Фонд наследие кунцево: вилс,завод и институт лёгких сплавов. Наверстывая упущенное

Государственный оптический завод (ГОЗ) № 95 ВСНХ , Завод Крезо

/г. Петроград, г. Ленинград ул. Чугунная, 20 (1926г.)/

Завод Крезо основан после начала I -й Мировой войны. Работал проф. А.Л. Гершун, перешедший с Обуховского завода.

В 09.1921г. Завод оптического и механического производств получил название Государственный оптический завод (ГОЗ) № 95, в 06.1926г. – в ведении ТОМП ГУМП ВСНХ. Входил в число предприятий, работающих на оборону (пост. СТО № 158 от 1.07.1925г.), в 06.1926г. в мобилизационном отношении подчинялся подотделу вооружения ВПУ ВСНХ . 125 В 1930г. предприятие вновь стало называться ГОЗ. См. завод № 349.

Завод № 95 НКТП, НКОП, НКАП, МАП , п/я 3, Специализированный завод по обработке легких металлов НКТП , Верхнесалдинский металлообрабатывающий завод им. В.И. Ленина Свердловского СНХ, МАП , Р-6189, Верхнесалдинский металлургический комбинат МАП , Верхнесалдинское металлургическое ПО(ВСМПО) им. В.И. Ленина МАП , АО «ВСМПО»

/пос. Сетунь, ст. Кунцево Московской обл.; 624600 г. Верхняя Салда Свердловской обл. ул. Парковая, 1 «Север»/

/624760 г. Верхняя Салда Свердловской обл., ул. Парковая, 1 тел. 23-832, 21-304 www . vsmpo . ru /

Специализированный завод по обработке легких металлов начал строиться в 1929г. (возможно, это завод № 45), введен в эксплуатацию 1.07.1933г. в Кунцево. По пр. НКТП № 12с от 11.01.1934г. и ГУАП № 6/38 от 29.01.1934г. завод № 95 Главцветметобработки НКТП передан в ведение ГУАП «для организации специальной кузнечно-штамповочной и металлообрабатывающей базы для нужд самолетостроения и развития производства проката труб и профилей из мягких сплавов» . К 1936г. завод вошел в состав подсобного треста ГУАП НКТП. В соответствии с пост. СНК № 2139-425сс от 21.12.1936г. передан в ведение 1ГУ НКОП (и на 12.1938г.). Далее действовал в 6ГУ НКАП. По пр. № 240с от 18.03.1941г. завод передан в 9ГУ НКАП.

Производство листового проката и профиля из цветных металлов. В 1932-36г. был основным производителем дюралюминия в стране.

В соответствии с пост. СТО № 450-94с от 16.04.1934г. на заводе организован ОРС. Расп. ГУАП № 409 от 29.12.1935г. заводу предписано закончить проект реконструкции к 25.01.1936г.

Пост. СТО от 15.01.1937г. и пр. № 0026 от 4.02.1937г. заводу поручено изготовить в 1937г. дюралевые поковки втулок и лопастей для 6750 в/винтов. Пр. № 0032 от 8.02.1937г. заводу предписано в 3-м квартале закончить расширение литейного, прокатного и трубо-прессового цехов; пр. № 00116 от 28.05.1937г. – для обеспечения подготовки производства самолета Вулти к 1.08.1937г. закончить освоение производства прессованных профилей, гофра, горячей штамповки и тонкостенных алюминиевых труб. По пр. № 00276 от 20.12.1937г. заводу поручено обеспечить завод № 24 поковками из легких сплавов для мотора М-62.

В соответствии с Пост. ГКО № 741с от 8.10.1941г. и пр. № 1053сс от 9.10.1941г. завод № 95 9ГУ НКАП эвакуирован на площадку строительства завода № 491 НКАП и объединен с ним с образованием единого завода № 95 НКАП. Металлургия (9ГУ). В его состав влит также завод «Стальконструкция». В 1945г. награждён орденом Ленина.

Производство цветного литья (дюраль, алюминий), проката, стального литья.

По пр. № 1069с от 14.10.1941г. заводу передана часть оборудования завода № 150 НКАП.

По пр. № 81с от 26.01.1942г. на площадке эвакуированного завода в Сетуни образован филиал завода № 95 для производства литых заготовок и штамповок.

С 03.1946г. завод № 95 (г. Верхняя Салда) – в ведении 9ГУ МАП. В соответствии с ПСМ № 713-342 от 26.06.1957г. передан в Свердловский СНХ РСФСР, в 1961г. Верхне-Салдинский металлообрабатывающий завод – в ведении его Управления общего машиностроения, с 01.1963г. – Управления точного машиностроения Средне-Уральского СНХ. С 03.1965г. – в ведении МАП. 81 Имел наименование «п/я 3». В 1971г. завод награждён орденом ТКЗ, в 1983г. – орденом Октябрьской Революции. Вехне-Садлинский завод им. Ленина МАП имел наименование «п/я Р-6189» (1984г.). 62 В 1972г. Верхнесалдинский меткомбинат 8ГУ, в 1987г. завод – головное предприятие ВСМПО 8ГУ МАП. В состав ВСМПО, «п/я Р-6189», входил также Верхнесалдинский чугунолитейный завод (1987г., имел те же реквизиты). Далее в составе ВСМПО: плавительно-литейный завод, кузнечный завод, листопрокатный завод, трубопрофильный завод, завод ТНП «Урал».

После войны начато производство титана, изделий из алюминиевых и никелевых сплавов. В 1955-56г. освоена выплавка титановых сплавов в вакуумно-дуговых печах по технологии ЦНИИ-48 и производство титановых профилей и листа. В 1960-е г. освоено производство слитков массой 4 т, а в 1970-75г. – 15-тонных слитков (впервые в мире).

Изготавливал комплектующие для ОК «Буран».

В 1998г. ВСМПО приобрело ОАО «Ависма», в результате слияния образована корпорация «ВСМПО-Ависма».

Производство (2002г.): цветное литье (титан и алюминий), штамповки, полуфабрикаты; нержавеющая сталь, ферротитан.

Имело филиалы (2002г.)- АО «Титан-Сервис» (г. Белгород), ООО «Корпорация «Титан-Восток» (г. Владивосток), ЗАО «Тандем- S » (г. Москва).

Имелись цеха (2007г.): № 7, 21. На базе одного из цехов создано ОАО «Урал», изготовлявшее ножи.

Количество оборудования (05.1946г.)- 467 м/р станков.

Численность персонала (05.1946г.)- 3141 раб., (1972г.)- 16200 чел., (2002г.)- 12913 чел.

Директор (1.01-5.09.1934г.)- А.М. Конторщиков; и.о. (5.09.1934г.-)- Ю.Г. Музалевский; (12.1934; 09.1935г.)- Ю.Г. Музалевский, (26.02.1935г.-)- К.А. Смирнов, (-02-20.12.1937г.)- С.М. Лещенко (снят); и.о. (12.1937г.)- И.С. Выштынецкий; (12.1937-; 15.06.1938-41г.-)- И.С. Выштынецкий, (01.1942г.)- Селихов, (-01.1943-05.1946г.-)- С.М. Лещенко, (02.1975г.)- Агарков. Гендиректор (1987г.)- В.К. Александров, (1992-2006г.-)- В.В. Тетюхин.

Зам. директора (22.10.1934г.-)- Н.А. Карякин, (-17.05.1937г.)- Ю.Г. Музалевский, (27.05.1937г.-)- И.С. Выштынецкий, (10.10.1938г.-)- М.П. Семенов. Зам. гендиректора: по маркетингу (2002г.)- В.А. Куцанкин; по реконструкции (2002г.)- А.И. Гришечкин; по финансам (2002г.)- В.П. Ячменев. 69 Помощник директора: по материально-финансовой части (07.1934г.)- Страхов; по рабочему снабжению (07.1934г.)- Кочко.

Технический директор (22.10.1937г.-)- Ю.Г. Музалевский.

Гл. инженер (-17.05.1937г.)- Ю.Г. Музалевский, (27.05.1937г.-)- И.С. Выштынецкий, (10.10.1938г.-)- М.П. Семенов, (05.1946г.)- Журавлёв .

Гл. металлург (09.1935г.)- С.М. Воронов. 139 Гл. механик (02.1936г.)- Воронов.

Начальник управления по кадрам (2006г.)- В.И. Горбань.

Начальники цехов: опытного (07.1934г.)- В.А. Шепшелевич; литейного (09.1935г.)- М.П. Семенов; прокатного (09.1935г.)- А.Ф. Белов; трубо-прессового (09.1935г.)- И.С. Виштынецкий; кузнечно-штамповочного (09.1935г.)- Б.Ф. Румянцев; ремонтно-строительного (07.1934г.)- Клюков.

Зам. начальника цеха: инструментально-механического (07.1934г.)- М.И. Чекмарев. 133

Начальники отделов: секретного (1987г.)- А.Н. Силин, В.Н. Степанов.

Филиал завода № 95 НКАП

/пос. Сетунь ст. Кунцево Московской обл./

По пр. № 81с от 26.01.1942г. на площадке эвакуированного завода в Сетуни образовался филиал завода № 95 для производства литых заготовок и штамповок. Директор- Селихов.

По расп. СМ СССР № 2177рс от 1.02.1943г. и пр. НКАП № 67с от 5.02.1943г. филиал с 1.02.1943г. преобразован в самостоятельный завод № 65 НКАП.

Директор- Селихов.

Верхнесалдинский завод металлоконструкций НКСтроя

/г. Верхняя Салда/

Строился в 1941г. В соответствии с постановлением ГКО № 99сс от 11.07.1941г. на площадку строительства завода эвакуирована основная часть завода № 371 НКВ из Ленинграда и цех генераторов завода «Электросила». Вероятно, влит в состав завода № 95 НКАП.

Верхнесалдинский чугунолитейный завод ВСМПО

/624600 г. Верхняя Салда Свердловской обл. ул. Парковая, 1 «Север»/

В 1987г. входил в состав ВСМПО.

Директор- Н.Ф. Калмыков.

Березниковский магниевый завод НКЦМ , Березниковский титано-магниевый комбинат, ОАО «Титано-магниевый комбинат «Ависма»

/г. Березники Пермской обл./

Березниковский магниевый завод вступил в строй в 1936г., был одним из двух заводов в стране по производству магния (наряду с Днепровским заводом). Продолжал строиться в годы ВОВ. 15.12.1942г. вышло пост. ГКО № 2624 о строительстве ТЭЦ Березниковского магниевого завода НКЦМ. 13.09.1943г. вышло расп. ГКО № 4097 о бесперебойном снабжении завода электроэнергией; 30.04.1944г. – пост. ГКО № 5781 о неотложных мерах помощи строительству ТЭЦ завода.

В 1960-е г. – титано-магниевый комбинат.

Поставщик полуфабрикатов (титановой губки) для авиапрома. В 1998г. ОАО «Ависма» слита с АО ВСМПО в корпорацию «ВСМПО-Ависма».

В составе комбината (2012г.): цех № 32 – химко-металлургический по производству тетрахлорида титана.

Гендиректор (2003г.)- В.В. Тетюхин. И.О. Гендиректора (2005г.)- В. Танкеев.

Технический директор (2003г.)- В. Беседин. Директор по техническому обеспечению, реконструкции и ремонтам (2006г.)- В. Беседин.

Председатель совета директоров (-11.2203г.)- В. Брешт, (11.2003г.-)- В. Беседин.

Член совета директоров ОАО «Ависма» (-11.2003г.)- О. Джоджуа, (11.2003г.-)- Е. Ольховик.

ОАО «Корпорация «ВСМПО-Ависма»

/624600 г. Верхняя Салда Свердловской обл., ул. Парковая, 1 тел. 20-271 www.vsmpo.ru/

Корпорация «ВСМПО-Ависма» создана в 1998г. в результате слияния АО ВСМПО и ОАО «Ависма». Крупнейший в мире (в 2007г. – 27500 т) производитель титана. Титановые полуфабрикаты поставлялись в т.ч. корпорациям Boeing и Airbus . В 2006г. компания приобретена «Рособоронэкспортом», в 09.2008г. вошла в состав госкорпорации «Ростехнологии».

В 2009г. должность президента компании упразднена.

7.07.2009г. создано СП «Урал Боинг Мануфактуринг» по выпуску штампованных полуфабрикатов для самолетов Boeing .

Численность персонала (2010г.)- около 21 тыс. чел.

Гендиректор (-2003-09.2008г.)- В.В. Тетюхин, (09.2008-12.07.2009г.)- Е. Романов, (13.07.2009-12г.-)- М.В. Воеводин. Президент (2008-03.2009г.)- В.В. Тетюхин, (03-07.2009г.)- М.В. Воеводин.

Зам. гендиректора: по планированию и управлению производством (-2005-06г.-)- Н. Мельников; по маркетингу и продажам (2005г.)- В. Брешт; (2012г.)- А. Миндлин.

Директор: технический (2008г.)- И.А. Сизиков; по техническому обеспечению, реконструкции и ремонту (2005г.)- В. Беседин; по маркетингу и сбыту (-2007-08г.-)- О.О. Ледер; финансовый (-2007-08г.-)- А.В. Семенцов; по правовым вопросам и связям с общественностью (-2006-12г.-)- А. Кисличенко.

Начальник управления по кадрам (2007г.)- В.И. Горбань.

Руководитель пресс-службы (2007г.)- С. Леднов.

Председатель совета директоров (2003г.)- О. Ледер, (-1998-2006г.)- В. Брешт, (11.2006г.-)- С.В. Чемезов.

Зам. председателя совета директоров (2012г.)- М. Шелков.

Член совета директоров (-10.2005-09г.-)- В.В. Тетюхин, (-10.2005-06г.-)- Н. Мельников, (-10.2005-06г.-)- В. Беседин, (-10.2005-06г.)- В. Брешт, (-10.2005-06г.)- Д. Келли, (-10.2005-06г.)- Дж. Монахан; (-10.2005г.)- О. Царьков; (10.2005-06г.)- П. Ризаненко, (11.2006г.-)- А. Алешин, (11.2006г.-)- М.В. Воеводин, (11.2006г.-)- М. Шелков.

Верхне-Салдинский чугуноплавильный и железо-сталеделательный завод наследников П.П. Демидова и Князя Сан-Донато, Верхне-Салдинский чугуноплавильный и железоделательный завод ВСНХ

/Верхотурский у. Пермской губ. (1909г.); ст. Верхняя Салда Пермской ж/д Уральской обл. (1925г.)/

После революции завод национализирован и передан в ведение Управления Высокогорского района Отдела металла ВСНХ, в 11.1921г. завод – в ведении ГУМП ВСНХ, 64 в 10.1925г. – в ведении Нижне-Тагильского округа УралоблСНХ . В В 1935г. действовало Управление по строительству завода «Тагилстрой» НКТП.

Общая численность рабочих всех заводов наследников П.П. Демидова (кроме Александровского) (1909г.)- 7343 чел . Численность персонала (11.1921г.)- 1000 раб., (1.09.1925г.)- 1242 чел. (в т.ч. 1168 раб.).

Производство (всех заводов): железо листовое, сортовое, кровельное и котельное; болты, гайки, заклепки, запчасти для машин; рельсы, накладки и подкладки для ж/д; сталь пудлинговая, цементная, чугунное литье, болванки (1909), 153 сортовое железо, рельсы (1925).

Нижне-Салдинский чугуноплавильный и железо-сталеделательный завод наследников П.П. Демидова и Князя Сан-Донато, Нижне-Салдинский чугуноплавильный и железоделательный завод ВСНХ , Нижнесалдинский металлургический завод, Салдинский металлургический завод (СМЗ), АО «СМЗ», ООО «Нижнесалдинский металлургический завод» (НСМЗ)

/Нижне-Салдинский завод Верхотурского у. Пермской губ.; г. Нижняя Салда Свердловской обл./

В 1909г. предприятие – в ведении Горного департамента.

После революции завод национализирован и передан в ведение Управления Высокогорского района Отдела металла ВСНХ, в 11.1921г. завод – в ведении ГУМП ВСНХ, в 09.1925-07.1927г. Салдинский завод – в ведении Нижне-Тагильского треста УралоблСНХ. 64 В ходил в число предприятий, работающих на оборону (пост. СТО № 158 от 1.07.1925г.). 125 В 1930-е г. – Нижнесалдинский металлургический завод.

ООО НСМЗ образовано в начале 2002г. на базе обанкроченного СМЗ. С 08.2003г. входит в «Евразхолдинг».

Монополист по выпуску рельсовых скреплений.

Численность персонала (11.1921г.)- 1500 раб., (1.09.1925г.)- 2369 чел. (в т.ч. 2184 раб.).

Директор (1930-е)- Мазит, О. Почивалов.

Гендиректор НСМЗ (-08.2003г.)- В. Костарев, (08.2003г.-)- А. Полушин. Ъ-2.09.03

Гл. энергетик (-1937г.)- А.И. Чурин.

Начальники цехов: электроцеха (1930-е)- А.И. Чурин; паросилового (1930-е)- А.И. Чурин.

Работали: (1933-37г.)- А.И. Чурин.

Производство: чугун, сортовое железо, рельсы (1925).

Александровский чугуноплавильный и чугунолитейный завод наследников П.П. Демидова и Князя Сан-Донато, Александровский завод

/с. Александровский завод Александровской вол. Соликамского у. Пермской губ./

В 1909-15г. предприятие – в ведении Чердынского горного округа Горного департамента. Производство чугуна.

Был в 1943г.

Численность персонала (1909г.)- 203 раб. 153

Гл. инженер (1940-43г.)- А.В. Топчиев.

Нижне-Тагильский чугуноплавильный и железо-сталеделательный завод наследников П.П. Демидова и Князя Сан-Донато, Нижне-Тагильский механический завод ВСНХ , Нижнетагильский завод НКЧМ

/с. Нижнетагильский завод Верхотурского у. Пермской губ.; ст. Нижний Тагил Пермской ж/д (1925г.)/

В 1909-15г. предприятие – в ведении Южно-Верхотурского горного округа Горного департамента. Производство чугуна.

Пост. президиума ВСНХ от 24.09.1918г. заводы Нижне-Тагильского горного округа (бывш. Демидова) национализированы. Далее завод передан в ведение Управления Высокогорского района Отдела металла ВСНХ, 64 в 10.1925г. – в ведении Нижне-Тагильского округа УралоблСНХ . В ходил в число предприятий, работающих на оборону (пост. СТО № 158 от 1.07.1925г.). 125 Был в 11.1943г.

Численность персонала (1.09.1925г.)- 3004 чел. (в т.ч. 2772 раб.).

Производство: чугун, кровельное железо (1925).

Нижнетагильский металлургический комбинат (НТМК), ОАО «НТМК»

/Московское представительство: г. Москва Коробейников пер., 22/1/

Образован в 1957г. объединением Кукарского, Ново-Тагильского металлургического производства, коксохимического и огнеупорного заводов.

Комбинат имел (1998г.) 6 доменных печей, из которых в 1998г. были остановлены 4.

Входил в НП (некоммерческое партнерство) «Консорциум «Русская сталь» (2003г.), «Евразхолдинг» (2003г.-).

Гендиректор (1999-2005г.)- С.К. Носов.

1-й зам. гендиректора (1998-2000г.)- С.К. Носов. Зам. гендиректора: по экономике и финансам (1999-2000г.)- М.Ю. Слободин; по безопасности (1999-2005г.)- К. Кислицкий.

Управляющий директор (2002-01.2005г.)- С.К. Носов. И.О. управляющего директора (01.2005г.)- А. Кушнарев. Управляющий директор (02.2005г.-)- А. Кушнарев. Коммерческий директор- А. Сидельник. Директор по информационным технологиям (2006г.)- И.В. Суковатин.

Гл. инженер (2002-01.2005г.)- А. Кушнарев.

Зам. гл. инженера по технологической части (1933-35г.)- А.Н. Кузьмин.

Работали: (1931-35г.)- А.Н. Кузьмин.

Кукарский металлургический завод

/г. Нижний Тагил Свердловской обл./

Был в середине XIX в. В 1957г. вошел в НТМК.

«Тагилстрой» НКТП , Ново-Тагильский металлургический завод, комбинат НКЧМ

/г. Нижний Тагил Свердловской обл./

Построен в 1920-30-е г. В 1935г. действовало Управление по строительству «Тагилстрой» НКТП. В 1943-44г. завод – в ведении НКЧМ.

В соответствии с распоряжением ГКО № 331 от 30.07.1941г. оборудование и конструкция доменной печи № 4 «Запорожстали» эвакуирована на Ново-Тагильский меткомбинат. В соответствии с пост. правительства от 13.11.1941г. образован «Тагилстрой» Главпромстроя НКВД. В 12.1941г. введен встрой прокатный стан. 1.11.1942г. вышло постановление ГКО № 2465 о мероприятиях по обеспечению ввода в действие пусковых объектов завода. 7.01.1943г. вышло постановление ГКО № 2714 об обеспечении нормальной работы электростанции завода; 9.09.1943г. – распоряжение ГКО № 4074 об обеспечении рабочей силой строительства комбината. 12.09.1943г. вышло постановление ГКО № 4090 о мерах по обеспечению нормальной работы ТЭЦ завода. 15.09.1943г. вышло постановление ГКО № 4132 о неотложных мерах помощи строительству Ново-Тагильского меткомбината, осуществляемого НКВД; 18.12.1943г. – распоряжение ГКО № 4805 о сокращении объемов работ на строительстве завода в связи с задержкой поставки оборудования. 30.04.1944г. – постановление ГКО № 5757 о восстановлении доменной печи № 2 завода. По 1945г. были введены в эксплуатацию: доменная печь, 4 мартеновских печи, бандажный цех, две коксовые батареи, две аглоленты Высокогорского рудоуправления, два турбогенератора и котел ТЭЦ, вспомогательные цехи и танкодром для завода № 183.

В 1957г. вошел в НТМК.

Начальник отдела организации работ (1934г.)- А.М. Исаев.

Черно-Источинский и Антоновский чугуноплавильный и железо-сталеделательный завод наследников П.П. Демидова и Князя Сан-Донато

/Верхотурский у. Пермской губ. (1909г.); Черноисточинский завод и Антоновский завод Нижне-Тагильского округа Уральской обл. (1925г.)/

В 1909г. предприятие – в ведении Горного департамента.

После революции Черно-Источинский и Антоновский заводы национализированы и переданы в ведение Управления Высокогорского района Отдела металла ВСНХ, 64 в 10.1925г. заводы – в ведении Нижне-Тагильского округа УралоблСНХ .

В 10.1925г. Черноисточинский завод находился на консервации, Антоновский пущен 4 октября.

Численность персонала (1.09.1925г.)- 70 чел. (в т.ч. 65 раб.).

Производство: котельное железо (1925). 125

Висимо-Уткинский чугуноплавильный и железо-сталеделательный завод наследников П.П. Демидова и Князя Сан-Донато, Висимо-Уткинский завод ВСНХ

/Висимо-Уткинский завод Верхотурский у. Пермской губ./

В 1909г. предприятие – в ведении Горного департамента.

Висимо-Шайтанский чугуноплавильный и железо-сталеделательный завод наследников П.П. Демидова и Князя Сан-Донато, Висимо-Шайтанский завод ВСНХ

/Висимо-Шайтанский завод Верхотурского у. Пермской губ./

В 1909г. предприятие – в ведении Горного департамента.

В 09.1925г. завод – в ведении Нижне-Тагильского округа УралоблСНХ . К 10.1925г. завод был ликвидирован. 125

Лайский чугуноплавильный и железо-сталеделательный завод наследников П.П. Демидова и Князя Сан-Донато

/Верхотурский у. Пермской губ./

В 1909г. предприятие – в ведении Горного департамента.

Выйский медноплавильный завод наследников П.П. Демидова и Князя Сан-Донато, Выйский завод ВСНХ

/Выйский завод Верхотурского у. Пермской губ./

В 1909г. предприятие – в ведении Горного департамента.

После революции завод национализирован и передан в ведение Управления Высокогорского района Отдела металла ВСНХ, 64 в 10.1925г. – в ведении Нижне-Тагильского округа УралоблСНХ . К 10.1925г. завод был ликвидирован. 125

Численность персонала (1.09.1925г.)- 9 чел. (в т.ч. 8 раб.).

Производство: медь штыковая, листовая и сортовая, меднокотельные изделия (1909). 153

Майкорский завод наследников Демидова, Майкорский металлургический завод ВСНХ

/Майкорский завод Пермской обл./

Был в 1913г.

В 10.1925г. завод – в ведении Прикамского округа УралоблСНХ .


Авиационная металлургия отметила свое 60-летие
Принято считать, что конверсия оборонной промышленности затрагивает в основном машиностроительный комплекс. Однако не стоит забывать о том, что российская "оборонка" полностью обеспечивалась и обеспечивается отечественными материалами, производство которых составляет один из наиболее высокотехнологичных секторов промышленности. Одной из главных составляющих этого сектора является металлургия легких сплавов, 60-летие существования которой в России праздновалось вчера в НПО "Всероссийский институт легких сплавов" (ВИЛС).

1 июля 1933 года в подмосковной Сетуни был введен в строй первый специализированный завод по производству алюминиевого проката. Эту дату и принято считать началом истории российской металлургии легких сплавов. До этого крупномасштабного производства подобных материалов в СССР не было и оборудование для него закупалось в Германии. Возросший в начале 30-х годов интерес к развитию промышленности алюминиевого и титанового проката в первую очередь связан с удачными экспериментами по его применению в самолетостроении. Впоследствии прокат из легких сплавов стал применяться и в производстве космической техники.
Если называть наиболее громкие достижения аэрокосмического строительства, на базе отечественной авиационной металлургии, то следует отметить космический корабль "Буран", один из самых грузоподъемных в мире самолетов Ан-225 ("Мрия"), гражданские лайнеры Ил-96, Ту-204, боевые машины МиГ-31, МиГ-29, Су-27.
Основным заказчиком авиационной металлургии долгое время был оборонный комплекс. Только в 1961 году благодаря усилиям академика Александра Белова доказывавшего необходимость гражданского использования алюминиевых и титановых сплавов, на базе ОКБ-65 и Сетуньского металлургического завода было основано научно-производственное объединение "Всесоюзный институт легких сплавов" (в настоящее время Всероссийский), а затем и еще ряд предприятий. В настоящий момент в России практически весь конструкционный прокат из алюминиевых, титановых и специальных сплавов сконцентрирован на 8 заводах спецметаллургии: НПО ВИЛС, Верхнесалдинское металлургическое ПО, Самарская металлургическая компания, Красноярский металлургический завод и другие. Хотя мощности этих предприятий загружались преимущественно военными заказами, гражданская продукция также производилась. Во-многом благодаря этому в настоящий момент сбытовые проблемы предприятий металлургии легких сплавов потенциально решаемы, хотя избежать их полностью не удалось.
Достижениям отрасли за время существования и сегодняшним ее проблемам была посвящена юбилейная научная сессия, проходившая вчера в выставочном зале НПО ВИЛС. Присутствовали представители всех ведущих предприятий, отраслевых исследовательских центров, Российской академии наук, Российской инженерной академии. Поздравительные телеграммы в адрес юбиляров зачитали заместитель председателя Комитета Российской Федерации по металлургии г-н Генералов и представители смежных организаций — АО "Авиационная промышленность" и "Алюминий". Обращаясь к производителям алюминия, генеральный директор НПО ВИЛС Борис Бондарев заметил, что лучшим поздравлением с их стороны стало бы замораживание цен на их продукцию.

ЯНА Ъ-МИРОНЦЕВА

Свою биографию Верхнесалдинское металлургическое производственное объединение (ВСМПО) начинает далеко от Урала.
Место его рождения - подмосковный поселок Сетунь, где в 1929 году начались работы по строительству завода нового поколения (для того времени, конечно) по производству дюралюминия. В конце 20-х годов это был самый передовой металл, необходимый для самолето-, автомобиле-, судостроения. Причем потребности в нем возрастали буквально каждый день. Примером этого может служить то, что изначально планировалось выпускать всего 1,5 тысячи тонн дюралюминия в год. А в окончательном проекте объем производства вырос до 7 тысяч тонн!

Монтаж оборудования трубопрессового цеха. 1932 г.

Еще не построенный завод получил название «№ 45» и был включен в число наиболее важных объектов, сооружаемых в те годы. Работы велись ударными темпами, хотя большинство операций производилось вручную. К строительству были привлечены специалисты из Германии (не только инженеры, но и рабочие). Большинство оборудования для будущего гиганта советской индустрии закупали за границей в Англии, Франции, Германии, США.

В январе 1933 года на заводе были прокатаны первые слитки. Предприятие еще не было официально сдано в эксплуатацию, но уже в первом квартале получило производственный план на слитки, листы и трубы. 1 июля 1933 года специальная Правительственная комиссия зачислила завод в число действующих.


Первые строители. 1929 г.

Митинг, посвященный пуску завода № 45. 1933 г.

Руководители строительства завода № 45. 4-й слева - начальник строительства и первый директор Николай Петрович Заборов. 1929 г.

1933 - 1941. Завод № 95

Завод № 45 стал главным поставщиком полуфабрикатов для авиапромышленности. В январе 1934 года предприятие было передано в ведение Глававиапрома и сменило название на «Завод № 95».

Большая нагрузка по разработке новых сплавов легла на коллектив центральной заводской лаборатории под руководством Савватия Михайловича Воронова. Например, был разработан сплав М-95, ставшим основным при изготовлении нового бомбардировщика СБ. В промышленности до сих пор используют ковочные сплавы АК5 и АК6, разработанные в 1935 году.

Технологии разрабатывались и тут же внедрялись в производство. Завод № 95 был единственным по производству полуфабрикатов из алюминиевых и магниевых сплавов, на его базе обучались специалисты-металлурги со всех концов страны. Войдя в число оборонных предприятий, завод получал жесткие директивы (указания) по выполнению плана.

Конец тридцатых годов записан в историю предприятия не только трудовыми подвигами. Освоение новых технологий невозможно без выпуска брака. Новое, значит, еще неизвестное. Но в то время было только одно объяснение любым трудностям: вредительство, измена Родине, шпионаж. Аресты проводились постоянно, для этого не требовалось веских причин, хватало подозрений. В застенки НКВД попадали и простые рабочие, и ведущие специалисты. Среди арестованных были директор завода С.М. Лещенко, заместитель главного металлурга В.И. Дворецкий, начальник отдела технического контроля П.И. Вераксо, начальник исследовательского бюро И.А. Дейч, главный энергетик В.М. Яковлев и еще множество металлургов … Практически все они были впоследствии реабилитированы (оправданы, признаны невиновными), многие - посмертно.

Панорама завода № 45 (95). Сетунь. 1930-е

Районная газета, рассказывающая о пуске завода № 45

Первые трубы на контроле. 1933 г.

Бригадир землекопов Михаил Агафонович Крючков за ударную работу на строительстве завода был награжден именными часами, хранящимся в музее ВСМПО

1941 - 1945. Второе рождение. Работа в военные годы

Война изменила все.

Еще в 1936 году в Верхней Салде был построен завод «Стальконструкция». На нем изготавливали мосты и различные краны, сборные сварные металлоконструкции для строек (для заводских цехов и даже московского метро). Именно сюда был эвакуирован из Подмосковья завод № 95 в октябре-ноябре 1941 года. Также на площадку «Стальконструкции» было вывезено оборудование предприятий из Ленинграда и Кольчугино - основу завода № 519.

Сроки пуска завода № 95 были установлены по нормам военного времени. Через полгода после переезда предприятие начало выдавать продукцию (в мирное время это заняло бы не менее 3 лет). Для фронта выпускали лопасти самолетных винтов, заготовки для танковых радиаторных труб, штамповки моторных деталей… Завод № 519 освоил выпуск латунной и медной ленты для патронов.

«Все для фронта, все для Победы!» - с этим лозунгом заводчане выполняли и перевыполняли производственные нормы, станки не выключались сутками. В 1943 году завод № 95 перекрыл проектную мощность в 6 раз! За самоотверженный труд коллектив завода был отмечен высшей наградой страны - орденом Ленина. Двадцать один раз за годы войны ему присуждалось Красное знамя Государственного Комитета Обороны, по постановлению ВЦСПС и Наркомата авиапромышленности знамя было оставлено заводу на вечное хранение (в 1946 году).

Заготовительный отдел. 1944 г.

Изготовление матриц. 1944 г.

Отливка слитков из двухтонной печи на заводе № 95. 1944 г.

Работники инструментального цеха завода № 95. 1944 г.

Директор завода № 95 Сергей Михайлович Лещенко

Картина художника И.Дризе «Вручение Красного Знамени ГКО заводу № 95». 1943 г. Холст, масло. Хранится в музее ВСМПО

1945 - 1954. На мирных рельсах

Послевоенное время стало для завода № 95 очередным испытанием. Заводу требовалась реконструкция (ремонт и перестройка). К примеру, в апреле 1948 года был полностью остановлен прокатный цех: замена деревянных перекрытий на металлические стала не роскошью, а необходимостью. Оборудование за военные годы также сильно износилось.

Большой проблемой послевоенных лет стала нехватка квалифицированных кадров. Эвакуированные рабочие стремились вернуться в родные места. В 1945-1946 годах с завода № 95 уволилось более 1000 человек, столько же - в 1947 году.

Несмотря на все трудности, завод жил, осваивал новые технологии. Менялись требования к продукции. Будущее было за реактивной авиацией и ракетостроением. Штамповки для новых самолетов требовали одновременно высокого качества сплавов и разработки методов производства деталей сложной формы с малыми допусками (заготовки становились предельно похожими на готовые детали). Уже в 1945 году на заводе № 95 были выпущены опытные партии полуфабрикатов (заготовок) из высокопрочного алюминиевого сплава В95 для тяжелого стратегического бомбардировщика ТУ-4. Появилась атомная промышленность, для нее выполнялись секретные заказы. Для лаборатории под руководством И.В. Курчатова в 1948 году были выпущены первые ребристые трубы специального назначения.

Но большая часть производимой в послевоенное время продукции направлялась на предприятия, не имеющие отношения к авиационной промышленности. Такую продукцию называли «ширпотребом» - продукция широкого потребления.

В работе завода № 519 после войны больших изменений не произошло. Он все так же производил капсюльную и патронную ленту, медную ленту для радиаторов. Но послевоенные перемены коснулись и его. К 1947 году (год денежной реформы) было освоено производство медно-никелевого сплава для монет нового образца.

В 1952 году приказом министра авиационной промышленности директором завода № 95 был назначен Гавриил Дмитриевич Агарков.

Проходная завода № 95. Конец 1940-х

Стратегический бомбардировщик Ту-4

Строительство стадиона. 1947 г.

1954 - 1957. Титановая эра

9 марта 1954 года Совет Министров СССР принял постановление «О мерах по реализации производства титана». В нем была определена необходимость разработки и внедрения в производство технологии изготовления листов из технического титана и его сплавов из слитков весом 100-500 кг. Уникальные свойства титана интересовали авиаторов и корабелов, машиностроителей и ракетчиков, атомщиков и химиков … Титан становился стратегическим металлом.

На заводе № 519 организовали производство листов из титана на оборудовании прокатного цеха (применялось для выпуска листов цветных металлов). Сейчас смешно сказать, но секретность работ доходила до крайностей. Даже инженеры завода не знали, что за металл скрывается под обозначением ВТ-1Д. Вообще, это просто марка титанового сплава, но можно расшифровать и по другому: «ВТ - военная тайна». В октябре 1954 года были проведены первые опытные работы по горячей прокатке небольших кованых плит технического титана (поступили с Подольского химико-металлургического завода). В мае 1955 года титановые листы выдавались серийно, но не соответствовали заявленным свойствам (качество было не таким высоким, как ожидалось).

Параллельно на заводе № 95 был организован опытно-экспериментальный цех. Он должен был разработать и внедрить технологию выплавки титановых слитков. Опыта работ с титаном не было ни у кого, оборудование было не приспособлено к новому металлу. Все приходилось осваивать на месте.

21 июня 1956 года было принято Постановление Совета Министров СССР. В нем перед заводом № 95 ставится задача: реконструкция производства для выпуска изделий из титана и его сплавов. Завод практически становится одним из основных центров не только производства титана, но и исследовательских и опытно-конструкторских работ в этой области. Завод № 519 вошел в состав более крупного соседа.

17 февраля 1957 года была проведена первая плавка титана, вел ее В.В. Тетюхин. Возле пульта находились А.Л. Андреев, Ю.А. Кунцев, Ю.М. Прилуцких, А.Н. Щетников, П.Г. Павлов. Плавка проводилась в печи ВД-5 (вакуумно-дуговая плавильная печь), привезенной из ВИАМ. Полученный слиток не поместился в кристаллизаторе: его «корона» разлилась на фланец. Пришлось его выбивать в камеру печи, после остывания, конечно. Вес первого титанового слитка - 4 кг, диаметр - 100 мм.

За 1957 год было выплавлено около 75 тонн титановых слитков. А требовалось во много раз больше, завод не мог обеспечить титаном всех желающих.

Не надо забывать, что на предприятии не прекращался выпуск изделий из тяжелых цветных металлов (производство постепенно сворачивалось) и алюминиевых сплавов. В числе важных работ можно назвать выпуск профилей из алюминиевых сплавов для ТУ-95, штамповок для МиГ-19, ТУ-16, ТУ-95, «самолета-снаряда» В-300, ракетных комплексов «Буран» и «Вьюга», двигателей для АН-10, АН-12, ИЛ-18, ТУ-114.

Печь ВД-5, на которой были получены первые титановые слитки

Молодежь завода на первомайской демонстрации. 1950-е

Участники выплавки первого титанового слитка на заводе № 95. Слева направо: Ю.М. Прилуцких, П.Г. Павлов, В.В. Тетюхин. 1976 г.

Вальцовщик Т.П. Сайканов прокатывает первый титан завода № 95. 1957 г.

Монтаж вертикальных гидравлических прессов в кузнечно-прессовом цехе. 1958 г.

1958 - 1989. Титановый гигант

С момента перехода предприятия на выпуск полуфабрикатов из титановых сплавов было ясно, что технология их производства сильно отличается от уже известных (алюминиевые сплавы и сплавы на медной основе). Новые технологические процессы требовали применения вакуумной техники, гораздо больших усилий при деформации металла, нагрева до более высоких температур, больших энергетических затрат… Поэтому была необходима не только разработка новых режимов, но и проектирование и изготовление нового оборудования для реконструируемых и строящихся цехов.

В 60 - 70-е годы завод напоминает гигантскую стройку. В это время были возведены корпуса новых цехов: плавильного, прокатного, ремонтно-механического, инструментального. Площадь предприятия увеличилась в 6 раз!

Для создания нового производства были привлечены сотни машиностроительных предприятий, специализированные проектные институты, строительные, монтажные и наладочные организации. Создавалась уникальная база по серийной выплавке слитков титановых сплавов и их переработке в листы, поковки и штамповки.

Много проблем в наращивании производства было из-за несовершенства конструкций печей. К 1960 году были определены основные принципы конструирования печей для производства титановых слитков. Созданы промышленные образцы, позволяющие получать слитки весом до 1 тонны. С 1961 по 1965 год на заводе пущены в работу семь новых печей ДВС-5 и пять печей ВД-650.

Параллельно в 1960 году начались работы над выпуском крупногабаритных слитков. За освоение отливки слитков весом до 5 тонн плавильщик В. Шишин был награжден орденом Ленина, В. Тетюхин и И. Тейтель орденами Трудового Красного Знамени. В 1976 году на салдинском заводе был выплавлен крупнейший в мире титановый слиток весом 15 тонн и диаметром 1200 мм.

Для производства штамповок из алюминиевых сплавов, крупногабаритных ребристых панелей, панелей для крыльев зенитных ракет и самолетов, двигателей торпед и подводных лодок был создан новый цех (в 1959 году). В 1961 году в нем заработал самый крупный в мире пресс усилием 75 тысяч тонн. Использование в авиастроении крупногабаритных деталей (вместо сборки узлов из более мелких) позволило уменьшить массу и повысить надежность самолетов.

В июне 1961 года завод № 95 был переименован в ВСМОЗ (Верхнесалдинский металлообрабатывающий завод).

Реконструкция продолжалась. В 1963 году перестроили молотовую кузницу, трубный и профильный цехи, сдали в эксплуатацию новый сортопрокатный цех. В 1968 году построены корпуса нового литейного цеха (120 тысяч квадратных метров). 28 декабря того же года там был выплавлен первый опытный слиток, на следующий день были приняты в работу шесть первых вакуумно-дуговых плавильных печей. В 1974 году новоплавильный цех вышел на проектную мощность, обеспечивая титаном оборонные отрасли.

В январе-феврале 1965 года была освоена технология прокатки, выпущены первые серийные партии титановых прутков диаметром 30-60 мм. В 1968 году разработана и внедрена технология поточного производства лопаточной заготовки. В 1974 году на заводе установлен уникальный агрегат поперечно-винтовой прокатки (первый в мире). К 1979 году выпуск прутков увеличился в 6 раз, а лопаток - в 42 раза!

В начале 70-х были разработаны серийные технологии получения труб из технического титана (бесшовных и сварных).

ВСМОЗ участвует во всех аэрокосмических проектах тех лет. Одним из примеров сотрудничества с авиаконструкторами служит освоение технологии изготовления длинномерных (длиной до 28 метров!) панелей и профилей из алюминиевых сплавов, используемых в новом поколении самолетов-гигантов «Руслан» и «Мрия». На основе титановых и алюминиевых сплавов создаются изделия для двигателей и шасси самолетов и вертолетов. Салдинские полуфабрикаты были использованы в стыковочном узле космического комплекса «Союз-Аполлон», корабле многоразового использования «Буран», ракетоносителе «Энергия».

С мая 1982 года предприятие носит новое имя - Верхнесалдинское металлургическое производственное объединение, ВСМПО.

В 1983 году за заслуги в развитии отечественной авиационной металлургии коллектив ВСМПО был награжден орденом Октябрьской Революции.

В конце 80-х годов предприятие производило титановых слитков около 100 тысяч тонн - почти в 1,5 раза больше, чем весь остальной мир!

Гавриил Дмитриевич Агарков, директор завода в 1952-1958 и 1966-1981 годах

Строительство нового плавильного цеха. 1965 г.

Вручение ВСМОЗ Красного Знамени Победителя соцсоревнования в честь 50-летия Октябрьской Революции. 1967 г.

Первая на заводе бригада коммунистического труда Серафимы Афанасьевны Катушкиной. 1959 г.

Митинг, посвященный награждению ВСМОЗ орденом Трудового Красного Знамени. 1973 г.

Бригада кузнецов кузнечно-прессового цеха. Бригадир - Герой социалистического труда Борис Семенович Парфенов (второй слева). 1985 г.

Главный конструктор «Антеев» и «Русланов» О.К. Антонов (в центре) в новом плавильном цехе ВСМПО. 1983 г.

Первый секретарь Свердловского обкома КПСС Б.Н. Ельцин в кузнечно-прутковом цехе ВСМПО. 1983 г.

Крупнейший в мире титановый слиток массой 15 тонн был выплавлен на ВСМОЗ в феврале 1976 г.

Одна из самых крупных штамповок, изготовленных на ВСМПО в 1980-е годы. Площадь ее поверхности - 3,5 кв. м

Участники выплавки титанового слитка, полученного методом гарнисажной плавки

Вручение ВСМПО ордена Октябрьской Революции. 1983 г.

1989 - 2004. Постперестроечный период

С января 1989 года предприятие начало работать в условиях хозяйственного расчета.

На базе существовавших цехов были созданы заводы: плавильно-литейный, листопрокатный, кузнечный, чугунолитейный, товаров народного потребления, строительный, ремонтно-механический, энергоремонтный. Образцом для других стала работа чугунолитейного завода в 1988-1989 годах: поставки по договорам полностью выполнялись, затраты удалось значительно снизить, выросла заработная плата. 1 декабря 1989 года между ЧЛЗ и ВСМПО был заключен договор аренды имущества, ЧЛЗ стал арендным предприятием.

Грядет время перемен, из-за конверсии (уменьшение оборонных заказов) уже к маю 1989 года ВСМПО потеряло заказов на 20 миллионов рублей. Но желание обрести самостоятельность в вопросах производства и при распределении полученной прибыли было сильнее осторожности. 1 января 1990 года предприятие официально стало арендным. 3-4 июня 1991 года в объединении состоялись выборы генерального директора, им стал Н.Ф. Калмыков.

Сегодня трудно представить все трудности того периода: прекращены поставки по государственным заказам; продолжается снижение объемов производства; увеличиваются цены на сырье; республики выходят из состава СССР, создавая суверенные государства с собственными границами и национальными валютами; нормой становится предварительная оплата за выполнение любых заказов … Сложности приводят к сокращению объемов продаж, а значит, к дефициту (нехватке) средств, задержкам заработной платы.

1 июля 1992 года к исполнению обязанностей приступил новый генеральный директор - Владислав Валентинович Тетюхин.

Цехи стали выпускать лишь то, что могло быть оплачено заказчиками. На предприятии экономили сырье и электроэнергию. Продукция ВСМПО (титан, ферротитан, нержавеющая сталь) на внешнем рынке стоила дороже. Именно там было решено максимально увеличить продажи. В начале 90-х ВСМПО ощутило жесточайшую конкуренцию со стороны американских и японских производителей. Приходилось совершенствовать производство. В 1993-1994 годах были получены первые сертификаты ведущих мировых авиа- и двигателестроительных фирм. Были заключены контракты с фирмами Boeing, Airbus, Embraer, Bombardier, Aerospatiale, Snecma, General Electric.

В 1995 году на экспорт поставлено более 4700 тонн титана. В 1996 году за рубеж отправлена первая крупная партия штамповок. В 2003 была изготовлена самая крупная штамповка в мире: балка шасси аэробуса А-380 весом почти 3,5 тонны!

С 1998 года ВСМПО и АВИСМА (единственный в России производитель губчатого титана) образовали производственно-технологическую группу.

Время показало, что предприятие не только выжило в этот крайне сложный для всей страны период, но и стало одной из влиятельных фигур мирового титанового рынка.

Первая встреча представителей ВСМПО и Boeing. Сиэтл. Март, 1993 г.

Первый слиток для «Pratt&Whitney»

Подписание договора о стратегическом партнерстве ВСМПО - Boeing. 1998 г.

Р. S. Уважаемые собственники и акционеры, представители пресс-служб компаний, отделы маркетинга и другие заинтересованные лица, если на Вашем предприятие есть, что показать - "Как это делается и почему именно так!", мы всегда рады принять участие. Не стесняйтесь, пишите нам сами [email protected] и расскажите о себе, пригласив нас к ВАМ в гости. Берите пример с лидеров!

Уже около 300 предприятий открыли перед нами свои двери, а вот и наши репортажи оттуда: Мы всегда рады новым друзьям, добавляйтесь и читайте нас в:

В начале 20 века в широкое производство был внедрен металл называемый алюминием. это был метал нового времени и любая страна, которая хотела обеспечить свое будущее. К сожалению развитие металла не происходило в самой большой стране мира -- России.

Но именно у нас одними из первых разглядели перспективы этого вида металла.

Алюминий как считается открыл датчанин Ханс Кристиан Эрстед в 1825 году. Правда, судя по всему, ему удалось получить не чистый металл, а некий сплав алюминия с элементами, участвовавшими в опытах. Ученый сообщил об открытии и прекратил эксперименты.
Его работу продолжил немецкий химик Фридрих Вёлер, который 22 октября 1827 года получил около 30 граммов алюминия в виде порошка. Ему понадобилось еще 18 лет непрерывных опытов, чтобы в 1845 году получить небольшие шарики застывшего расплавленного алюминия (корольки).

У нас одними из первых разглядели перспективы этого вида металла. В 1863 году писатель Н.Чернышевский в вышедшем в известном романе «Что делать?» предсказал, что «алюминию суждено великое будущее». В романе есть такие строки:

«…Какая легкая архитектура этого внутреннего дома, какие маленькие простенки между окнами, – окна огромные, широкие, во всю вышину этажей... Но какие эти полы и потолки? Из чего эти двери и рамы окон? Что это такое? Серебро? Платина?..

Ах, знаю теперь, Саша показывал мне такую дощечку, она была легка, как стекло, и теперь уже есть такие серьги, броши; да, Саша говорил, что рано или поздно алюминий заменит собой дерево, может быть и камень.

Но как же все это богато. Везде алюминий и алюминий... Вот в этом зале половина пола открыта, тут и видно, что он из алюминия...»
В 1865 г. состоялся важный прорыв. Русский естествоиспытатель Н.Бекетов разработал и опубликовал методику выделения расплавленного алюминия из криолита при помощи магния. Метод быстро нашел применение на заводах Франции и Германии.

Бекетов открыл вытеснение металлов из растворов их солей водородом под давлением и установил, что магний и цинк при высоких температурах вытесняют другие металлы из их солей. В 1859—1865 годах показал, что при высоких температурах алюминий восстанавливает металлы из их оксидов. Позднее эти опыты послужили отправной точкой для возникновения алюминотермии.

Русский исследователь Н. Бекетов открыл методику выделения алюминия

Его открытие никого не заинтересовало в России, но нашло применение за рубежом

Получаемый металл был похож на серебро, был легким и при этом дорогим, поэтому в то время алюминий считался элитным материалом, предназначенным для изготовления украшений и предметов роскоши. Первыми продуктами из алюминия считаются медали с барельефами Наполеона III, который всячески поддерживал развитие производства алюминия, и Фридриха Вёлера, а также погремушка наследного принца Луи-Наполеона, выполненная из алюминия и золота.

Затем наступило утро алюминиевой промышленности. Началось все с открытием более дешевого электролитического способа производства алюминия в 1886 году. Его одновременно и независимо друг от друга разработали французский инженер Поль Эру и американский студент Чарльз Холл. Предложенный ими метод подразумевал электролиз расплавленной в криолите окиси алюминия и давал прекрасные результаты, но требовал большого количества электроэнергии.

Поэтому свое первое производство Эру организовал на металлургическом заводе в Нейгаузене (Швейцария), рядом со знаменитым Рейнским водопадом, сила падающей воды которого приводила в действие динамо-машины предприятия.

18 ноября 1888 года, между Швейцарским металлургическим обществом и немецким
промышленником Ратенау было подписано соглашение об учреждении в Нейгаузене Акционерного общества алюминиевой промышленности с общим капиталом в 10 миллионов швейцарских франков. Позднее его переименовали в Общество алюминиевых заводов. На его торговой марке было изображено солнце, восходящее из-за алюминиевого слитка, что должно было, по замыслу Ратенау, символизировать зарождение алюминиевой промышленности. За пять лет производительность завода возросла более чем в 10 раз. Если в 1890 году в Нейгаузене было выплавлено всего 40 тонн алюминия, то в 1895 году – 450 тонн.

Чарльз Холл, воспользовавшись поддержкой друзей, организовал Питтсбургскую восстановительную компанию, которая запустила свой первый завод в Кенсингтоне неподалеку от Питтсбурга 18 сентября 1888 года. В первые месяцы он выпускал лишь около 20-25 кг алюминия в сутки, а в 1890 – уже по 240 кг ежедневно

Завод в Питтсбурге, где начали производить первый алюминий

Свои новые заводы компания расположила в штате Нью-Йорк вблизи новой Ниагарской гидроэлектростанции. Алюминиевые заводы и в наше время строятся в непосредственной близости от мощных, дешевых и экологичных источников энергии, таких как ГЭС. В 1907 году Питтсбургская восстановительная компания была реорганизована в Американскую алюминиевую компанию или сокращенно Alcoa.

В 1889 году технологичный и дешевый метод производства глинозема – оксида алюминия, основного сырья для производства металла – изобрел австрийский химик Карл Иосиф Байер, работая в Санкт-Петербурге (Россия) на Тентелевском заводе. В одном из экспериментов ученый добавил в щелочной раствор боксит и нагрел в закрытом сосуде – боксит растворился, но не полностью.

В нерастворившемся остатке Байер не обнаружил алюминия – оказалось, что при обработке щелочным раствором весь алюминий, содержащийся в боксите, переходит в раствор.
На основе методов Байера и Холла-Эру основаны современные технологии получения алюминия.
Таким образом, за несколько десятилетий была создана алюминиевая промышленность, завершилась история о «серебре из глины» и алюминий стал новым промышленным металлом.
В 1893 году в Москве вышла книга инженера Н. Жукова «Алюминий и его металлургия», в которой в частности есть такие строки:

«Алюминий призван занять выдающееся место в технике и заместить собой, если не все, то многие из обыденных металлов...».

Такие предчувствия основывались на фактах, ведь в то время уже были известны замечательные свойства «серебра из глины», как называли алюминий.
Al один из самых легких металлов: он в 3 с лишним раза легче меди и в 2,9 раза легче железа. Он отличается замечательной теплопроводностью, по этому показатели и электропроводности он уступает лишь серебру, золоту и меди. А также обладает Алюминий достаточной химической стойкостью, связанной с особенностью его окисной пленки, которая быстро образуясь, защищает его от дальнейшей коррозии.

В настоящее время благодаря хорошей пластичности алюминия бурно развиваются прокатные алюминиевые производства и производство алюминиевых банок, из алюминия можно получить фольгу толщиной до 3 микрон, вытягивать в тончайшую, как паутина, проволоку: при длине 1000 метров она весит всего 27 граммов и умещается в спичечной коробке

На рубеже XIX и XX веков алюминий стал применяться в самых разных сферах и дал толчок для развития целых отраслей.
В 1891 году по заказу Альфреда Нобеля в Швейцарии создается первый пассажирский катер Le Migron с алюминиевым корпусом. А через три года шотландская судостроительная верфь Yarrow & Co представила изготовленную из алюминия 58-метровую торпедную лодку. Этот катер назывался «Сокол», был сделан для военно-морского флота Российской империи и развивал рекордную для того времени скорость в 32 узла.
В 1894 году американская железнодорожная компания New York, New Haven, and Hartford Railroad, принадлежавшая тогда банкиру Джону Пирпонту Моргану (J.P. Morgan), начала выпускать специальные легкие пассажирские вагоны, сидения которых были выполнены из алюминия. А всего через 5 лет на выставке в Берлине Карл Бенц представил первый спортивный автомобиль с алюминиевым корпусом.

Но настоящую революцию алюминий совершил в авиации, за что навсегда заслужил свое второе имя – «крылатый металл». В этот период изобретатели и авиаторы во всем мире работали над созданием управляемых летательных аппаратов – самолетов.
17 декабря 1903 года американские авиаконструкторы братья Уилбур и Орвилл Райт впервые в истории человечества совершили полет на управляемом летательном аппарате «Флайер-1». Для того чтобы заставить его полететь они попытались использовать автомобильный двигатель, однако он оказался слишком тяжелым. Поэтому специально для «Флайера-1» разработали полностью новый двигатель, детали которого были изготовлены из алюминия. Легкий 13-сильный мотор поднял первый в мире самолет с Орвиллом Райтом за штурвалом в воздух на 12 секунд, за которые он пролетел 36,5 метров. Братья совершили еще два полета по 52 и 60 метров на высоте около 3 метров от уровня земли.

В 1909 году был изобретен один из ключевых алюминиевых сплавов – дюралюминий. На его получение у немецкого ученого Альфреда Вильма ушло семь лет, но они того стоили. Сплав с добавлением меди, магния и марганца был таким же легким, как алюминий, но при этом значительно превосходил его по твердости, прочности и упругости. Дюралюминий быстро стал главным авиационным материалом. Из него был сделан фюзеляж первого цельнометаллического самолета в мире Junkers J1, разработанного в 1915 году одним из основателей мирового авиастроения, знаменитым немецким авиаконструктором Хуго Юнкерсом.

Цельнометаллический юнкерс, 1915 год

Россия тогда не производила алюминия вообще

Мир входил в этап войн, в которых авиация стала играть стратегическую, а иногда решающую роль. Поэтому дюралюминий первое время являлся военной технологией и метод его получения держался в секрете.

Юнкерс 86, 1934 г, самолет создан целиком из металла

Самолет B-17, созданный целиком из металла


Советские машины в тот же период из за катастрофического отставания металл содержали лишь частично

Тем временем, алюминий осваивал новые и новые сферы применения. Из него начали массово производить посуду, которая быстро и почти полностью вытеснила медную и чугунную утварь. Алюминиевые сковородки и кастрюли легкие, быстро нагреваются и остывают, а также не ржавеют.

Очередной переломный момент для алюминиевой промышленности наступает в 1920 году, когда группа ученых под руководством норвежца Карла Вильгельма Содерберга изобретает новую технологию производства алюминия, которая существенно удешевляла метод Холла-Эру. До этого в качестве анодов в процессе электролиза использовались предварительно обожженные угольные блоки – они быстро расходовались, поэтому постоянно требовалась установка новых. Содерберг решил эту проблему с помощью постоянно возобновляемого электрода. Он формируется в специальной восстановительной камере из коксосмоляной пасты и по мере необходимости добавляется в верхнее отверстие электролизной ванны.

Технология Содерберга быстро распространяется по всему миру и приводит к увеличению объемов его выпуска. Именно ее берет на вооружение СССР, не имевший тогда собственной алюминиевой промышленности. В дальнейшем развитие технологий вновь сделало применение электролизеров с обожженными анодами предпочтительнее из-за отсутствия на них выбросов смолистых веществ и меньшего расхода электроэнергии. Кроме того, одним из основных достоинств электролизеров с обожженными анодами является возможность увеличения силы тока, то есть производительности.

Еще в 1914 российский химик Николай Пушин писал:

«Россия, потребляющая ежегодно 80 000 пудов алюминия, сама не производит ни одного грамма этого металла, и весь алюминий покупает за границей ».

Правящая династия царской России категорически не желала производить алюминий

Эта позиция привела к отставанию России более чем на 50 лет

...................................................................

История развития алюминиевой промышленности в СССР берет начало с сталинской индустриализации. После революции было три этапа развития:

1) Гражданская война

2) НЭП, реставрация капитализма, потерянное для индустриализации время

3) Сталинская индустриализация

В 1920 году, несмотря на продолжающуюся гражданскую войну, руководство страны понимает, что для промышленного роста и индустриализации огромной территории необходимы колоссальные объемы электроэнергии. Для этого был разработана и принята программа, получившая название «План ГОЭЛРО» (Государственной комиссии по ЭЛектрификации РОссии).

Он подразумевал строительство на российских реках каскадов ГЭС, а чтобы для вырабатываемой ими энергии сразу был потребитель, рядом было решено строить алюминиевые заводы. При этом алюминий использовался как для военных, так и гражданских нужд.

Производство алюминия требует больших затрат электричества. Для выплавки 1 тонны металла требуется 20 тысяч киловатт-часов электрической энергии. Без электрификации немыслимо создание алюминиевой промышленности

План ГОЭЛРО давал свет темной стране

И вот в эти тяжелые годы родился советский алюминий. В Ленинграде, в Институте прикладной химии, советские инженеры разработали метод получения окиси алюминия из тихвинских бокситов.

Профессор Кузнецов и инженер Жуковский предложили свой способ производства глинозема. Был найден путь для использования низкосортных бокситов Тихвина. На заводе «Красный выборжец», там, где зародилось социалистическое соревнование, ленинградские большевики установили первую электролитную ванну.

Этими работами руководил профессор Федотьев.

Проводились новые изыскания. Экспедиция профессора С.Малявкина произвела детальное обследование Тихвинского района под Ленинградом и выявила большие промышленные запасы высококремнистых бокситов. С такого рода «бросовым» сырьем тогда не работала ни одна глиноземная фирма в мире.
Началось бурное и успешное развитие науки металлургии. На Опытном заводе Ленинградского Государственного института прикладной химии профессор А.Яковкин разработал оригинальный способ получения глинозема методом спекания высококремнистого боксита с содой и известняком. Несмотря на отрицательное заключение иностранных консультантов-специалистов, этот способ был впоследствии успешно применен на Волховском алюминиевом и Тихвинском глиноземном заводах.

В начале 1929 года на ленинградском заводе «Красный выборжец» были проведены опыты по освоению выпуска алюминия. 27 марта удалось получить первые восемь килограммов металла.

В ленинградской печати отмечалось тогда, что

«первый слиток алюминия, представляющий музейную ценность, должен быть сохранен как памятник одного из крупнейших достижений советской техники».

Образцы алюминия, полученного на «Красном Выборжце», и изделия из него были преподнесены от трудящихся Ленинграда V Всесоюзному съезду Советов. Успешное проведение этих опытов позволило приступить к сооружению Волховского и Днепровского алюминиевых заводов.
В августе 1929 года Совнарком СССР принял решение о строительстве сразу двух алюминиевых комбинатов на базе Волховской и Днепровской гидроэлектростанций. Этот год можно считать годом рождения советской алюминиевой промышленности. На родину алюминиевой индустрии, во Францию, страну Сен-Клер Девиля и Поля Эру, поехали десятки мастеров, техников и инженеров. На склонах Пиренеев и Альп, в чудесных горных ущельях, вблизи вечно шумящих водопадов приютились французские алюминиевые заводы. Там советская молодежь изучала искусство производства алюминия.

Во Франции и на опытном заводе в Ленинграде шла упорная учеба, а на берегах Волхова и Днепра стучали топоры плотников, громыхали бетономешалки и поднимались в небо растущие громады цехов алюминиевых гигантов. Постоянную личную помощь волховскому строительству оказывал руководитель ленинградских большевиков Сергей Миронович Киров.

Вот один документ.

Постановление Совета Труда и Обороны о строительстве Днепровского промышленного комбината

Совет Труда и Обороны постановляет:

1) металлургический завод мощностью в 1.050 тыс. тонн чугуна в год с коксово-бензольным заводом мощностью в 1300 тыс. тонн кокса;

2) завод специальных сталей мощностью в 160 тыс. тонн в год;

3) завод ферросплавов мощностью разных ферросплавов в 21 тыс. тонн и ферромарганца в 80 тыс. тонн;

4) алюминиевый завод мощностью в 15 тыс. тонн алюминия.

Обязать ВСНХ СССР в начале августа текущего года представить специальный доклад об окончательном проекте алюминиевого завода и о работах опытного завода по производству алюминия в Ленинграде, а также о ходе опытов по получению алюминия из каолинов (глин) в Украинской ССР.

II. Признать необходимой постройку шлакоцементного завода мощностью до 2 млн. бочек в год.

III. а) Отдельных ремонтных мастерских при вновь строящихся заводах не строить, а построить один общий для всех заводов комбината ремонтный завод.

При проектировании этого завода исходить из того, что ремонтные работы для заводов комбината должны производиться не только на этом ремонтном заводе, но и путем использования других заводов (кооперированием их).

б) Признавая, что стоимость постройки ремонтного завода в 20 млн. руб. преувеличена, одобрить решение президиума ВСНХ СССР о максимальном снижении этой стоимости.

в) Обязать ВСНХ СССР с заключением Госплана не позднее 16 мая внести в Совет Труда и Обороны доклад о размерах стоимости ремонтного завода и об обслуживании ремонтных работ Днепровского промышленного комбината другими заводами Союза.

б) Электропередача должна быть готова ко времени пуска гидростанции. Обязать ВСНХ СССР сейчас же приступить к выяснению возможности размещения заказов для электропередачи на заводах Союза.

в) Вопрос о сроках приступа к постройке электропередачи решить в связи с контрольными цифрами на 1930/1931 г.

.......................................


Днепровский промышленный комбинат

Здесь в 1933 г. с отставанием на полвека впервые в России начали производить алюминий


Производство алюминия на волховском предприятии

В 1933 году, летом, был пущен в ход электролитный цех, а еще через год — глиноземный цех. Волховский и Днепровский алюминиевые заводы — первая мощная шеренга алюминиевой индустрии — возглавили поход за советский алюминий. За ними шли новые стройки.

Индустриализация Советского Союза, проводимая нашей партией и ее гениальным руководителем Иосифом Виссарионовичем Сталиным, сделала возможным создание мощной алюминиевой промышленности. Задача организации сложнейшего производства алюминия, непосильная для старой России, была решена в СССР.
Развитие продолжалось. В 1931 году геолог Н.Каржавин в музее одного из уральских рудников обратил внимание на экспонат, считавшийся железной рудой с низким содержанием железа. Геолога поразило сходство этого образца с бокситами – глинистой горной породой, богатой алюминием. Подвергнув минерал анализу, он убедился, что «бедная железная руда» является отличнейшим алюминиевым сырьем.

Там, где был найден этот образец, начались геологические поиски, которые вскоре увенчались успехом. На базе найденных месторождений был построен Уральский алюминиевый завод, а спустя несколько лет (уже в годы Великой Отечественной войны) – Богословский.
Одно из месторождений бокситов в Свердловской области, открытое в начале 30-х гг., носит название «Красная шапочка».

Примерно в тоже время продолжилось развитие дюралюминия в промышленности. Вот один документ

Рапорт руководства ЦАГИ в ЦК ВКП(б) об экспериментальном производстве дюралюминия

До последнего времени основной самолетостроительный материал дюралюмин не мог вполне удовлетворять требованиям авиации. Его стойкость против действия атмосферы и влаги вообще была незначительной. Материал в эксплуатации быстро разрушался (поражался коррозией). Для предохранения металла от этого разъедания применялись лаки, краски, жиры и прочие средства которые, однако, не давали желаемых результатов и приводили к большому удорожанию производства.

В 1926‑1927 гг. в Америке появился сплав «алклед», обладающий большой стойкостью против коррозии. Методы производства и принципы приготовления такого сплава держатся капиталистическими странами в секрете.

В 1929 г. в металлургических цехах завода № 1 были получены первые листы дюралюмина, точно так же не подвергающиеся коррозии . В начале 1930 г. был установлен метод производства этих листов, заключающийся в покрытии (плакировании) дюралюминовых заготовок тонким слоем алюминия, которые сваривались друг с другом в процессе горячей прокатки. Полученный материал при испытании в наших лабораториях и при проверке по нашей просьбе ЦАГИ в условиях выдержки в морской воде Черного моря дал блестящую стойкость против коррозии, но обладал благодаря наличию слоя алюминия пониженными механическими свойствами.

В 1930 г. заводом № 1 была проведена работа по изысканию сплава, который при плакировании давал бы механические качества нормального дюралюмина.

Летом 1930 г. заводу удалось получить плакированные листы не только одинакового качества с дюралюмином, но и превышающие их на 15%. В августе месяце 1930 г. технический отчет главного металлурга с указанием состава сплава и методов его производства был разослан всем заинтересованным учреждениям, ЦАГИ, ВАО, заводу 45 и т. д.

В ноябре 1930 г. из плакированного материала 1‑го завода на заводе № 22 было построено 2 самолета для испытания на стойкость против коррозии. Самолеты не были покрыты никакими красками и в течение 10 месяцев работы не показали никаких следов коррозии. Заводской масштаб производства этого сплава показал его преимущества не только в эксплуатации, но и в процессе производства. Одно только упрощение процесса производства должно дать уже в 1932 г. экономию 2,5 млн. руб.

Что касается экономии, которую получит страна от эксплуатации самолетов из нового материала, на удлинении срока службы самолетов, сокращении ремонтных работ, уменьшении расходов на покраску, на облегчении конструкции и прочего, то она настолько велика, что подсчет ее является задачей чрезвычайно трудной.

В 1931 г. на основе проведенных заводом № 1 опытно-исследовательских работ начат перевод производства обыкновенного дюралюмина на плакированный на заводе № 1 ВАО и Кольчугинском. С этого же времени ОИАМ ЦАГИ, относившийся раньше к плакированному дюралюмину очень индифферентно, заинтересовался этой работой и поставил опыты по внедрению в производство плакированного дюралюмина на заводе им. Ворошилова.

В мае 1931 г. ЦАГИ специальному техническому совещанию доложило об изобретенном им плакированном сплаве с якобы более высокими механическими качествами, химический состав которого отличался от состава сплава завода № 1 введением присадки кремния. На совещании в ЦАГИ специалистами было дано разъяснение, что введение кремния в сплав завода № 1 не может улучшить его качеств.

В день опубликования общественными организациями завода № 1 был поставлен в известность т. Баранов о том, что сплав ЦАГИ не является оригинальным, никаких преимуществ перед сплавом завода № 1 не имеет и кремний введен в сплав по странному недоразумению. 10 сентября экспертиза, проведенная согласно распоряжению т. Баранова, указала на отсутствие необходимости введения кремния в сплав завода № 1.

Проведенные с 20 по 30 сентября совместно с заводом № 1 и ЦАГИ сравнительные опыты по прокатке листов из сплава завода № 1 и «альплаты ЦАГИ» дали ухудшение качеств сплава от введения кремния и окончательно доказали, что «рапорт ЦАГИ» является документом, вводившим в заблуждение вождей партии и правительства.

Исследования и работу по постановке производства плакированного дюралюмина завода № 1 вели: 1. Ю. Г. Музалевский — главный металлург, инициатор работ по плакированию дюралюмина, основной руководитель исследований и производства этого сплава, кандидат ВКП(б). 2. С. М. Петров — начальник производства член ВКП(б) и А. Ф. Белов — начальник горячих цехов, кандидат ВКП(б) — руководители производства плакированного дюралюмина. 3. Равич В. Н. — начальник опытного бюро, исполнитель опытно-исследовательских работ по плакированному дюралюмину (кандидат ВКП(б)). 4. Инженер Ф. М. Шафит (член ВКП(б)) и начальник химической лаборатории Шандоров, проводившие лабораторные исследования. 5. Мастера Павлов (член ВКП(б)) и Арсентьев (член ВКП(б)). 6. Рабочие бригад: 1) чернового стана, 2) отжигальщиков. 7. Отдельные рабочие и ударники горячего цеха.

Рапорт ЦАГИ подписали: 1. Начальник ЦАГИ — Друян (член ВКП(б)) 2. Партком — Асташев (член ВКП(б)) 3. Завком — Петров (член ВКП(б)) 4. Начальник ОИАМ ЦАГИ — Сидорин 5. Начальник секции металлов, проф. Акимов (член ВКП(б)) 6. Начальник коррозионной группы — Крениг.

РГАСПИ Ф. 17. Оп. 120. Д. 56. Л. 38-39 об. Копия.

Несмотря на то, что в последующие годы эти предприятия постоянно наращивали объемы производства, полностью удовлетворить растущие потребности экономики страны они не могли. В СССР развернулось строительство новых предприятий.

В 1938 году был введен в эксплуатацию Тихвинский (позже переименован в Бокситогорский) глиноземный завод мощностью 40 тыс. тонн продукции в год, а в 1939 году приступил к работе Уральский алюминиевый завод, способный производить 70 тыс. тонн глинозема и 25 тыс. тонн алюминия в год.

Вот интересный документ о росте пром-производства в СССР

Из докладной записки наркома тяжелой промышленности СССР Л. М. Кагановича председателю СНК СССР В. М. Молотову «О проекте третьего пятилетнего плана развития промышленности шести наркоматов, объединявшихся НКТП». — О выполнении плана второй пятилетки¹*

1) Выполнение второго пятилетнего плана по продукции промышленности НКТП характеризуется следующими данными:

1932 г. факти­чески

Программа 1937 г. по пяти­летнему плану

1937 г. факти­чески (по кругу предпр. 1937 г.)

1937 г. в % к 1932 г.

% выпол­нения пяти­летнего плана

Электроэнергия по Главэнерго (в млрд. кВтч)

Каменный уголь по Главуглю (млн. тонн)

Нефть сырая с газом (млн. тонн)

Бензин и лигроин (млн. т.)

Керосин (млн. т.)

Кокс (млн. т.)

Железная руда (млн. т.)

Марганцевая руда (млн. т.)

Чугун по НКТП (млн. т.)

Сталь (млн. т.)

Прокат (млн. т.)

Цинк (тыс. т.)

Медь черновая (тыс. т.)

Свинец (тыс. т.)

Никель (тыс. т.)

Олово (тыс. т.)

Алюминий (тыс. т.)

Серная кислота (тыс. т.)

Сода кальцинированная (тыс. т.)

Сода каустическая (тыс. т.)

Фосфат[ные] удобрения в пересчете на P₂O₅ (тыс. т.)

Сильвинит (тыс. т.)

Азот[ные] удобрения в пересчете на сульфат аммоний (тыс. т.)

Каучук синтетический (тыс. т.)

Автопокрышки млн. шт.

Цемент тыс. т.

Видно что производство алюминия проходило не без трудностей, план был выполнен лишь на 47%, почти на половину

Из общего числа все распределялось на гражданские нужды и оборону

Можно рассмотреть объем поступления алюминия из разных источников в СССР периода кануна и начала Второй мировой войны.

Как следует из представленных в таблице цифр, общий объем используемого СССР алюминия менялся крайне незначительно, что препятствовало увеличению объемов авиапроизводства, которое, согласно планам высшего руководства страны, должно было резко возрасти.

Производство алюминия в СССР и его импорт в 1938-1940 гг. (тыс. тонн)

И тем не мене алюминия все равно не хватало. В этом металле нуждались очень многие отрасли произволства.

Нехватка дюралюминия привела к тому что самолет Пе 8 не был внедрен в широкое производство

Отставание в 50 лет не удалось преодолеть даже скачком за 8-9 лет

Темпы роста производства были явно недостаточными. На 18 конференции ВКП(б), проходившей 15-20 февраля 1941 г., в резолюции о хозяйственных итогах 1940 г. и планах развития народного хозяйства СССР на 1941 г. говорилось, что относительный рост объема производства алюминия за последние три года составил 59 процентов

Мобилизационный план "МП-1" на 1939 г. , принятый Комитетом Обороны при СНК СССР 17 июня 1938 г., предусматривал необходимость подачи в случае войны 131,1 тыс. т. алюминия, в противном случае сложилось бы крайне тяжелое положение

Между тем, план развития народного хозяйства СССР на 1941 г. предусматривал обеспечение выплавки 100,0 тыс. т. алюминия

Это, даже без учета постоянно растущего объема производства авиатехники, всего лишь на 75% обеспечивало мобилизационные потребности 1939 г.

Для сравнения - в 1939 г. в Германии было выпущено 199 тыс. т. алюминия, еще 48 тыс. т. было получено в результате переработки ранее выпущенных изделий из этого металла, а 7 тыс. тонн - импортирован

Таким образом, общий объем поступившего в Германию алюминия в год начала Второй мировой войны в пять раз превосходил аналогичный объем в СССР

Германия производила перед войной 200 тыс. тонн алюминия, а СССР лишь 60 тыс.

.....................................................................

На момент начала войны в СССР было три завода по выплавке алюминия – волховский, запорожский, и уральский (в Каменске-Уральском). Запорожский (крупнейший) и волховский накрылись в самом начале войны.

Графика роста алюминиевой промышленности России

Потеря во время войны производственных мощностей привела к спаду

Как бы просто эвакуировать в чистое поле и там начать выплавку алюминия не выйдет, потому что кроме собственно технологического оборудования, нужно до фига электроэнергии и сырьё – глинозём.

Глинозёмное производство в Запорожье накрылось в самом начале войны, в Бокситогорске то же. Осталось только на том же уральском алюминиевом заводе. С прокатом проще, но что прокатывать если нет алюминия.

Уральский алюминиевый завод осенью 1941 года остался единственным в СССР

Вот так в самом начале войны промышленность СССР, оказалась по алюминию на очень голодном пайке.

Дефицит алюминия восполнялся двумя источниками -- поставками по ленд-лизу и развитием промышленности за Уралом. Поставки по ленд-лизу оцениваются в 301 тысячу тонн. Цифры по собственному производству спорны, от 283 тысяч тонн до 315 тысяч тонн

Во втором случаем пришлось срочно строить алюминиевую промышленность за Уралом. Что не так то просто и быстро, нужно и электричестовм обеспечить и первичным сырьём – бокситами. Благо перед самой войной началась разработка единственного крупного в СССР добытчика бокситов - Североуральского бокситового рудника. И

менно во время войны были запущены крпные заводы по выплавке алюминия – Новокузнецкий и Богословский (в Краснотурьинске на Урале)запущено производство глинозёма на Богословском заводе. Что в общем то позволило выйти на приличный уровень производства алюминия, но это произошло уже в самом конце войны.