Кто такие GR-менеджеры? Джи ар пи (GRP) Джи ар менеджмент.

Выстраивание отношений с государственными структурами, лоббирование своих деловых интересов во властных коридорах — важная часть работы, которая, по мере формирования соответствующей правовой базы, будет делаться все важнее.

Кривизна банана

Все знают, что такое «пиар». Мы привыкли к этому слову, образованному из аббревиатуры термина Public Relations, обозначающему деятельность по выстраиванию правильных отношений между компанией (или индивидуумом) и обществом, публикой. Мы изобрели термин «черный пиар» и изощренно, в масштабах, поражающих воображение, употребляем его, имея в виду распространение слухов или специально подобранных фактов, способных бросить тень на конкурента, опорочить его или его продукцию.

Пиар, решающий задачу информирования широкой общественности о выдающихся успехах компании, является, по сути, одной из функций маркетинга и юридической службы. Пиарщики действуют, в основном, через СМИ, у всех на виду. Однако есть и обратная сторона медали, «темная сторона Луны», о которой широкая общественность не информируется. Это Governent Relations, GR («джиар»), решающий задачу выстраивания отношений с «властью» (government) — законодателями, федеральным и местным правительствами, исполнительными и регулирующими органами. Это куда более тонкая материя: в ТНК-BP, например, на GR трудятся аж сорок человек, и служба их и опасна, и трудна.

В англосаксонских странах (США, Великобритания, Канада, Австралия и т.д.) приняты законы о лоббизме. На европейском Западе воленс-ноленс компании тоже были просто вынуждены изыскивать инструменты для отстаивания своих деловых интересов в правительстве, а сейчас, с развитием брюссельской евробюрократии, это направление развивается особенно бурно.

К примеру, введенные несколько лет назад ограничения по радиусу кривизны бананов у непосвященных могут вызывать лишь горькую усмешку, сопровождающуюся парой нецензурных выражений — так эти ограничения и оценили большинство объединенных европейцев. Ну какое, в самом деле, отношение может иметь кривизна банана к его вкусовым характеристикам и сроку хранения? Однако, принятая в недрах какого-то подкомитета одной из многочисленных брюссельских комиссий, потом проштампованная в числе многих других на общем заседании директива полностью перекроила европейский рынок, до того поделенный между разными банановыми республиками. Половина импортеров из стран, чьи бананы были слишком большими и прямыми или наоборот, слишком маленькими и гнутыми, попросту вылетели из бизнеса.

Принятие обыкновенного серенького регулирующего документа, одного из сотен и тысяч подобных, явилось результатом плотной многомесячной работы лоббистов группы импортеров. И конкуренты не смогли оказать им достаточного противодействия.

Или возьмем, например, историю с прокладкой трубопровода «Северный поток». Тянуть трубопровод можно, только получив разрешения от всех стран, через чьи территориальные воды он проходит. Нужно ли говорить, с каким противодействием (особенно в силу политических аспектов этого проекта) столкнулась компания? Волею случая я имел удовольствие лишний раз наблюдать пресловутый «железный немецкий механизм» в действии. Очень похожий на игру футбольной сборной Германии — были наняты специальные команды менеджеров, на каждую из стран. Менеджеры методично, шаг за шагом изучали особенности местных законодательств во всех областях — экологии, предотвращению несчастных случаев на море, и т.п., и столь же методично преодолевали один барьер за другим. Безусловно, оправдало себя и приглашение на высшую должность бывшего канцлера Германии, усилившего пробивную силу проекта своим политическим весом и связями. Финальное разрешение Финляндии было высказно в класической форме «хочется крыть — да нечем»: «У нас более нет причин для дальнейших отказов».

Вот так работают профессиональные GR-менеджеры. Давайте теперь рассмотрим случаи, из которых стоило бы извлечь уроки.

Кто в лес, кто по дрова

Минувшим летом, когда Москва задыхалась от пожаров и по всей стране полыхали сотни гектаров лесов и торфяников, маленькая группа людей с упорством, достойным лучшего применения, отстаивала от вырубки просеку будущей автомагистрали «Москва — Санкт-Петербург», проходящую через Химкинский лес посредством не чего-нибудь, а организации музыкальных концертов на площади. Это при том, что задача проведения «расширенной» автодороги была, в общем-то, тривиальной. Дорога нужна, примерно как ее вести — известно. Анализ имеющихся вариантов и выбор из них рабочего поручили проектному институту, который профессионально исполнил проект. Проблема лишь в том, что упустили из виду и пиар, и джиар.

«Стэйкхолдеры», то есть стороны, чьи деловые интересы затрагивает предполагаемое строительство по тому или иному варианту были определены, но с ними не провели никакой работы! Оптимальный вариант проекта не был проллобирован ни в московском, ни в подмосковном правительствах и деловых кругах. Никто не позаботился о том, чтобы проект получил в СМИ верное освещение. В результате — с задержкой на новые общественные рассмотрения и невозможностью вести строительство дождливой осенью и снежной зимой — начало строительства отложено как минимум до мая будущего года. То есть фактически упущена выгода от полугода эксплуатации автомагистрали.

Или возьмем другой случай — с компанией «Яндекс». Известен ее девиз — «Найдется все!» Компания интернет-поиска развивалась органически, стихийно на первом этапе, впоследствии обзавелась иностранными инвесторами и превратилась в акционерное общество. Заняв более половины рынка, она с удивлением обнаружила в своих рейтингах популярности обсуждаемых в Интернете тем способность влиять на формирование общественного мнения у вечно чем-то озабоченной интернет-общественности, каковой способностью с удовольствием начала пользоваться. Уличенная в явном и неявном манипулировании рейтингами, компания никаких объяснений своих правил, механизмов подсчета эти самых рейтингов бурливой общественности не предоставила. Пиар компании, ограниченный узкими рамками «пресс-релизов по пятницам» явно не на высоте. Похоже, отсутствует базовое понимание того, что надо делать.

И стоило ли потом удивляться тому, что на правительственном уровне начал дискутироваться вопрос о создании «национального интернет-поисковика»? Винить тут стоит не правительство (само активно и успешно осваивающее интернет-пространство — начиная с личных аккаунтов президента и губернаторов в «Твиттере» и «Живом Журнале» и заканчивая попытками введения электронного документооборота с гражданами), а лишь себя, любимых. Правительство же не столько хочет манипулировать популярностью обсуждаемых в Интернете тем, сколько просто не хочет, чтобы этим занимался к своей выгоде кто-то другой, ему малопонятный, да и, судя по отсутствию внятной стратегии, не слишком профессиональный. Особенно такое правительство, которое инициирует мега-проекты типа Сколковского. Срочное введение в состав правления компании «Яндекс» бывшего высокопоставленного кремлевского чиновника выглядит скорее актом отчаяния и выстрелом вслед поезду, уже покинувшему перрон этой станции.

Два орла

Какие же можно сделать выводы из всего сказанного выше? GR-менеджментом пренебрегать нельзя, даже если у вас небольшой региональный бизнес, и без GR просто не обойтись, если вы руководите крупной компанией. Во-первых, GR может послужить для вашей компании простым и прямым путем к конкурентному преимуществу или же эффективным методом нейтрализации конкурентной атаки. Во-вторых, косвенно, GR укрепляет «мышцы» компании: начав работать с институтами власти, вы обретаете бесценный опыт. Далеко не все сводится к установлению сети личных контактов — понимание принципа, механизма работы того или иного государственного института тоже дорогого стоит. Юридическая база защиты интересов бизнеса в коридорах власти лишь формируется. И лучше включиться в этот процесс уже сейчас, чем потом оказаться перед фактом и долго, до крови, расчесывать себе буйну голову, пытаясь понять, что происходит.

Пиар и джиар на самом деле «близнецы-братья», как Ленин и партия. Просто, подобно двуглавому орлу на гербе, одна голова смотрит в общество, в массы, состоящие из индивидуальностей, требующих одного подхода, а другая — во власть, состоящую из тех же индивидуальностей, но избранных или назначенных на должности с правом принятия решений.

Определите, где и в каких областях деятельность или планы вашей компании пересекаются с интересами или планами правительств и готовящимися законами или нормативами. Будьте внимательны к тому, что происходит непосредственно в городе или административном районе, затрагиваемом вашими интересами — это может оказаться не менее, а то и более важным, чем происходящее в московских кабинетах. Местные чиновники и законодатели, как правило, четко обозначают, где заканчивается их компетенция и с какими вопросами нужно выходить на федеральный уровень, и наоборот.

Обратите внимание на то, какие законы и регулирующие правила и стандарты находятся в фазе проработки, и на то, кто инициирует и активно продвигает работу над ними — даже это, при соответствующем анализе может указать вам на готовящуюся конкурентом атаку. Или же — на возможность собственной атаки. Идентифицируйте все возможные сферы пересечения интересов и далее, выбрав и разделив их на «срочные» и «важные» (срочный — это «я голоден, надо поесть», а важный же — «чтобы получить хорошую работу, надо закончить институт»), намечайте стратегию и тактику своих действий.

И действуйте, помня: не все так плохо. Худо ли, бедно, в стране уже есть компании, осуществляющие лоббистскую деятельность и даже «мониторящие» ее. Да, этот важный сектор у нас находится еще в зачаточном состоянии. Не хватает законодательной базы и регулирующих ее правил, мало грамотных профессионалов. Но в том есть и свои преимущества. Кто первым проявит активность в этом направлении, у того будут все шансы опередить конкурентов.

журнал «CEO», №11 за 2010 год

Материал взят с сайта «Энциклопедия маркетинга» www.marketing.spb.ru

Судачат об этом, понятное дело, шепотом. Ни одна компания не признает, что у них в штате есть человек, получающий зарплату за то, что ищет в госструктурах потенциальных взяточников. То есть, скорее всего, компании подтвердят существование в их штате «джи-ара». Но при этом наверняка слукавят. Скажут, что цель «джи-ара» - просто общение с государством.

Вот в этом и будет лукавство. Потому что «просто» в налаживании контактов с государством бывает редко. Именно поэтому, как шепотом судачат в столицах, компании готовы платить за хороших «джи-аров» большие деньги. Ведь что такое хороший джи-ар? Это зеленый свет всему. Это «да» самым смелым проектам компании. Это статус и сверхприбыль.

Рассмотрим гипотетическую ситуацию. К примеру, некая компания-застройщик собралась строить дом в миллион этажей. К примеру, территория, на которой хотят строить дом, занята детским садом. И еще, например, под детским садом есть карстовый провал, который не выдержит миллионэтажный дом. Что делает обычная компания? Утирается и уходит в сторонку.

Что делает компания, где работает хороший «джи-ар»? Правильно! Она строит свой небоскреб на месте, где недавно был детский сад, и где до сих пор остался карстовый провал. Дом через пару десятков лет уйдет под землю, но это ничего. Квартиры в нем уже проданы, и все довольны. А все потому, что хороший «джи-ар» из всех дверей в местной администрации сумел открыть нужную.

Возможно, хороший «джи-ар» служил вместе с главой комитета в армии. Возможно, они играют с его первым замом в одной хоккейной команде. Возможно, он навел справки и выяснил, что второй зам с детства неравнодушен к машинам марки «Феррари». Возможно, была еще сотня других вариантов. Но – так или иначе – детский сад на месте будущей стройки внезапно признаю т аварийным и неуместным. Карстовый провал и вовсе исчезает из документов магическим образом. Место свободно! А все потому, что у компании есть хороший «джи-ар».

Кого берут на эту работу? Говорят, что хороший шанс устроиться у людей, которые сами когда-то работали на государственных должностях. Они знают, как устроена машина изнутри: какие винтики крутить можно, а какие – ни в коем случае нельзя. Также на роль «джи-аров» принимают бывших политтехнологов - система одна, лица те же, связи уже налажены.

Но госаппарат большой, ведомств – много, ответственных лиц – тьма, и с каждым в баню не сходишь. Если так пойдет, придется создавать целые GR-отделы: один отвечает за связи с полицией, другой – с санэпидстанцией, третий – со строительным надзором. Незаконные дома. Палатки с подозрительной шавермой. Кафе, торгующие алкоголем без лицензии. Магазины со сметаной «завтрашнего дня». Работы у будущих «джи-аров» будет много.

GRP (Gross Rating Points, Джи Ар Пи ) – один из наиболее популярных показателей медиапланирования, позволяющий оценить схему размещения обращения в нескольких медианосителях. GRP – маркетинговый показатель, отражающий масштаб рекламно-информационного воздействия. Считается методом суммирования рейтингов всей рекламной кампании по всем носителям.

GRP показывает , сколько раз рекламное сообщение попадается людям на глаза за период рекламной кампани и означает количество набранных пунктов рейтинга для определенного временного промежутка по аудитории. Базовый показатель для измерения мощности кампании при определении ее стоимости и сравнения с другими.

Для расчета GRP маркетинговой кампании необходимо знать все рейтинги, набранные отдельными выходами рекламных сообщений. Такой рейтинг - это процентное соотношение аудитории, которая видела эфирное событие, по отношению ко всей аудитории, которая могла его видеть. При этом,никогда не складывают GRP’s из разных целевых аудиторий.

Расчеты по GRP производят при медиапланировании рекламных кампаний, в том числе при составлении графиков рекламы на телевидении. Все основные расчеты на ТВ ведутся по прогнозным рейтингам GRP. После эфира проводится сверка прогнозных показателей GPR с реальными.

Постбаинг – сверка прогнозных рейтингов с фактическими после окончания размещения. В этом случае, если суммарный рейтинг получился ниже заявленного более, чем на 15%, то телеканалы предоставляют рекламодателям эфиры для показа их ранее оплаченной рекламы в аналогичное время, чтобы выйти на заявленный рекламным агентством суммарный GRP.

Пример расчета GRP.

  • в первый день маркетингово-рекламной кампании рекламное сообщение увидело 30% аудитории, то рейтинг равен 30;
  • во второй день 40 % аудитории увидели рекламное сообщение – рейтинг равен 40;
  • в третий день - 30 %, рейтинг - 30.
По результатам трех дней рекламной компании, валовой рейтинг (GRP), будет равен 30+40+40=110. При упоминании величины GRP знак процента обычно опускается.

GR-менеджер — специалист по связям с органами власти, лоббист. Термин происходит от англ. «Government relations» — «связь с государственной системой управления».

Обычно GR-менеджерами становятся выпускники юридических и экономических факультетов. Некоторые специалисты приходят из PR . Особо приветствуется опыт работы в госструктурах.

В обязанности GR-менеджера может входить: — взаимодействие с органами власти разных уровней и общественными организациями (в том числе проведение встреч и переговоров); — продвижение и защита интересов компании; — участие в специализированных выставках, конференциях, семинарах; проведение презентаций; — политический анализ, консультитрование руководства компании.

Основой деятельности «джиарщика» является наличие серьезных навыков межличностного общения и коммуникационных способностей. Опытный GR-менеджер должен уметь выстроить и поддерживать связь не только с органами государственной власти, СМИ, но и с самой компанией — ее высшим руководством, руководителями функциональных подразделений, сотрудниками. GR-менеджер должен обладать организаторскими способностями, так как реализация крупных проектов требует сложной системы мероприятий: конференций, кампаний в СМИ, реализации социальных проектов компании.

Функциональные обязанности

1. Организация взаимодействия с органами государственной власти и общественными организациями;

2. Организация встреч и переговоров с представителями государственных организаций;

3. Участие в специализированных выставках и конференциях, проведение семинаров и презентаций для представителей

государственных органов;

4. Отслеживание законодательных и политических тенденций и изменений, консультирование, политический анализ;

5. Продвижение и защита интересов компании в органах государственной власти.

Специалист по GR должен уметь строить доверительные и позитивные отношения между своим работодателем и властью не путем подкупа, а с помощью установления неформального диалога в целях устойчивого развития компании.

Образование обязательно должно быть высшее, приоритетными считаются сферы государственного управления, юриспруденции и экономики. Приветствуется также образование в сфере деятельности компании, будь то химия, журналистика или коммерция.

Обязателен и опыт работы, например, на аналогичной должности в бизнес-компаниях, общественных организациях, государственной администрации.

Среди качеств, которыми должен обладать «джиарщик», можно отметить высокие коммуникативные способности, так как без умения правильно организовать диалог с представителем государственного органа цель GR-менеджера может быть не достигнута. К качествам, предъявляемым кандидатам, относятся также навыки эффективного межличностного общения, стратегическое мышление, умение формулировать проблемы и задачи и лидерские качества. Ко всем перечисленным требованиям можно добавить глубинное понимание особенностей функционирования законодательной и исполнительной власти, специфики межведомственных отношений и навыки лоббирования, а также креативность, то есть способность к нестандартному мышлению.

Дополнительным плюсом будет наличие персональных связей в государственных органах власти, опыт участия с предвыборных компаниях и знание иностранных языков. Клиентами также высоко ценится наличие научной степени или прочих званий, так как это вызывает уважение.

Со стороны кажется, что GR (взаимоотношения или связи с органами власти) действуют в России в вялотекущем режиме. Более того, многие специалисты, имеющие прямое или косвенное отношение к пиару, не могут дать однозначную характеристику GR. Это лоббирование чьих-то интересов? Персональный брендинг чиновников? А какие услуги в сфере GR наиболее востребованы именно в нашей стране? Это вопросы мы адресовали авторитетным GR-экспертам.

Вадим Горжанкин Генеральный директор PR-агентства «Красное Слово» (входит в Коммуникационную группу «Красное Слово»)

Связи с органами власти в России сегодня по большей части находятся на любительском уровне. Чаще всего такой GR выглядит следующим образом: находится какой-нибудь бывший депутат или «свадебный генерал», который самонадеянно обещает решить любой вопрос в кратчайшие сроки. Все это сопровождается презентацией своих безграничных возможностей с упоминанием самых авторитетных фамилий, должностей, министерств, ведомств. Как показывает практика, чаще всего это обычный «развод на деньги», которым промышляют авантюристы, нередко бывшие чиновники, административная карьера которых прервалась не лучшим образом. Есть, конечно, люди, которые действительно решают серьезные вопросы, как правило, речь идет о лоббировании законопроектов и крупных контрактов, но таких немного по сравнению с массой джиарщиков-самозванцев.

Если говорить о построении связей с органами власти на профессиональном уровне, который чаще всего подразумевает разработку долгосрочной стратегии, помноженную на масштабную работу с общественным мнением, то таких проектов очень мало. К сожалению, российские представители среднего и крупного бизнеса в массе своей еще не дозрели и до хорошего классического PR, не говоря о GR. Вероятнее всего, они не хотят рисковать, так как тот или иной GR-проект в какой-то степени непредсказуем, как и любой политический проект. В то же время, если GR-проект затрагивает серьезные интересы целых отраслей бизнеса и их лидеров, то он априори не может быть дешевым. В общем, негарантированный результат накладывается на гарантированный и немаленький бюджет, что, разумеется, нравится далеко не всем.

Но не все так плохо. Медленно, но верно рынок GR-услуг развивается и становится более цивилизованным. Наше агентство за два последних года реализовало пару GR-проектов. Кстати, второй касался как раз запрета ПЭТ-тары, о котором сегодня так много разговоров. Все чаще информационное пространство сотрясают заявления представителей органов власти по тому или иному поводу или ангажированные аналитические исследования, которые явно продвигают интересы определенных лиц и деловых кругов под управлением GR-специалистов.


Светлана Леонова Генеральный директор «Академии ДжиАр», руководитель Комиссии НИС ВПП «Единая Россия» по инновациям, телекоммуникациям в отраслях экономики РФ

GR в России считается ругательным словом. Порядка 20 % знают или слышали этот термин; 10 % знают, что это такое, остальные фантазируют на тему джиара или не догадываются о существовании такового вообще. GR-департаменты существуют в иностранных корпорациях или крупных российских компаниях. Средний бизнес также заинтересован в развитии этого направления, но в основном в рамках аутсорсинга или работы по проекту.

Сейчас мы наблюдаем некоторую стагнацию развития культуры government relations. В то же время активно развиваются тематические и отраслевые течения GR. Считаю, что будущее как раз за так называемыми клубами по интересам, но с четкой привязкой к административному ресурсу. Например, межведомственными рабочими группами, общественными институтами и комиссиями, где решения по изменению законодательства или предложения по формированию дорожных карт диктует не отдельно взятая компания, а авторитетная группа лиц. При правильной работе такой группы и происходят нужные изменения, процесс которых называется джиаром.

В России, повторю еще раз, института GR нет, поскольку крайне мало специалистов и практически нет рынка. Вообще, GR-стратегия - это основополагающая часть стратегии всей компании. Те российские компании, которые понимают это, весьма неплохо себя чувствуют даже в сегодняшний кризисный период.

Сегодня руководителю предприятия интересно, чтобы у компании были различные преференции. Интересно быть «в тусовке». Тогда – и заказы, и имидж, и статус. И задача GR как раз дать все это предприятию. Сегодня 90 % – это решение сбыта через использование GR-инструментов. Те, кто скажет иначе, – теоретики. Остальные 10 % – это работа над ошибками и имиджевыми задачами. Заказчиками «Академии ДжиАр» являются средний и крупный бизнес из различных отраслей: ТЭК, АПК, здравоохранение, ИТ, оборонка; администрации регионов России. Поскольку год предвыборный, конечно, это и отдельные личности (кандидаты в депутаты).

Роман Масленников Генеральный директор PR-агентства «ПРОСТОР: PR & Консалтинг», управляющий партнер «Московской лиги лоббистов»

Джиар и лоббирование – схожие, но не равнозначные понятия. Я рассматриваю джиар как инструмент продвижения интересов бизнеса в органах власти. То есть при помощи определенных гуманитарных технологий можно реально менять законодательство. Мы работаем в этом направлении относительно недавно, не более 10 лет. Не могу ответить по истории вопроса, но когда мне надо углубиться, я использую для этого портал Лоббинг.ру. Его создал замечательный пропагандист этой сферы Павел Толстых.

Спрашиваете, какие задачи решает GR в России? Джиар сам по себе не может решать задач, это инструмент. Молоток бьет или автомат стреляет туда, куда они направлены. Обычно связей и коммуникаций больше от бизнеса к власти, меньше – наоборот. Задачи бизнеса могут быть разными – отменить какие-то несправедливые квоты, ограничения, запреты или сделать так, чтобы работать было проще и прозрачнее. Что касается наиболее востребованных услуг в рамках GR, то это изменение законодательства на разных уровнях. Чтобы власть принимала нужные решения. Упаси бог тут подумать о взятках, это не джиар, сразу говорю. Мы этим не занимаемся. Наши заказчики – средний бизнес, у которого интересы не только в России, но и за рубежом.


Сергей Сушинский Управляющий партнер «Московской лиги лоббистов», президент Фонда «Защита нации», msk-gr.ru

GR – government relations. Это довольно широкое понятие, объединяющее широкий спектр взаимоотношений с властью. Сами взаимоотношения существуют столько, сколько существует власть, то есть десятки тысяч лет. Но, разумеется, оформление в виде данного термина произошло в последние десятилетия. Джиаром занимаются все, кто хоть сколько-нибудь встречается с чиновником, депутатом. Но называем мы джиарщиком того, кто занимается этой деятельностью профессионально, то есть, во-первых, вырабатывает эффективные технологии, а во-вторых – немаловажно, хотя и не всегда строго обязательно – зарабатывает этим на жизнь. Почему не всегда? Представьте, инженеры на заводе. Они профессионалы, но им уже полгода не выплачивают зарплату. Что? они от этого потеряли профессионализм? Как инженеры – конечно нет. Как субъекты гражданского общества – в какой-то степени да. Все люди готовят пищу, но не все повара. Многие люди ездят на автомобиле, но не все гонщики. Далее я буду говорить больше о джиар в контексте законодательной власти, хотя он охватывает и власть исполнительную. И порой лоббирование и джиар именно по такому признаку и разделяют, мол, джиар – это общение с исполнительной властью, а лоббирование – с законодательной. Но исполнительную власть мы пока до времени отодвинем в сторону (это совершенно отдельная удивительная история) и в рамках данного разговора примем, что джиар – это общение с законодательной властью.

GR в России, как и везде в мире, это целый огромный спектр разных задач. GR и лоббирование востребованы как государством, так и обществом, как НКО, так и бизнесом. От выгодополучателя во многом зависят технологии взаимодействия с властью. Но есть некие общие лекала – это научная ориентированность: нужно основываться на научных исследованиях и принимать научно обоснованные меры и законы. Второе – это поиск союзников. Если речь о бизнесе, то это СРО, промышленные или бизнес-ассоциации, торгово-промышленные палаты. Если тема некоммерческая, то это общественные палаты, АНО, фонды и другие НКО, союзы, региональные и прочие общественные организации. Третье – выход на СМИ. Нужно заинтересовать, показать эксклюзив, быть вежливым и интересным. А еще «ловить волну», а если волны нет, то ее создавать. Четвертое – если всё сделано правильно, то выходить на власть, и власть вас услышит. Это по технологиям. Задач в целом может быть много. Всё что касается защиты интересов какой-то отрасли или социальной группы, охраны здоровья или образования. Нет такой сферы в государстве, которую бы обошел GR.

У каждого заказчика свое уникальное видение – какие ему нужны услуги. И не всегда заказчик обращается вовремя. Один ждет и терпит, пока законопроект не будет принят в первом чтении, чтобы потом отдать любые деньги (миллионы рублей, а порой и десятки миллионов), чтобы только закон отклонили. Другой платит каждый месяц небольшую (по сравнению с первым) сумму, чтобы человек отслеживал и сигнализировал, если что-то пойдет не так, ну и в рамках договоренностей, может быть, оказывал бы знаки внимания ключевым лицам. Весьма востребованы поддерживающие акции, вроде митинга, а также организация письменной работы с гражданами-интересантами. Это сложная и творческая работа, поскольку большинство вопросов (если не все) так или иначе касается какой-то категории людей. И важно проявить их интерес или озабоченность. Обычная услуга – это разработка и подача законопроекта, а также действия с целью блокирования какого-то вредоносного законопроекта.

Текст: Подготовила Анжела Микоян