Центр профориентации. Типичные ошибки при выборе профессии Профессии ошибки в работе кроме

Цель: помочь осознать привлекательные и не­привлекательные стороны любой профессии, возможности ошибок и их последствий, познакомить с правилами грамотного выбора про­фессии.

Задание № 1

Игра «Оптимисты и скептики»

Каждая профессия имеет свои плюсы и минусы. Проанализируйте некоторые профессии (например, военного, учителя, предпринима­теля). В колонку «Оптимисты» запишите положительные моменты, а в колонку «Скептики» - отрицательные, уточнив предварительно зна­чение этих слов.

Изменилось ли ваше представление об этих профессиях после обсуждения? Почему?

Уточним значение слова «ошибка». Если ты криво отрезаешь ку­сок хлеба, то никто серьезной ошибкой это не сочтет. Но если выре­зается подошва для обуви, то это уже создает заметные неудобства и может считаться ошибкой. Если делаются детали часового меха­низма или компьютера, то отклонение размеров в доли миллиметра будет грубой ошибкой.

Вам, наверное, известно, что существуют принятые в обществе допустимые пределы отклонений от требований к действиям людей и результатам этих действий. В технике эти пределы называют до­пусками. Но, по существу, допуски есть везде, где живет и действует человек.

А что значит «допустимое-недопустимое» в деле выбора профес­сии? Самое главное - выбрать профессию так, чтобы работа твоя в будущем была успешной и приносила тебе удовлетворение.

Можно выделить два вида причин, приводящих к неправильному выбору профессии. Это, во-первых, неправильное отношение к раз­личным обстоятельствам выбора (к области деятельности, к советам и поведению окружающих), включая и недостаточную самостоятель­ность в принятии решений; во-вторых, недостатки знаний, опыта, ин­формированности о существенных обстоятельствах этого выбора.

Как вы думаете, какие это ошибки? Встречались ли вам взрослые, которые, на ваш взгляд, ошиблись в выборе профес­сии? Как они живут и что чувствуют?

Желательно вызвать ребят на дискуссию, в ходе которой с Вашей помощью можно сформулировать причины ошибок:

предубеждения;

«за компанию»;

идеализация;

увлечение «антуражем»;

заблуждения:

а) на свой счет;

б) на счет профессии.

В отношении ряда профессий существуют предубеждения, кото­рые заключаются в том, что некоторые виды деятельности воспри­нимаются как «не престижные». Список этих профессий может ме­няться в течение одного или нескольких поколений. Так, профессия учителя, считавшаяся в нашей стране примерно полвека престиж­ной, в начале 90-х годов перешла в разряд «не престижных». Сейчас ее репутация восстанавливается.

Как вы думаете, почему это произошло? Какие профессии вы считаете «престижными» и почему? Как вы вообще понима­ете слово «престиж», «престижность»?

Довольно часто выпускники выбирают профессию «за компанию». Плохо это или хорошо? Хорошо в том случае, когда у двух друзей сов­падают интересы, склонности и способности к одной и той же про­фессиональной деятельности. Плохо, если только один из них руко­водствуется этим принципом. В этом случае его, как правило, пости­гает жестокое разочарование, и после долгих, иногда мучительных поисков, он вынужден менять первоначальный выбор. Это в лучшем случае. В худшем - он будет всю оставшуюся жизнь заниматься не­любимым делом.

Ошибки при выборе профессии

Типичные ошибки при выборе профессии.

Выбор профессии – сложный и ответственный шаг в жизни каждого человека. Правильно выбрать профессию – значит найти свое место в жизни. Для принятия этого решения важно обладать достоверной информацией о своих склонностях и способностях, необходимых для профессиональной деятельности, существующих профессиях и специальностях, об учебных заведениях и о востребованности различных профессий на рынке труда.

Из множества профессий выбрать необходимо одну, да еще такую, чтобы душа к ней лежала, довольно трудно. Конечно, никто не застрахован от ошибок, но хочется, чтобы вероятность промаха была как можно меньшей.

Все ошибки, допускаемые при выборе профессии можно разделить по пунктам:

  1. Отношение к выбору профессии как к неизменному (т.е. «на всю оставшуюся жизнь»).

В любой сфере деятельности происходит смена занятий, должностей по мере роста квалификации специальности. При этом наибольших успехов достигает тот, кто хорошо прошел начальные ступени.

Анализируя сейчас ситуацию на рынке труда можно сказать, что каждый год появляются новые профессии. Будьте готовы к тому, что придется регулярно повышать квалификацию, осваивать смежные профессии. Изменение выбора, освоение новой специальности сделает Вас ценным специалистом, востребованным в междисциплинарных областях деятельности. Первая профессия, даже если Вы затем передумаете и найдете что-то более привлекательное, пригодиться в неожиданных ситуациях.

Например, психолог, приобретя дополнительные знания в области менеджмента и трудового делопроизводства, может строить свою карьеру в области управления персоналом. Так же экономист по внешнеэкономической деятельности неизбежно сталкивается с юридическими вопросами, поэтому нередко вынужден получать юридическое образование, что может позволить ему сменить сферу деятельности. В последнее время в производственной и промышленной сферах требуются менеджеры и маркетологи с базовым техническим образованием.

Научно-технический прогресс требует владения новыми информационными технологиями и средствами коммуникации, и это касается не только специалистов среднего и высшего звена, но и рабочих профессий, т.к. производство становится высокотехнологичным.

На сегодняшний день, широкое распространение получили образовательные услуги для взрослых: различные профессиональные курсы от каменщиков до валютных трейдеров, второе высшее образование и профессиональная переподготовка, высшее образование на базе среднего профессионального, курсы повышения квалификации и курсы иностранных языков, риторики и прочее. Кроме этого, существуют государственные программы по переподготовке специалистов, например, военнослужащих, уволенных в запас, или безработных граждан и т.д.

2. Бытующие мнения о престижности профессии.

В отношении профессии предрассудки проявляются в том, что некоторые важные для общества профессии, занятия считаются недостойными, неприличными. Все хотят красиво работать, но кто будет делать «грязную, некрасивую» работу?

Высокий заработок и социальный статус в обществе - основные критерии, по которым делается вывод: престижна профессия или нет. В журнале «Карьера», часто печатаются статьи о построении карьеры на примерах отдельных успешных личностей, из которых следует, что действительно хорошее образование это прочный фундамент для построения карьеры, но это только начало долгого пути. Поговорите со своими родителями, знакомыми многие учились в институтах, чем занимаются сейчас их однокашники? Кто и каких успехов добился? Все получили одну и ту же профессию, однако, зарплаты и социальный статус и даже сферы деятельности разные.

Престижность профессии, во многом зависит от настроений в обществе, от идеалов и принципов среди молодежи, а они, как известно, меняются. Проще всего проследить это на истории нашей страны. В 60-е годы профессия геолога, например, или инженера-конструктора были очень популярны и престижны среди молодежи . Что стало с этими профессиями в годы «застоя»? Игра в шахматы на рабочем месте, скучная неинтересная работа, низкая зарплата- все это было атрибутами профессии инженера. В результате в технических вузах возникли проблемы с набором, а те кто, заканчивают технический ВУЗ не идут работать по специальности. На сегодняшний день возрождается производство, многим фирмам – посредникам, работающим в промышленности нужны молодые энергичные специалисты с техническим образованием, которых очень мало. Ограниченное предложение делает этих специалистов очень востребованными, а значит хорошо оплачиваемыми. Таким образом, престижность профессии зависит еще и от состояния рынка труда.

Разумеется, есть профессии, что называется «на все времена», которые всегда престижны, но это в основном творческие профессии: актеры, музыканты, художники и т.д. Однако престижно ли быть актером без ролей, или музыкантом без слушателей?

3. Выбор профессии под прямым или косвенным влиянием товарищей (т.е. «За компанию»).

Чаще всего, эта ошибка происходит тогда, когда выбор профессии осуществляется только на основе интересов и склонностей. Как известно, друзей, прежде всего, объединяет общность интересов и увлечений. Поэтому, выбор одинаковой профессии с другом для подростков рассматривается абсолютно естественно. Так же это бывает из-за боязни самостоятельного выбора, боязни ошибиться. Часто просто из-за лени, например, друг и его родители все узнали, выбрали учебное заведение, все взвесили, зачем самому еще что-то делать. Многие старшеклассники воспринимают поступление в вуз как определенный этап веселости (студенческой) в который лучше отправиться с другом. Многим, как не странно, вообще все равно, куда пойти учится, раньше вместе ходили в школу, теперь вместе пойдем в ПТУ или техникум. Конечно, это не правильно. Во-первых, каждый человек индивидуальность и обладает своим неповторимым набором способностей и склонностей. Пример: Вася идет на пожарника (а он рискованный и бесстрашный человек), а Коля, следуя за ним (по своей натуре очень осторожный и рассудительный), в итоге Вася все-таки будет пожарником, а вот Коля вряд ли. Во-вторых, у каждой семьи свои возможности, о которых вы можете не знать.

4. Перенос отношения к человеку – представителю той или иной профессии – на саму профессию.

При выборе профессии надо учитывать, прежде всего, особенности данного вида деятельности, а не выбирать профессию только потому, что тебе нравится или не нравится человек, который занимается данным видом деятельности. Особенно важно очарование преподавателем (если вас восхищает душевность физика – это не значит, что вам нравиться заниматься физикой ) . Кроме того, не следует стремиться получить профессию кумира – спортсмена, политика, журналиста, артиста.

5. Увлечение только внешней или какой-нибудь частной стороной профессии.

Психологически мы склонны обращать внимание на наиболее привлекательные для нас черты той или иной деятельности . А о многих других сторонах не задумываемся вовсе. В результате образ даже хорошо знакомой профессии существенно искажается. Ведь за легкостью, с которой актер создает на сцене образ, стоит напряженный будничный труд. А журналисты не всегда выступают в телепередачах – чаще они перебирают массу информации, архивов, разговаривают с десятками людей – прежде чем подготовят 10-ти минутное сообщение.

Очень ярко образцы такого ряда иллюзий обнаруживают абитуриенты педагогических вузов. Многих сюда приводит увлеченность занятиям любимой наукой (математикой, интерес к истории и т.п.,) а собственно работа учителя, преподавателя привлекает мало.

Рассмотрим в качестве примера профессию дизайнера. Работа дизайнера связывается, прежде всего, с творчеством, со свободным графиком, большими деньгами, общением с интересными и обеспеченными людьми, а также известностью и светской жизнью. Однако у этой профессии тоже есть непривлекательные стороны. Прежде всего, это кропотливый и тяжелый труд, часто связанный с физическими нагрузками. Работа над определенным проектом может длиться несколько недель, а то и месяцев без выходных. Кроме того, нельзя забывать, что дизайнер работает для заказчика, соответственно должен учитывать желания клиента и видение им результата работы, которые далеко не всегда совпадают с творческой задумкой самого дизайнера. Но самой главной трудностью в этой профессии является трудоустройство. Даже самые крупные фирмы работают «от заказа до заказа» и этот перерыв может быть достаточно велик. Конкуренция на этом рынке уже высокая. Как и в любой творческой профессии, признание дизайнера как профессионала может придти уже в институте, а может не наступить никогда. К сожалению, это даже не зависит от способностей и меры таланта.

6. Отождествление школьного учебного предмета с профессией или плохое различение этих понятий.

Прежде всего, при выборе профессии надо учитывать, какие реальные занятия и профессии за этим стоят. Есть такой предмет, как иностранный язык, а профессий, где требуется способность к языку много – переводчик, экскурсовод, телефонист международной связи и т.д. А человек с лингвистическим образованием может работать и преподавателем, и переводчиком, и редактором, и секретарем – референтом.

Важно знать, что профессий существует больше, чем школьных предметов.

7. Устарелые представления о характере труда в сфере материального производства.

На данный период во все профессии, и прежде всего в рабочие, внедряется сложная и интересная техника, повышается культура труда. А компьютер внедряется во все сферы деятельности – вплоть до животноводства.

8. Неумение разобраться, отсутствие привычки разбираться в своих личных качествах.

Разобраться в себе вам могут помочь профконсультанты, родители, учителя, друзья. Полезными также могут быть психологические тесты, но задача тестов – это активизация деятельности по самопознанию (т.е. самонаблюдению, самоанализу), не ждите от теста готового ответа.

9. Незнание или недооценка своих физических особенностей, недостатков, существенных при выборе профессии.

Цена этой ошибки очень высока – это здоровье. Многие подростки, имеющие проблемы со здоровьем не соотносят их с выбором профессии. Выбирают учебное заведение, сдают экзамены, но не проходят медкомиссию, по состоянию здоровья. И на этом этапе начинают подключаться родители, искать всевозможные пути, чтобы ребенок оказался в выбранном учебном заведении. Но дело в том, что медицинские противопоказания появились не случайно, так как есть профессии в которых требуется длительное напряжение тех или иных физиологических систем. (Например: компьютерщики и портные сильно напрягают глаза, а летчики – сердце). Поэтому не соотношение профессиональной деятельности и здоровья может привести к самым тяжелым последствиям.

10. Незнание основных действий, операций и их порядка при решении, обдумывании задачи при выборе профессии.

Здесь главное, чтобы подросток творчески подошел к делу и разработал для себя свой собственный план – список необходимых для выбора профессии действий. Сюда могут быть включены: анализ предложений на рынке образования, анализ спроса на рынке труда, объективная оценка своих способностей, склонностей и знаний. Важным помощником в этом могут стать: уроки профориентации, которые должны обучить вас основам правильного выбора профессии и технологиям подбора учебного заведения.

Во многих школах есть собственные психологические службы, где специалисты могут провести необходимые консультации, если таковые отсутствуют, то в школах есть информация о специализированных районных и городских организациях, где вам окажут помощь в профессиональном самоопределении. Многие подростки даже не знают с чего начать выбор соответствующей профессии, и часто стремятся переложить ответственность на других, например, на родителей или учителей.

Когда выбрана профессия, неизбежно встает не менее важный вопрос, где ее получить. Рынок образовательных услуг чрезвычайно не стабилен, появляются и закрываются учебные заведения, изменяются государственные образовательные стандарты, меняются названия специальностей и квалификаций. Разобраться самостоятельно в этой ситуации практически невозможно. Очень часто абитуриенты и родители даже не знают, что спросить на Дне открытых дверей или в Приемной комиссии. Подбор учебного заведения необходимо проводить очень тщательно. Случайный выбор учебного заведения может привести к самым неожиданным последствиям: вы можете не получить диплома государственного образца, или в этом дипломе вам напишут другую специальность, вуз может просто закрыться, может оказаться, что практика не будет организована, и в этом случае откуда появятся практические навыки и т.д.

1.Самостоятельная профессиональная ориентация/ Под общ. Ред. В.Д. Рожкова. – СПб.: ООО «Фортекс», 2002. – 136 с. С 55-56

2. Организация профориентационной работы в общеобразовательных учреждениях. Часть 2.Брянск, 1999 г. С.13-16

Молодёжь – это поколение людей, проходящих стадию взросления, под которой понимается становление личности, усвоение знаний, социальных ценностей и норм, необходимых для того, чтобы состояться как полноценный и полноправный член общества.

Этот период жизни можно расценить как время возможностей, устремлённости в будущее, когда перед тобой открыты различные перспективы. Именно сейчас предстоит сделать выбор, который определит всю последующую жизнь. Как важно, чтобы он был правильным! Многие, сталкиваясь с необходимостью выбрать профессию, очень переживают, так как страшно взять ответственность за свой поступок. Конечно, молодые люди стараются опираться на свои интересы, но ведь они меняются с течением времени, а профессия останется с ними навсегда.

Выпускники имеют очень смутное и зачастую неправильное представление о том, какой должна быть их будущая профессия. В школах если и знакомят учеников с некоторыми видами деятельности, то только теоретически. Наглядно же с ней мало кто имеет возможность познакомиться. Нет никаких практических курсов, которые могли бы помочь в понимании того, какой на самом деле будет их работа. Например, мечтал человек всё своё детство о профессии врача, представляя себе, как он в чистом белом халате чинно восседает в кабинете, не торопясь, выясняя жалобы пациентов; как легко ставить диагнозы, спасая жизни тысячам людей. А на самом деле оказывается совсем неготовым к этой деятельности: теряет сознание от вида крови, не может произвести медицинскую процедуру, так как боится причинить боль даже во благо, или ему не хватает терпения слушать многочисленные жалобы слишком нудных пациентов. Да и правильный диагноз, оказывается, поставить трудно, особенно когда время ограничено, и ответственность за чью-то жизнь на себя тоже взять непросто. Или, получая экономическое или юридическое образование, мечтает о карьере финансиста, а на деле оказывается невостребованным на рынке труда, ведь в российском обществе на данный момент переизбыток этих специалистов. Таких примеров можно привести множество.

Часто на выбор профессии оказывают влияние родители, предлагая ребёнку тот вид деятельности, в котором они сами успешны. Или наоборот, советуют его не выбирать, если их профессиональная карьера не сложилась. Бывают ситуации, когда родители не желают принять собственный выбор ребёнка, считая его неверным, неподходящим, иллюзорным. И ему может быть очень сложно избежать сомнений и не изменить своего решения.

Средства массовой информации также играют свою роль. Совсем недавно, в советском прошлом, были перспективны рабочие специальности: о работниках фабрик и заводов снимались фильмы, в газетах и журналах восхвалялось стахановское движение. Сейчас же общество ориентировано на то, чтобы получить всё и сразу, выбрать выгодную профессию, а не ту, к которой лежит душа. Например, многие современные девушки мечтают повторить карьерный путь известных моделей, актрис или певиц, наблюдая за их жизнью с телеэкранов и обложек модных глянцевых журналов, считая учёбу бесполезным занятием.

Большое влияние на выбор профессии сейчас оказывает и финансовое положение родителей, так как большинство высших учебных заведений платные, а бюджетных мест совсем мало. Далеко не у всех есть возможность оплатить образование своему ребёнку, который, возможно, и мог бы преуспеть в выбранной им деятельности. Хотя другие, менее способные, но более обеспеченные дети такое образование получают. Ему же приходится остановить свой выбор на какой-либо другой доступной ему профессии.

Также мало кто осознаёт, что выбранной им деятельностью придётся заниматься большую часть жизни, а потому очень важно, чтобы она нравилась, чтобы ходить на работу с удовольствием, а не считать минуты до окончания трудовой смены, в душе проклиная себя за неправильный выбор. Кроме того, очень важно, чтобы были способности к выбранной деятельности, так как если их нет, то человек, скорее всего, не преуспеет в данной профессии и напрасно потратит время на получение соответствующего образования. Здесь важно понять, к каким наукам есть склонности: к гуманитарным, естественным или точным, а также оценить свою коммуникабельность, физические и физиологические возможности.

Могут на выбор профессии повлиять и друзья. В некоторых ситуациях, когда человек ещё не определился с тем, что ему на самом деле нравится, он идёт поступать в какое-либо учебное заведение за своими товарищами.

В настоящее время существуют тесты по профессиональной ориентации, которые помогут определить сферу интересов, личные особенности, при этом появится возможность выбрать какую-либо деятельность из предложенных.

При таком многообразии факторов, влияющих на выбор своей будущей профессии, сделать безусловно правильный выбор очень сложно, если вообще возможно. Страх допустить ошибку, выбрав не тот жизненный путь, которому захочется следовать долгие годы, может сковывать молодых людей, лишая их решимости сделать первый шаг. В то же время, следует помнить, что не все так плохо. Лучший способ узнать, что именно тебе действительно нравится - это попробовать что-то сделать самому. Следует помнить, что при выборе профессии непоправимых ошибок не бывает. В отличие от прежних времен, смена рода деятельности для современного человека не является чем-то необычным. В ряде случаев это рекомендуют даже психологи. В современном мире с его быстро меняющимися запросами и стандартами нужно оставаться мобильным и быть готовым к любым изменениям, в том числе и при выборе работы. Главное - не оставаться в бездействии, не поддаваться страхам и слабостям, смелее пробовать все новое и решительно идти навстречу своей судьбе. Именно такое отношение к жизни, в том числе и при выборе профессии даст молодым людям возможность самостоятельно создать свое будущее и пройти по жизни своим путем!

Таким образом, выбор профессии – это важный и серьёзный шаг в жизни каждого человека, и чтобы он был правильным, необходимо проанализировать многие аспекты: востребованность на рынке труда, финансовые затраты на образование, свои склонности и способности, осознавать взятые на себя обязательства, но, в любом случае, этот выбор должен быть самостоятельным и обдуманным.

Зизина Мария, Мануйлова Анастасия

Исследовательская работа раскрывает ошибки старшеклассников при выборе ими профессии, предлагается алгоритм правильного подхода при решении вопроса: "Кем быть?"

Скачать:

Предварительный просмотр:

Департамент образования города Москвы

Восточное окружное управление образования

ГБОУ СОШ С УГЛУБЛЕННЫМ ИЗУЧЕНИЕМ

ИНОСТРАННЫХ ЯЗЫКОВ №1373

ТРУДНОСТИ

ВЫБОРА

ПРОФЕССИИ

Зизина Мария,

Мануйлова Анастасия

Класс 10 «А»

Руководитель:

Панарина С.Г., учитель обществознания

Уткина И.Ю., учитель географии

Москва

2012

ВВЕДЕНИЕ стр. 3

1. ГРУППЫ ПРОФЕССИЙ стр. 5

11. ОШИБКИ ПРИ ВЫБОРЕ ПРОФЕССИИ стр. 7

111. ОРИЕНТИРОВОЧНАЯ СХЕМА

ВЫБОРА ПРОФЕССИИ. стр. 12

ЗАКЛЮЧЕНИЕ стр. 18

ЛИТЕРАТУРА СТР. 20

ВВЕДЕНИЕ

Процесс удовлетворения потребностей находится в тесной связи с человеческими способностями, талантами и умениями. Одна из главнейших сторон жизни связана с работой и выбором профессии. Чем раньше человек определит свое профессиональное призвание, тем больше у него шансов стать счастливым.

Все старшеклассники нашей школы хотят получить высшее образование. Мотивы выбора профессии у всех разные – престижность профессии, материальная обеспеченность, привлекательность содержания образования, желание родителей, традиции семьи, интерес к данной профессии.

Анкетирование и опросы учащихся 10, 11 классов нашей школы показали, что 63% старшеклассников определились с выбором профессии, но дополнительное проведенное тестирование по определению профессиональных склонностей показало 25% несовпадений! Кроме этого, 37 % учащихся не определились с выбором, хотя (по результатам тестирования) половина из них имеют выраженные склонности к определенным видам деятельности (приложение 1).

Такая картина нас озадачила, и мы решили выяснить, как же правильно осуществлять профессиональный выбор? Цель нашей работы - преодолеть трудности выбора профессии, которые существуют сегодня для многих. Результаты нашего исследования мы оформили в виде памятки, которая, мы надеемся, пригодится всем: и школьникам, и их родителям, нашим педагогам, и классным руководителям.

  1. ГРУППЫ ПРОФЕССИЙ

Насколько важен правильный выбор профессии для человека?

С экономической точки зрения, если производительность труда работника, правильно избравшего профессию и выполняющего работу с желанием, принять за 100%, то у человека работающего, но неправильно выбравшего профессию, она будет равняться 50%, а у работающего без желания, и к тому же и неправильно выбравшего профессию, - 30%.

На сегодняшний день существует пять вариантов деятельности человека в зависимости от взаимоотношений человека и объекта действий (т.е. с кем или с чем работает человек определённой профессии):

Чтобы не ошибиться в выборе профессии, необходимо пройти тест, который выявит профессиональную направленность (приложение 2). Его мы провели среди 57 старшеклассников. Список профессий, выбранных ими, разнообразен. Это учителя и врачи, менеджеры и экономисты, переводчики и программисты, журналисты и психологи (приложение 3).

11. ОШИБКИ ПРИ ВЫБОРЕ ПРОФЕССИИ.

Если верно выбрать профессию, то работа наша будет приносить радость и удовлетворение. Специалисты своего дела, как правило, успешно выдерживают конкуренцию и имеют достойный заработок. Важно знать, что существует ряд причин, из-за которых мы можем выбрать неподходящую для себя профессию.

1. ПРЕДУБЕЖДЕНИЕ О ТОМ, ЧТО ПРОФЕССИЮ НУЖНО ВЫБРАТЬ «РАЗ И НАВСЕГДА», КАК ЧТО-ТО ПОСТОЯННОЕ, НЕИЗМЕННОЕ.

В любой профессии неизбежно происходит смена занятий и обязанностей по мере продвижения к вершинам профессионального мастерства от простых и однотипных к сложным и разнообразным. Вслед за повышением квалификации происходит и карьерный рост. И чем качественней освоены азы профессии, тем быстрее достигается успех. Поэтому к выбранной профессии следует относиться не как к немедленному «скачку в специальность», как к протяженному процессу непрерывного профессионального самосовершенствования.

2. ПРЕДРАССУДКИ О ПРЕСТИЖНОСТИ ИЛИ, НАОБОРОТ, НЕДОСТОЙНОСТИ ПРОФЕССИИ.

Имеется в виду ложное, необоснованное отношение общественного мнения к некоторым профессиям. Нужно учитывать, что рынок труд может быть перенасыщен так называемыми «престижными» специалистами (отсюда проблемы с трудоустройством), и, с другой стороны, некоторые важные и востребованные профессии незаслуженно считаются неприличными, недостойными.

3. ВЫБОР ПРОФЕССИИ «ЗА КОМПАНИЮ», ПОД ВЛИЯНИЕМ ДРУЗЕЙ И ЗНАКОМЫХ.

Нет никакой уверенности, что те профессии, которые подходят нашим друзьям и знакомым, соответствуют нашим способностям, склонностям, особенностям характера. «На вкус и цвет товарища нет» - эта поговорка в полной мере соответствует ситуации выбора профессии. Только разобравшись в себе и узнав максимум информации об интересующей профессии, можно сделать правильный выбор.

4. РАСПРОСТРАНЕНИЕ ОТНОШЕНИЯ К ЧЕЛОВЕКУ – ПРЕДСТАВИТЕЛЮ ТОЙ ИЛИ ИНОЙ ПРОФЕССИИ - НА САМУ ПРОФЕССИЮ В ЦЕЛОМ.

Подражание значимому для нас человеку, «идеалу» - не самый лучший довод при выборе профессии. Вообще, нельзя судить о профессии по тому, нравится или не нравится нам конкретный специалист. Гораздо важнее и правильнее учитывать те требования, которые профессия предъявляет к особенностям нашего характера, поведения, к нашим знаниям и умениям.

5. «ОДНОБОКОЕ» ПРЕДСТАВЛЕНИЕ О ПРОФЕССИИ, УВЛЕЧЕНИЕ ТОЛЬКО КАКОЙ-НИБУДЬ ЧАСТНОЙ СТОРОНОЙ ПРОФЕССИИ.

Чтобы сформулировать верное представление о профессии, необходимо как можно тщательней собирать информацию не только внешних атрибутах профессии, но и обо всех особенностях повседневного труда профессионала. Так, за внешней яркостью и праздничностью работы в шоу-бизнесе скрывается, на самом деле, тяжелый будничный труд, ночная работа, частые разъезды.

6. ОТСУТСТВИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О СОБСТВЕННЫХ ИНТЕРЕСАХ, СПОСОБНОСТЯХ, СКЛОННОСТЯХ. НЕУМЕНИЕ АНАЛИЗИРОВАТЬ ОСОБЕННОСТИ СВОЕЙ ЛИЧНОСТИ.

Лучше разобраться в себе помогут родители, друзья, учителя, чтение соответствующей литературы. Квалифицированный совет о том, какие наши увлечения смогут стать нашим жизненным призванием, дадут опытные психологи-профконсультанты.

7. НЕЗНАНИЕ ИЛИ ПРЕНЕБРЕЖЕНИЕ ОСОБЕННОСТЯМИ СОСТОЯНИЯ СВОЕГО ЗДОРОВЬЯ ПРИ ВЫБОРЕ ПРОФЕССИИ.

Существует ряд профессий, которые не рекомендуется или даже запрещены к освоению при тех или иных заболеваниях нашего организма. Знание таких ограничений необходимо не столько из-за того, что мы не сможем работой по той или иной специальности, а скорее потому, что эта работа может значительно ухудшить состояние нашего здоровья.

8. НЕОСВЕДОМЛЕННОСТЬ ОБ ОСНОВНОЙ СХЕМЕ ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЯ ПО ВЫБОРУ ПРОФЕССИИ.

Если мы хотим, например, точно решить математическую задачу, мы должны по определенной схеме выполнить подходящие действия, иначе ответ просто не будет верен. Точно также нужно поступить и при выборе профессии, чтобы принятие столь жизненно важного решения не было спонтанным и хаотичным.

111. ОРИЕНТИРОВОЧНАЯ СХЕМА

ВЫБОРА ПРОФЕССИИ.

Этап 1. ЗНАКОМСТВО С МИРОМ ПРОФЕССИЙ.

Cоберите как можно больше информации о существующих профессиональных сферах, отраслях деятельности, о ключевых профессиях в этих отраслях, о том, какие специалисты актуальны и востребованы на рынке труда, какие области знаний и личностные качества соответствуют тем или иным профессиям и т.п.

Этап 2. ВЫЯВЛЕНИЕ ЛИЧНЫХ ИНТЕРЕСОВ И СКЛОННОСТЕЙ.

Поразмышляйте над тем, чем Вы увлекаетесь, какие виды деятельности вызывают у Вас познавательных интерес (желание получать соответствующие знания, сведения), какой работой Вы хотели бы заниматься (изучать какие-либо тексты, придумывать новые образы, общаться с людьми и т.п.)

Этап 3. ОПРЕДЕЛЕНИЕ СОБСТВЕННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ, УМЕНИЙ И НАВЫКОВ.

Проанализируйте, какими личностными особенностями, содействующими успеху в той или иной деятельности, Вы обладаете. Это могут быть интеллектуальные и творческие способности (способности к математике, языкам, музыке, рисованию и т.д.), отличающие Вас черты характера (усидчивость, пунктуальность и т.д.), какие-либо особенности организма (например, физическая выносливость, хороший глазомер, тонкий слух и т.п.). Разберитесь, что у Вас получается делать, какие действия Вы можете выполнять умело и качественно.

Этап 4. ФОРМУЛИРОВАНИЕ СВОИХ ТРЕБОВАНИЙ К БУДУЩЕЙ ПРОФЕССИИ.

Результатом Ваших размышлений на данном этапе должен явиться перечень личных ожиданий и требований относительно Вашей будущей профессии. Этот перечень может отражать следующие моменты:

Мотивы будущей деятельности (стремление к признанию, потребность в творчестве, желание общаться, стремление к повышению уровня мастерства, потребность в стабильности и т.п.);

Предполагаемая сфера профессиональной деятельности (экономика, медицина, транспорт, строительство, искусство, общественная деятельность, сфера обслуживания и т.п.);

Планируемые профессиональные функции (управление, обслуживание, исследование, защита, контроль, производство и т.п.);

Уровень желаемого профессионального образования (колледж, ВУЗ, специализированные курсы и т.п.);

Предпочитаемые содержание и условия работы, режим рабочего дня, орудия труда, примерный уровень заработной платы, возможность трудоустройства, карьерного роста и т.д.

Этап 5. ВЫДЕЛЕНИЕ ВНЕШНИХ И ВНУТРЕННИХ ОГРАНИЧЕНИЙ ПО ВЫБОРУ ПРОФЕССИИ.

Теперь нужно продумать те факторы, которые объективно могут ограничить круг выбираемых профессий. Эти ограничения могу быть связаны с особенностями Вашего физического и психологического здоровья, с обстановкой в семье, материальным положением, географией места проживания и т.п.

Этап 6. ФОРМИРОВАНИЕ СПИСКА ПОДХОДЯЩИХ ПРОФЕССИЙ.

Ориентируясь на Ваши знания о мире профессий, составьте список подходящих Вам профессий, не просто интересных, увлекательных, но которые Вы можете представить себе именно в качестве будущей специальности, как Ваше призвание.

Этап 7. ВЫБОР НАИБОЛЕЕ УДОВЛЕТВОРЯЮЩЕЙ ПРОФЕССИИ.

Проанализируйте каждую профессию из составленного на этапе 6 списка по тем пунктам, которые обозначились у Вас на предыдущих этапах (со 2-ого по 5-ый), Можете буквально по баллам подсчитать (начисляя один балл за каждое совпадение), какая из выбранных профессий наиболее соответствует Вашим способностям и склонностям, требованиям, жизненным обстоятельствам.

Этап 8. ПРОВЕРКА ОПТИМАЛЬНОСТИ СОВЕРШЕННОГО ВЫБОРА ПРОФЕССИИ.

Для того, чтобы получить объективную оценку, обсудите сделанный Вами выбор с теми людьми, чье мнение для Вас ценно и авторитетно: с родителями, друзьями, учителями, представителями данной профессии, психологами-профконсультантами. Но помните, что решающее «право голоса» остается всегда за Вами.

Этап 9.

ПЛАНИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ПУТИ.

На заключительном этапе необходимо наметить конкретные шаги по пути следования выбранной профессии: определиться с учебным заведением, в котором можно приобрести профессию, продумать, где можно получить начальный профессиональный опыт и постоянное место работы, как совершенствовать свои профессиональные навыки.

Эту схему мы предлагаем в виде памятки (приложение 4).

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Советы молодым людям, которые выбирают профессию:

  1. Необходимо убедиться в том, что при выборе профессии вы не ошиблись в оценке собственных способностей и потребностей.
  1. Вы должны хорошо себе представлять, где ваши знания впоследствии вам пригодятся, где они будут востребованы.
  1. Выбирая будущую профессию, вы должны хорошо знать, чем вам придется заниматься, т.е. представлять круг ваших обязанностей, плюсы и минусы будущей работы.
  1. Соотнесите понравившуюся вам специальность с потребностями общества.

Для преодоления сложностей в профессиональной ориентации следует обратиться за помощью к специалистам в этой сфере. Это могут быть и школьные психологи, и консультанты в специальных пунктах и центрах (окружные и городские), в том числе по трудоустройству и занятости молодежи.

Сделать правильный выбор – это реально!

ЛИТЕРАТУРА:

1.Зельдович Б.З. Организационное поведение.

М.: Аспект-Пресс, 2008.

2. Под ред. Одегова Ю.Г. Трудоустройство: поиск работы. М.: изд. «Экзамен», 2002.

3. Фопель К. На пороге взрослой жизни. /Пер. с нем.

М.: Генезис, 2008.

Как найти себя и кем стать? Этот вопрос мучает каждого сознательного человека в определённый момент, в большинстве случаев им задаются старшеклассники и их родители. Конечно, подходить к выбору профессии нужно серьёзно и основательно, но не стоит забывать, что впереди ждёт долгая жизнь, в течение которой можно приобрести ещё не одну специальность и даже в корне поменять род деятельности.

И всё же, хотелось бы отметить, что выбор первой профессии важен и подход к этому действу должен быть соответствующий. Что нужно делать для того, чтобы правильно подобрать учебное заведение, факультет, специальность мы примерно представляем. Наше самоопределение происходить ещё в далёком детстве, когда мы применяем на себя разные профессиональные роли. Заканчивается оно в юности и сопровождается развитием некоторых условий, способствующих принятию решения. Такие условия создают своеобразную формулу будущей профессии и условно их можно обозначить как «могу», «хочу» и «надо».

Здесь, «хочу» - это наши склонности и интересы (увлечение предметами, явлениями, событиями, различными видами деятельности).

«Могу» - способности человека, его состояние здоровья (математические, творческие и т. д.).

И немаловажное «надо» - например, молодой человек хочет стать гондольером и всё для этого у него есть: отменное здоровье, красноречие, хорошая память и приятный голос. Одна проблема, в нашей стране не водят гондолы, и соответственно наш вымышленный герой не найдёт применение полученной профессии.

Можно выделить несколько типичных ошибок при выборе будущей профессии, знание которых поможет найти работу, максимально вас удовлетворяющую.

ТОП-10 ошибок при выборе профессии

  1. Ориентация только на внешнюю сторону профессии. Необходимо узнать глубже течение рабочего процесса, повседневность, возможные трудности.
  2. Перенесение своего отношения к человеку, представителю какой-либо профессии, на саму профессию. Отрицательные или положительные черты характера, манера поведения человека не всегда являются неотъемлемыми составляющими той или иной профессии.
  3. Приравнивание учебных предметов к профессиям. Мир последних значительно больше и далеко не всегда отвечает школьным предметам.
  4. Желание идти на поводу большинства и получить профессию «за компанию».
  5. Пренебрежение своими личными качествами, способностями, наклонностями, желаниями, уровнем знаний и подготовкой.
  6. Пренебрежение оценкой своих физических возможностей, уровнем нагрузок, противопоказаниями.
  7. Путаница в понятиях «профессия», «должность» и «специальность».
  8. Отношение к будущей специальности, как к единственной в жизни. В любой сфере деятельности с течением времени происходит смена должностей, мест, приобретение смежных специальностей, и всё это по мере роста профессионализма и квалификации человека.
  9. Погоня за престижными профессиями. Изучай не моду, а рынок труда.
  10. Ориентация сразу на профессии высшей квалификации.

Мы познакомили вас с самыми распространёнными ошибками в выборе профессии. Теперь каждый из вас может оценить свою ситуацию и принять правильное решение.

Не нужно пугаться, если в этих ошибках, вы увидели свой подход к поиску будущего места работы. Сознательный выбор будет произведён только в том случае, когда он мотивирован: человек реально оценивает свои возможности и хорошо знаком с родом деятельности.

В связи с этим хотелось бы отметить, что существует пять типов профессий и несколько групп мотивов.

Типы профессий

  1. «Человек - знаковая система» (переводчик, бухгалтер, экономист, программист, геодезист, архитектор и прочие) .
  2. «Человек - природа» (эколог, ветеринар, лесовод, геолог и другие) .
  3. «Человек - человек» (преподаватель, врач, юрист, следователь, психолог и другие) .
  4. «Человек - художественный образ» (гримёр, дизайнер, скульптор, художник и прочие) .
  5. «Человек - техник» (инженер, механик, слесарь, электрик и другие) .

Возможные мотивы при выборе профессии

  1. Престижные (достижение положения в обществе, возможность быстрого карьерного роста) .
  2. Эстетические (тяга к красоте, гармонии и прекрасному) .
  3. Моральные (направление на полезный результат для людей, оказание им помощи) .
  4. Социальные (поиск своего места в обществе согласно интересам и возможностям) .
  5. Познавательные (желание приобрести специальные знания, заинтересованность в сути рабочего процесса) .
  6. Материальные (поиск высокооплачиваемой работы) .
  7. Творческие (желание быть уникальным) .
  8. Утилитарные (лёгкость поступления в учебное заведение, близкая расположенность к дому и прочие) .

К своему будущему нужно относиться очень серьёзно, тогда и к настоящему будет такой же подход. Уже в самом начале своего трудового пути можно хорошенько подумать: кем я буду? Что я буду делать и чего хочу достичь? Хорошо продумав все эти вопросы, можно смело рассчитывать на успешный исход дела и приобретение профессии, которая положит начало радостным рабочим будням.

Хотелось бы ещё отметить, что в конце прошлого года Минобрнауки внёс рекомендации для вузов - не принимать троечников в свои ряды. Качество подготовки абитуриентов должно повышаться, и выпускники с тройками в аттестате могут не успевать за учебной программой. Были проведены исследования и выявлено, что большинство троечников поступают в аграрные вузы, отличники спешат стать медиками, а ученики с хорошими отметками подают заявления в инженерные и технические вузы. Не стоит пугаться будущих трудностей при освоении учебной программы вуза, при необходимости можно обратиться за помощью и .