Характеристика одного из предприятий машиностроения. Характеристика основных отраслей Составьте характеристику отраслей машиностроения в виде таблицы

Общие особенности машиностроения:

  1. Машиностроение занимает первое место среди отраслей промышленности по стоимости продукции. На него приходится около 35% стоимости мировой промышленной продукции.
  2. Среди отраслей промышленности машиностроение - наиболее трудоемкое производство. Оно занимает первое место по числу занятых (80 млн. чел.). Особенно высокой трудоемкостью отличаются приборостроение, электротехническая и аэрокосмическая промышленность, атомное машиностроение и другие отрасли, выпускающие сложную технику. В связи с этим одним из главных условий размещения машиностроения является обеспечение его квалифицированной рабочей силой, наличие определенного уровня производственной культуры, центров научных исследований и разработок.
  3. Близость к сырьевой базе важна лишь для некоторых отраслей тяжелого машиностроения (производство металлургического, горно-шахтного оборудования, котлостроение и др.).
  4. Машиностроение – одна из самых наукоемких отраслей промышленности. Достижения НТП внедряются прежде всего в производствах данной отрасли..
  5. Машиностроение имеет самый сложный отраслевой состав (более 300 различных производств), который постоянно меняется. Новейшие отрасли быстро переходят в новые, а затем становятся уже старыми.
  6. В мире имеется громадный спрос на продукцию машиностроения, который постоянно увеличивается.
  7. Машиностроение имеет самый большой, постоянно расширяющийся ассортимент выпускаемой продукции (несколько миллионов наименований). При этом продукция отрасли различна по массовости выпуска (например, самолетов – около 1 тыс. в год, металлорежущих станков – 1,2 млн, тракторов – 1,3 млн, автомобилей – 40-50 млн, электронной техники – 150 млн, часов – 1 млрд штук).
  8. Различные отрасли машиностроения предъявляют различные требования к сырью. При этом наблюдается тенденция уменьшения доли продукции черной металлургии а увеличения доли продукции цветной металлургии и .
  9. Машиностроение занимает ведущее место в международных (38% от стоимости всех товаров международной торговли). Например, машиностроение обеспечивает 2/3 экспорта Японии и? экспорта таких стран, как и .
  10. Машиностроение в наибольшей степени способствует углублению специализации и кооперации в .

Отраслевой состав машиностроения

Машиностроение подразделяется на три группы:

1. Общее машиностроение, включающее станкостроение, сельскохозяйственное, атомное машиностроение и др. отрасли.

Общее машиностроение выделяется следующими свойствами:

  • разнообразие продукции от штучных (атомный реактор) до массовых;
  • разнообразие связей с другими отраслями промышленности и сельского хозяйства.

2. Транспортное машиностроение – вторая по значимости отрасль машиностроения, продукция которой часто имеет двойное назначение (гражданское и военное).

Характеристика основных подотраслей транспортного машиностроения:

Автомобилестроение – ведущая отрасль транспортного машиностроения:

  • ежегодно выпускается 60 млн автомобилей, 40 % из которых идет на экспорт;
  • в отрасли занято около 60 млн. человек;
  • 75 % автомобилей – легковые; 25 % — грузовые, из которых много малотоннажных, специальных автомобилей и автобусов;
  • высокая степень концентрации отрасли (90 % автомобилей выпускают 10 крупнейших компаний, самыми крупными из которых являются: Дженерал Моторс (США), Форд (США), Тоёта (Япония), Фольксваген (Германия), Даймер Крайслер (Германия — США), Фиат (), Рено (Франция).

Авиаракетно-космическая промышленность – вторая отрасль транспортного машиностроения.

Отличительные черты:

  • высокая наукоемкость;
  • продукция отрасли выпускается только крупными фирмами;
  • сложный состав отрасли: производство самолетов; производство вертолетов; производство авиационных двигателей; производство авионики (электронного и навигационного оборудования летательных аппаратов); ракетостроение; создание космических аппаратов.
  • применение сложных технологий, предъявляющих особые требования к научно-производственной базе и квалификации работников.

Судостроение .

  • высокая материалоемкость и трудоемкость производства судов
  • роль судостроения среди отраслей машиностроения постепенно уменьшается;
  • в производстве судов происходит уменьшение доли пассажирского транспорта и увеличение доли специального (танкеры, контейнеровозы, ледоколы, научно-исследовательские суда и т.п.);
  • центр судостроения переместился из Западной Европы и США в Азию (Корея Япония КНР) ;

Производство ж/д оборудования – старейшая отрасль транспортного машиностроения, производящая локомотивы, различные грузовые вагоны, цистерны, пассажирские вагоны и др.

Производство ж/д оборудования постепенно сокращается в , США, России, но увеличивается в Азии (КНР, ). Европа все более переходит на изготовление скоростных пассажирских поездов.

3. Электротехника, включая электронику.

  • самая наукоемкая отрасль машиностроения;
  • самая быстропрогрессирующая отрасль машиностроения;
  • высокая степень концентрации производства (производство в основном сконцентрировано на крупных фирмах США, Японии, (США и Япония производят 90% микросхем), Юго-восточной Азии (Корея, ), Западная Европа);
  • быстрый рост системных связей как внутри отрасли, так и с другими отраслями промышленности;
  • внутри отрасли темпы роста производства бытовой электроники сокращаются, а ЭВМ и микросхем растут (производство ЭВМ и микросхем составляет 40 –45% от общего производства электротехники и электроники).

Размещение отраслей машиностроения

На размещение предприятий машиностроения в большей степени влияют:

  • наличие квалифицированной рабочей силы;
  • наличие научных центров;
  • развитая инфраструктура;
  • потребители.
  1. До недавнего времени 90% продукции машиностроения производили развитые страны, а только 10% — развивающиеся. Но сегодня доля развивающихся стран составляет уже 25% и продолжает возрастать.
  2. В машиностроении мира доминирующее положение занимает небольшая группа развитых стран — США, на которые приходится почти 30% стоимости машиностроительной продукции, Япония — 15%, — около 10%, Франция, Великобритания, Италия, . В этих странах развиты практически все виды современного машиностроения, высока их доля в мировом экспорте машин (на развитые страны в целом приходится свыше 80% мирового экспорта машин и оборудования). При почти полной номенклатуре производства машиностроительной продукции ключевая роль в развитии машиностроения в этой группе стран принадлежит авиаракетно-космической промышленности, микроэлектронике, робототехнике, атомно-энергетической технике, станкостроению, тяжелому машиностроению, автомобилестроению.
    В группу лидеров мирового машиностроения входят также (6% стоимости машиностроительной продукции), Китай (3%) и несколько малых промышленно развитых стран — , Нидерланды и др.
  3. Машиностроение сильно продвинулось в своем развитии и в развивающихся странах. В отличие от развитых стран, машиностроение которых базируется на высоком уровне научно-исследовательских и опытно-конструкторских разработок (НИОКР), высокой квалификации рабочей силы и в основном на выпуск технически сложной и высококачественной продукции, машиностроение развивающихся стран, основанное на дешевизне местной рабочей силы, специализируется, как правило, на выпуске массовых, трудоемких, но технически несложных невысоких по качеству видах изделий. Среди предприятий здесь много чисто сборочных заводов, получающих комплекты машин в разобранном виде из промышленно развитых стран. Современными машиностроительными заводами располагают немногие развивающиеся страны, прежде всего новые индустриальные - , Гонконг, Тайвань, Индия, Мексика. Главные направления развития их машиностроения — производство бытовой электротехники, автомобилестроение, судостроение.
  4. Главными экспортерами продукции машиностроения являются: Япония, Германия, США, Франция, Великобритания, Италия, Канада.
  5. размещения некоторых отраслей машиностроения представлена в таблице.

Первая десятка стран

Производство автомобилей

США; Япония; ФРГ; Франция; Р.Корея; Великобритания; Испания; Канада; Италия; .

Производство мета ллорежущих станков

Япония, ФРГ, США, Италия, Китай, Швейцария, Р.Корея, о.Тайвань, Испания, Франция

Производство тракт оров

Россия, Япония, Индия, США, Великобритания, ФРГ, Италия, Бразилия.

Производство телев изоров

Китай, Р.Корея, США, Бразилия, Япония, Испания, Сингапур, Турция, Великобритания.

Судостроение (спуск на воду)

Корея, Япония, ФРГ, Бразилия, Тайвань, Дания, Китай, Югославия, .

Крупнейшие продуценты и экспортеры изделий общего машиностроения в целом — развитые страны: Германия, США, Япония и др. Развитые страны являются также главными производителями и поставщиками на мировой рынок станков (Япония, Германия, США, Италия и Швейцария). В составе общего машиностроения развивающихся стран преобладает выпуск сельскохозяйственных машин и несложного оборудования.

Мировые лидеры в области электротехники и электроники — США, Япония, Россия, Великобритания, ФРГ, Швейцария, Нидерланды. Производство бытовых электроприборов и изделий бытовой электроники получило развитие и в развивающихся странах, особенно в странах Восточной и Юго-Восточной Азии.

Среди отраслей транспортного машиностроения наиболее динамично развивается автомобилестроение. Ареал его пространственного распространения постоянно растет. Еще в первой половине ХХ века в безраздельно господствовала одна страна – США (83%), но затем начался переход к полицентрической модели. Во второй половине ХХ века сложились три центра: США, Западная Европа, Япония. В 90-е годы автомобилестроение начало растекаться в Азию (Р.Корея, Китай, Индия, Турция, Малайзия) и (Бразилия, Мексика, Аргентина, Чили, Перу, ) Однако, страны Зарубежной Европы (Германия, Франция, Испания и др.), США и Япония остаются лидерами и производят более 70% всех автомобилей мира. Кроме того, большая часть автомобильных заводов, расположенных в развивающихся странах, принадлежит ведущим компаниям этих стран.

Первая десятка стран по производству автомобилей представлена в таблице. Можно добавить, что к числу стран с выпуском автомобилей свыше 1 млн в год относятся также Мексика, Россия и .

Крупнейшие экспортеры автомобилей: Япония (4,6 млн в год), Германия (3,6), Франция.

В отличие от автомобилестроения, авиастроение, судостроение, производство подвижного состава железных дорог переживает застой. Основная причина этого - отсутствие спроса на их продукцию.

Судостроение из развитых стран переместилось в развивающиеся. Крупнейшими производителями судов стали Южная Корея (опередила и вышла на первое место в мире), Бразилия, Аргентина, Мексика, Китай, Тайвань. В то же время США, (Великобритания, Германия и др.) в результате сокращения производства судов перестали играть заметную роль в мировом судостроении.

Таким образом, в территориальной структуре машиностроения можно выделить четыре главных машиностроительных региона:

  • Северная Америка (США, Канада, Мексика);
  • Зарубежная Европа (ФРГ, Франция, Великобритания, Италия, Испания);
  • Восточная и Юго-восточная Азия;

На (США, Канада) приходится примерно 1/3 стоимости продукции машиностроения. В этом регионе производятся практически все виды машиностроительной продукции любого уровня сложности, но международном разделении труда регион выступает, прежде всего, как крупнейший производитель и экспортер машин высокой сложности, изделий тяжелого машиностроения и наукоемких отраслей. Так, в США, занимающих лидирующие позиции в регионе и мире по общей стоимости продукции машиностроения, большая роль принадлежит авиаракетно-космическому машиностроению, военно-промышленной электронике, производству ЭВМ, атомно-энергетической технике, военному кораблестроению и др. США занимают третье место в мире по экспорту продукции машиностроения и первое – по импорту.

На (без СНГ) также приходится около 1/3 продукции мирового машиностроения. Регион выпускает главным образом массовую машиностроительную продукцию, но сохраняет свои позиции в некоторых новейших отраслях. Особо регион выделяется общим машиностроением (станкостроением, производством оборудования для металлургии, текстильной, бумажной, часовой и др. отраслей промышленности), электротехникой и электроникой, транспортным машиностроением (автомобилестроением, авиастроением, ). Лидер европейского машиностроения ФРГ - крупнейший экспортер в регионе и второй в мире продукции машиностроения.

Регион, включающий страны Восточной и Юго-Восточной Азии, дает примерно четверть продукции мирового машиностроения. Основной стимулирующий фактор в развитии машиностроения в странах региона — относительная дешевизна рабочей силы. Лидер региона - Япония - вторая машиностроительная держава мира, крупнейший экспортер в мире продукции машиностроения, особенно изделий наиболее квалифицированных отраслей (микроэлектроника, электротехника, авиатехника, робототехника и др.). Другие страны — Китай, Республика Корея, Тайвань, Сингапур, Малайзия, и др. производят трудоемкую, но менее сложную продукцию (производство бытовых электроприборов, автомобилей, морских судов и пр.) и также весьма активно участвуют в работе на внешний рынок. Таким образом, регион выпускает как массовую продукцию машиностроения, так и продукцию высокой сложности.

Особый регион мирового машиностроения образуют . Они имеют полную номенклатуру машиностроительного производства. Для большинства стран региона машиностроение – одна из главных отраслей международной специализации. Особенно большое развитие получили здесь отрасли , авиационной и ракетно-космической промышленности, бытовой электроники, отдельные несложные отрасли общего машиностроения (производство сельскохозяйственной техники, металлоемких станков, энергетического оборудования и др.). В то же время по ряду отраслей, особенно наукоемких, отмечается серьезное отставание. Лидер СНГ — Россия, несмотря на огромные возможности развития машиностроения (значительный производственный, научно-технический, интеллектуальный и ресурсный потенциал, емкий внутренний рынок, предъявляющий большой спрос на разнообразную машиностроительную продукцию и пр.), в международном разделении труда выделяется лишь производством вооружения и новейшей космической техники и вынуждена даже импортировать много видов машин.

За пределами главных машиностроительных районов расположены достаточно крупные по масштабам и сложности структуры производства центры машиностроения - Индия, Бразилия, Аргентина. Их машиностроение в основном пока работает на внутренний рынок. Вывозят эти страны автомобили, морские суда, велосипеды, несложные виды бытовой техники (холодильники, стиральные машины, кондиционеры, пылесосы, калькуляторы, часы и т. п.).

Структуру промышленности мира, обеспечивает машинами и оборудованием все отрасли экономики, производит разнообразные предметы потребления.
Машинотехническая продукция является третьей статьей российского экспорта (после топливно-энергетических товаров и металлов).
В условиях рыночной экономики главным фактором повышения эффективности национальной экономики становятся уже не отдельные достижения науки и техники, а высокий научный и технологический уровень всего производства. Это уровень определяется в первую очередь состоянием машиностроения как отрасли, обеспечивающей потребности в технологическом оборудовании, которое должно обновляться непрерывно.
Машиностроение – это базовая отрасль экономики, определяющая развитие таких комплексов, как топливно-энергетический, транспортный , строительный, химический и нефтехимический и ряд других. От уровня развития машиностроения зависят важнейшие удельные показатели валового внутреннего продукта страны (материалоемкость , энергоемкость) и, как следствие, конкурентоспособность выпускаемой продукции. Современный уровень машиностроения в России, его научно-техническая и производственная базы не отвечают на сегодняшний день возрастающим требованиям экономического и социального развития страны.
Развитие машиностроения напрямую зависит от качества экономического образования менеджеров и инженерно-технических работников предприятий отрасли.

1. Понятие отрасли. Отрасль машиностроения
Народное хозяйство страны включает в себя различные сферы, каждая из которых вносит свой вклад в развитие страны. Основным признаком деления народного хозяйства на различные сферы является участие в создании совокупного общественного продукта. На основе данного критерия сферы народного хозяйства можно объединить в две группы: материальное производство и непроизводственная сфера. В свою очередь эти сферы делятся на отрасли.
Отраслевая дифференциация промышленности – возникновение все новых и новых ее отраслей – это постоянный процесс , обусловленный развитием общественного разделения труда.
Различают три формы общественного разделения труда:
1. Общее разделение труда выражается в разделении общественного производства на крупные сферы материального производства (промышленность, сельское хозяйство, транспорт и пр.);
2. Частное разделение труда проявляется в образовании различных самостоятельных отраслей внутри промышленности, сельского хозяйства и других отраслей материального производства;
3. Единичное разделение труда находит свое выражение в разделении труда непосредственно на предприятии.
Все формы общественного разделения труда взаимосвязаны.
Промышленность состоит из множества отраслей и производств, взаимосвязанных между собой. Основными признаками, отличающими одну отрасль промышленности от другой, являются: экономическое назначение производимой продукции, характер потребляемых материалов , техническая база производства и технологический процесс, профессиональный состав кадров. По этим же признакам различаются и отдельные производства.
Отрасль – это группа качественно однородных хозяйственных единиц (предприятий, организаций, учреждений), характеризующихся особыми условиями производства в системе общественного разделения труда, однородной продукцией и выполняющих общую (специфическую) функцию в национальном хозяйстве.
Материальное производство включает:
· Промышленность;
· Сельское и лесное хозяйство;
· Грузовой транспорт;
· Связь (обслуживающая материальное производство);
· Строительство;
· Торговля;
· Общественное питание ;
· Информационно-вычислительное обслуживание и др.
В непроизводственную сферу входят:
· Жилищно-коммунальное хозяйство ;
· Пассажирский транспорт;
· Связь (обслуживающая организации непроизводственной сферы и население);
· Здравоохранение;
· Физическая культура и социальное обеспечение ;
· Народное образование ;
· Культура и искусство;
· Наука и научное обслуживание;
· Кредитование и страхование;
· Деятельность аппарата органов управления.
Отрасль машиностроения является частью машиностроительного комплекса. Машиностроительный комплекс включает в себя 12 крупных отраслей и примерно 100 специализированных отраслей, подотраслей и производств. Машиностроительный комплекс связан со всеми отраслями, так как продукция данного комплекса используется в них как средства производства.
2. Классификация отраслей машиностроения, деление их на группы
В состав комплексных отраслей входят:
· Тяжелое, энергетическое и транспортное машиностроение ;
· Химическое и нефтяное машиностроение;
· Станкостроительная и инструментальная промышленность;
· Приборостроение;
· Автомобильная промышленность ;
· Транспортное и сельскохозяйственное машиностроение;
· Строительно-дорожное и коммунальное машиностроение;
· Машиностроение для легкой и пищевой промышленности и бытовых приборов;
· Авиационная промышленность;
· Судостроительная промышленность;
· Промышленность средств связи.
В зависимости от того , на какой рынок ориентирована продукция, выпускаемая предприятиями машиностроительного комплекса, их можно объединить в следующие группы:
1. Группа отраслей инвестиционного машиностроения (тяжелое, энергетическое, транспортное, химическое, нефтяное, строительно-дорожное машиностроение), развитие которых определяется инвестиционной активностью топливно-энергетического комплекса, строительного и транспортного комплексов;
2. Группа предприятий тракторного и сельскохозяйственного машиностроения, машиностроения для перерабатывающих отраслей АПК и предприятий легкой промышленности, зависящих от платежеспособности сельхозпроизводителей и переработчиков сельскохозяйственной продукции, а также частично от спроса населения;
3. Электротехника, приборостроение. Станкостроение – группа наукоемких отраслей, так называемых комплектующих, развивающихся вслед за потребностями всех других отраслей промышленности;
4. Автомобильная промышленность, выпуск продукции которой ориентирован на спрос конечных потребителей (производство легковых автомобилей), а также на потребность предприятий, фирм и исполнительных органов власти (производство грузовиков и автобусов).
Отрасли машиностроения могут группироваться также по признаку территориальной принадлежности рынков сбыта:
1. Отрасли импортозамещения. В данную группу включаются такие группы, как автомобильная промышленность , тракторное и сельскохозяйственное машиностроение, транспортное машиностроение, строительно-дорожное машиностроение. Развитие отраслей данной группы определяется инфраструктурным фактором экономики и спросом на их продукцию на внутреннем рынке;
2. Отрасли экспортной ориентации. В данную группу включаются энергетическое машиностроение, электротехническая промышленность, приборостроение по производству различных элементов автоматизированных систем управления (включая многофункциональные производственные комплексы на базе микропроцессорного управления), станкоинструментальная промышленность по производству тяжелых металлорежущих станков и прессов, а также авиа- и судостроение. Они обладают научно-техническим потенциалом, позволяющим им либо выпускать конкурентоспособные изделия, либо создавать их в относительно короткие сроки.
Условные группировки отраслей машиностроения по различным признакам используются для выработки направлений совершенствования отраслевой структуры машиностроения в соответствии с поставленными целями и на основе анализа по заранее сгруппированным отраслям.
3. Факторы, определяющие изменение отраслевой структуры отрасли
Можно выделить следующие группы факторов, определяющих изменение отраслевой структуры отрасли:
1. Научно-технический прогресс – развитие науки и техники способствует развитию новых отраслей, выделению из уже существующих отраслей новых подотраслей, либо ликвидации предприятий или отраслей, не соответствующих требованиям времени;
2. Темпы развития отраслей народного хозяйства, потребляющих продукцию машиностроения – влияние данного фактора сопоставимо с эффектом мультипликатора, ускорение или замедление развития отраслей, потребляющих продукцию предприятий машиностроения, определяет развитие соответствующих отраслей машиностроения;
3. Рост материального благосостояния и культурного уровня населения – изменения в составе потребностей населения напрямую определяют развитие отраслей, производящих продукцию, способную удовлетворить данные потребности.
Постоянное изменение отраслевой структуры машиностроения делает необходимым ее систематический контроль с целью выявления соответствия сложившейся структуры отраслей потребностям народного хозяйства.
4. Показатели для анализа отраслевой структуры промышленности
Для анализа отраслевой структуры промышленности обычно используют следующие показатели:
1. Доля отдельной отрасли в общем объеме промышленного производства и ее изменение в динамике;
2. Доля прогрессивных отраслей в общем объеме промышленного производства и ее изменение в динамике;
3. Коэффициент опережения – выражает отношение темпа роста отрасли или отдельного комплекса к темпу роста всей промышленности:
К оп = Т отр / Т пром,
где, К оп – коэффициент опережения,
Т отр – темп развития отрасли или комплекса,
Т пром – темп развития промышленности.
4. Соотношение между добывающими и перерабатывающими отраслями. Опережающее развитие перерабатывающих отраслей промышленности по сравнению с добывающими обычно характеризует положительные тенденции в развитии экономики страны;
5. Доля военно-промышленного комплекса в общем объеме промышленного производства;
6. Соотношение между группами А (производство средств производства) и Б (производство предметов потребления).
В общем плане отраслевая структура промышленности характеризует:
1. Уровень технического развития страны;
2. Степень экономической самостоятельности страны;
3. Уровень производительности общественного труда.
В промышленно развитых странах , где кризисы и спады производства периодические повторяются, изменение текущей конъюнктуры меньше всего затрагивают выпуск новейшей высокотехнологичной продукции, что создает определенные импульсы для выхода из кризисных ситуаций. Для нашей страны характерно опережающее снижение производства наиболее прогрессивной техники. В результате можно полностью утратить накопленный за предшествующие годы технологический потенциал, хотя и недостаточно качественный, но все же, имеющий принципиальное значение для дальнейшего функционирования экономики.
Структура конечной продукции отечественного машиностроения отличалась «утяжеленностью» и высокой степенью милитаризации. Доля военной техники оставалась достаточно высокой при резком отставании выпуска потребительских товаров и особенно оборудования для непроизводственной сферы. В первой половине 1980-х гг. рост производства продукции инвестиционного машиностроения полностью прекратился, а во второй половине начался спад, перешедший 1990-х гг. в обвальное падение.
Современное состояние машиностроения показывает необходимость продуманной политики государства в отношении оптимизации отраслевой структуры. Совершенствование отраслевой структуры отрасли должно основываться на анализе макроэкономических пропорций экономики. Установление научно обоснованных пропорций в развитии отраслей машиностроения позволяет повысить темпы развития народного хозяйства на базе научно-технического прогресса и достичь максимально возможной экономии общественного труда.
5. Факторы, способствующие совершенствованию отраслевой структуры машиностроения
Эффект от совершенствования отраслевой структуры машиностроения может проявляться в следующем:
1. Рост взаимопроникновения и перераспределения ресурсов осваиваемых производств, с повышением уровня качества продукции от применения наукоемких технологий;
2. Постепенное снижение себестоимости производства за счет эффективного использования ресурсов;
3. Постепенное замещение импортного производства продукцией отечественного машиностроения;
4. Развитие инфраструктуры отраслей машиностроения.
В результате совершенствования отраслевой структуры машиностроения должно сформироваться ядро – совокупность хозяйствующих субъектов, эффективно реагирующих на изменения конъюнктуры рынка и выпускающих конкурентоспособную продукцию.
6. Сырьевые и топливно-энергетические материальные ресурсы , их рациональное использование
Все материальные ресурсы, используемые в промышленности в качестве предметов труда, условно подразделяются на сырьевые и топливно-энергетические.
Сырьевые ресурсы представляют собой совокупность имеющихся в стране предметов труда, которые используются непосредственно для производства различной промышленной продукции.
Под сырьем (сырым материалом) понимают всякий предмет труда, на добычу или переработку которого затрачен труд и который под его воздействием претерпел определенные изменения. К сырью обычно относят продукцию добывающей промышленности (руда, нефть , уголь, песок, щебень) и сельскохозяйственную (зерно, картофель , свекла), а к материалам – продукцию обрабатывающей промышленности (черные и цветные металлы , цемент, мука, пряжа).
Различают:
1. Основные материалы – это материалы, которые в натуральной форме входят в состав готового продукта, составляя его материальную основу;
2. Вспомогательные материалы – это материалы, не входящие в состав готовой продукции, а только способствуют ее формированию.
Топливо и энергия по своей экономической природе относятся к вспомогательным материалам, но в силу особой значимости они выделяются в самостоятельную группу ресурсов. Различают потенциальные и реальные топливно-энергетические ресурсы:
1. Потенциальные топливно-энергетические ресурсы – это объем запасов всех видов топлива и энергии, которым располагает тот или иной экономический район, страна в целом;
2. Реальные топливно-энергетические ресурсы в широком смысле слова – это совокупность всех видов энергии, используемых в экономике страны.
К основным направлениям рационального использования сырьевых и топливно-энергетических ресурсов можно отнести:
1. Улучшение структуры топливного и топливно-энергетического баланса;
2. Более тщательную и качественную подготовку сырья к его непосредственному использованию на промышленных предприятиях;
3. Правильную организацию транспортировки и хранения сырья и топлива – недопущение потерь т снижения качества;
4. Комплексное использование сырья;
5. Химизацию производства;
6. Использование отходов производства;
7. Вторичное использование сырья и др.

7. Краткий анализ отраслей машиностроения. Отраслевые тенденции

В машиностроительном комплексе в ноябре 2009 года отмечено существенное улучшение динамики производства. По сравнению с ноябрем 2008 года спад производства в целом по трем машиностроительным отраслям составил – 17.2% – это лучший показатель за все предыдущие месяцы 2009 года. Однако в наибольшей степени такое улучшение обусловлено фактором низкой базы.

Машиностроение стало одной из немногих отраслей обрабатывающего сектора промышленности, в которой объем производства в ноябре 2009 года был ниже, чем в ноябре 2008 года. Если же сравнивать результат с ноябрем 2007 года, то спад производства за этот период составил более 25%.
Лучшая динамика в ноябре 2009 года наблюдалась в производстве крупного энергетического оборудования, а также в производстве бытовой техники и электроники.
Выпуск гидравлических турбин увеличился по сравнению с ноябрем 2008 года в 2 раза, производство стиральных машин и телевизоров – почти на 20%. Причем объем производства телевизоров в ноябре 2009 года был одним самых больших за последние два года. Он был всего на 0.7% ниже, чем в сентябре 2008 года, когда объем производства телевизоров в России достиг трехлетнего максимума. Рост производства бытовой техники и электроники происходит не столько за счет увеличения спроса на эту продукцию, сколько за счет оптимистических ожиданий производителей и торговых организаций, которые стали заполнять склады в надежде на скорое увеличение потребительского спроса.
Финансовое положение в транспортном машиностроении остается самым тяжелым среди всех отраслей промышленности.
Сальдированный финансовый убыток к началу ноября 2009 года превышал 60 млрд. руб. Это связано с низким внутренним спросом на продукцию российского автомобилестроения, отсутствием доступа к заемному капиталу , большой просроченной задолженностью.
По объему просроченной кредиторской задолженности, как и по объему просроченной дебиторской задолженности, транспортное машиностроение является лидером среди всех отраслей обрабатывающего комплекса российской промышленности. При этом существенная доля просроченной задолженности приходится на задолженность по банковским кредитам , которая за год выросла почти в 10 раз.

Список литературы
1. Грибов В.Д., Грузинов В.П. Экономика предприятия : Учебник. – М.: Финансы и статистика, 2006. – 336 с.: ил.
2. Миронов М.Г., Загородников С.В. Экономика отрасли (машиностроение): Учебник. – М.: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2005. – 320 с.
3. Сергеев И.В. Экономика предприятия: Учеб. пособие. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Финансы и статистика, 2007. – 304 с.: ил.
4. Экономика предприятия: Учебник для вузов/ В.Я. Горфинкель, Е.М. Купряков, В.П. Прасолова и др. – М.: Банки и биржи , ЮНИТИ, 1996. – 576 с. ил.
5. Куликов Л.М. Основы экономических знаний: Учебное пособие. – М.: Финансы и статистика, 2000. – 272 с.: ил.
6. http://www.akm.ru/rus/analyt/analyt/mashin.htm,
ЗАО «Анализ, Консультации и Маркетинг», аналитический бюллетень «Отрасли российской экономики: производство финансы, ценные бумаги», 18 января 2010 г.

Тяжелое машиностроение относится к материалоемким отраслям с большим потреблением металла и относительно малой трудоемкостью. К тяжелому машиностроению относят производство металлургического, горно-шахтного, крупноэнергетического, подъемно- транспортного оборудования, тяжелых станков, крупных морских и речных судов, локомотивов и вагонов. тяжелого машиностроения в первую очередь зависит от сырьевой базы и районов потребления.

Например, производство металлургического и горно-шахтного оборудования размещается, как правило, вблизи металлургических баз и в районах потребления готовой продукции.

Одной из важнейших отраслей тяжелого машиностроения является производство оборудования для металлургической промышленности. Большая металлоемкость продукции этих производств, сложность транспортировки обусловили размещение этих предприятий вблизи центров развития металлургии и потребления этой продукции: Екатеринбург, Орск, Красноярск, Иркутск, Комсомольск-на-Амуре.

Крупные центры производства горно-шахтного оборудования созданы в Западной Сибири — Новокузнецк, Прокопьевск, Кемерово. В Красноярске построен один из крупнейших заводов по производству тяжелых экскаваторов, которые используются при освоении буроугольных месторождений Канско-Ачинского бассейна.

Производство оборудования для нефтяной и сложилось в нефтедобывающих и газодобывающих районах — Урал, Поволжье, Северный Кавказ, в Западной Сибири.

Энергетическое машиностроение представлено производством мощных паровых турбин и генераторов, гидротурбин и паровых котлов. Оно располагается преимущественно в крупных центрах развитого машиностроения при наличии высококвалифицированных кадров. Крупнейшими центрами по производству турбин для гидроэлектростанций являются Санкт-Петербург и Таганрог (завод «Красный котельщик», который выпускает половину всех паровых котлов страны). Высокопроизводительные котлы выпускаются в Подольске и Белгороде. Санкт-Петербург и Екатеринбург специализируются на выпуске газовых турбин. Развитие атомной энергетики определило производство оборудования для атомных электростанций. В Санкт- Петербурге выпускаются атомные реакторы; крупный центр атомного энергетического машиностроения сформировался в Волгодонске.

Предприятия по производству тяжелых станков и кузнечно-прессового оборудования работают в Коломне, Воронеже, Новосибирске.

Основные центры морского судостроения сформировались на побережьях Балтийского моря (Санкт-Петербург, Выборг), которые специализируются на производстве пассажирских, грузопассажирских, ледоколов-атомоходов. На Белом море главный центр судостроения — Архангельск, на Баренцевом — Мурманск. В этих центрах производятся лесовозы.

Речное судостроение представлено верфями на крупнейших речных магистралях: Волге, Оби, Енисее, Амуре. Одним из крупнейших центров судостроения является Нижний Новгород, где на АО «Красное Сормово» выпускают суда различного класса: современные пассажирские лайнеры, теплоходы типа «река — море» и т.д. Речные суда производятся в Волгограде, Тюмени, Тобольске, Благовещенске.

Железнодорожное машиностроение: Коломна, Новочеркасск (Северо-Кавказский район), Муром (Нижегородская область), Меди ново (Калужская область), Демидово.

Вагоностроение (для производства вагонов необходимо также древесное сырье): Нижний Тагил, Калининград, Новоалтайск, Брянск, Тверь, Мытищи, Абаканский вагоностроительный завод (Хакасия).

Общее машиностроение

Включает группу отраслей, характеризующихся средними нормами потребления металла, энергии, невысокой трудоемкостью. Предприятия общего машиностроения производят технологическое оборудование для нефтеперерабатывающей, лесной, целлюлозно-бумажной, строительной, легкой и пищевой отраслей промышленности.

Как правило, предприятия этих отраслей размешаются в районах потребления продукции. Однако учитываются и такие факторы, как наличие квалифицированных кадров и близость сырьевой базы. Предприятия этой группы широко размещены по территории России.

Среднее машиностроение

Среднее машиностроение объединяет предприятия малой металлоемкости, но повышенной трудоемкости и энергоемкости — это приборостроение, производство средств вычислительной техники, электротехническая промышленность. Оно размещается там, где имеются квалифицированные кадры. Включает группу машиностроительных предприятий, отличающихся узкой специализацией, широкими связями по кооперированным поставкам: автомобилестроение, самолетостроение, станкостроение (производство небольших и средних металлорежущих станков), производство технологического оборудования для пищевой, легкой и полиграфической промышленности.

Одной из главных отраслей среднего машиностроения является автомобилестроение , где наиболее ярко выражена специализация и прослеживаются обширные связи по кооперации. Предприятия автомобильной промышленности построены во многих регионах России. Грузовые автомобили средней грузоподъемности (3-6 т) выпускают Московский (ЗИЛ) и Нижегородский заводы, малой грузоподъемности — Ульяновский завод (УАЗ). Центр по производству большегрузных автомобилей создан в Татарстане: КаМАЗ — Набережные Челны.

Высококлассные легковые автомобили производят в Москве, среднего класса — в Нижнем Новгороде; малолитражные автомобили-в Москве, Тольятти, Ижевске; микролитражные автомобили — в Серпухове. Создана широкая сеть автобусных заводов (Ликино, Павлово, Курган).

Автомобильная промышленность включает также производство моторов, электрооборудования, подшипников и т.д.

Среди факторов, влияющих на размещение предприятий станкостроения, главным образом выступает обеспеченность отрасли квалифицированными трудовыми ресурсами, инженерно-техническим персоналом. Большое развитие станкостроение получило во многих районах. Наряду со старыми, сложившимися районами станкостроения Центра, Москвы и Северо-Запада (Санкт-Петербург), станкостроение получило развитие в Поволжском и Уральском районах.

Продукция приборостроения отличается небольшой материалоемкостью и энергоемкостью, но для ее производства требуется высококвалифицированная рабочая сила и научно-исследовательские кадры. Поэтому около 80% выпуска товарной продукции сосредоточено в европейской части России, в крупных городах (Москве и Московской области, Санкт-Петербурге).

Контрольная работа по экономике машиностроения

Тема: «Определение отрасли»



Введение


Машиностроение как отрасль существует более двухсот лет. По числу занятых и по стоимости выпускаемой продукции оно занимает первое место среди всех отраслей мировой промышленности. Уровень развития машиностроения является одним из важных показателей уровня развития страны. Машиностроение определяет отраслевую и территориальную структуру промышленности мира, обеспечивает машинами и оборудованием все отрасли экономики, производит разнообразные предметы потребления.

Машинотехническая продукция является третьей статьей российского экспорта (после топливно-энергетических товаров и металлов).

В условиях рыночной экономики главным фактором повышения эффективности национальной экономики становятся уже не отдельные достижения науки и техники, а высокий научный и технологический уровень всего производства. Это уровень определяется в первую очередь состоянием машиностроения как отрасли, обеспечивающей потребности в технологическом оборудовании, которое должно обновляться непрерывно.

Машиностроение – это базовая отрасль экономики, определяющая развитие таких комплексов, как топливно-энергетический, транспортный, строительный, химический и нефтехимический и ряд других. От уровня развития машиностроения зависят важнейшие удельные показатели валового внутреннего продукта страны (материалоемкость, энергоемкость) и, как следствие, конкурентоспособность выпускаемой продукции. Современный уровень машиностроения в России, его научно-техническая и производственная базы не отвечают на сегодняшний день возрастающим требованиям экономического и социального развития страны.

Развитие машиностроения напрямую зависит от качества экономического образования менеджеров и инженерно-технических работников предприятий отрасли.


1. Понятие отрасли. Отрасль машиностроения


Народное хозяйство страны включает в себя различные сферы, каждая из которых вносит свой вклад в развитие страны. Основным признаком деления народного хозяйства на различные сферы является участие в создании совокупного общественного продукта. На основе данного критерия сферы народного хозяйства можно объединить в две группы: материальное производство и непроизводственная сфера. В свою очередь эти сферы делятся на отрасли.

Отраслевая дифференциация промышленности – возникновение все новых и новых ее отраслей – это постоянный процесс, обусловленный развитием общественного разделения труда.

Различают три формы общественного разделения труда:

1. Общее разделение труда выражается в разделении общественного производства на крупные сферы материального производства (промышленность, сельское хозяйство, транспорт и пр.);

2. Частное разделение труда проявляется в образовании различных самостоятельных отраслей внутри промышленности, сельского хозяйства и других отраслей материального производства;

3. Единичное разделение труда находит свое выражение в разделении труда непосредственно на предприятии.

Все формы общественного разделения труда взаимосвязаны.

Промышленность состоит из множества отраслей и производств, взаимосвязанных между собой. Основными признаками, отличающими одну отрасль промышленности от другой, являются: экономическое назначение производимой продукции, характер потребляемых материалов, техническая база производства и технологический процесс, профессиональный состав кадров. По этим же признакам различаются и отдельные производства.

Отрасль – это группа качественно однородных хозяйственных единиц (предприятий, организаций, учреждений), характеризующихся особыми условиями производства в системе общественного разделения труда, однородной продукцией и выполняющих общую (специфическую) функцию в национальном хозяйстве.

Материальное производство включает:

· Промышленность;

· Сельское и лесное хозяйство;

· Грузовой транспорт;

· Связь (обслуживающая материальное производство);

· Строительство;

· Торговля;

· Общественное питание;

· Информационно-вычислительное обслуживание и др.

В непроизводственную сферу входят:

· Жилищно-коммунальное хозяйство;

· Пассажирский транспорт;

· Связь (обслуживающая организации непроизводственной сферы и население);

· Здравоохранение;

· Физическая культура и социальное обеспечение;

· Народное образование;

· Культура и искусство;

· Наука и научное обслуживание;

· Кредитование и страхование;

· Деятельность аппарата органов управления.

Отрасль машиностроения является частью машиностроительного комплекса. Машиностроительный комплекс включает в себя 12 крупных отраслей и примерно 100 специализированных отраслей, подотраслей и производств. Машиностроительный комплекс связан со всеми отраслями, так как продукция данного комплекса используется в них как средства производства.

2. Классификация отраслей машиностроения, деление их на группы


В состав комплексных отраслей входят:

· Тяжелое, энергетическое и транспортное машиностроение;

· Химическое и нефтяное машиностроение;

· Станкостроительная и инструментальная промышленность;

· Приборостроение;

· Автомобильная промышленность;

· Транспортное и сельскохозяйственное машиностроение;

· Строительно-дорожное и коммунальное машиностроение;

· Машиностроение для легкой и пищевой промышленности и бытовых приборов;

· Авиационная промышленность;

· Судостроительная промышленность;

· Промышленность средств связи.

В зависимости от того, на какой рынок ориентирована продукция, выпускаемая предприятиями машиностроительного комплекса, их можно объединить в следующие группы:

1. Группа отраслей инвестиционного машиностроения (тяжелое, энергетическое, транспортное, химическое, нефтяное, строительно-дорожное машиностроение), развитие которых определяется инвестиционной активностью топливно-энергетического комплекса, строительного и транспортного комплексов;

2. Группа предприятий тракторного и сельскохозяйственного машиностроения, машиностроения для перерабатывающих отраслей АПК и предприятий легкой промышленности, зависящих от платежеспособности сельхозпроизводителей и переработчиков сельскохозяйственной продукции, а также частично от спроса населения;

3. Электротехника, приборостроение. Станкостроение – группа наукоемких отраслей, так называемых комплектующих, развивающихся вслед за потребностями всех других отраслей промышленности;

4. Автомобильная промышленность, выпуск продукции которой ориентирован на спрос конечных потребителей (производство легковых автомобилей), а также на потребность предприятий, фирм и исполнительных органов власти (производство грузовиков и автобусов).

Отрасли машиностроения могут группироваться также по признаку территориальной принадлежности рынков сбыта:

1. Отрасли импортозамещения. В данную группу включаются такие группы, как автомобильная промышленность, тракторное и сельскохозяйственное машиностроение, транспортное машиностроение, строительно-дорожное машиностроение. Развитие отраслей данной группы определяется инфраструктурным фактором экономики и спросом на их продукцию на внутреннем рынке;

2. Отрасли экспортной ориентации. В данную группу включаются энергетическое машиностроение, электротехническая промышленность, приборостроение по производству различных элементов автоматизированных систем управления (включая многофункциональные производственные комплексы на базе микропроцессорного управления), станкоинструментальная промышленность по производству тяжелых металлорежущих станков и прессов, а также авиа- и судостроение. Они обладают научно-техническим потенциалом, позволяющим им либо выпускать конкурентоспособные изделия, либо создавать их в относительно короткие сроки.

Условные группировки отраслей машиностроения по различным признакам используются для выработки направлений совершенствования отраслевой структуры машиностроения в соответствии с поставленными целями и на основе анализа по заранее сгруппированным отраслям.


3. Факторы, определяющие изменение отраслевой структуры отрасли


Можно выделить следующие группы факторов, определяющих изменение отраслевой структуры отрасли:

1. Научно-технический прогресс – развитие науки и техники способствует развитию новых отраслей, выделению из уже существующих отраслей новых подотраслей, либо ликвидации предприятий или отраслей, не соответствующих требованиям времени;

2. Темпы развития отраслей народного хозяйства, потребляющих продукцию машиностроения – влияние данного фактора сопоставимо с эффектом мультипликатора, ускорение или замедление развития отраслей, потребляющих продукцию предприятий машиностроения, определяет развитие соответствующих отраслей машиностроения;

3. Рост материального благосостояния и культурного уровня населения – изменения в составе потребностей населения напрямую определяют развитие отраслей, производящих продукцию, способную удовлетворить данные потребности.

Постоянное изменение отраслевой структуры машиностроения делает необходимым ее систематический контроль с целью выявления соответствия сложившейся структуры отраслей потребностям народного хозяйства.


4. Показатели для анализа отраслевой структуры промышленности


Для анализа отраслевой структуры промышленности обычно используют следующие показатели:

1. Доля отдельной отрасли в общем объеме промышленного производства и ее изменение в динамике;

2. Доля прогрессивных отраслей в общем объеме промышленного производства и ее изменение в динамике;

3. Коэффициент опережения – выражает отношение темпа роста отрасли или отдельного комплекса к темпу роста всей промышленности:


К оп = Т отр / Т пром,


где, К оп – коэффициент опережения,

Т отр – темп развития отрасли или комплекса,

Т пром – темп развития промышленности.

4. Соотношение между добывающими и перерабатывающими отраслями. Опережающее развитие перерабатывающих отраслей промышленности по сравнению с добывающими обычно характеризует положительные тенденции в развитии экономики страны;

5. Доля военно-промышленного комплекса в общем объеме промышленного производства;

6. Соотношение между группами А (производство средств производства) и Б (производство предметов потребления).

В общем плане отраслевая структура промышленности характеризует:

1. Уровень технического развития страны;

2. Степень экономической самостоятельности страны;

3. Уровень производительности общественного труда.

В промышленно развитых странах, где кризисы и спады производства периодические повторяются, изменение текущей конъюнктуры меньше всего затрагивают выпуск новейшей высокотехнологичной продукции, что создает определенные импульсы для выхода из кризисных ситуаций. Для нашей страны характерно опережающее снижение производства наиболее прогрессивной техники. В результате можно полностью утратить накопленный за предшествующие годы технологический потенциал, хотя и недостаточно качественный, но все же, имеющий принципиальное значение для дальнейшего функционирования экономики.

Структура конечной продукции отечественного машиностроения отличалась «утяжеленностью» и высокой степенью милитаризации. Доля военной техники оставалась достаточно высокой при резком отставании выпуска потребительских товаров и особенно оборудования для непроизводственной сферы. В первой половине 1980-х гг. рост производства продукции инвестиционного машиностроения полностью прекратился, а во второй половине начался спад, перешедший 1990-х гг. в обвальное падение.

Современное состояние машиностроения показывает необходимость продуманной политики государства в отношении оптимизации отраслевой структуры. Совершенствование отраслевой структуры отрасли должно основываться на анализе макроэкономических пропорций экономики. Установление научно обоснованных пропорций в развитии отраслей машиностроения позволяет повысить темпы развития народного хозяйства на базе научно-технического прогресса и достичь максимально возможной экономии общественного труда.

5. Факторы, способствующие совершенствованию отраслевой структуры машиностроения


Эффект от совершенствования отраслевой структуры машиностроения может проявляться в следующем:

1. Рост взаимопроникновения и перераспределения ресурсов осваиваемых производств, с повышением уровня качества продукции от применения наукоемких технологий;

2. Постепенное снижение себестоимости производства за счет эффективного использования ресурсов;

3. Постепенное замещение импортного производства продукцией отечественного машиностроения;

4. Развитие инфраструктуры отраслей машиностроения.

В результате совершенствования отраслевой структуры машиностроения должно сформироваться ядро – совокупность хозяйствующих субъектов, эффективно реагирующих на изменения конъюнктуры рынка и выпускающих конкурентоспособную продукцию.


6. Сырьевые и топливно-энергетические материальные ресурсы, их рациональное использование


Все материальные ресурсы, используемые в промышленности в качестве предметов труда, условно подразделяются на сырьевые и топливно-энергетические.

Сырьевые ресурсы представляют собой совокупность имеющихся в стране предметов труда, которые используются непосредственно для производства различной промышленной продукции.

Под сырьем (сырым материалом) понимают всякий предмет труда, на добычу или переработку которого затрачен труд и который под его воздействием претерпел определенные изменения. К сырью обычно относят продукцию добывающей промышленности (руда, нефть, уголь, песок, щебень) и сельскохозяйственную (зерно, картофель, свекла), а к материалам – продукцию обрабатывающей промышленности (черные и цветные металлы, цемент, мука, пряжа).

Различают:

1. Основные материалы – это материалы, которые в натуральной форме входят в состав готового продукта, составляя его материальную основу;

2. Вспомогательные материалы – это материалы, не входящие в состав готовой продукции, а только способствуют ее формированию.

Топливо и энергия по своей экономической природе относятся к вспомогательным материалам, но в силу особой значимости они выделяются в самостоятельную группу ресурсов. Различают потенциальные и реальные топливно-энергетические ресурсы:

1. Потенциальные топливно-энергетические ресурсы – это объем запасов всех видов топлива и энергии, которым располагает тот или иной экономический район, страна в целом;

2. Реальные топливно-энергетические ресурсы в широком смысле слова – это совокупность всех видов энергии, используемых в экономике страны.

К основным направлениям рационального использования сырьевых и топливно-энергетических ресурсов можно отнести:

1. Улучшение структуры топливного и топливно-энергетического баланса;

2. Более тщательную и качественную подготовку сырья к его непосредственному использованию на промышленных предприятиях;

3. Правильную организацию транспортировки и хранения сырья и топлива – недопущение потерь т снижения качества;

4. Комплексное использование сырья;

5. Химизацию производства;

6. Использование отходов производства;

7. Вторичное использование сырья и др.

7. Краткий анализ отраслей машиностроения. Отраслевые тенденции

В машиностроительном комплексе в ноябре 2009 года отмечено существенное улучшение динамики производства. По сравнению с ноябрем 2008 года спад производства в целом по трем машиностроительным отраслям составил – 17.2% – это лучший показатель за все предыдущие месяцы 2009 года. Однако в наибольшей степени такое улучшение обусловлено фактором низкой базы.

Машиностроение стало одной из немногих отраслей обрабатывающего сектора промышленности, в которой объем производства в ноябре 2009 года был ниже, чем в ноябре 2008 года. Если же сравнивать результат с ноябрем 2007 года, то спад производства за этот период составил более 25%.

Лучшая динамика в ноябре 2009 года наблюдалась в производстве крупного энергетического оборудования, а также в производстве бытовой техники и электроники.

Выпуск гидравлических турбин увеличился по сравнению с ноябрем 2008 года в 2 раза, производство стиральных машин и телевизоров – почти на 20%. Причем объем производства телевизоров в ноябре 2009 года был одним самых больших за последние два года. Он был всего на 0.7% ниже, чем в сентябре 2008 года, когда объем производства телевизоров в России достиг трехлетнего максимума. Рост производства бытовой техники и электроники происходит не столько за счет увеличения спроса на эту продукцию, сколько за счет оптимистических ожиданий производителей и торговых организаций, которые стали заполнять склады в надежде на скорое увеличение потребительского спроса.

Финансовое положение в транспортном машиностроении остается самым тяжелым среди всех отраслей промышленности.

Сальдированный финансовый убыток к началу ноября 2009 года превышал 60 млрд. руб. Это связано с низким внутренним спросом на продукцию российского автомобилестроения, отсутствием доступа к заемному капиталу, большой просроченной задолженностью.

По объему просроченной кредиторской задолженности, как и по объему просроченной дебиторской задолженности, транспортное машиностроение является лидером среди всех отраслей обрабатывающего комплекса российской промышленности. При этом существенная доля просроченной задолженности приходится на задолженность по банковским кредитам, которая за год выросла почти в 10 раз.


Список литературы


1. Грибов В.Д., Грузинов В.П. Экономика предприятия: Учебник. – М.: Финансы и статистика, 2006. – 336 с.: ил.

2. Миронов М.Г., Загородников С.В. Экономика отрасли (машиностроение): Учебник. – М.: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2005. – 320 с.

3. Сергеев И.В. Экономика предприятия: Учеб. пособие. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Финансы и статистика, 2007. – 304 с.: ил.

4. Экономика предприятия: Учебник для вузов/ В.Я. Горфинкель, Е.М. Купряков, В.П. Прасолова и др. – М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1996. – 576 с. ил.

5. Куликов Л.М. Основы экономических знаний: Учебное пособие. – М.: Финансы и статистика, 2000. – 272 с.: ил.

ЗАО «Анализ, Консультации и Маркетинг», аналитический бюллетень «Отрасли российской экономики: производство финансы, ценные бумаги», 18 января 2010 г.


Репетиторство

Нужна помощь по изучению какой-либы темы?

Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.

Введение

В условиях рыночной экономики главным фактором повышения эффективности национальной экономики становятся уже не отдельные достижения науки и техники, какими выдающимися они ни были, а высокий научный и технологический уровень всего производства. Этот уровень определяется в первую очередь состоянием машиностроения как отрасли, обеспечивающей потребности в технологическом оборудовании, которое должно обновляться непрерывно.

Машиностроение производит средства труда - машины и оборудование, аппараты, приборы и вычислительную технику, передаточные устройства, транспортные средства - для всех отраслей народного хозяйства. Оно производит предметы потребления, в основном длительного пользования (легковые автомобили, телевизоры, часы и др.).

Развитие машиностроения напрямую зависит от качества экономического образования менеджеров и инженерно-технических работников предприятий отрасли.

Актуальность выбранной темы заключается в том, что машиностроение является одной из главных отраслей промышленности и народного хозяйства в целом, определяет развитие других отраслей, от уровня развития машиностроения зависят важнейшие удельные показатели валового внутреннего продукта страны (материалоемкость, энергоемкость) и, как следствие, конкурентоспособность выпускаемой продукции.

В данной контрольной работе будет отражена не только отраслевая структура машиностроения, объемы производства, темпы развития отрасли, факторы роста отрасли, жизненный цикл отрасли. Но и охарактеризовано современное состояние комплекса.

Цель контрольной работы - проанализировать отрасль машиностроение.

Для достижения этой цели были поставлены следующие задачи:

1) изучить отраслевую структуру машиностроительного комплекса;

2) рассмотреть ключевые факторы роста;

3) изучить ключевые факторы роста;

4) оценить жизненный цикл отрасли

Объектом контрольной работы является - отрасль машиностроения России.

Предметом - анализ машиностроения России.

При написании работы использовались различные источники информации и широкий круг литературы: учебные пособия и учебники, научные монографии, сведения из интернета.

Характеристика отрасли машиностроения

Современная экономика представляет собой совокупность множества отраслей и производств, взаимосвязанных между собой.

Отрасль - часть экономики, область производственно-экономической деятельности, в которую входят объекты, характеризующиеся единством назначения производимой продукции, общностью технической базы и технологических процессов, особым профессиональным составом кадров. Необходимо отметить, что такое деление достаточно условно, поэтому состав объектов и видов деятельности, включаемых в определенную отрасль, может изменяться.

Все отрасли экономики объединены в две большие группы: отрасли, производящие товары, и отрасли, оказывающие услуги. К отраслям, производящим товары (материальные блага), относятся промышленность, сельское хозяйство, лесное хозяйство, строительство и прочие виды деятельности сферы материального производства.

Машиностроение - комплексная отрасль промышленности, занимающая ведущее место в народном хозяйстве, оно является базой научно-технического прогресса.

Машиностроение как отрасль существует более двухсот лет. По числу занятых и по стоимости выпускаемой продукции оно занимает первое место среди всех отраслей мировой промышленности. Уровень развития машиностроения является одним из важных показателей уровня развития страны. Машиностроение (машиностроительный комплекс) состоит из множеств производящих средств производства, средств обороны, предметы потребления.

Машиностроение включает в себя следующие отрасли, подотрасли и производства:

1. Энергетическое машиностроение.

2. Металлургическое машиностроение.

3. Горношахтное и горнорудное машиностроение.

4. Железнодорожное машиностроение.

5. Подъемно-транспортное.

6. Электротехническое:

а) производство электротехнических машин, оборудования, аппаратуры и изделий производственного назначения;

б) кабельная промышленность;

в) электроламповая промышленность;

г) электроизоляционная;

д) аккумуляторная и элементная.

7. Химическое машиностроение.

8. Производство оборудования и аппаратуры для нефтеперерабатывающей промышленности.

9. Производство оборудования для нефтедобывающей промышленности.

10. Производство оборудования для целлюлозной промышленности.

11. Производство насосокомпрессорного, кислородного и холодильного оборудования.

12. Производство промышленной трубопроводной арматуры.

13. Станкостроительная промышленность:

а) производство металлорежущих станков;

б) производство деревообрабатывающих станков;

в) производство кузнечно-прессового оборудования;

г) производство литейного оборудования.

14. Инструментальная промышленность.

15. Промышленность межотраслевых производств:

а) производство заготовок;

б) производство изделий общемашиностроительного применения.

16. Приборостроение:

а) производство средств вычислительной техники;

б) производство электроизмерительных приборов;

г) производство радиоизмерительных приборов;

д) производство оптических и оптикомеханических приборов и аппаратуры;

е) производство приборов для измерения механических величин;

ж) производство приборов времени;

з) производство приборов для механизации и автоматизации управленческого труда;

и) производство приборов для физических исследований;

к) производство приборов для медицины, физиологии и биологии.

17. Автомобильная промышленность.

18. Подшипниковая промышленность.

19. Тракторное и сельскохозяйственное машиностроение:

а) тракторное машиностроение;

б) сельскохозяйственное машиностроение.

20. Строительно-дорожное машиностроение.

21. Производство оборудования для промышленности строительных материалов.

22. Производство оборудования для торфяной промышленности.

23. Производство оборудования для мелиоративных работ и лесозаготовительной промышленности.

24. Коммунальное машиностроение.

25. Производство технологического оборудования для легкой промышленности.

26. Производство технологического оборудования для текстильной промышленности.

27. Производство технологического оборудования для пищевой и комбикормовой промышленности.

28. Производство технологического оборудования для предприятий торговли и общественного питания.

29. Производство технологического оборудования для полиграфической промышленности.

30. Производство бытовых приборов и машин:

а) производство электробытовых машин и приборов;

б) производство бытовых холодильников;

в) производство бытовых швейных машин.

31. Производство санитарно-технического оборудования и изделий.

Промышленность металлических конструкций и изделий включает в себя:

1. Производство металлических изделий:

производство деревообрабатывающих станков;

а) производственного назначения;

б) непроизводственного назначения.

2. Производство металлических конструкций.

Ремонт машин и оборудования включает:

1. Ремонт металлорежущих и деревообрабатывающих станков и кузнечно-прессового оборудования.

2. Ремонт подвижного состава железных дорог.

3. Ремонт судов.

4. Ремонт грузовых автомобилей и автобусов.

5. Ремонт легковых автомобилей.

6. Ремонт тракторов и сельскохозяйственных машин.

7. Ремонт трамваев, вагонов метро и троллейбусов.

8. Ремонт строительных и дорожных машин и механизмов.

9. Ремонт металлических изделий, бытовых машин и приборов.

10. Ремонт прочего оборудования.

Долгое время отраслевая структура машиностроения отождествлялась с министерством, которое управляло этой отраслью. В современных условиях этот фактор не является определяющим.

Отраслевая структура отражает степень общественного разделения труда. В процессе развития машиностроительного производства происходит формирование новой отраслевой структуры. Так, например, формируется отрасль по производству продукции общемашиностроительного применения.

К продукции общемашиностроительного применения относятся изделия, широко применяемые во всех отраслях машиностроения в большом количестве и имеющих общую технологию их изготовления.

К ней относятся следующие виды продукции:

изделия заготовительных производств: литье чугунное, стальное, цветное, поковки и штамповки горячие, сварные металлоконструкции, изделия из металлических и металлокерамических порошков, из пластических масс, резинотехнические изделия, литейная оснастка и нормализованные детали для литейных цехов;

детали общемашиностроительного применения: зубчатые колеса, валы гладкие, ступенчатые и шлицевые, звездочки для цепных передач, крепежные изделия (болты, винты, гайки, заклепки), цепи приводные, тяговые, грузовые, пластинчатые, круглозвенные; шкивы для плоскоременных и клиноременных передач, подшипники скольжения, втулки, вкладыши, крышки, пружины, узлы и изделия для механизации и автоматизации транспортно-складских операций;

узлы общемашиностроительного применения: редукторы нормализованные, гидроприводы и гидроавтоматика, пневмоприборы и пневмоавтоматика, смазочное оборудование и фильтрующие устройства, муфты включения и выключения, предохранители, колеса грунтовые и другие.

Отраслевая структура машиностроения - это количественное соотношение между отраслями, входящими в состав машиностроения.

Предприятия машиностроения изготовляют:

орудия труда (производственную технику);

технику военного назначения;

технику потребительского назначения для обслуживания других областей деятельности человека (науки, управления, здравоохранения, культуры, быта).

Производственная техника (орудия труда) включает в себя: рабочие и силовые машины, механизмы и оборудование; инструменты, приборы и средства вычислительной техники; аппаратуру управления машинами и технологическими процессами; транспортные средства; передающие устройства.

Под машинами понимаются устройства с согласованно работающими частями для преобразования энергии, материалов или информации. Основное назначение машин - замена производственных функций человека в целях облегчения труда и повышения его производительности.

Под механизмами понимается система звеньев, преобразующих под действием приложенных сил движение одних звеньев в требуемое движение других. Механизмы могут применяться как самостоятельно, так и являться составными частями машин.

Рабочие машины, механизмы и оборудование предназначаются для механического, электрического, термического и химического воздействия на предметы труда в процессе создания продукции или оказания услуг производственного характера (станки, молоты, прессы, электрические печи и т.д.).

Приборы (измерительные и регулирующие) служат для регулирования производственных процессов, проведения испытаний и исследований.

Силовые машины, механизмы и оборудование - это генераторы, двигатели, турбины, силовые трансформаторы, предназначенные для выработки, преобразования и распределения электроэнергии.

Передаточные устройства включают в себя электрические сети, паропроводы, водопроводы, газо- и нефтепроводы и т.п., служащие для передачи энергии от машин двигателей к рабочим машинам.

Транспортные средства включают в себя электро- и тепловозы, автомобили, электро- и автокары, баржи и т.п.

В зависимости от того, на какой рынок ориентирована продукция, выпускаемая предприятиями машиностроительного комплекса, их условно объединяют в четыре группы:

группа отраслей инвестиционного машиностроения (тяжелое, энергетическое, транспортное, химическое, нефтяное, строительно-дорожное машиностроение), развитие которых определяется инвестиционной активностью топливно-энергетического комплекса, строительного и транспортного комплексов;

группа предприятий тракторного и сельскохозяйственного машиностроения, машиностроения для перерабатывающих отраслей АПК и предприятий легкой промышленности, зависящих от платежеспособности сельхозпроизводителей и переработчиков сельскохозяйственной продукции, а также частично от спроса населения;

электротехника, приборостроение, станкостроение - группа наукоемких отраслей, так называемых комплектующих, развивающихся вслед за; потребностями всех других отраслей промышленности, включая и само машиностроение;

автомобильная промышленность, выпуск продукции которой ориентирован на спрос конечных потребителей (производство легковых автомобилей), а также на потребность предприятий фирм и исполнительных органов власти (производство грузовиков и автобусов).

Отрасли машиностроения могут группироваться также по признаку территориальной принадлежности рынков сбыта продукции. По данному критерию отрасли машиностроения условно делятся на две группы:

Отрасли импортозамещения (автомобильная промышленность, тракторное и сельскохозяйственное машиностроение, транспортное машиностроение, строительно-дорожное машиностроение). Развитие отраслей данной группы определяется инфраструктурным фактором экономики и спросом на их продукцию на внутреннем рынке.

Отрасли экспортной ориентации (энергетическое машиностроение, электротехническая промышленность, приборостроение по производству различных элементов автоматизированных систем управления (включая многофункциональные производственные комплексы на базе микропроцессорного управления), станкоинструментальная промышленность по производству тяжелых металлорежущих станков и прессов, а также авиа судостроение). Они обладают научно-техническим потенциалом, позволяющим им либо выпускать конкурентоспособные изделия, либо создавать их в относительно короткие сроки. В частности, отечественное энергетическое и высоковольтное электрическое оборудование по техническим показателям (ресурсы, надежность, мощность, КПД) и уровню цен конкурентоспособно на внешнем рынке.

В целом условные группировки отраслей машиностроения по различным признакам используются для выработки направлений совершенствования отраслевой структуры машиностроения в соответствии с поставленными целями и на основе анализа по заранее сгруппированным отраслям.

В теории выделяются группы факторов, определяющих изменение отраслевой структуры отрасли:

1) научно-технический прогресс (развитие науки и техники способствует развитию новых отраслей, выделению из уже существующих отраслей новых подотраслей, либо ликвидации предприятий отраслей, не соответствующих требованиям времени);

2) темпы развития отраслей народного хозяйства, потребляющих продукцию машиностроения (влияние данного, фактора сопоставимо с эффектом мультипликатора, ускорение или замедление развития отраслей, потребляющих продукцию предприятий машиностроения, определяет развитие соответствующих отраслей машиностроения);

3) рост материального благосостояния и культурного уровня населения (изменения в составе потребностей населения напрямую определяют развитие отраслей, производящих продукцию, способную удовлетворить данные потребности). Постоянное изменение отраслевой структуры машиностроения делает необходимым систематический ее контроль с целью выявления соответствия сложившейся структуры отраслей потребностям народного хозяйства.

Для характеристики отраслевой структуры машиностроения используются следующие показатели:

удельный вес выпуска продукции отдельной отрасли в общем объеме выпуска продукции машиностроения;

удельный вес численности работающих, занятых в отрасли, в общей численности работающих в машиностроении;

удельный вес стоимости основных производственных фондов отдельной отрасли в общей стоимости основных производственных фондов машиностроения;

отраслевой коэффициент опережения (отношение темпа роста производства каждой отрасли к темпу роста машиностроения, либо промышленности в целом).

Чем выше удельный вес первых трех названных показателей и больше коэффициент опережения, тем важнее данная отрасль для народного хозяйства. Определяющим показателем при изучении отраслевой структуры является показатель выпуска продукции в общем объеме выпуска продукции машиностроения.

Конкуренция внутри отрасли. Если в отрасли доминирует слабая концентрация, как в отечественном машиностроении, то цены примерно одинаковы и конкуренция основывается преимущественно на рекламе, стимулировании сбыта и разработке товаров. Интенсивная конкуренция, которая характерна для мирового машиностроительного рынка, также обусловлена различиями в происхождении, структуре издержек, стратегиях и стилях управления конкурирующих компаний. Это говорит о том, что российскому производству для эффективного соперничества на международном рынке необходимо уделять внимание не только производимой продукции, но стратегическому управлению в целом.

На рынках машиностроительной продукции усиливается конкуренция, соперники из развитых и развивающихся стран теснят былые позиции России на мировых рынках. Новым полем конкуренции продукции российских предприятий и иностранных фирм стал внутренний рынок страны. Угрожающего уровня достиг проникновение на российский внутренний рынок готовой продукции машиностроения из ФРГ, Японии, Италии. Эти факты указывают на серьезные стратегические просчеты экономической политики российского правительства. Положение усугубляется тем, что для России характерна специализация на капиталоемких производствах, использующих низкоквалифицированную рабочую силу (например, производство грузовых автомобилей, самолетов, тракторов, двигателей), которые имеют невысокую конкурентоспособность на мировом рынке.

Высокие входные барьеры на рынки машиностроительной отрасли, благодаря высокому уровню требуемых ресурсов, эффективно препятствуют проникновению новых российских игроков, что, теоретически, должно добавлять привлекательности данной отрасли. Потребители имеют возможность выбирать продукцию иностранных компаний. И эти же барьеры являются бесполезными для защиты от внутриотраслевой конкуренции со стороны международных компаний, которые располагают большим капиталом, известным брендом, обширными интеллектуальными ресурсами в виде патентов, собственных разработок, более масштабными рынками сбыта. Это позволяет зарубежным предприятиям экономить на издержках, не нанося ущерб качеству продукции, быстрее окупать инвестиции, что ставит их в более выгодное положение в сравнении с отечественными компаниями.

Жесткая конкуренция со стороны транснациональных компаний пагубно влияет на отечественный машиностроительный сектор, снижая привлекательность отрасли и прибыльность российского бизнеса в этой сфере.

Несмотря на конкуренцию со стороны зарубежных производителей, идет тенденция к инвестированию и модернизации, как производственных мощностей, так и всей системы управления отечественных компаний. В большей степени ситуация в данных отраслях машиностроения зависит прежде всего от стабильности экономики страны и мировой экономики в целом. И если, например, в отраслях автомобилестроения и бытовых приборов технологический разрыв между отечественными и иностранными товарами очень велик, зачастую данные направления используют зарубежные технологии, оборудование, детали, узлы, то продукция отраслей производящие технологическое оборудование по отраслям: строительное, сельскохозяйственное, станкостроение, оборудование легкой, пищевой промышленности, приборостроение и т.д. вполне конкурентоспособна на международных рынках за счет своих собственных разработок. Например, гарантированное качество ОЕМ-компонентов концерна "Тракторные заводы" позволило войти в число поставщиков на конвейеры мировых лидеров машиностроения - Fiat и Caterpillar.

К наиболее значимым факторам, оказывающим влияние на конкурентоспособность отрасли, были отнесены:

позиционирование на мировом рынке, т.е. степень экспортной ориентированности производства (доля экспорта в выпуске и ее динамика);

позиционирование на внутреннем рынке по сравнению с иностранными конкурентами (доля импорта готовой продукции на рынке, ее динамика);

достигнутый технологический уровень отрасли, выражающийся в объеме накопленных инвестиций и качественных характеристиках мощностей, а также прогресс в этой области (интенсивность инвестиционной активности);

отрасль машиностроение продукция

уровень концентрации на рынках (наличие крупных эффективных отечественных компаний), достаточный для конкуренции с мировыми компаниями - лидерами в соответствующих отраслях;

обеспеченность сырьевой базой, развитость кооперационных связей (включенность в кластеры конкурентоспособности), историческая "привязанность" потребителей к производителям;

масштабы теневого сектора и уровень правоприменения.

Рассмотрим на примере железнодорожного машиностроения. Дополнительными факторами конкурентоспособности, помимо быстрого расширения рынка, для этих производств являются: традиционная привязанность потребителей к отечественной продукции, в том числе за счет различий в эксплуатационных стандартах; высокая материалоемкость производства, обеспечивающая конкурентные преимущества для географически близких производств и стимулирующая создание совместных предприятий с иностранными компаниями; относительно высокий уровень концентрации производства.

Рассмотрим сельскохозяйственное машиностроение, электротехника, приборостроение, производство строительно-дорожной техники. В этих отраслях имеются технологические заделы, однако возможность реализации потенциала ограничена из-за наличия сильных конкурентов на мировом рынке, в сравнении с продукцией которых отечественная проигрывает по соотношению "цена - качество"; крайне низкого уровня текущего спроса (отложенный спрос) в отраслях-потребителях (в электроэнергетике, общественном и грузовом автомобильном транспорте, сельском хозяйстве).

Автомобилестроение, особенно производство отечественных марок легковых автомобилей. Основные причины низкой конкурентоспособности - неудовлетворительные эксплуатационные характеристики продукции (прежде всего надежность) из-за низкого качества производства комплектующих и существенное технологическое отставание, проявляющееся в доминировании в структуре выпуска морально устаревших моделей автомобилей.

Рассмотрим станкостроение, химическое, нефтяное, металлургическое машиностроение. Важнейшие факторы, ограничивающие конкурентоспособность:

существенное технологическое отставание российских компаний при сильных позициях иностранных конкурентов;

управленческое отставание и нехватка финансовых ресурсов для освоения новых стандартов ведения бизнеса - от простой продажи оборудования до комплексного обслуживания использования оборудования клиентом в течение всего жизненного цикла (подчас включая и утилизацию);

постепенный приход (прежде всего, в нефтяной промышленности) на российский рынок сервисных иностранных компаний, ориентированных на использование импортного оборудования.

Для современного машиностроения характерны:

Многообразие производимой продукции;

Гибкость и мобильность производства, которая обеспечивается с помощью гибких производственных систем (ГПС);

Широкие межотраслевые связи, порождающие мультипликативный эффект во взаимодействии отраслей машиностроительного комплекса.

Машиностроение является одной из главных отраслей промышленности и народного хозяйства в целом. Почти во всех странах машиностроение занимает ведущее место. Эту отрасль создает все то, что называется "мускульной силой" производства, и от того, насколько машиностроение способно делом откликаться на новшества, зависит состояние практически всех отраслей и экономики в целом.