Опросник завьялова мотивация употребления алкоголя. Методика мотивов потребления психоактивных веществ

Опросник по выявлению особенностей мотивации потребления алкоголя предложен В.Ю.Завьяловым (Завьялов В.Ю. Мотивация потребления алкоголя у больных алкоголизмом и у здоровых // Психологический журнал. - 1986. - № 5.- C.102-111.) для мужчин.

Определенным преимуществом методики является направленность на мотивацию потребления - менее скрываемый фактор, чем количество и частота приема спиртных напитков. Опросник включает 9 шкал по 5 утверждений в каждой; ответ а дает 3 балла, б - 2 балла, в - 1, г - 0 баллов. Шкалы (максимально возможное количество баллов по каждой из шкал - 15, минимальное - 0; чем больше баллов набрано по какой-либо шкале, чем более значимы для обследуемого данные мотивы):

I . Первая триада шкал образует группу "социально-психологических" мотивов приема алкоголя:

1. Традиционные, социально-обусловленные, культурально - распространенные мотивы (утверждения 1,10,19,28,37).

2. Субмиссивные мотивы, отражающие подчинение давлению других людей или референтной группы в плане приема алкоголя (2,11,20, 29,38).

3. Псевдокультурный тип мотивов, свидетельствующий о стремлении человека приспособить свой личный опыт к "алкогольным ценностям" социальной микросреды, в которой он функционирует (3,12,21,30,39).

II. Вторая триада образует группу личностных, персональных мотивов потребления алкоголя:

4. Гедонистические мотивы, отражающие стремление получить физическое и психологическое удовлетворение от действия алкоголя, а также опыт переживания алкогольной эйфории (4,13,22,31,40).

5. Атарактические мотивы, связанные с желанием нейтрализовать негативные эмоциональные переживания - напряжение, тревогу, страх с помощью алкоголя (5,14, 23,32,41).

6. Мотивы гиперактивации поведения (стимулирующий, растормаживающий эффект) и насыщения сенсориума с помощью выпивки, отражающие стремление выйти из состояния скуки, психологической "пустоты", душевного бездействия, либо желание усилить эффективность своего поведения (6,15,24, 33,42).

III. Третья триада образует собственно патологическую мотивацию потребления алкоголя, фактор болезненного влечения:

7. "Похмельная" мотивация - стремление с помощью алкоголя снять абстинентные явления, дискомфорт, связанный с отсутствием алкоголя, улучшить самочувствие (7,16,25,34,43).

8. Аддитивные мотивы, отражающие фиксацию в сознании истинного влечения к алкоголю, "жажду" алкоголя (8,17,26,35,44).

9. Мотивы самоповреждений - стремление пить назло себе и другим в качестве протеста, из-за потери, якобы, перспективы в будущем для себя, утраты смысла жизни (9,18,27,36,45).

До 35 баллов - злоупотребления алкоголем нет, 35-50 баллов - проявления злоупотребления алкоголем, свыше 50 баллов - болезненное пристрастие, злоупотребление (В.Ю.Завьялов, 1986).

МПА

Инструкция : на каждое предлагаемое утверждение дайте один из наиболее подходящих для Вас ответов: а) весьма часто возникает причина или условие приема алкоголя; б) редко, но не менее, чем 2 раза в жизни; в) сомневаюсь; г) совершенно не подходит ко мне.

Ф.И.О.________________________________ Возраст _____________ Дата ______________

№ вопроса

весьма часто возникает причина или условие приема алкоголя; (да)

редко, но не менее, чем 2 раза в жизни;

сомневаюсь

совершенно не подходит ко мне (нет)

1. Выпиваю потому, что неудобно отказаться от выпивки.

2. Считаю, что пить хорошее вино за едой полезно.

3. Пью, чтобы получить удовольствие.

4. Выпиваю, чтобы избавиться от внутреннего напряжения и страха.

5. Пью от скуки, не получается развлекаться без выпивки.

6. Когда выпью, чувствую себя здоровым.

7. Пью потому, что неотступно преследуют мысли о выпивке.

8. Выпиваю назло всем, кто воспитывает и ругает меня за пьянство: жена, начальство, родственники.

9. Выпиваю в день получки и по выходным.

10. Выпиваю с сослуживцами, чтобы не испортить отношения отказом.

11. Считаю, что культурный человек должен разбираться в марках вин, знать виды спиртных напитков.

12. Пью потому, что нравятся приятные ощущения в состоянии опьянения: тепло, расслабление и др.

13. Выпиваю потому, что алкоголь уменьшает боязливость, делает меня смелее.

14. Выпиваю, чтобы изменить свое состояние, обострить чувства и интерес к жизни.

15. Выпиваю, чтобы снять похмелье, не болеть после предыдущей выпивки.

16. Выпиваю помимо собственной воли из-за сильного желания напиться.

17. Напиваюсь потому, что презираю свою жизнь, давно не уважаю себя.

18. Выпиваю по случаю встреч с друзьями, родственниками, приятелями.

19. Не отказываюсь от выпивки, чтобы надо мной не подсмеивались.

20. За оказанные мне услуги расплачиваюсь спиртными напитками и сам принимаю алкоголь в качестве подарка, как это принято.

21. Выпиваю для того, чтобы испытать чувство благополучия и счастья.

22. Пью, чтобы забыть неприятные события, горе, разочарование.

23. Когда выпиваю, время летит быстрее, интересней, а без выпивок тянется долго и нудно.

24. Пока не выпью, чувствую себя скверно, ничего не хочется делать.

25. Выпиваю из-за того, что не могу побороть в себе тяги к алкоголю, желания напиться.

26. Выпиваю из-за духа противоречия, не хочу быть примерным, трезвенником.

27. Выпиваю, чтобы завязать знакомства - деловые и личные.

Мотивация потребления алкоголя у подростков

Все мотивы потребления алкоголя в подростковом (да и не только) возрасте можно разделить на следующие:

1. Эмоциональные: становится веселей жить;

с расстройства, с горя;

с радости;

для разрядки, чтобы снять усталость;

чтобы отвлечься от повседневных забот.

2. Ритуальные: отмечаю праздник.

3. Общение: выпив, легче общаться;

за компанию.

4. Самоутверждение: для преодоления робости, застенчивости;

хочется быть похожим на взрослых;

хочется выделиться среди других.

5. Компенсаторно-восполняющие внутреннее одиночество, пустоту:

от скуки, от нечего делать;

дома не нравится, тоскливо;

не знаю, чем заняться в свободное время;

из-за одиночества.

6. Конформистские: так поступают окружающие.

7. Биологические: для аппетита.

8. «Жизненные»: трудное материальное положение;

плохие жизненные условия.

10. Любопытство.

11.Привычка.

А сейчас попытаемся поподробнее разобрать некоторые из данных мотивов.

Одиночество, заставляющее употреблять спиртные напитки, отражает потребность в принадлежности, включённости в какую-то группу. Подростки значительно чаще людей старшего возраста чувствуют себя одинокими и непонятыми. Чувство одиночества, связанное с возрастными трудностями становления личности, порождает у подростков необходимость общения и группирования со сверстниками, в обществе которых они ищут то, в чём им отказывают взрослые: эмоциональное тепло, спасение от скуки, признание собственной значимости.

Типичная черта подростковых групп - высокая степень конформности. Подростки зачастую некритически относятся к мнению группы и её лидеров. Желание быть «как все», которое распространяется не только на одежду, но и на эстетические вкусы, а главное - на стиль поведения, часто приводит к различным девиациям, например, употребление алкоголя.

По мере взросления усиливается роль компании в потреблении спиртных напитков, так как у них есть проблемы, с которыми в сложных условиях потребление спиртных напитков связано вплотную. Это проблемы общения, проблемы признания в коллективе, проблемы утверждения своей взрослости. С помощью алкоголя они решаются легче, но не лучше.

Робость, застенчивость - самая распространённая коммуникативная трудность подросткового возраста. Застенчивость считается нежелательным качеством, и подростки стремятся от неё избавиться не лучшим путём, употребляя алкогольные напитки.

Трудное материальное положение и плохие жилищные условия также влияют на состояние подростка. Он постоянно находится в напряжении, ему кажется, что он не такой как все, что все смотрят на него с некоторым пренебрежением и у него может выработаться очередной комплекс неполноценности. Алкоголь же помогает утопить эти проблемы, и подросток часто выбирает именно этот способ.

Алкоголизм и девиантное поведение

Характер влияния алкоголя на организм человека давно и подробно изучен физиологами и медиками. Что касается подростков, то острое алкогольное отравление приводит, например, по данным В. И. Демченко (1980)...

Похититель рассудка - так именуют алкоголь с давних времен. Об опьяняющих свойствах спиртных напитков люди узнали не менее чем за 8000 лет до нашей эры - с появлением керамической посуды...

Гендерные особенности употребления алкоголя в подростковом возрасте

Отметим, что подростковый возраст в большинстве случаях психологических подходов и теорий рассматривается как противоречивый и критический этап развития личности. А личностные особенности, связанные с ответственностью, рефлективностью...

Глобализация как причина изменения трудовых отношений. Профессия психолога в условиях глобализации

Психология потребления изучает реакцию индивида на продукцию или услугу с целью описания, объяснения и влияния на отклик потребителя. Какие конкретные задачи ставит общество перед психологами...

Гуманистическая теория личностного развития А.Маслоу, путь к самоактуализации

В дополнение к своей иерархической концепции мотивации Маслоу выделил две глобальные категории мотивов человека: дефицитные мотивы и мотивы роста. Первые (также называемые дефицитарными, или Д-мотивами) заключают в себе чуть больше...

1.1.1 Потребность и мотив Потребность определяется как нужда в чем-то, как внутренняя сила, которая может реализоваться только в деятельности. Первоначально потребность выступает как условие, как предпосылка деятельности...

Мотивы, ожидаемое действие и последствия употребления алкоголя и наркотиков у мужчин с алкоголизмом и наркоманией

Мотивы, ожидаемое действие и последствия употребления алкоголя и наркотиков у мужчин с алкоголизмом и наркоманией

Употребление алкоголя и наркотиков часто связывают с негативными последствиями, которые могут приводить к различным типам травм, агрессии, межличностным конфликтам, насилию, правовым нарушениям, самоубийствам. Это объясняется тем...

Насилие в семье

Алкоголь длительное время считался раскрепощающим средством или стимулятором агрессивных действий. Здравый смысл подсказывает, что пьянство повышает шансы быть втянутым во враждебные взаимоотношения. Кроме того, люди...

Психодиагностика и коррекция осужденных страдающих алкогольной зависимостью

Ученые изучили алкоголь досконально. Однако социологические опросы показывают, что наши бытовые представления об алкоголе часто противоречат научным данным. Людям свойственно больше ориентироваться на личный опыт и собственные ощущения...

Психофизиоогические и психологические основы безопасности труда

Злоупотребление алкоголем является частой причиной несчастных случаев на производстве. По данным Всемирной организации здравоохранения, до 30% травм, полученных на производстве, связано с употреблением алкоголя...

Роль жены в профессиональной успешности мужа в контексте его представлений о влиянии

Представлениям о потребности в достижениях служит источник понятия Ф. Хоппе «я-уровень», обозначающий стремление индивида удерживать самосознание с помощью высокой личной планки достижений или уровня притязаний...

Роль семьи в профилактике зависимости от алкоголя у подростков

Базовой концепцией семейной профилактики является концепция социальной поддержки. Именно формирование семьи как социально-поддерживающей системы является основой профилактической деятельности...

Семья в профилактике и преодолении алкоголизации и курения подростков

Основу любого алкогольного напитка составляет этиловый спирт, или этанол, или винный спирт - бесцветная, летучая, воспламеняющаяся жидкость, которая смешивается с водой в любых соотношениях...

Экономическая психология

Формирование зависимости от ПАВ обусловлено взаимодействием генетических, физиологических, психологических и социальных факторов .

Генетический фактор состоит в той роли, которая принадлежит наследственности в формирования зависимости от ПАВ: «у больных с отяго­щённой наследственностью непреодолимое влечение к ал­коголю возникает значительно раньше и темпы развития алкоголизма носят ускоренный характер по сравнению с больными с неотягощённой наследственностью. Следует, однако, подчеркнуть, что с годами эти различия постепен­но стираются, и в отдалённых стадиях отмечается прибли­зительно одинаковая картина болезни у всех больных» .

Физиологические факторы, способствующие формированию зависимости, определяются, с одной стороны, влиянием алкоголя и наркотиков на состояние организма (например, согревающим воздействием алкоголя), с другой стороны, особенностями организма человека. Так, например, большое значение в происхождении алкоголизма отводят нарушениям обмена веществ и индивидуальным характеристикам иммунитета .

Социальные факторы играют наиболее важную роль на начальных стадиях развития зависимости формирования зависимости дифференцируются на две группы :

  1. Макросоциальные – обусловленные социально-экономической и политической структурой общества. В настоящее время макросоциальная среда характеризуется непрерывным увеличением объема информации, кризисом институтов брака и семьи, нарастанием относительной социальной изоляции и отчужденности людей при повышении уровня занятости, ответственности, дефицита времени – все это порождает эмоциональную депривацию людей и способствует формированию нарушений поведения. Применительно к употреблению алкоголя, кроме того, следует отметить доступность алкогольных напитков и, самое главное, тысячелетние традиции употребления спиртного в самых разнообразных ситуациях, что так же благоприятствует формированию алкогольной аддикции членов общества.
  2. Микросоциальные – связанные с непосредственным социальным окружением человека, в первую очередь, с его семьей: «Среди лиц, страдающих алкоголизмом, большинство составляют холостые, одинокие, разведенные. … Отмечают значение многих факторов: неблагоприятные взаимоотношения между родителями, раннее приобщение к спиртному, обычаи ближайшего социального окружения, ориентированные на потребление спиртного, общепринятые алкогольные традиции, установка на привычное потребление спиртного, хронические конфликты в собственной семье, низкий культурный уровень, нецеленаправленное использование свободного времени, воздействие профессионально-производственной группы» .

Психологические факторы связаны со способностью ПАВ вызывать состояние эйфории. Употребление алкоголя и наркотиков приводит к повышению настроения, снятию тревоги, напряже­ния, страха, «с их помощью снимается или ослабляет­ся физическая боль (анестезирующее действие), преодоле­ваются или же ослабляются душевные волнения и тревоги (седативный эффект), усталость (психостимуляторы) и др. … Кол­лективный, совместный прием наркотических средств по­могает сближению, общению, вырабатывает чувство сопричастности» .

Именно порождаемое приемом ПАВ состояние эйфории лежит в основе формирования психологической зависимости: такой эффект опьяняющего вещества приводит к субъективному восприятию ПАВ в позитивном, психологически привлекательном свете.

Короленко выделяет следующие виды мотивации употребления ПАВ по критерию преобладания того или иного фактора, побуждающего человека к приему наркотиков или алкоголя:

  1. Атарактическая мотивация – стремление к употреблению ПАВ с целью смягчения или устранения явлений эмоционального дискомфорта. Вещество, вызывающее опьянение, используется как лекарственный препарат, снимающий негативные феномены и симптомы душевного неблагополучия (тревогу, депрессивные переживания). Употребление вещества может быть направлено также на купирование внутриличностного конфликта при психогенных расстройствах.
  2. Гедонистическая мотивация – если атарактическая мотивация приводит эмоциональное состояние в норму из сниженного, то гедонистическая способствует повышению нормального (не сниженного) настроения. Гедонистическая направленность проявляется в получении удовлетворения, чувства радости, эйфории от приема веществ на фоне обычного настроения.
  3. Мотивация с гиперактивацией поведения основывается на активирующем эффекте ПАВ. В качестве мотивации при этом выступает стремление вывести себя из состояния пассивности, безразличия, апатии и бездействия. С этой целью используют вещества, провоцирующие необычную, запредельную живость реакции и активность.
  4. Субмиссивная мотивация применения веществ отражает неумение противостоять давлению окружающих, неспособность отказаться от предлагаемого окружающими приема алкоголя, наркотических лекарственных или ненаркотических лекарственных веществ, которая является следствием специфических личностных особенностей субъекта с чертами робости, застенчивости, конформности, тревожности.
  5. Псевдокультурная мотивация основывается на мировоззренческих установках и эстетических пристрастиях. Поведение индивида при этом носит характер причастности к традиции, культуре, избранному кругу лиц. При псевдокультурной мотивации важным является не столько само употребление веществ, сколько демонстрация этого процесса окружающим.

Переход от непатологических стадий аддиктивного поведения к алкоголизму или наркомании связан с формированием условного рефлекса : «Любая аддикция формируется на последовательном чередовании специ­фических психологических состояний, когда переживание напряжения, эмоциональной боли, чувства одиночества сменяется сильным положитель­ным ощущением и запоминается путь приобретения этого опыта устране­ния неприятностей. Аддиктивное поведение развивается как субъективная фиксация на том, что человек считает для себя безопасным и успокаиваю­щим. Мучительные события жизни у лица, не имеющего ни сил, ни умения преодолевать трудности, порождают нестерпимую жажду мгновенного их устранения или немедленного счастья (Короленко, 1994). Если удается осуществить желаемое каким-то искусственным способом, то формируется связь между этим состоянием и действием, приведшим к нему. Каждое последующее подобное отрицательное переживание будет ус­корять появление указанного действия. В результате человек попадает в ловушку, стремясь достичь сиюминутного удовольствия, даже зная об отдален­ных негативных последствиях. По этому механизму наркоман тянется к игле, курильщик – к сигарете, алкоголик – к стакану. Каждое очередное действие аддикта усиливает вероятность своего повторения че­рез все более короткие промежутки времени» .

Таким образом, процесс формирования психической зависимости связан с естественным стремлением человека к психологическому комфорту и осуществляется на эмоциональном уровне: происходит фиксация на одном конкретном способе достижения комфорта, все другие исключаются или отодвигаются на второй план и используются все реже.

Однако постоянный прием алкоголя или наркотиков вызывает адаптацию организма к данному ПАВ, вследствие которой для достижения эйфорического эффекта от случая к случаю необходимо увеличение дозы приема алкоголя или наркотиков. Увеличение доз, в свою очередь, приводит к необходимости усиления адаптации организма, и в результате организм приспосабливается к ПАВ путем включения алкоголя или наркотика в обмен веществ – возникает физическая зависимость . Включение ПАВ в обмен веществ сопровождается возникновением абстинентного синдрома в ответ на прекращение употребления алкоголя или наркотиков («похмелье» алкоголика, «ломка» наркомана). При этом «даже при отсутствии эйфории приём наркотика стано­вится необходимым для прекращения мучительных, тягос­тных ощущений, возникающих в период абстиненции» .

Таким образом, мотивация употребления алкоголя и наркотиков различается на разных стадиях приема ПАВ. Если на начальных стадиях употребления ПАВ прием алкоголя и наркотиков происходит под воздействием преимущественно социальных факторов, то дальнейшее употребление ПАВ приводит к формированию условного рефлекса и возникновению на этой основе психической зависимости, а затем осуществляется адаптация организма к алкоголю или наркотикам, и тем самым формируется физическая зависимость.

Построение классификации мотивов потребления алкоголя- следующий важный шаг на пути создания психологической теории личности больного алкоголизмом. Среди отечественных авторов наиболее удачную попытку в этом отношении предпринял В. Ю. Завьялов . С помощью созданной им методики было изучено три группы мотивов потребления алкоголя. Первую из них составили социально-психологические мотивы, которые были разделены на: а) традиционные, социально и культурно обусловленные; б) субмиссивные, отражающие подчинение давлению других людей или референтной группы; в) псевдокультурные, выраженные в стремлении приспособить свой личный опыт к алкогольным ценностям социальной микросреды, в которой субъект функционирует. Вторую группу образовали личностные мотивы: а) гедонистические, связанные с получением эйфории, физического и психического удовольствия; б) атарактические, связанные с желанием нейтрализовать с помощью алкоголя негативные эмоциональные переживания, например тревогу, страх; в) гиперактивации поведения (стимулирующий, растормаживающий эффекты) и насыщения сенсориума с помощью выпивки, отражающие стремление выйти из состояния скуки, психологической пустоты, незанятости, душевного бездействия, либо желание усилить эффективность своего поведения. В третью группу были включены собственно патологические мотивы потребления алкоголя: а) похмельная мотивация, при которой алкоголь принимается как лекарство; б) аддитивные, отражающие фиксацию в сознании истинного (имеется в виду биологического.- Т. Н. и С. Ц.) влечения к алкоголю - жажду алкоголя; в) самоповреждения - стремление пить назло себе и другим в знак протеста, из-за потери якобы перспективы в будущем, утраты смысла трезвой жизни.

На основе модели, созданной теоретическим путем, В. Ю. Завьяловым разработан опросник, позволяющий установить выраженность того или иного мотива. Факторный анализ данных, полученных с помощью этой методики, позволил интерпретировать 3 фактора. Первый из них назван аддитивным и отражает потребление алкоголя с различными мотивами психологического характера, описанными во второй и третьей группах; социальные традиции выступают при этом удобным прикрытием для реализации больными своих намерений. Второй фактор описывает больных с доминированием примитивных органических потребностей. Третий - отражает ту часть алкоголиков, у которых зависимость от нормативов и микрогруппы оказывается решающей.

В. Ю. Завьялов обращает внимание на то, что источники связанной с влечением к алкоголю мотивации могут корениться на трех различных уровнях, среди которых особое значение имеет возможность доступа с помощью алкоголя к ресурсной системе личности (силе, агрессивности, уверенности в себе) и атрибуция ответственности за этот «криминальный» доступ самому фармакологическому эффекту алкоголя.

Однако автор не сделал в своих рассуждениях важного, на наш взгляд, шага, необходимого для понимания существа влечения к алкоголю,- не представил принципиального различия между мотивацией обращения к алкоголю на психологическом и соматическом уровнях. Ведь похмельная мотивация или даже псевдоабстинентное состояние коренным образом отличаются от мотивации обращения к алкоголю в период трезвости. Конечно, нельзя отрицать, что даже при выраженной биологической «тяге» к спиртному ее опредмечивание будет зависеть также и от индивидуально-психологических и ситуационных факторов. Однако в значительно большей степени это переживание сродни голоду или жажде, т. е. органическим потребностям, которые в определенных условиях (при большой силе и наличии ограничений к удовлетворению) могут становиться влечениями. Совершенно иной механизм лежит в основе влечения к алкоголю, возникшего в результате хронической фрустрации какой-либо психологической потребности, когда обращение к алкоголю выступает в качестве средства неадекватного опредмечивания этой потребности.

В других исследованиях вопрос о мотивах обращения к алкоголю ставился многократно и решался главным образом в зависимости от теоретических ориентации авторов.

Методика В.Ю. Завьялова предназначена для изучения мотивации потребления алкоголя. Основополагающим методом исследования является тестирование. Методика предназначена для подростков и юношей 14 – 17 лет. Исследование проводит педагог-психолог 1 раз в год. Результаты исследования предназначены для заместителей руководителей по учебно-воспитательной работе, преподавателей, воспитателей, кураторов учебных групп, классных руководителей, мастеров производственного обучения, социального педагога. Методика проводится в стандартных условиях учебных заведений (возможна групповая и индивидуальная формы тестирования). Интерпретация результатов проводится в соответствии с ключом оценки и обработки данных исследования.

МЕТОДИКА ИССЛЕДОВАНИЯ

Модификационный вариант опросника по выявлению особенностей мотивации потребления алкоголя (МПА). Используемый в работе вариант состоит из 45 утверждений от первого лица:

1. Выпиваю по праздникам для усиления чувства радости;

2. Выпиваю, потому, что неудобно отказаться от выпивки;

3. Считаю, что пить хорошее вино за едой полезно;

4. Пью, чтобы получить удовольствие;

5. Выпиваю, чтобы избавиться от внутреннего напряжения и страха;

6. Пью от скуки, не получается развлекаться без выпивки;

7. Когда пью, чувствую себя здоровым;

8. Пью потому, что неотступно преследуют мысли о выпивке;

9. Выпиваю назло всем, кто ругает меня за пьянство: жена, начальник, родня;

10. Выпиваю в день получки и по выходным;

11. Выпиваю с сослуживцами, чтобы не испортить отношения отказом;

12. Считаю, что культурный человек должен разбираться в марках вин, знать виды спиртных напитков;

13. Пью потому, что нравятся приятные ощущения в состоянии опьянения: тепло, расслабление и др.;

14. Выпиваю потому, что алкоголь уменьшает боязливость, делает меня сильнее;

15. Выпиваю потому, чтобы изменить свое состояние, обострить чувства и интерес к жизни;

16. Выпиваю, чтобы снять похмелье, не болеть после предыдущей выпивки;

17. Выпиваю помимо собственной воли из-за сильного желания напиться;

18. Напиваюсь потому, что презираю свою жизнь, давно не уважаю себя;

19. Выпиваю по случаю встреч с друзьями, родственниками, приятелями;

20. Не отказываюсь от выпивки, чтобы надо мной не подсмеивались;

21. За оказанные мне услуги расплачиваюсь спиртными напитками и сам принимаю алкоголь в качестве подарка, как это принято;

22. Выпиваю для того, чтобы испытать чувство благополучия и счастья;

23. Пью, чтобы забыть неприятные события, горе разочарования;

24. Когда выпиваю, время летит быстрее, интересней, а без выпивок тянется долго и нудно;

25. Пока не выпью, чувствую себя скверно, ничего не хочется делать;

26. Выпиваю из-за того, что не могу перебороть с себе тяги к алкоголю, желания напиться;

27. Выпиваю из-за духа противоречия, не хочу быть примерным, трезвенником;

28. Выпиваю, чтобы завязать знакомства – деловые и личные;

29. Меня вынуждает выпивать компания или группа знакомых, общение с которыми мне приятно;

30. Выпиваю потому, что употребление хороших вин и высококачественного алкоголя – признак материального благополучия и культуры;

31. Выпиваю потому, что выпивка способствует приятному времяпрепровождению, общению, развлечениям;

32. Выпиваю, чтобы избавиться от чувства вины и плохого настроения;

33. Пью потому, что выпивка прибавляет сил и энергии, возбуждает меня;

34. Выпиваю с утра для бодрости, чтобы восстановить работоспособность;

35. Выпиваю без всяких поводов и причин, когда есть что выпить;

36. Пью потому, что меня считают «пропащим человеком», неудачником или алкоголиком;

37. Выпиваю потому, что так принято: «обмывать» покупку, сделку, законченную работу, важные события в жизни;

38. Если бы не пьющие друзья, я бы столько не пил, сколько пью;

39. Стремлюсь выпивать культурно: умеренно в «эстетической обстановке», за хорошим столом;

40. Выпиваю потому, что хорошая закуска вызывает радостное чувство и желание выпить;

41. Выпивка избавляет меня от чувства тревоги и беспокойства;

42. Когда выпью, становлюсь смелее, могу пойти на риск, чувствую себя настоящим мужчиной;

43. Выпиваю, чтобы уменьшить дрожь в руках и улучшить самочувствие;

44. Выпиваю автоматически, как только вижу спиртное;

45. Пью потому, что совсем не дорожу своей жизнью;

На каждое из этих утверждений испытуемый должен дать подходящий для него ответ:

- «весьма часто возникает причина или условие приема алкоголя» –3 балла;

- «редко, но не менее, чем 2 раза в жизни» – 2 балла;

- «сомневаюсь» –1 балл;

- «совершенно не подходит ко мне» -- 0 баллов.

КРАТКОЕ ОПИСАНИЕ ШКАЛ

Первая триада шкал образует группу «социально-психологических» мотивов приема алкоголя:

1. Традиционные, социально обусловленные, культурно распространенные мотивы (утверждения 1, 10,19,28, 37).

2 Субмиссивные мотивы, отражающие подчинение давлению других людей или референтной группы в плане приема алкоголя (2, 11, 20, 29, 38).

3. Псевдокультурный тип мотивов, свидетельствующий о стремлении человека приспособить свой личный опыт к «алкогольным ценностям» социальной микросреды, в которой он функционирует (3, 12, 21, 30, 39).

Вторая триада образует группу личностных, персональных мотивов потребления алкоголя:

4. Гедонистические мотивы, отражающие стремление получить физическое и психологическое удовольствие от действия алкоголя и также опыт переживания алкогольной эйфории (4, 13, 22, 31. 40).

5. Атарактические мотивы, связанные с желанием нейтрализовать негативные эмоциональные переживания – напряжение, тревогу, страх – с помощью алкоголя (5, 14, 23, 32, 41).

6. Мотивы гиперактивации поведения (стимулирующий, растормаживающий эффект и насыщение сенсориума с помощью выпивки, отражающей стремление выйти из состояния скуки, «психологической» пустоты, незанятости, душевного бездействия, либо желание усилить эффективность своего поведения (6, 15. 24, 33. 42).

Третья триада образует собственно патологическую мотивацию употребления алкоголя, фактор болезненного влечения к алкоголю:

7. «Похмельная» мотивация – стремление с помощью алкоголя снять абстинентные явления, дискомфорт, связанный с отсутствием алкоголя, улучшить самочувствие (алкоголь – как лекарство) (7, 16, 25, 34, 43).


  1. Аддиктивные мотивы, отражающие фиксацию в сознании истинного влечения к алкоголю, «жажду алкоголя» (8, 17, 26, 35, 44).

  2. Мотивы самоповреждения – стремление пить назло себе и другим в качестве протеста, из-за потери, якобы, перспективы в будущем для себя, утраты смысла трезвой жизни (9, 18, 27, 36, 45).
Результат тестирования представляет цифровое выражение (от 0 до 15) по каждой шкале. Максимальные оценки выявляют доминирование того или иного вида мотивов потребления алкоголя, а все шкалы вместе отражают структуру (профиль) мотивации потребления алкоголя (МПА). Суммарная оценка по всем шкалам дает цифровое выражение общего мотивационного напряжения в поисках алкоголя. Данный метод, естественно, не охватывает всех аспектов мотивации потребления алкоголя, а дает только приближенное модельное описание и цифровой материал для математической обработки изучаемого явления.

Практически интервал 35-50 балов может служить диагностическим критерием алкогольной зависимости, выявляет высокий уровень мотивации потребления алкоголя.