполнения работы или оказания услуги,
  • начальная (максимальная) цена контракта, цена контракта, заключаемого с единственным контрагентом,
  • обоснование закупки,
  • размер аванса (если предусмотрена выплата аванса), этапы оплаты (если исполнение контракта и его оплата предусмотрены поэтапно);
3) наименование объекта и (или) наименования объектов закупки и описание таких объекта и (или) объектов закупки, а также объем закупаемых товара, работы или услуги; 3) дополнительные требования к участникам закупки (при наличии таких требований) и обоснование таких требований;
4) объем финансового обеспечения для осуществления закупки; 4) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) и обоснование выбора этого способа;
5) сроки (периодичность) осуществления планируемых закупок; 5) дата начала закупки;
6) обоснование закупки; 6) информация о размере предоставляемых обеспечения соответствующей заявки участника закупки и обеспечения исполнения контракта;
7) информация о закупках товаров, работ, услуг, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только контрагенты, имеющие необходимый уровень квалификации, а также предназначены для проведения научных исследований, экспериментов, изысканий, проектных работ (в том числе архитектурно-строительного проектирования); 7) информация о применении указанного в ч. 3 ст. 32 Закона N 44-ФЗ критерия стоимости жизненного цикла товара или созданного в результате выполнения работы объекта (в случае применения указанного критерия) при определении контрагента;
8) информация об обязательном общественном обсуждении закупки товара, работы или услуги в соответствии со ст. 20 Закона N 44-ФЗ. 8) информация о банковском сопровождении контракта в случаях, установленных в соответствии со ст. 35 Закона N 44-ФЗ.

Порядок формирования, утверждения и ведения планов закупок, планов-графиков закупок определены в ч.ч. 3, 5 ст. 17, ч.ч. 4-7 ст. 21 Закона N 44-ФЗ.

Напомним, требования о составлении планов закупок, планов-графиков по новой форме и об обосновании закупок вступают в силу только с 1 января 2015 года (ч. 2 ст. 114 Закона N 44-ФЗ).

Начиная разговор о планировании деятельности заказчика в сфере закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, прежде всего следует отметить, что сам процесс планирования закупок товаров, работ, услуг государственными и муниципальными заказчиками определяется основополагающими целями и принципами ФЗ № 44. Поэтому планирование направлено прежде всего на повышение эффективности использования финансовых ресурсов и результативности закупок, обеспечение гласности и прозрачности закупок, а также предотвращение коррупции и других злоупотреблений в сфере закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

С начала вступления в силу ФЗ № 44, то есть с 1 января 2014 г., по настоящее время при планировании своей закупочной деятельности в рамках закона о контрактной системе заказчики несут обязанность по формированию единственного документа, отражающего потребности заказчика в товарах, работах, услугах, а также содержащего предполагаемые сроки осуществления закупок. Речь идет о плане-графике.

Однако, как известно, с 1 января 2016 г . вступает в силу порядок двухэтапного планирования, о котором говорится в ч. 1 ст. 16 ФЗ № 44. Двухэтапное планирование представляет собой формирование, утверждение и ведение заказчиками двух обязательных для осуществления закупочной деятельности документов: помимо плана-графика заказчики должны будут формировать, утверждать и размещать в установленные сроки еще один документ - план закупок.

Планы закупок

Напоминаем, что ст. 16 «Планирование закупок» и ст. 17 «Планы закупок» ФЗ № 44 вступают в силу с 1 января 2016 года. При этом планы закупок должны формироваться на срок, соответствующий сроку действия федерального закона (муниципального правового акта) о соответствующем бюджете на очередной финансовый год и плановый период с учетом положений бюджетного законодательства РФ (ч. 4 ст. 17 ФЗ № 44). Разберемся в этом более подробно.

Работу по разработке проектов планов закупок заказчики должны вести уже в середине 2016 года. В связи с тем, что план закупок, как уже было отмечено, согласно бюджетному законодательству должен быть составлен сроком на три года, в нем должна быть отражена информация обо всех закупках, которые заказчик предполагает осуществить с 2017 по 2019 год включительно.

Таким образом, первые планы закупок на трехлетний период должны быть разработаны и утверждены заказчиками уже в 2016 году.

Многих заказчиков беспокоит вопрос о том, что объективно спрогнозировать потребности в товарах (работах, услугах) для удовлетворения своих нужд сроком на 3 года достаточно сложно. С одной стороны, это действительно так. Однако не следует забывать, что при наличии обоснованной потребности в уже утвержденный и размещенный план закупок заказчик имеет право внести изменения. При этом основания для внесения таких изменений содержатся в документе, определяющем порядок ведения плана закупок.

Требования к формированию, утверждению и ведению планов закупок утверждены Постановлением Правительства РФ от 21 ноября 2013 г. № 1043 «О требованиях к формированию, утверждению и ведению планов закупок товаров, работ, услуг для обеспечения нужд субъекта Российской Федерации и муниципальных нужд, а также требованиях к форме планов закупок товаров, работ, услуг» (далее - Постановление № 1043).

Так, п. «а» ч. 4 Требований к формированию, утверждению и ведению планов закупок, утвержденных Постановлением № 1043, установлено, что государственные и муниципальные заказчики в сроки, установленные главными распорядителями средств бюджета субъекта РФ (местного бюджета), но не позднее сроков, установленных высшими исполнительными органами государственной власти субъектов РФ (местными администрациями), формируют планы закупок и представляют их не позднее 1 июля текущего года главным распорядителям средств бюджета субъекта РФ (не позднее 1 августа - главным распорядителям средств местного бюджета) для формирования на их основании в соответствии с бюджетным законодательством РФ обоснований бюджетных ассигнований на осуществление закупок.

Схожие, но несколько отличающиеся от указанных сроков требования установлены для бюджетных и автономных учреждений субъектов РФ (муниципальных образований).

Кроме того, с 1 января 2016 г. вступает в силу Постановление Правительства РФ от 05.06.2015 г. № 552 «Об утверждении Правил формирования, утверждения и ведения плана закупок товаров, работ, услуг для обеспечения федеральных нужд, а также требований к форме плана закупок товаров, работ, услуг для обеспечения федеральных нужд» (далее - Постановление № 552).

Постановлением № 552 утверждены:

- Правила формирования, утверждения и ведения плана закупок товаров, работ, услуг для обеспечения федеральных нужд;

- требования к форме плана закупок товаров, работ, услуг для обеспечения федеральных нужд.

Таким образом, с 1 января 2016 г. формирование, утверждение и ведение плана закупок - обязанность заказчика, обусловленная законодательством.

Планы-графики

Что касается порядка работы заказчика над планом-графиком , отметим следующее.

Порядок ведения планов-графиков регламентирован статьей 21 ФЗ № 44, вступающей в силу с 1 января 2016 г. (за исключением части 11, вступающей в силу с 1 января 2017 г.).

Итак, прежде всего заказчику необходимо знать, что план-график содержит перечень товаров работ, услуг, предполагаемых к закупке для обеспечения государственных и муниципальных нужд, и формируется на финансовый год в соответствии с планами закупок.

В соответствии с ч. 2 ст. 112 ФЗ № 44 порядок и особенности размещения, а также форма планов-графиков на 2015 - 2016 годы определены:

1) совместным Приказом Министерства экономического развития России и Федерального казначейства № 761/20н от 27.12.2011 г. «Об утверждении порядка размещения на официальном сайте планов-графиков размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд заказчиков и формы планов-графиков размещения заказа на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд заказчиков» ;

2) совместным Приказом Министерства экономического развития России и Федерального казначейства № 182/7н от 31.03.2015 г. «Об особенностях размещения в единой информационной системе или до ввода в эксплуатацию указанной системы на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети Интернет для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг планов-графиков размещения заказов на 2015 и 2016 годы» (далее - Приказ № 182/7н), вступившего в силу 23 мая 2015 г.

Обращаем внимание: Приказом № 182/7н признаны утратившими силу:

Совместный приказ Министерства экономического развития РФ и Федерального казначейства от 20 сентября 2013 г. № 544/18н «Об особенностях размещения на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети Интернет для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг планов-графиков размещения заказов на 2014 и 2015 годы»;

Совместный приказ Министерства экономического развития РФ и Федерального казначейства от 29 августа 2014 г. № 528/11н «О внесении изменений в Особенности размещения на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети Интернет для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг планов-графиков размещения заказов на 2014 и 2015 годы, утвержденные совместным приказом Министерства экономического развития Российской Федерации и Федерального казначейства от 20 сентября 2013 г. № 544/18н».

1. Постановление Правительства РФ от 05.06.2015 г. № 553 «Об утверждении Правил формирования, утверждения и ведения плана-графика закупок товаров, работ, услуг для обеспечения федеральных нужд, а также требований к форме плана-графика закупок товаров, работ, услуг для обеспечения федеральных нужд» (далее - Постановление № 553).

Постановлением № 553 утверждены:

Правила формирования, утверждения и ведения плана-графика закупок товаров, работ, услуг для обеспечения федеральных нужд;

Требования к форме плана-графика закупок товаров, работ, услуг для обеспечения федеральных нужд.